рабочая программа по ОБЖ 9класс
рабочая программа по обж (9 класс)

Рабочая программа по ОБЖ 9класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа 9 класса на 2021-22 учебный год

Пояснительная записка                                                                                                   1

     Комплексная  учебная  программа  по  основам  безопасности  жизнедеятельности (ОБЖ) на 2021-22 учебный год  для 9 класса разработана в соответствии с  положениями Конституции Российской Федерации и федеральными  законами  Российской  Федерации  в  области  безопасности  жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На  основе  Федерального  компонента  государственного  стандарта по основами безопасности жизнедеятельности.  При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции  государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного

1.1 Сведения о программе.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности  между различными разделами курса.

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, приложение (календарно-тематическое планирование, УМК, контрольные тесты, критерии оценивания). подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и  подготовки их к военной службе

 1.2  Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена рабочая программа линии УМК «ОБЖ»

             

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

1.Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2..Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) с изменениями (приказ 1.2 3.Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1644)

Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования)
(для X классов образовательных учреждений, для XI классов образовательных учреждений, участвующих в апробации ФГОС среднего общего образования в 2020/2021 учебном году);

 4. авторской программы  УМК «ОСНОВЫ   БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» под редакциейА.Т.Смирнова и Б.О.Хренникова .

 5. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 28.12.2018 No 345;

6. Приказа Минпросвещения России от 8 мая 2019 г№ 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников,  рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345»

7. распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 03.04.2019 No 1010-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2019/2020 учебном году»;

8. распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20.03.2020 No 796-р "О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год

9. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской̆ Федерации от 29.12.2010 No 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).

1.3 Сруктура программы.

        Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 9 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 34 часов учебного времени в год. Минимальное  количество учебных часов в неделю – 1 час.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью  в  процессе  жизнедеятельности  каждого  человека.  Они  несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей  природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека,  общества и государства.

   Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.

Структурно программа курса состоит из  трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к  ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».

Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:

- улучшение собственного физического и психического здоровья;                                                                                                                           4

- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;

- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной

на выздоровление.

1.4 Цели и задачи.   

Изучение  тематики  данной  учебной программы направлено решение следующих задач:

· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества

· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных

ситуациях,  а  также развитие  способностей оценивать опасные  ситуации, принимать решения и  действовать безопасно  с  учетом  своих возможностей.

Изучение  тематики  данной  учебной программы направлено  достижение следующих целей:

· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;

о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;  

о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

 об организации подготовки населения к действиям в  условиях  опасных и  чрезвычайных  ситуаций;

 о  здоровом  образе жизни;

об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение  в различных опасных и чрезвычайных

ситуациях природного, техногенного и социального характера;

· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

· воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

· развитие  умений предвидеть возникновение опасных  ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе

анализа специальной информации, получаемой из  различных источников;

принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование     5   навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.

          Освоение программы курса ОБЖ в  9 классе заканчивается итоговой  аттестацией. Выпускники имеют право в качестве экзамена  по  выбору  сдавать экзамен по ОБЖ.                                            

     В аттестат о среднем  (основном)  общем  образовании  обязательно выставляется итоговая  отметка  по  предмету  "Основы  безопасности  жизнедеятельности".                                                

        1.5Формы организации образовательного процесса — комбинированный урок, семинары и круглые столы; индивидуальные консультации; технологии обучения - традиционная; виды и формы контроля — тесты, зачеты.

 ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ

 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах;
  • формирование понимания ценности здорового образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовое многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознанное значение семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдения нормы здорового образа жизни, осознано выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в то числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности е решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления основного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • освоение приемов действий в опасных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС.

Предметные результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС природного, техногенного и социального характера;
  • формирование  убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;
  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма и их последствий для личности, общества и государства;
  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций  по характерным признакам их проявления, а так же на основе информации, полученной из различных источников;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

1.6 Виды и формы контроля.

  Согласно уставу ГБОУ гимназии № 61 и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий ( на каждом уроке), тематический ( осуществляется в период изучения той или иной темы) промежуточный ( ограничивается рамками четверти,полугодия), итоговый в (в конце года)

1.7 Формами контроля могут быть:

- зачет

- практическая работа.

- контрольная работа.

- тестирование.

- доклады,сообщения.

- рефлексия

- практикум.

 

Содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности»  9 класс

                                                                                                               Раздел I.

                                                    ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ  ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

  1. Национальная безопасность России в мировом сообществе

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.  Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения  национальной безопасности России.

  1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

  1. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

  1. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС        5 России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

  1. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования  чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

  1. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом    

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.  

Система борьбы  с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.

Правила поведения при угрозе террористического акта.  

Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.

Профилактика наркомании.

Раздел II.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Основы здорового образа жизни

Здоровье человека как  индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области          6    безопасности жизнедеятельности.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.

Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

Основные положения Семейного кодекса РФ.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.

Безопасность дорожного движения

Учебно-тематическое план для 9 класса.

№ модуля, раздела, темы

Наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

Количество часов

теоретические

практические

Модуль-1

Основы безопасности личности, общества и государства

24

Раздел-1

Основы комплексной безопасности

12

Тема 1

Национальная безопасность России в современном мире

3

3

Тема 2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России

3

3

Тема 3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России

4

3

1

Тема 4

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

2

1

1

Раздел-2

Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

12

   

  Тема 5

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3

2

1

Тема 6

Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

5

4

1

Тема 7

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

4

4

Раздел-3I

Основы здорового образа жизни

8

Тема 8

Основы здорового образа жизни

3

3

Тема 9

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

2

1

1

Тема 10

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

3

1

2

Pаздел-4

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

1

Тема 11

Оказание первой медицинской помощи

2

1

1

Итоговое занятие

Всего часов

34

Требования к уровню подготовки учащихся 9-х классов

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 9 классt ученик должен знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;                                                                               7
  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
  • правила поведения при угрозе террористического акта;
  • государственную политику противодействия наркотизму;

Ученик должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • активного отдыха в природных условиях;
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
  • соблюдения норм здорового образа жизни.

Требования к уровню усвоения дисциплины.

  • Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
  • Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
  • Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
  • Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто

                                                                                                                                                                                                                                8  

                               Календарно – тематическое планирование по ОБЖ для 9 класса.                                                                                                                                                                              

Под

Тема

(название урока

Временные ресурсы

Содержание

( что планируется изучать)

Методы

(действия учащихся

Источник

( ресурсы урока

Самостоятельная

работа

1

Россия в мировом сообществе.

1 час

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире,  с   которыми Россия успешно сотрудничает.

Анализ и обсуждение видео урока

Учебник

Глва1 стр 8-13

Сайт infourok.ru

2

Национальные интересы России в современном мире.

1 час

Национальные интересы России в современном мире их содержание.

Анализ степени влияния каждого человека на национальную безопасность России.

Учебник

С.14-17

видиоурок

Заполнить таблицу с.17

3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

1час

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

Определение влияния определенного поведения каждого человека на  национальную безопасность России.

Учебник

С.17-22

Изучить статистику

С.20

4

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

1час

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

Анализ формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

Учебник

С.22-28

Проверь себя

Стр.28.

 5

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация.

1час

Классификация Ч.С., основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия Ч.С. для жизнедеятельности человека

Ознакомление с классификацией Ч.С., основные причины увеличения их числа.

Учебник

С 29-37

Умение анализировать и делать выводы

Заполнить

Таблицу с 37

6

Ч.С. природного характера, их причины и последствия.

1час

Ч.С. природного характера, их причины и последствия.

АнализЧ.С. природного характера, их причины и последствия.

Учебник

С 38-43

видеоурок

Статистика

С.38. изучить

7

Ч.С.техногенного характера их причина и последствия

1час

Ч.С.техногенного характера их причина и последствия

Классификация Ч.С., основные причины

Учебник

С.43-48

видеоурок

.Это необходимо

Знать

С.47

8

Военные угрозы национальной безопасности России.

1час

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России  Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

А нализ современных военных угроз национальной безопасности  России.

Учебник

С.48-52

видеоурок

Практикум

С52

9

Международный терроризм- угроза национальной безопасности России.

1час

Международный терроризм- угроза национальной безопасности России.

Основные правила поведения , если вас захватили в заложники

Учебник

С 96-102

Практикум

С102

10

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

1час

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

Анализ  наркобизнеса как разновидности

проявления  международного терроризма.

видеоурок

Учебник

С121-127

Запоьните

С.117

11

Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС)

1час

Основные задачи. Решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера

Алгаритм решения задач

РСЧС по защите населения

видеоурок

Учебник

С54-60

Тестирование по теме

12

Г О как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

1час

Основные факторы, определяющие развитие ГО в настоящее время.

История и роль ГО в настоящее время

видеоурок

Учебник

С 61-68

Тест

По теме

13

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения  и территорий от ЧС

1час

Роль МЧС России в формировании культуры  в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

Основные этапы создания МЧС .Роль в ОБЖ

Учебник

С 68-74

Статистика

С 74

14

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

1 час

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС

Анализ  видов мониторингов и прогнозирования

видеоурок

Учебник

С 76-79

Это интересно

С 79

15

Инженерная защита населения и территорий от ЧС

1 час

Инженерная защита населения и территорий от ЧС

Виды инженерных видов защиты населения

Видеоурок  

Учебник

С80-84

Нарисовать

Виды убежищь

16

Оповещение населения о ЧС

1 час

Оповещение населения о ЧС. Централизованна система оповещения населения о ЧС, единая дежурно- диспетчерская служба на базе телефона  01.создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Система оповещение, Сигнал «Внимание веем»

видеоурок

Учебник

С 85-91

Действие населения при угрозе нападения, при оповещения о химическом заражении, в очаге инфекционного заболевания, при оповещении о радиоактивном заражении

 

17

Эвакуация населения.

1 час

Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон ЧС. Экстренная эвакуация, рассредоточения персонала объектов экономики  из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Эвакуация, план эвакуации учреждения,

средства индивидуальной защиты

Учебник

С 89

Правила эвакуации, использование различных укрытий и защитных сооружений

18

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

1 час

 Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

Анализ видо аварийно-спасательных работ

видеоурок

Учебник

С91-94

Практикум

С 94

19

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

1 час

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Анализ террористических акций и способы осуществления.

видеоурок

Учебник

С 102-107

тест

20

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом.

1 час

Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие  борьбу с терроризмом.

Алгаритм.  основные задачи ГО по защите населения от террористических актов

видеоурок.

Учебник

С127-131

Это необходимо знать

С 117

21

Система борьбы с терроризмом.

1 час

Существующие в мировой практике формы борьбы  терроризмом. Организация информирования населения  о террористической акции

Анализ уголовной ответственности, предусмотренная за участие в террористической деятельности

Учебник

С 115-121

тест

22

Правила поведения при угрозе террористического акта.

1 час

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Алгоритм правил поведения при угрозе террористического акта

видеоурок

Учебник

С 140-151

тест

23

Государственная политика  противодействия  наркотизму.

1 час

Основные меры борьбы  наркоманией.

Анализ наказаний, принимаемые в России для борьбы с наркоманией

Учебник

С 131-140

Проверте

себя с 139

24

Профилактика наркомании.

1 час

Профилактика наркомании.

Что значит профилактика наркомании.

видеоурок

Учебник

С 151-157

Изучите

Утверждение 1.2.3

25

Здоровье человека как индивидуальная  так и общественная ценность

1 час

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное  здоровью в Уставе  ВОЗ. Основные факторы, оказывающее существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической, и социальной составляющими здоровья человека.

 Что такое здоровье,  ЗОЖ, факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья?

видеоурок

Учебник

С 160-167

Заполнить таблицу

С 167

Стр.85, конспект

26

Здоровый образ жизни и его составляющие.

1 час

 ЗОЖ и его составляющие. Роль ЗОЖ в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Физическое здоровье, гигиены, изменения в подростковом возрасте, духовное здоровье, акселерация

Учебник

С 168-174

тест

27

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

1 час

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

Анализ репродуктивного здоровья населения

видеоурок

Учебник

С 175-181

Практикум

С 174

28

Ранние половые связи и их последствия.

1 час

Ранние половые связи и их последствия.

Анализ видов ранних половых связей и их последствия.

видеоурок

Учебник

С 182-188

Статистика

С 183.186

29

Инфекции, передаваемые половым путем.

1 час

Инфекции, передаваемые половым путем.

Анализ видов инфекций, передаваемых половым путем.

видеурок

Учебник

С 189-191

тест

30

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе

1 час

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе

видеоурок

Учебник

С 192-194

Проверте

Себя

С 194

31

Брак и семья

1 час

Роль семьи в формировании  ЗОЖ

Анализ основных положений семейного кодекса

видеоурок

Учебник

С 195-199

тест

32

Семья и здоровый образ жизни человека

1 час

Роль семьи в формировании ЗОЖ

Анализ основных положений

семейного кодекса

видеоурок

Учебник

С199-201

Это интересно

С 202

33

Основы семейного права в Российской Федерации.

1 час

Роль семьи в формировании ЗОЖ

Анализ  роли семьи в ЗОЖ

видеоурок

Урок

С  201-206

Заполнить таблицу

С 206

34

Итоговая контрольная работа

1 час

Тестирование по курсу

Учебно-методическое обеспечение по ОБЖ (9 класс).

Учебник

Литература для      учителя

Литература для учащихся

Интернет-ресурсы

1.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебн.для учащихся 9 классов ОУ. Издательство «Просвещение», 2019

 2.ОБЖ: 9-й кл: учебник для ОУ/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др./под ред.Ю.Л. Воробьева/ М.: АСТ.: Астрель, 2017 г.

1.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности:

8-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008.

2. Поддубная Л.Б. ОБЖ. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Смирнова А.Т. Волгоград: ИТД «Корифей»

1.Бубнов В.Г., Бубнова Н.В.  Как оказать помощь при автодорожном происшествии: 9-11 классы-М.: Издательство АСТ-ЛТД, 2017

2. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 9-11 классов М.: ООО

«Издательство АСТ-ЛТД».,2017

3.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2019

1.ОБЖ. 8 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2013 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.

2. сайт infourok.ru

3.видеоуроки.

Таблица 1. Сравнительная характеристика традиционного и критериального оценивания.

Признаки для сравнения

Системы оценивания

Традиционное (нормативное) оценивание

Критериальное оценивание

Цели

Управление и контроль

Обратная связь и самооценка

Что такое отметка?

Средство поощрения или наказания

Что оценивается

Комплекс: знания, активность ученика, отношение ученика к предмету, отношение к ученику

Знания и умения в конкретной работе, виды деятельности, саморазвитие

Самоценивание

Возможность самооценки минимальна

Необходимая часть технологии

Механизм оценивания

Знания ученика сравнивают с нормой и/или со знаниями другого ученика

Сравнение ученика  с самим собой. (Развитие ученика за период времени)

Объективность  

Зависит от учителя

Определяется элементами технологии: критериями, модерацией, гласным обсуждением.

Процедура

Вычитание из пяти баллов

Прибавление баллов в соответствии с достигнутым уровнем

Корректировка отметки

Анализ ошибок после выставления отметки никак  не может на неё повлиять

Необходимая часть технологии



Предварительный просмотр:

Рабочая программа 9 класса на 2021-22 учебный год

Пояснительная записка                                                                                                   1

     Комплексная  учебная  программа  по  основам  безопасности  жизнедеятельности (ОБЖ) на 2021-22 учебный год  для 9 класса разработана в соответствии с  положениями Конституции Российской Федерации и федеральными  законами  Российской  Федерации  в  области  безопасности  жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На  основе  Федерального  компонента  государственного  стандарта по основами безопасности жизнедеятельности.  При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции  государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного

1.1 Сведения о программе.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности  между различными разделами курса.

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, приложение (календарно-тематическое планирование, УМК, контрольные тесты, критерии оценивания). подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и  подготовки их к военной службе

 1.2  Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена рабочая программа линии УМК «ОБЖ»

             

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

1.Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2..Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) с изменениями (приказ 1.2 3.Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1644)

Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования)
(для X классов образовательных учреждений, для XI классов образовательных учреждений, участвующих в апробации ФГОС среднего общего образования в 2020/2021 учебном году);

 4. авторской программы  УМК «ОСНОВЫ   БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» под редакциейА.Т.Смирнова и Б.О.Хренникова .

 5. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 28.12.2018 No 345;

6. Приказа Минпросвещения России от 8 мая 2019 г№ 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников,  рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345»

7. распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 03.04.2019 No 1010-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2019/2020 учебном году»;

8. распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20.03.2020 No 796-р "О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год

9. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской̆ Федерации от 29.12.2010 No 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).

1.3 Сруктура программы.

        Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 9 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 34 часов учебного времени в год. Минимальное  количество учебных часов в неделю – 1 час.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью  в  процессе  жизнедеятельности  каждого  человека.  Они  несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей  природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека,  общества и государства.

   Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.

Структурно программа курса состоит из  трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к  ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».

Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:

- улучшение собственного физического и психического здоровья;                                                                                                                           4

- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;

- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной

на выздоровление.

1.4 Цели и задачи.   

Изучение  тематики  данной  учебной программы направлено решение следующих задач:

· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества

· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных

ситуациях,  а  также развитие  способностей оценивать опасные  ситуации, принимать решения и  действовать безопасно  с  учетом  своих возможностей.

Изучение  тематики  данной  учебной программы направлено  достижение следующих целей:

· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;

о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;  

о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

 об организации подготовки населения к действиям в  условиях  опасных и  чрезвычайных  ситуаций;

 о  здоровом  образе жизни;

об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение  в различных опасных и чрезвычайных

ситуациях природного, техногенного и социального характера;

· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

· воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

· развитие  умений предвидеть возникновение опасных  ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе

анализа специальной информации, получаемой из  различных источников;

принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование     5   навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.

          Освоение программы курса ОБЖ в  9 классе заканчивается итоговой  аттестацией. Выпускники имеют право в качестве экзамена  по  выбору  сдавать экзамен по ОБЖ.                                            

     В аттестат о среднем  (основном)  общем  образовании  обязательно выставляется итоговая  отметка  по  предмету  "Основы  безопасности  жизнедеятельности".                                                

        1.5Формы организации образовательного процесса — комбинированный урок, семинары и круглые столы; индивидуальные консультации; технологии обучения - традиционная; виды и формы контроля — тесты, зачеты.

 ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ

 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах;
  • формирование понимания ценности здорового образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовое многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознанное значение семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдения нормы здорового образа жизни, осознано выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в то числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности е решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления основного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • освоение приемов действий в опасных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС.

Предметные результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС природного, техногенного и социального характера;
  • формирование  убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;
  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма и их последствий для личности, общества и государства;
  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций  по характерным признакам их проявления, а так же на основе информации, полученной из различных источников;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

1.6 Виды и формы контроля.

  Согласно уставу ГБОУ гимназии № 61 и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий ( на каждом уроке), тематический ( осуществляется в период изучения той или иной темы) промежуточный ( ограничивается рамками четверти,полугодия), итоговый в (в конце года)

1.7 Формами контроля могут быть:

- зачет

- практическая работа.

- контрольная работа.

- тестирование.

- доклады,сообщения.

- рефлексия

- практикум.

 

Содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности»  9 класс

                                                                                                               Раздел I.

                                                    ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ  ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

  1. Национальная безопасность России в мировом сообществе

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.  Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения  национальной безопасности России.

  1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

  1. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

  1. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС        5 России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

  1. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования  чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

  1. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом    

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.  

Система борьбы  с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.

Правила поведения при угрозе террористического акта.  

Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.

Профилактика наркомании.

Раздел II.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Основы здорового образа жизни

Здоровье человека как  индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области          6    безопасности жизнедеятельности.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.

Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

Основные положения Семейного кодекса РФ.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.

Безопасность дорожного движения

Учебно-тематическое план для 9 класса.

№ модуля, раздела, темы

Наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

Количество часов

теоретические

практические

Модуль-1

Основы безопасности личности, общества и государства

24

Раздел-1

Основы комплексной безопасности

12

Тема 1

Национальная безопасность России в современном мире

3

3

Тема 2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России

3

3

Тема 3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России

4

3

1

Тема 4

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

2

1

1

Раздел-2

Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

12

   

  Тема 5

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3

2

1

Тема 6

Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

5

4

1

Тема 7

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

4

4

Раздел-3I

Основы здорового образа жизни

8

Тема 8

Основы здорового образа жизни

3

3

Тема 9

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

2

1

1

Тема 10

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

3

1

2

Pаздел-4

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

1

Тема 11

Оказание первой медицинской помощи

2

1

1

Итоговое занятие

Всего часов

34

Требования к уровню подготовки учащихся 9-х классов

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 9 классt ученик должен знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;                                                                               7
  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
  • правила поведения при угрозе террористического акта;
  • государственную политику противодействия наркотизму;

Ученик должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • активного отдыха в природных условиях;
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
  • соблюдения норм здорового образа жизни.

Требования к уровню усвоения дисциплины.

  • Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
  • Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
  • Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
  • Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто

                                                                                                                                                                                                                                8  

                               Календарно – тематическое планирование по ОБЖ для 9 класса.                                                                                                                                                                              

Под

Тема

(название урока

Временные ресурсы

Содержание

( что планируется изучать)

Методы

(действия учащихся

Источник

( ресурсы урока

Самостоятельная

работа

1

Россия в мировом сообществе.

1 час

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире,  с   которыми Россия успешно сотрудничает.

Анализ и обсуждение видео урока

Учебник

Глва1 стр 8-13

Сайт infourok.ru

2

Национальные интересы России в современном мире.

1 час

Национальные интересы России в современном мире их содержание.

Анализ степени влияния каждого человека на национальную безопасность России.

Учебник

С.14-17

видиоурок

Заполнить таблицу с.17

3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

1час

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

Определение влияния определенного поведения каждого человека на  национальную безопасность России.

Учебник

С.17-22

Изучить статистику

С.20

4

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

1час

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

Анализ формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

Учебник

С.22-28

Проверь себя

Стр.28.

 5

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация.

1час

Классификация Ч.С., основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия Ч.С. для жизнедеятельности человека

Ознакомление с классификацией Ч.С., основные причины увеличения их числа.

Учебник

С 29-37

Умение анализировать и делать выводы

Заполнить

Таблицу с 37

6

Ч.С. природного характера, их причины и последствия.

1час

Ч.С. природного характера, их причины и последствия.

АнализЧ.С. природного характера, их причины и последствия.

Учебник

С 38-43

видеоурок

Статистика

С.38. изучить

7

Ч.С.техногенного характера их причина и последствия

1час

Ч.С.техногенного характера их причина и последствия

Классификация Ч.С., основные причины

Учебник

С.43-48

видеоурок

.Это необходимо

Знать

С.47

8

Военные угрозы национальной безопасности России.

1час

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России  Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

А нализ современных военных угроз национальной безопасности  России.

Учебник

С.48-52

видеоурок

Практикум

С52

9

Международный терроризм- угроза национальной безопасности России.

1час

Международный терроризм- угроза национальной безопасности России.

Основные правила поведения , если вас захватили в заложники

Учебник

С 96-102

Практикум

С102

10

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

1час

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

Анализ  наркобизнеса как разновидности

проявления  международного терроризма.

видеоурок

Учебник

С121-127

Запоьните

С.117

11

Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС)

1час

Основные задачи. Решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера

Алгаритм решения задач

РСЧС по защите населения

видеоурок

Учебник

С54-60

Тестирование по теме

12

Г О как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

1час

Основные факторы, определяющие развитие ГО в настоящее время.

История и роль ГО в настоящее время

видеоурок

Учебник

С 61-68

Тест

По теме

13

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения  и территорий от ЧС

1час

Роль МЧС России в формировании культуры  в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

Основные этапы создания МЧС .Роль в ОБЖ

Учебник

С 68-74

Статистика

С 74

14

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

1 час

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС

Анализ  видов мониторингов и прогнозирования

видеоурок

Учебник

С 76-79

Это интересно

С 79

15

Инженерная защита населения и территорий от ЧС

1 час

Инженерная защита населения и территорий от ЧС

Виды инженерных видов защиты населения

Видеоурок  

Учебник

С80-84

Нарисовать

Виды убежищь

16

Оповещение населения о ЧС

1 час

Оповещение населения о ЧС. Централизованна система оповещения населения о ЧС, единая дежурно- диспетчерская служба на базе телефона  01.создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Система оповещение, Сигнал «Внимание веем»

видеоурок

Учебник

С 85-91

Действие населения при угрозе нападения, при оповещения о химическом заражении, в очаге инфекционного заболевания, при оповещении о радиоактивном заражении

 

17

Эвакуация населения.

1 час

Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон ЧС. Экстренная эвакуация, рассредоточения персонала объектов экономики  из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Эвакуация, план эвакуации учреждения,

средства индивидуальной защиты

Учебник

С 89

Правила эвакуации, использование различных укрытий и защитных сооружений

18

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

1 час

 Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

Анализ видо аварийно-спасательных работ

видеоурок

Учебник

С91-94

Практикум

С 94

19

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

1 час

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Анализ террористических акций и способы осуществления.

видеоурок

Учебник

С 102-107

тест

20

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом.

1 час

Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие  борьбу с терроризмом.

Алгаритм.  основные задачи ГО по защите населения от террористических актов

видеоурок.

Учебник

С127-131

Это необходимо знать

С 117

21

Система борьбы с терроризмом.

1 час

Существующие в мировой практике формы борьбы  терроризмом. Организация информирования населения  о террористической акции

Анализ уголовной ответственности, предусмотренная за участие в террористической деятельности

Учебник

С 115-121

тест

22

Правила поведения при угрозе террористического акта.

1 час

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Алгоритм правил поведения при угрозе террористического акта

видеоурок

Учебник

С 140-151

тест

23

Государственная политика  противодействия  наркотизму.

1 час

Основные меры борьбы  наркоманией.

Анализ наказаний, принимаемые в России для борьбы с наркоманией

Учебник

С 131-140

Проверте

себя с 139

24

Профилактика наркомании.

1 час

Профилактика наркомании.

Что значит профилактика наркомании.

видеоурок

Учебник

С 151-157

Изучите

Утверждение 1.2.3

25

Здоровье человека как индивидуальная  так и общественная ценность

1 час

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное  здоровью в Уставе  ВОЗ. Основные факторы, оказывающее существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической, и социальной составляющими здоровья человека.

 Что такое здоровье,  ЗОЖ, факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья?

видеоурок

Учебник

С 160-167

Заполнить таблицу

С 167

Стр.85, конспект

26

Здоровый образ жизни и его составляющие.

1 час

 ЗОЖ и его составляющие. Роль ЗОЖ в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Физическое здоровье, гигиены, изменения в подростковом возрасте, духовное здоровье, акселерация

Учебник

С 168-174

тест

27

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

1 час

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

Анализ репродуктивного здоровья населения

видеоурок

Учебник

С 175-181

Практикум

С 174

28

Ранние половые связи и их последствия.

1 час

Ранние половые связи и их последствия.

Анализ видов ранних половых связей и их последствия.

видеоурок

Учебник

С 182-188

Статистика

С 183.186

29

Инфекции, передаваемые половым путем.

1 час

Инфекции, передаваемые половым путем.

Анализ видов инфекций, передаваемых половым путем.

видеурок

Учебник

С 189-191

тест

30

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе

1 час

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе

видеоурок

Учебник

С 192-194

Проверте

Себя

С 194

31

Брак и семья

1 час

Роль семьи в формировании  ЗОЖ

Анализ основных положений семейного кодекса

видеоурок

Учебник

С 195-199

тест

32

Семья и здоровый образ жизни человека

1 час

Роль семьи в формировании ЗОЖ

Анализ основных положений

семейного кодекса

видеоурок

Учебник

С199-201

Это интересно

С 202

33

Основы семейного права в Российской Федерации.

1 час

Роль семьи в формировании ЗОЖ

Анализ  роли семьи в ЗОЖ

видеоурок

Урок

С  201-206

Заполнить таблицу

С 206

34

Итоговая контрольная работа

1 час

Тестирование по курсу

Учебно-методическое обеспечение по ОБЖ (9 класс).

Учебник

Литература для      учителя

Литература для учащихся

Интернет-ресурсы

1.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебн.для учащихся 9 классов ОУ. Издательство «Просвещение», 2019

 2.ОБЖ: 9-й кл: учебник для ОУ/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др./под ред.Ю.Л. Воробьева/ М.: АСТ.: Астрель, 2017 г.

1.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности:

8-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008.

2. Поддубная Л.Б. ОБЖ. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Смирнова А.Т. Волгоград: ИТД «Корифей»

1.Бубнов В.Г., Бубнова Н.В.  Как оказать помощь при автодорожном происшествии: 9-11 классы-М.: Издательство АСТ-ЛТД, 2017

2. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 9-11 классов М.: ООО

«Издательство АСТ-ЛТД».,2017

3.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2019

1.ОБЖ. 8 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2013 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.

2. сайт infourok.ru

3.видеоуроки.

Таблица 1. Сравнительная характеристика традиционного и критериального оценивания.

Признаки для сравнения

Системы оценивания

Традиционное (нормативное) оценивание

Критериальное оценивание

Цели

Управление и контроль

Обратная связь и самооценка

Что такое отметка?

Средство поощрения или наказания

Что оценивается

Комплекс: знания, активность ученика, отношение ученика к предмету, отношение к ученику

Знания и умения в конкретной работе, виды деятельности, саморазвитие

Самоценивание

Возможность самооценки минимальна

Необходимая часть технологии

Механизм оценивания

Знания ученика сравнивают с нормой и/или со знаниями другого ученика

Сравнение ученика  с самим собой. (Развитие ученика за период времени)

Объективность  

Зависит от учителя

Определяется элементами технологии: критериями, модерацией, гласным обсуждением.

Процедура

Вычитание из пяти баллов

Прибавление баллов в соответствии с достигнутым уровнем

Корректировка отметки

Анализ ошибок после выставления отметки никак  не может на неё повлиять

Необходимая часть технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. ...

Рабочая программа "Русский язык" 9класс

Программа представляет собой пояснительную записку, список литературы и календарно-тематическое планирование...

рабочая программа платные курсы 9класс

Дополнительные платные занятия «Задачи повышенного уровня сложности» предназначены для обучающихся IХ классов, собирающихся после окончания основной школы продолжить обучение в 10 классе с углубленным...

рабочая программа по геометрии 9класс

Рабочая программа по геометрии разработана по учебнику Геометрия 9класс автора Атанасяна...

рабочая программа по химии . 9класс , Габриелян О.С.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна , к учебнику химии 9 кл. О.С.Габриеляна(2 часа в неделю)...

рабочая программа по математике-9класс

Рабочая  программа по математике для 9 класса составлена на основе следующих документов:1. Программы  общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9...