Программа Основ безопасности жизнедеятельности
рабочая программа по обж (10 класс)

Авдеев Андрей Сергеевич

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». 

Разработчик:  Авдеев Андрей Сергеевич, преподаватель НППК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образованияНовосибирской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

 «Новосибирский профессионально-педагогический колледж»

СОГЛАСОВАНО

                                                                                                Заместитель директора

                                                                                                по учебной работе

                                                                                                 _____________ С.В.Белина

         «____» __________  2020г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОУД.07 «Основы безопасности жизнедеятельности»

 (базовый уровень, технический, естественнонаучный профиль)

Новосибирск

2020 г

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 07 «Основы безопасности жизнедеятельности»разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный законом от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

Письмом Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
иДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднегопрофессионального образования на базе основного общего образования с учетом требованийфедеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии илиспециальности среднего профессионального образования»;

Примерной программой общеобразовательнойучебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением«Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»)в качестве примерной программы для реализации основной профессиональнойобразовательной программы СПО на базе основного общего образованияс получением среднего общего образования.Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области  «Новосибирский профессионально-педагогический колледж»

Разработчик:  

Авдеев Андрей Сергеевич преподаватель.

                                

Рабочая программа  рассмотрена на заседании ПЦК общеобразовательных и гуманитарных дисциплин  

Протокол № 1 от  «1сентября 2020г.

Председатель ПЦК _____________ Виниченко Е.П

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.............................................................................4
  2. Общая характеристика учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»                                                             ...................5
  3. Место учебной дисциплины в учебном плане.......................................5
  4. Результаты освоения учебной дисциплины...........................................6
  5. Содержание учебной дисциплины.........................................................10
  6. Тематическое планирование...................................................................15
  7. Тематический план................................................................. …………16
  8. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов..16
  9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

программы учебной дисциплины  «Основы безопасности жизнедеятельности».................................................................20

     10  Рекомендуемая литература.....................................................................21


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Программа общеобразовательной учебной дисциплины  «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке  специалистов среднего звена для  специальностей  среднего профессионального образования:          09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям),   входящей в состав укрупненной группы профессий  09.00.00 Информатика и вычислительная техника;

44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы профессий 44.00.00 Образование и педагогические науки.

25.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство», входящих в состав укрупнённой группы профессий 250000 «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов»

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» , в соответствии с Рекомендациями по организации получениясреднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднегопрофессионального образования на базе основного общего образованияс учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмоДепартамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПОМинобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

Содержание рабочей программы ориентировано на достижение следующих целей:

• повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности,

общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные

интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности,общества и государства);

• снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

• формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношенияк приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

• обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

Программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» включает содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), виды самостоятельных работ, учитывая специфику программы подготовки специалистов среднего звена,осваиваемой специальности.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательнымиорганизациями в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, программы подготовки  специалистов среднего звена (ППССЗ).

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Общеобразовательная учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучает риски производственной, природной, социальной, бытовой, городскойи других сред обитания человека как в условиях повседневной жизни, так и привозникновении чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социальногохарактера. Данная дисциплина является начальной ступенью в освоении норм иправил безопасности и обеспечении комфортных условий жизнедеятельности.

Основными содержательными темами программы являются: введение в дисциплину, обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья, государственнаясистема обеспечения безопасности населения, основы обороны государства и воинскаяобязанность, основы медицинских знаний.

Действующее законодательство предусматривает обязательную подготовку по основам военной службы для лиц мужского пола, которая должна проводиться во всехпрофессиональных образовательных организациях, реализующих образовательнуюпрограмму среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базеосновного общего образования. В связи с этим программой предусмотрено проведениев конце учебного года для обучающихся мужского пола пятидневных учебных сборов(35 часов), сочетающих разнообразные формы организации теоретических и практи-

ческих занятий. В итоге у юношей формируется адекватное представление о военнойслужбе, развиваются качества личности, необходимые для ее прохождения.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» завершается подведением итогов в форме дифференцированногозачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОПСПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

Содержание рабочей программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у студентов развиваются и совершенствуются познавательная,социальная,коммуникативная,предметная,ценностно-смысловая,общекультурная, информационнаякомпетенции,а также компетентности в области использования информациионно-коммуникационных технологий.

  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая культура, экологияи основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПОна базе основного общего образования, учебная дисциплина «Основы безопасностижизнедеятельности» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОПСПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образония (ППКРС, ППССЗ).В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Основыбезопасности жизнедеятельности» — в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общегообразования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиляпрофессионального образования.

4.  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:

личностных:

− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспе-

чивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних

и внутренних угроз;

-  антикоррупционное мировоззрение;

-  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

− готовность к служению Отечеству, его защите;

− формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осо-

знанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

− исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природ-

ной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной цен-

ности;

− освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природ-

ного, техногенного и социального характера;

Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.

метапредметных:

− овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; ана-

лизировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на

безопасность жизнедеятельности человека;

− овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасно-

му поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных

ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать

результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генери-

ровать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной

безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

− приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации

в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных ис-

точников и новых информационных технологий;

− развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседни-

ка, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное

мнение;

− формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять раз-

личные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвы-

чайных ситуаций;

− формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по ха-

рактерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной

информации, получаемой из различных источников;

− развитие умения применять полученные теоретические знания на практике:

принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в кон-

кретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и

индивидуальных возможностей;

− формирование умения анализировать явления и события природного, тех-

ногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения

и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного по-

ведения;

− развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участво-

вать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное

решение в различных ситуациях;

− освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;

- приобретение опыта локализации возможных опасных −− ситуаций, связанных

с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

− формирование установки на здоровый образ жизни;

− развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости,

гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать

необходимые умственные и физические нагрузки;

Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

2) для обучающихся с расстройствами аутентического спектра:

способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

овладение умением активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;

Выпускник на базовом уровне научится:
Основы комплексной безопасности
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов,
определяющих правила и безопасность дорожного движения;

- использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;

– оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;

– объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным средством;

– действовать согласно указанию на дорожных знаках;

– пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;

– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

– составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);

– комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;

– использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;

оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;

– распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;

– описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;

– определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;

– опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости;

– опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;

– пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей среды;

– прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;

– составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки;

– распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;

– соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;

– использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;

– пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби;

прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби;

– применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби;

– распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;

– использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте;

– пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;

– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;

– составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.

Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций

– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;

– использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;

– раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

– приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и

чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;

– приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;

– использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля;

– действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;

– вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;

– прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

– пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

– составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации

– Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;

– объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;

– оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;

– раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму;

– объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму;

– комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;

– описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;

– пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности;

– использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;

– распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;

– распознавать симптомы употребления наркотических средств;

– описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств;

– использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью;

– описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности;

– описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;

– составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.

Основы здорового образа жизни

– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни;

– использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения и реализации своих прав;

– оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;

– описывать факторы здорового образа жизни;

– объяснять преимущества здорового образа жизни;

– объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;

– описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;

– раскрывать сущность репродуктивного здоровья;

– распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье;

– пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания первой помощи;

– использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;

– оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;

– отличать первую помощь от медицинской помощи;

– распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию;

– оказывать первую помощь при неотложных состояниях;

– вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;

– выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;

– действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения;

– составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему;

– комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучия населения;

– использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;

– оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний;

– классифицировать основные инфекционные болезни;

– определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

– действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологического очага.

Основы обороны государства

– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны государства;

– характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;

– описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты;

– приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;

– приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;

– раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;

– разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;

– оперировать основными понятиями в области обороны государства;

– раскрывать основы и организацию обороны РФ;

– раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;

– объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;

– описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время;

– характеризовать историю создания ВС РФ;

– описывать структуру ВС РФ;

– характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;

– распознавать символы ВС РФ;

– приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.

Правовые основы военной службы

– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской обязанности граждан и военной службы;

– использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

– оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной службы;

– раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ;

– характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;

– раскрывать организацию воинского учета;

– комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;

– использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы по призыву, контракту;

– описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;

– объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского звания;

– различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;

– описывать основание увольнения с военной службы;

– раскрывать предназначение запаса;

– объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;

– раскрывать предназначение мобилизационного резерва;

– объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.

Элементы начальной военной подготовки

– Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;

– использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;

– оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;

– выполнять строевые приемы и движение без оружия;

– выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;

– выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;

– приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;

– описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;

– выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;

– описывать порядок хранения автомата;

– различать составляющие патрона;

– снаряжать магазин патронами;

– выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;

– описывать явление выстрела и его практическое значение;

– объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника;

– объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;

– выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям;

– объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;

– выполнять изготовку к стрельбе;

– производить стрельбу;

– объяснять назначение и боевые свойства гранат;

– различать наступательные и оборонительные гранаты;

– описывать устройство ручных осколочных гранат;

– выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;

– выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;

– объяснять предназначение современного общевойскового боя;

– характеризовать современный общевойсковой бой;

– описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования;

– выполнять приемы «К бою», «Встать»;

– объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;

– выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);

– определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местных предметов;

– передвигаться по азимутам;

– описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1);

– применять средства индивидуальной защиты;

– действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;

– описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;

– раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;

– выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.

Военно-профессиональная деятельность

– Раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;

– объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

– оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военно-профессиональной деятельности;

– характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных заведениях;

– использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Основы комплексной безопасности

Объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет на нее .

Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций

Устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.

Основы обороны государства

Объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ;

приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.

Элементы начальной военной подготовки

Приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря;

определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова;

выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;

выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;

описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;

выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами;

описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;

выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного комплекта (ОЗК).

Военно-профессиональная деятельность

Выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения военно-учетной специальности и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России;

оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.

способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

предметных:

− сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятель-

ности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно

важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, по-

вышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и

внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

− получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

− сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

− сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

− освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

− освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;

− развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

− формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных

ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать раз-

личные информационные источники;

− развитие умения применять полученные знания в области безопасности на

практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

− получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; правил обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несенияслужбы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;

− освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности,

особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, уволь-

нения с военной службы и пребывания в запасе;

− владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различныхвидах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеванияхи их профилактике.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение.

Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»,цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность».Необходимость формирования безопасного мышления и поведения. Культура безопасности жизнедеятельности — современная концепция безопасного типа поведения

личности. Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоениипрофессий СПО и специальностей СПО.

1. Основы обороны государства и воинская обязанность

1.1. История создания Вооруженных Сил России. Организация вооруженных силМосковского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности.Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Основныепредпосылки проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе. Функции и основные задачи современных Вооруженных

сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальнойбезопасности.

1.2. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. ВидыВооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил РоссийскойФедерации, рода войск. Сухопутные войска: история создания, предназначение,структура. Военно-воздушные силы: история создания, предназначение, структура. Военно-морской флот, история создания, предназначение, структура. Ракетныевойска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.Войска воздушно-космическойобороны: история создания, предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.Другие войска: Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской

Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации,Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧСРоссии. Их состав и предназначение.

1.3. Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Воинскийучет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановкаграждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организациямедицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

1.4. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка гражданк военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военнойслужбе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным об-разовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетнихграждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессиональногообразования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

1.5. Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанностивоеннослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневныйпорядок жизни воинской части.

1.6. Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождениявоенной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающимна военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы,предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

1.7. Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, дляпрохождения альтернативной гражданской службы.

1.8. Качества личности военнослужащего как защитника Отечества: любовь к

Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества. Военнослужащий — специалист, всовершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Виды воинской деятельности и их особенности.

Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родахвойск. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника.Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива(экипажа, боевого расчета). Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающийКонституцию РФ и законодательство Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

1.9. Воинская дисциплина и ответственность. Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Общие права и обязанностивоеннослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная,гражданско-правовая, материальная, уголовная). Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовнаяответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное

оставление части и др.). Соблюдение норм международного гуманитарного права.

1.10. Как стать офицером Российской армии. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан ввоенные образовательные учреждения профессионального образования. Организацияподготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

1.11. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества. Воинский долг — обязанность по вооруженной защите Отечества. Дни воинской славы России — дни славныхпобед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся всражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинскогоколлектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневнойжизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.

1.12. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения боевого знамени воинской части. Вручение личномусоставу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части — символвоинской чести, доблести и славы. Ордена — почетные награды за воинские отличияи заслуги в бою и военной службе.

Практические занятия

Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции.Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевойподготовки.

2. Государственная система обеспечения безопасности населения

2.1. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2.2. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. Правилаповедения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуациисогласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях,эвакуация и др.).

2.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи,решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

2.4. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны. Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органыуправления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайныхситуаций.

2.5. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятияпо защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация населенияв условиях чрезвычайных ситуаций.

2.6. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Инженерная защита, виды защитныхсооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны.Правила поведения в защитных сооружениях.

2.7. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонахчрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательныхработ. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения.

2.8. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Основные направлениядеятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении, ее предназначение.

2.9. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате вкачестве заложника. Меры безопасности для населения, оказавшегося на территориивоенных действий.

2.10. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. МЧСРоссии — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Полиция Российской Федерации — система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности гражданот противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Федеральнаяслужба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека(Роспотребнадзор России). Другие государственные службы в области безопасности.Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Практические занятия

Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природнойавтономии.Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте.Изучение первичных средств пожаротушения.

Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени.

3. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

3.1. Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека иобщества.

3.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание иего значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.

3.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основныеисточники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативныхфакторов.

3.4. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальныепоследствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивноекурение и его влияние на здоровье.Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

3.5. Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов,велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

3.6. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровьеженщины и факторы, влияющие на него. Здоровый образ жизни — необходимоеусловие сохранности репродуктивного здоровья.

3.7. Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачныхотношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка».

Практические занятия

Изучение основных положений организации рационального питания и освоениеметодов его гигиенической оценки.Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителейтранспортных средств при организации дорожного движения.

4. Основы медицинских знаний

4.1. Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».

4.2. Понятие травм и их виды. Правила первой помощи при ранениях. Правиланаложения повязок различных типов. Первая помощь при травмах различных областей тела. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости,черепа. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая помощьпри переломах. Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией.

4.3. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Понятие травматического токсикоза. Местные и общие признаки травматического токсикоза. Основныепериоды развития травматического токсикоза.

4.4. Понятие и виды кровотечений. Первая помощь при наружных кровотечениях.Первая помощь при капиллярном кровотечении. Первая помощь при артериальномкровотечении. Правила наложения жгута и закрутки. Первая помощь при венозномкровотечении. Смешанное кровотечение. Основные признаки внутреннего кровотечения.

4.5. Первая помощь при ожогах. Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических ожогах. Первая помощь при химических ожогах. Первая помощь при воздействии высоких температур. Последствия воздействия высокихтемператур на организм человека. Основные признаки теплового удара. Предупреждение развития перегревов. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека.

4.6. Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействиянизких температур на организм человека. Основные степени отморожений.

4.7. Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути.Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.

4.8. Первая помощь при отравлениях. Острое и хроническое отравление.

4.9. Первая помощь при отсутствии сознания. Признаки обморока. Первая помощьпри отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные причины остановки

сердца. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. Правилапроведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания.

4.10. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Путипередачи возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и общественнаяпрофилактика инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем,и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья.

4.11. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиенабеременности. Признаки и сроки беременности. Понятие патронажа, виды патронажей. Особенности питания и образа жизни беременной женщины.

4.12. Основы ухода за младенцем. Физиологические особенности развития новорожденных детей. Основные мероприятия по уходу за младенцами. Формированиеоснов здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи.

Практические занятия

Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях.Изучение и освоение основных способов проведения реанимационных мероприятий (сердечно-лёгочная реанимация).

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования сполучением среднего общего образования (ППССЗ) максимальная учебнаянагрузка обучающихсяпо специальностям СПО технического профиля профессионального образования составляет:

-  116 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная

нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 78 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов —38 часов;

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Аудиторные занятия.

Содержание обучения

Количество часов

Всего

Практических занятий

Введение

2

1. Основы обороны государства и воинская обязанность

24

8

2. Государственная система обеспечения безопасности населения

12

7

3. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

20

4

4. Основы медицинских знаний

20

16

Итого

78

35

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовка докладов, рефератов, инди-

видуального проекта с использованием

информационных технологий, экскурсии

и др.

38

Итого

38

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Всего

116

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСТУДЕНТОВ.

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности

студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения дисциплины

Знакомятся с целями, задачами и содержанием предмета  «Основ безопасности жизнедеятельности», актуальностью изучения дисциплины,  основных теоретических положений,   терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность», необходимости формирования безопасного мышления и поведения. Культура безопасности жизнедеятельности — современная концепция безопасного типа поведения личности. Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоении профессий СПО и специальностей СПО.                                                                                        Правила безопасности на занятиях по ОБЖ. Вводный контроль.

1. Основы обороны государства и воинская обязанность

Вооружённые Силы Российской Федерации – гарантия мира и защиты нашего Отечества.

Изучают историю создания Вооружённых Сил России. Виды и рода войск. Их функции в поддержании мира на Земле. Боевые традиции. Память поколений – дни воинской славы России.

Воинская обязанность.

Изучают основные понятия о воинской обязанности. Правовые основы военной службы. ФЗ «Об обороне». ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». ФЗ «О статусе военнослужащих».

Знакомятся с организацией воинского учёта. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт, медицинское освидетельствование. Обязанности граждан по воинскому учёту. Добровольная и обязательная подготовка граждан к военной службе. Подготовка граждан по военно-учётным специальностям.

Получают знания о прохождение военной службы по призыву, по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Огневая подготовка.

Изучают и получают первоначальные знания об основном личном оружии военнослужащего. История создания, назначение и боевые свойства автомата Калашникова (АК-74). Меры безопасности при пользовании оружием и стрельбе.

2.  Государственная система обеспечения безопасности населения

Общие понятия и классификация, характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Изучают и обсуждают поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера. Причины их возникновения и возможные последствия. Лесные пожары. Наводнения. Ураганы. Оползни и обвалы. Ураганы и смерчи. Рекомендации по обеспечению безопасности. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.   Причины их возникновения и возможные последствия. Радиационно-опасные аварии. Химически-опасные аварии. Взрывопожароопасные аварии. Гидротехнические аварии. Рекомендации по обеспечению безопасности. Знакомятся с основными положениями Федерального закона «О  пожарной безопасности». Личная безопасность при пожаре. Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

 Знакомятся с военными угрозами для национальной безопасности Российской Федерации. Интересы России в военной сфере, защита независимости, суверенитета и территориальной целостности. Характер современных войн и конфликтов.   ФЗ «О безопасности».

Изучают и закрепляют умения и знания о международном терроризме – угрозе национальной безопасности России. Терроризм: понятия и определения, характеристика современной деятельности в России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Контртеррористическая операция. Наркотизм и национальная безопасность России. Наркотизм как преступное социальное явление. Основные составляющие наркотизма. ФЗ «О противодействии терроризму». Краткое содержание основных положений законов, прав и обязанностей граждан.

Единая государственная система предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций  (РСЧС). МЧС. Гражданская оборона ГО). Предназначение, структура, задачи. Организация ГО в образовательном учреждении.

Получают знания о значении гражданской обороны для повышения обороноспособности страны. Оружие массового поражения. Ядерное оружие и его поражающие факторы. Химическое оружие и его поражающие факторы. Биологическое оружие и его поражающие факторы.

Вспоминают и закрепляют ранее полученные знания о системе оповещения и информировании населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Средства индивидуальной и коллективной защиты населения в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Обязанности студентов по выполнению задач гражданской обороны.

Получают информацию об инфекционных заболевания, их классификации и профилактике. Инфекции передаваемые половым путём и меры их профилактики. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции.

3. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Нравственность и здоровье.

Изучают понятия здорового образа жизни. Факторы влияющие на здоровье человека. Влияние вредных привычек на здоровый образ жизни. Способы подготовки к автономному существованию в природной среде. Получают понимание значения для человека ведения здорового образа  жизни. Режим жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание). Значения режима труда и отдыха для развития человека.

Вспоминают и закрепляют ранее полученные знания о вредных привычках, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.  ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Значение физической культуры для здоровья человека. Личная гигиена.

Изучают, закрепляют знания о личной безопасности на дорогах. Причины дорожно-транспортного травматизма. Человеческий фактор в возникновении ДТП. Правила безопасности на дорогах пешеходов и пассажиров. Уровень культуры водителя и пешехода на дорогах.

Знакомятся с понятиями репродуктивного здоровья, понятием брак и семья. Беременность и уход за ребёнком. Обсуждают, делятся мыслями о понимании нравственности и здоровья. Семья в современном обществе. Законодательство и семья.

  1. Основы медицинских знаний

Основы медицинских знаний. Первая помощь при неотложных состояниях.

Изучают основные правила оказания первой помощи. Первая помощь при ранениях. Правила остановки кровотечений. Виды повязок. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Изучают и имитируют оказание первой помощи при остановке сердца. Реанимация. Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации. Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Помещение кабинета основ безопасности жизнедеятельности должно удовлетво-

рять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН

2.4.2. 178-02)1. Оно должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в

настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техни-

ческими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню

подготовки учащихся.В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, при помощи которогоучастники образовательного процесса могут просматривать визуальную информациюпо основам безопасности жизнедеятельности, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» входят:

  1. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)
  2. Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7
  3. Гопкалитовый патрон ДП-5В
  4. Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном
  5. Респиратор Р-2
  6. Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, 9, 10, 11)
  7. Ватно-марлевая повязка
  8. Противопыльная тканевая маска
  9. Медицинская сумка в комплекте
  10. Носилки санитарные
  11. Аптечка индивидуальная (АИ-2)
  12. Бинты марлевые
  13. Бинты эластичные
  14. Жгуты кровоостанавливающие резиновые
  15. Индивидуальные перевязочные пакеты
  16. Косынки перевязочные
  17. Ножницы для перевязочного материала прямые
  18. Шприц-тюбики одноразового пользования (без наполнителя)
  19. Шинный материал (металлические, Дитерихса)
  20. Огнетушители порошковые (учебные)
  21. Огнетушители пенные (учебные)
  22. Огнетушители углекислотные (учебные)
  23. Устройство отработки прицеливания
  24. Учебные автоматы АК-74
  25. Винтовки пневматические
  26. Комплект плакатов по Гражданской обороне
  27. Комплект плакатов по Основам военной службы        

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности», предусмотрена дистанционная форма (работа через интернет ресурсы и т.д.)

Оборудование учебного кабинета:

-

посадочные места по количеству обучающихся;

-

рабочее место преподавателя;

-

доска;

-

комплекты электронных учебных пособий;

Технические средства обучения:

-

Рабочие места студентов, оснащенные персональными компьютерами

-

Мультимедиапроектор

-

Проекционный экран

-

Принтер лазерный

-

Средства телекоммуникаций (Локальная сеть колледжа)

-    Аудио-, видео-, проекционная аппаратура

-    Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)

-    Рентгенметр ДП-5В

Средства обучения при дистанционной форме (нормативно-справочная литература, комплект плакатов, тематических стендов, инструкционные стенды, мультимедийный комплекс. Локальная сеть колледжа, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации.)

В условиях дистанционного обучения:

- инструктаж и выдача задания производится на электронном ресурсе колледжа;

- обратная связь и консультации осуществляются на электронном ресурсе колледжа и Skype$

- выполненные задания хранятся на электронном ресурсе в разделе изучаемой дисциплины;

- консультация, зачет или экзамен осуществляется в форме телеконференции в программе Zoom.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная:

1. Косолапова, Н. В. Безопасность жизнедеятельности : учебник для студентов учреждений СПО/ Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е. Л. Побежимова. - М.: Академия, 2017. - 287 с.: цв. ил. - (Профессиональное образование)

Дополнительная:

1. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) : учебник/ С. В. Белов. - 2 изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 681 с.: ил. - (Основы наук).

2. Микрюков, В. Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник/ В. Ю. Микрюков. - М.: Форум, 2008. - 464 с.: ил. - (Профессиональное образование).

Интернет-ресурсы

www. mchs. gov. ru (сайт МЧС РФ).

www. mvd. ru (сайт МВД РФ).

www. mil. ru (сайт Минобороны).

www. fsb. ru (сайт ФСБ РФ).

www. dic. academic. ru (Академик. Словарииэнциклопедии).

www. booksgid. com (Воокs Gid. Электроннаябиблиотека).

www. globalteka. ru/index. html (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).

www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).

www. iprbookshop. ru (Электронно-библиотечная система IPRbooks).

www. school. edu. ru/default. asp (Российский образовательный портал. Доступность, каче-

ство, эффективность).

www. ru/book (Электронная библиотечная система).

www. pobediteli. ru (проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»).

www. monino. ru (Музей Военно-Воздушных Сил).

www. simvolika. rsl. ru (Государственные символы России. История и реальность).

www. militera. lib. ru (Военная литература)



Предварительный просмотр:

Министерство образования Новосибирской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

 «Новосибирский профессионально-педагогический колледж»

                                   

                                                                       СОГЛАСОВАНО:                                                                                         Заместитель директора                                                                                               по учебной работе

                                                    «___»_____2020_________ С.В. Белина

     

   

                                       

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Предмет (МДК):  Основы безопасности  жизнедеятельности

на 2020-2021 учебный год           Курс  1             группа  101

                   

Выписка из учебного плана

I курс

II курс

III курс

IV курс

1

2

3

4

5

6

7

8

Максимальная учебная нагрузка

56

60

Самостоятельная учебная нагрузка

18

20

Обязательная учебная нагрузка (в том числе):

38

40

Теоретические занятия

23

20

Практические занятия

15

20

 

 Подпись преподавателя, составившего КТП________/А.С.Авдеев/

План рассмотрен и принят на заседании ПЦК общеобразовательных,

гуманитарных  дисциплин.

« 1 » сентября 2020 г. Протокол № 1                                                        Председатель ПЦК _________ Е.П.Виниченко.

Наименование

разделов и тем занятий

Кол-во часов

 по плану

Вид

занятия

Материально-

дидактическое

обеспечение

занятий

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

ТО

ПЛЗ

КП

 Задание

Кол-во

часов

Введение.  

Введение в дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности».  Цели и задачи, понятия и определения. Инструктаж.

2

Т.1

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

Итого по разделу:  

2

Итого сам.раб.:

Раздел 1. Основы обороны государства и воинская обязанность.

2

История создания ВС                                                                                                                                                                                                     РФ. Предназначение, функции, задачи, место и роль в системе обеспечения национальной безопасности.

2

Т..2

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

3

Организационная структура ВС РФ.

2

Т.3

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

4

Основные понятия о воинской обязанности. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». ФЗ «О статусе военнослужащих». Организация воинского учёта.

2

Т.4

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс] ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». ФЗ «О статусе военнослужащих».

СР.1  «Военная форма и звания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации»

5

5

Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Образовательные учреждения военной направленности ВС РФ.

2

Т.5

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

6

Призыв на военную службу. Размещение, распорядок  дня, должностные и специальные обязанности военнослужащих.

2

Т.6

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». ФЗ «О статусе военнослужащих»

7

Прохождение военной службы по контракту. Альтернативная военная служба.

2

Т.7

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». ФЗ «О статусе военнослужащих»

8

 Качества личности военнослужащего как защитника Отечества. Воинская дисциплина и ответственность. Единоначалие.

2

Т.8

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

СР.2  «Боевые традиции, символы и ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации.».

5

9

Строи и управление ими. Строевая стойка. Выполнение команд: «Становись!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!». Повороты на месте.

2

ПР.1

Строевой Устав ВС РФ.

10

Личное стрелковое оружие Вооружённых Сил Российской Федерации. Автомат Калашникова.

2

Т.9

Пособие по стрелковой подготовке

11

Основные части и механизмы автомата Калашникова. Неполная разборка и сборка АК-74.

2

ПР.2

Пособие по стрелковой подготовке

12

Неполная разборка и сборка АК-74.

2

ПР.3

Пособие по стрелковой подготовке

13

Учебные стрельбы из лазерного оружия

2

ПР.4

Пособие по стрелковой подготовке

Итого по разделу:  

16

8

Итого сам.раб.:

10

Раздел 2.  Государственная система обеспечения безопасности населения.

14

Единая государственная система предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций  (РСЧС). Гражданская оборона ГО).  МЧС Задачи. Организация ГО в образовательном учреждении.

2

Т.10

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

15

Общие понятия и классификация, характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2

Т.11

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

16

Действия по сигналу оповещении «Внимание Всем!». Отработка правил поведения при получении сигнала о ЧС в образовательном учреждении.

2

ПР.5

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

СР.3 «Потенциально опасные районы города Новосиблирска  с точки зрения ЧС природного и техногенного характера»

8

17

Пожарная безопасность в колледже. План эвакуации.

2

ПР.6

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

18

Современные средства поражения . Мероприятия и средства защиты населения от них.

1

Т.12

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

19

Правила пользовании индивидуальными средствами защиты Выполнение нормативов по надеванию противогазов и ОЗК.

1

ПР.7

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

20

 Выполнение нормативов по надеванию противогазов и ОЗК.

2

ПР.8

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

Итого по разделу:  

5

7

Итого сам.раб.:

8

3. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

21

Терроризм. ФЗ «О противодействии терроризму».

2

Т.13

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

22

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Меры безопасности для населения, оказавшегося на территории военных действий.

2

ПР.9

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

СР.4 «Терроризм и действиях при угрозе террористического акта и обнаружении подозрительного предмета»

5

23

Здоровый образ жизни.

2

Т.14

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

24

Факторы, способствующие укреплению здоровья.

2

Т.15

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

25

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

2

Т.16

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

26

Вредные привычки, их влияние на здоровье.  ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

2

Т.17

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

СР.5 «Вред курения, употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ»

5

27

Правила и безопасность дорожного движения.

2

Т.18

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

28

Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

2

ПР.10

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

29

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

2

Т.19

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

30

Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка.

2

Т.20

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

Итого по разделу:  

16

4

Итого сам.раб.:

10

4. Основы медицинских знаний

31

Понятие первой помощи. «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».

2

Т.21

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

СР.6  ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ», «Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 477н г

5

32

Понятие травм и их виды. Освоение способов иммобилизации и транспортировки пострадавших.

2

ПР.11

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

33

Понятие и виды кровотечений. Освоение приёмов остановки кровотечений, наложения повязок.

2

ПР.12

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

34

Освоение приёмов остановки кровотечений, наложения повязок.

2

ПР.13

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

35

Освоение приёмов остановки кровотечений, наложения повязок.

2

ПР.14

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

36

Освоение приёмов первой помощи при ожогах, обморожении, отравлениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути.

2

ПР.15

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

37

Первая помощь при отсутствии сознания , дыхания. Освоение приёмов и способов сердечно-лёгочной реанимации.

2

ПР.16

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

СР.7 «ВИЧ-инфекции и СПИД»

5

38

Освоение приёмов и способов сердечно-лёгочной реанимации.

2

ПР.17

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

39

Освоение приёмов и способов сердечно-лёгочной реанимации.

2

ПР.18

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

40

Инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

2

Т.22

Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный  ресурс]

Итого по разделу:  

4

16

Итого сам.раб.:

10                                                                                                                                                          

Всего

43

35

Итого сам.раб.:

38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные приёмы изучения основ пожарной безопасности на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Пособие предназначено для использования на уроках ОБЖ в 7-9 классах, при организации творческой деятельности дружин юных пожарных....

Рабочая программа курса "Основ безопасности жизнедеятельности" для 5 класса

Рабочая программа  составлена по учебнику "Основы безопасности  жизнедеятельности"   А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова для 5 класса. Она рассчитана на 34 часа учебного вр...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...

Программа внеурочной работы по ОБЖ «Дорожные знаки» для учащихся 4 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны

Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе следующих документов:- Закон «Об образовании» с учетом примерного положения о классном руководстве, его деятельности, закрепляющ...