Конспект урока по ОБЖ "Землетрясение"
план-конспект урока по обж (10 класс)


Предварительный просмотр:

Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия

Цель урока: Создать педагогические условия для формирования у учащихся представления о землетрясениях, причинах их возникновения  и возможных последствиях.

Челябинский механико-технологический техникум.

Разработка открытого урока ОБЖ по теме:

Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия 10 класс

Преподаватель Середонина Инесса Васильевна– преподаватель-организатор ОБЖ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа г-к Железноводск

Тема: Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия.

Цель урока: Создать педагогические условия для формирования у учащихся представления о землетрясениях, причинах их возникновения и возможных последствиях.

Задачи урока:

Образовательные:

Актуализировать знания о землетрясениях;

Познакомить с последствиями и основными характеристиками землетрясений;

Развивающие:

Развить навыки по определению потенциально опасных мест при землетрясениях;

Развить устную речь, умение слушать, ясно и четко излагать свои мысли;

Развить познавательную деятельность при решении практических заданий-ситуаций;

Воспитательные:

Воспитание дисциплинированности на уроке, требовательности к себе;

Повысить интерес к уроку основ безопасности жизнедеятельности;

Оборудование: проектор, компьютер, учебник, тетрадь, карта.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний, формулировка темы урока. Постановка цели урока.

3. Изучение нового материала.

4. Динамическая пауза.

5подвидение итогов урока.

6.Рефлексия деятельности.


Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие, фиксация отсутствующих.

2.Актуализация знаний, формулировка темы урока. Постановка цели урока.

.Просмотр презентации

1.Учитель:ЧТО такое стихийные бедствия?

Ученики: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/10/25/k_5f954288c20d3/561202_1.png

УЧИТЕЛЬ:К ОПАСНЫМ чспх ОТНОСЯТСЯ;ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ,ОПОЛЗНИ,ОБВАЛЫ,БУРИ,УРАГАНЫ ,СЕЛИ ИТ.Д

Сегодня мырассмотрим одно из самых опасных природных явлений,а какую определите сами

Просмотр видеосюжета: «Землетрясение-1» часть 1

Учитель: Какую чрезвычайную ситуацию вы наблюдали в предложенном сюжете?

Ученики: Землетрясение.

Учитель: Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

Ученики: Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия.

Учитель: Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Ученики: Изучить землетрясения, причины их возникновения и возможные последствия.

3. Изучение нового материала.

Выступление учителя с использованием компьютерной презентации.

СЛАЙД -3.

Землетрясение-это подземные толчки и колебание отдельных участков земной поверхности. Они возникают в результате внезапных разрывов в земной коре или в верхней части мантии. Эти смещения связаны с глубинными процессами, в результате чего происходит движение литосферных плит.

СЛАЙД -4.

УЧИТЕЛЬ;причины землетрясений

УЧЕНИКИ:

Причины землетрясений:

1. извержение вулкана;

2. обрушение подземных карстовых пустот и рудников

3. падение космических тел;

4. изменения в земной коре.

5.искусственные

СЛАЙД -5.

Учитель: Как называется район где проходят землетрясения ?

Ученики:СЕЙСМИЧЕСКИ ОПАСНЫМ.

Учитель: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/10/25/k_5f954288c20d3/561202_2.png

СЛАЙД -6-7

Учитель: :ПОКАЖИТЕ НА КАРТЕ ЭТИ РАЙОНЫ.

Ученики: показывают на карте

СЛАЙД -8-9

Учитель: Рассмотрим ОЧАГ и ЭПИЦЕНТР землетрясения где они находятся?

Ученики:ОЧАГ-гипоцентр и эпицентр

СЛАЙД -10

Учитель: Что возникает в результате выброса общей энергии?

Учитель: Сейсмические волны, распространяющиеся во все стороны и

В горных поясах это напряжение нарастает, пока не превысит сопротивление горных пород, в результате происходит выброс общей энергии и разрыв горных пород, и их смещение. Землетрясения зарождаются на глубине, а место разрушения горной породы называют очагом землетрясения или гипоцентром. Для измерения энергии в гипоцентре была введена шкала Рихтера (американский сейсмолог), имеющая 9 делений. За единицу измерения взята магнитуда-величина, характеризующая энергию сейсмических колебаний. Сила землетрясения оценивается по шкале Меркалли (итальянский ученый) от 1 до 12 баллов.

Презентация шкалы Рихтера и шкалы Меркалли с возможными разрушениями.

рассмотрим основные показатели землетрясения

Ученики: читают и записывают

Сила землетрясений на поверхности Земли зависит:

- от количества высвобождаемой энергии;

- от отдалённости очага.

Основные показатели:

- кинетическая энергия сейсмических волн;

- интенсивность и глубина очага.

Кинетическая энергия измеряется магнитудой землетрясения.

Магнитуда – условное число М, зависящее от максимальной амплитуды смещения частиц почвы.

Для оценки магнитуд существуют специальные шкалы:

- шкала Рихтера;

- 12-ти бальная международная сейсмическая шкала MSK-86.

СЛАЙД -11

Учитель: запишем шкала Рихтера и Меркалли

СЛАЙД -12-15

Учитель: рассмотрим силу на примере шкалы Меркалли

4.Динамическая пауза.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА -РОЛИК

СЛАЙД 16

Учитель: Предвестники землетрясения!

Ученики: читают и записывают

  • Появление запаха газа.
  • Беспокойное поведение животных.
  • Всплески в виде зарниц.
  • Голубое свечение стен дома.

СЛАЙД 17-19

Учитель: СЕЙСМОГРАФ-прибор измеряющий магнитуду

Ученики: читают и записывают

Просмотр видеосюжета: «Землетрясение-1»часть 2

СЛАЙД 20-23

Учитель:Действия во время землетрясения:

1.покиньте дом, если вы живете на первом или втором этаже и отойти на открытое место;

2.остерегайтесь падающих обломков;3.если вы живете выше второго этажа ищите убежище в своей квартире;4.покиньте угловые комнаты, встаньте в проём двери и накройте голову руками или книгой

Ученики: читают и записывают

5.подведение итогов урока

Учитель: Как вы думаете, где зарождается очаг землетрясения?

Ученики: Внутри земных недр.

Учитель: Что при этом выделяется и в чем измеряется?

Ученики: Общая энергия, измеряется в магнитудах.

Учитель: Что возникает в результате выброса общей энергии?

Ученики: Сейсмические волны, распространяющиеся во все стороны и вызывающие колебания земной поверхности .

Таким образом, мы с вами рассмотрели причины возникновения землетрясений.

Учитель: Как вы думаете, где наиболее часто происходят землетрясения?.

Ученики:Ответы учащихся.

Местности, подверженные частым землетрясениям называют сейсмическими зонами.

Рассмотрим карту мира и сейсмические зоны.

Презентация с картой мира.

Учитель: Где расположены наиболее сейсмические зоны?

Ответы учащихся.

Учитель: Относится ли наша область к сейсмической зоне?

Ученики:ДА.

Учитель: зачем мы изучаем землетрясения?

Ученики: Чтобы знать причины возникновения и возможные последствия землетрясений и применить эти знания для своей безопасности.

СЛАЙД-28

Учитель: ВАШИ действия при землетрясении.

Ученики: Рассказывают основные действия.

6.Рефлексия деятельности.

Учащиеся называют цели и задачи, которые они формулировали и намечали в начале урока, анализируют, все ли успели и усвоили в процессе урока.

Учитель предлагает дома выполнить задание на выбор:

  1. Найти информацию о предвестниках землетрясений в различных регионах.
  2. Найти информацию о том, как реагируют животные на приближение землетрясения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...