Современные педагогические технологии на уроках ОБЖ
статья по обж

Юрий Александрович Вараксин

Успех современного урока ОБЖ зависит от активного применения собственных творческих наработок в его построении и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии на уроках ОБЖ

Успех современный урока ОБЖ зависит от активного применения собственных творческих наработок в его построении и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Принципиальное отличие современного урока от традиционного состоит в том, что под результатами понимаются умение овладеть знаниями при помощи активных познавательных, коммуникативных операций, применять эти знания в нестандартных жизненных ситуациях. 

Теперь преподаватель должен привить учащимся две группы новых умений:

  • во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться;
  • во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.

УУД формируются с помощью различных педагогических технологий:

1. Технология интегрирования учебных дисциплин (В.В. Сериков, В.И. Загвязинский, Е.Ю. Сухаревская).

Целью данной технологии является интеграция содержания образования; внутрипредметная и межпредметная интеграция.

В ходе урока решаются следующие задачи: развивается научный стиль мышления учащихся, формируется комплексный подход к учебным предметам, повышается качество знаний учащихся, развиваются их творческие возможности. Технология, на мой взгляд, способствует отражению объективных связей в окружающем мире, приобщает учеников к научно-исследовательской деятельности.

Применяю межпредметную интеграцию, например, на следующих уроках:

1.Урок ОБЖ и обществознания по теме «Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях», «Уголовная ответственность за террористическую деятельность», «Символы России» .

2. Урок ОБЖ и географии по темам «Автономное пребывание человека в природе», «Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия».

3. Урок ОБЖ, биологии и физической культуры по теме «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека», «Основы здорового образа жизни»

4. Урок ОБЖ, истории и информатики по теме «Боевые традиции Вооруженных Сил РФ»

Результат использования технологии – увеличение процента качества знаний учащихся, выигрыш во временных затратах на усвоение материала, повышение мотивации в изучении курса ОБЖ и других дисциплин, развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания.

2. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

Цель технологии – формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного поля».

Применяя данную технологию я решаю задачи повышения качества процесса обучения и усвоения материала, формирования информационной культуры. У обучающихся закладываются основы эстетики за счет использования компьютерной графики, мультимедийных технологий. Формируется методическая копилка презентаций по различным разделам курса ОБЖ, разработок уроков для интерактивной доски, которые активно использую на уроках.

В результате достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов, создается возможность привлечения научной и культурной информации из различных источников, ведется рабочая и отчетная документация в электронном виде, в том числе на сайте школы. Информационные технологии вносят в образовательный процесс элементы новизны, наглядности, что повышает интерес учащихся к приобретению знаний, облегчает учителю подготовку к учебно-воспитательному процессу.

3. Игровые технологии

Цель: развитие и формирование творческой индивидуальности человека.

Применять игровые технологии можно в качестве элемента урока («Своя игра» при работе с понятиями, терминами и для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ). Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагаю вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Также предлагаю разгадывать кроссворды, ребусы, загадки, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению. Данные технологии отлично работают и в качестве целого урока (интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», «Брейн ринг»).

Игру можно использовать как технологию внеклассной работы: «Влияние вредных привычек на организм человека».

Результатом использования технологии является высокая степень запоминания материала, развитый стойкий познавательный интерес к предмету. Учащиеся активно участвуют в игровых конкурсах в рамках мероприятий «Недели здорового образа жизни», игры «Что? Где? Когда?», «Своя игра» (которые использую как часть урока), дистанционных олимпиадах. Развивается воображение, снижается психологическое напряжение.

4. Проектный метод обучения (Дж. Дьюи, Х. Килпатрик, С.Т. Шацкий)

Цель технологии – развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.

В ходе урока решаются следующие задачи: стимулируется интерес учащихся к определенной проблеме, предполагающей овладение определенной суммой знаний, и предусматривающим решение этой проблемы через проектную деятельность, формируется умение применять практически полученные знания, развивается рефлекторное и критическое мышление, развиваются навыки активного коммуникативного взаимодействия учащихся.

На этапах создания проекта моя деятельность заключается в следующем: из носителя готовой информации превращаюсь в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Помогаю учащимся в поиске источников информации, иногда сама выдаю информацию по данной теме, поддерживаю непрерывную обратную связь. На подготовительном этапе помогаю выделить цель и задачи проекта, выбрать нужные методики работы. На основном этапе составления проекта являюсь координатором самостоятельной работы учащихся. На заключительном этапе делаю акцент на подготовке учащихся к публичному представлению проекта.

Результат:

1. В ходе проектной деятельности ученики самостоятельно (при создании индивидуального проекта) или в совместных усилиях (при групповой работе) решают проблемы, применив необходимые знания из разных областей, получают реальный и ощутимый результат.

2. Повышается мотивация учащихся к обучению ОБЖ.

3. Создана медиатека ученических проектов.

4. Учащиеся, выступая с проектами на школьном уровне, приобретают опыт публичных выступлений, умение аргументировать свою точку зрения, свое мнение

Целью использования данной технологии, как мне кажется, является развитие коммуникативных качеств личности, сотрудничества и взаимопомощи между учениками, совместное решение поставленных задач.

В ходе групповой работы формируются навыки социального партнерства и умения:

1.Разрешать конфликты,

2.Управлять поведением собственным и партнёра,

3.Точно и полно выражать свои мысли;

4.Устанавливать и регулировать очерёдность действий;

5.Корректно сообщать товарищу об ошибках, вступать в диалог, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, договариваться и приходить к общему решению, сотрудничать в совместном решении задач.

На уроках применяются различные формы обучения: групповая, парная, индивидуальная. При этом доминирующее значение имеет групповая работа в следующих формах: фронтальное исследование, направленное на достижение общей цели; работа в парах; работа в группах сменного состава; межгрупповая работа (каждая группа имеет своё задание для исследования в общей цели). Такая работа, лучше, чем фронтальная позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся: каждый в группе может побывать в роли лидера или помощника, или оппонента.

Совместная деятельность учителя и учащихся в процессе познания, освоения учебного материала вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад: идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества, приводит к увеличению степени усвоенного материала.



Предварительный просмотр:

Размышляя о моих представлениях сына отечества, стоит затронуть качества, которыми должен он обладать и, возможно, некоторые черты характера.

Он должен представлять человека-добродетеля. Благие дела, разумные мысли, стремление к совершенствованию, помощь людям, солидарность, понимание, старание сделать этот мир лучше. И это всё не полный список того, что должно в нем присутствовать.

Творить добро. Также «добро» понятие растяжимое. Как говорится «не навреди». Сын отечества обязан относиться добродушно к людям, и стараться помогать им, чем может. А точнее обращаться с ними так, как бы он хотел, чтобы обращались с ним.

Терпимость. Он должен быть терпелив по отношению к другим. Ведь каждый человек индивидуален, и порой, приходится терпеть не очень приятные качества даже родных и близких людей.

Скорее всего, он должен быть скорее оптимист, нежели пессимист. Иначе, о каком процветании государства и родины можно говорить, если все люди начнут мыслить пессимистично, и им вовсе не захочется говорить о патриотизме, и тем более становится патриотами.

Умение прощать. Это одно из замечательнейших качеств, которое, по моему мнению, также должно принадлежать сыну отечества. Ведь почти каждый человек имеет право на то, чтобы его простили и дали ему еще один шанс; другое дело если после этого даже человек не меняется. Но это уже другой разговор. Ему необходимо уметь прощать и мысленно отпускать этого человека.

Раз уж рассмотрели благие качества, то перечислим, пожалуй, и то, чего ни в коем случае не хотелось бы обнаружить в сыне отечества.

Трусость. Он должен быть отважным и готовым на подвиги ради своей родины

Обман, лицемерие. Они должны быть не присущи не только сыну отечества, но и человеку вообще.

Пессимизм - о нем я уже говорила. Необходимо верить в свои силы, в лучшее будущее и мир во всем мире.

Ненависть. Невозможно быть патриотом, ненавидя людей, и мир вообще.

Расизм. Сын отечества должен одинаково хорошо относиться ко всем народам, живущим на территории его отчизны. Не существует лучшего и худшего народа.

Измена. Наиболее страшный порок. Изменник родине ни в коем случае не может называться патриотом.

Нарушение законов. Законы государства должны соблюдаться. А важнее всего соблюдение законов Божьих.

Это небольшой список того, что не должно входить в понятие такой личности как «сын отечества».

Рассмотрев сын отечества со своей точки зрения, мне бы хотелось теперь обратиться непосредственно к теме: «Существует ли сегодня патриотизм?»

И вновь, смотря что, мы под этим словом понимаем.

Для меня патриотизм - это любовь к отчизне, служение своей родине; заключается в умении беречь ценности и, скорее всего, в умении приносить жертвы ради благосостояния своего отечества.

До сих пор приводит в восторг преданность людей, готовых идти на смерть, ради своей родины…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание современных педагогических технологий на уроке английского языка. Особенности проектных технологий»

 «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,  а не памятью» Л.Н.ТОЛСТОЙ...

Статья на тему "Использование современных педагогических технологий на уроках технологии"

Статья на тему "Использование современных педагогических технологий" рассказывает о нескольких  технологиях, применяемых учителем на практике...

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ».

Современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас и в будущем. На своих уроках я стараюсь организовать активную деятельность  всех обучающихся на разных уровнях ...

«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»

       В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, спосо...

Внедрение современных педагогических технологий на уроках географии. Здоровье сберегающие технологии.

  Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Это политика, в которой наше будущее. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Ч...

Педагогическая мастерская "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать ...