Программа элективного курса «Человек и его права»
элективный курс по праву (9 класс) по теме

Честных Анна Анатольевна

Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников 9 класса правовых аспектов курса  обществознания.

        Проблемы, которые включены в курс, позволят каждому учащемуся почувствовать личностную значимость правовых знаний, помогут занять активную гражданскую позицию; учащиеся смогут оценить свои способности и возможности в изучении данного предмета, склонности, интересы к данной области знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_elektiv 9 право .doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

г. Североморск

 «Согласовано»                                                                                                     «УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по УВР                                                               Директор МОУСОШ  №7

________________                                                                                            

«____»________________2011 г.                                                          _________________

                                                                                                                 «_____»__________2011 г.

.                                                          

                                                                                                     

   

Программа элективного курса

«Человек и его права»

для 9 класса

на 2011/2012 учебный год

Составитель:

Честных Анна Анатольевна,

учитель истории и обществознания

г. Североморск

Пояснительная записка

Цели:

  1. научить учеников владению юридическими терминами и понятиями;
  2. способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
  3. способствовать усвоению совокупности конкретных правил поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д. ориентиру на уважение прав и свобод других граждан.

Задачи:

  1. знакомство с содержанием законодательных актов (или фрагментов из них) ;
  2. освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;
  3. привить необходимые навыки правильного составления некоторых официальных бумаг, не требующих специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли-продажи и т. д.)
  4. развитие коммуникативных способностей, прежде всего, устной речи.

Ожидаемые результаты:

В конце курса ученики должны:

уметь 

  осуществлять свои права на практике;

  уметь руководствоваться в различных сферах жизни существующими нормами;

  уметь проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;

  уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли – продажи и т. д.) ;

знать 

  юридические термины и понятия;

  знать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;

  знать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

  знать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;

владеть 

  четкими ценностными ориентирами гуманистической направленности;

  владеть четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;

  владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;

  владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан.

        Проблемы, которые включены в курс, позволят каждому учащемуся почувствовать личностную значимость правовых знаний, помогут занять активную гражданскую позицию; учащиеся смогут оценить свои способности и возможности в изучении данного предмета, склонности, интересы к данной области знания.

Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. Элективный курс способствует качественной подготовке учащихся 9 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ГИА.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами: - частично-поисковый, исследовательский, проектный.

Оценивание результатов освоения элективного курса: будет производиться на основании выполнения и защиты итоговой творческой работы по одной из предложенных тем.

Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.

Структура элективного курса: рассчитан на 34  учебных часа, 1 час  в неделю.

Литература для учителя и учащихся

учебники:

  1. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. – 4 (5)-е изд. – М.: Просвещение, 2008-2010.
  2. Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. – 4 (5)-е изд. – М.: Просвещение, 2008-2010.
  3. Экономика: базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007-2010.
  4. Обществознание. Глобальный мир в XXI в. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н.Поляков и др. – М.: Просвещение, 2008-2010.

пособия:

  1. Обществознание: полный справочник для подго товки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шев ченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2009.
  2. Бабленкова  И.И.  Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов. – М.: Эксмо, 2009.
  3. Тесты по обществознанию /Под ред. А.Л.Бойко. – Ростов-на Дону: издательский центр «МарТ», 2003.

методические пособия для учителя:

  1. Обществознание. Глобальный мир в ХХ1 в.: Книга для учителя /под ред. Л.В.Полякова. -

М.: Просвещение, 2008.

  1. Международное-гуманитарное право: учебно-методические материалы к курсам права и обществознания. – М.: ФРИИ МП ФЗ, 2007.
  2. материалы журнала «Преподавание истории и обществознания в школе» - 2009-2010.
  3. //www.pish.ru – методический портал «Преподавание истории в школе»
  4. //www.proshkolu.ru – портал «Про школу», клуб «Преподавание обществознания и права».

пособия для учащихся:

  1. Махоткин А.В.  Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2007-2010.
  2. Головистикова А.Н. Правоведение в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2008-2010.
  3. ЕГЭ-2008-2009. Обществознание. Федеральный банк экзаменационных материалов / Сост. Е.Л.Рутковская и др. – М.: Эксмо, 2009.
  4. задания ГИА. Обществознание. – М.: ФИПИ, 2009.

Календарно-тематическое планирование элективного курса

для 9 кл.

«Человек и его права»

п/п

Наименование раздела (темы).

Кол-во часов

Формы и приемы

обучения

Содержание

занятия

Дата

занятия

1

2

3

4

5

6

1.

Вводное занятие.

1

Беседа, анкетирование

Человек среди людей. Права человека - твои права. Анкета вводного контроля «Кто есть кто».

2

Понятие прав человека.

1

Лекция, с элементами беседы

Человеческое достоинство как фундаментальная основа прав человека. Предпосылки возникновения прав человека. Права человека как средство защиты и общечеловеческие ценности.

3

Становление и развитие прав человека.

1

Проблемная беседа, работа с текстом документа

Из истории правовых идей. Формирование представлений о ценности человеческой личности. Человек в античном мире. Зарождение представлений о естественном праве. Французская декларация прав человека и гражданина (1789 г.) Билль о правах 1791 г. Права человека в начале 20 века.

4.

Права человека в России (до начала XX в.)

1

Лекция, творческие задания

Роль государства в жизни русского общества. Петр I: "забота об общем благе". Великая реформа 60-х гг. XIX в. и права человека. Манифест 17 октября 1905 года — расширение прав человека. Октябрьский переворот и декларирование прав граждан.

5.

Права человека в советской России. Правозащитное движение в СССР.

1

Индивидуальные выступления с докладами, работа с источниками

 Советская концепция прав человека. Общее равенство. Личные права и свободы. Экономические и социальные права.

Политические репрессии.

Правозащитное движение в СССР.

6.

Права человека в современном мире

1

Дискуссия, самостоятельная работа

Международные документы по правам человека. Гарантии прав человека. Роль государства в обеспечении и защите прав человека.

7.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

1

Лекция, решение познавательных задач, дискуссия

История создания Всеобщей декларации прав человека, её основное содержание, и историческое значение. Классификация прав человека.

8.

Практикум по теме: «Всеобщая декларация прав человека»

1

Практикум, работа с документом, выполнение заданий ГИА

Сравнительный анализ текста Всеобщей декларации прав человека и американской Декларации прав и обязанностей человека (1948 г.)

9-10.

Проблема прав человека в нашей стране и мире сегодня

2

Лекция, с элементами беседы

Всемирный день прав человека. Проблемы гарантий прав человека. Обострение проблем прав человека в условиях глобализации. Декларация прав и свобод человека СССР 1991 г. Конституция 1993 г. РФ. Значение поста Уполномоченного по правам человека в России. Взаимодействие России с Европейским судом по правам человека.

11-12.

Гражданские права человека

2

«Круглый стол», дискуссия

Понятие и содержание гражданских прав. Первейшее право человека – право на жизнь. Смертная казнь. Право на достоинство и честь, свободу и личную неприкосновенность.  Равенство людей перед законом.

 

13.

Право на гражданство

1

Работа с источником, проблемные задания

Понятие гражданства. Закон РФ «О гражданстве». Свобода выбора места жительства в пределах каждого государства. Прописка в Российской Федерации. Право передвижения.

14.

Политические права человека

1

Беседа с элементами дискуссии, работа с источниками

Понятие политических прав. Основные политические свободы. Роль цензуры. Закон «О средствах массовой информации». Связь политических прав с гражданством.

15.

Избирательное право

1

Деловая игра «Выборы»

Понятие избирательной системы и избирательного права. Принципы проведения выборов в Российской Федерации. Избирательные комиссии. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов. Предвыборная агитация. Порядок голосования.

16.

Экономические права человека

1

Лекция, решение проблемных заданий, работа с документами

Содержание экономических прав человека. Право на труд и защиту от безработицы. Закон «О занятости населения». Международные акты и трудовое законодательство о правах трудящихся.

17.

Право

собственности

1

Беседа, работа с источниками

Право собственности: право владения, пользования и распоряжения. Формы и объекты собственности РФ. Законные основания лишения имущества. Право наследования имущества. Предпринимательство.

18.

Социальные права человека

1

Практическая работа

Система социальных прав. Права, обеспечивающие достойный образ жизни человека, социальное обеспечение. Пенсионное законодательство. Обеспечение права на охрану здоровья.  Конвенция о правах материнства. Права инвалидов.

19.

Культурные права человека

1

Практическая работа, выполнение заданий ГИА

Осуществление культурных прав. Деятельность ЮНЕСКО по борьбе с неграмотностью. Права на доступ к культурным ценностям. Свобода творчества и авторское право.

20.

Право на образование

1

Работа с текстом документа

Цели образования. Бесплатное, всеобщее, обязательное начальное (общее) образование. Право выбора вида образования. Условия получения специального и высшего образования.

21.

Конституция РФ и Закон «Об Образовании»

1

Сравнительный анализ документов

Основное содержание Конституции РФ и Закона «Об образовании».

22.

Обязанности человека

1

Лекция, работа с источником

Обязанности человека и нравственный долг. Соотношение прав и обязанностей человека. Понятие и виды обязанностей гражданина.

23.

Правовое государство и обеспечение прав человека

1

«Круглый стол»

Роль и значение государства в обеспечении и защиты прав человека. Роль правоохранительных органов. Роль законодательства в системе гарантий прав человека.

24.

Человек и правонарушение

1

Лекция с элементами беседы, проблемные ситуации, работа с источником

Преступление. Ответственность за правонарушение. УК РФ.

25.

Положение детей в нашей стране и в мире

1

Беседа, дискуссия

Обязанности государства по защите прав детства. Правовое положение детей. Защита от рабства и насилия.

26.

Конвенция о правах ребенка

1

Работа с источником

Основное содержание Конвенции о правах ребенка.

27.

Международные организации в борьбе за права человека

1

Индивидуальные Сообщения

Лига Наций и международное сотрудничество. ООН: история, цели, принципы. Органы и специализированные организации и учреждения. Европейский Совет, СБСЕ.

28.

Преступления против человечества. Предупреждение дискриминации

1

Лекция, работа с понятиями

Геноцид вчера и сегодня. Апартеид в ЮАР: исторические уроки. Борьба против расизма. Рабство и сходные с ним обычаи. Национальные, этнические, религиозные, языковые и другие меньшинства. Трудящиеся-мигранты. Беженцы, вынужденные переселенцы.

29.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного  времени

1

Работа с документами, дискуссия

 Международное гуманитарное право. Субъекты международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного права. Женевские конвенции.

30.

Международный механизм защиты прав человека в современном мире

1

Деловая игра

«Судебное заседание»

Комиссия ООН и Комитет по правам человека. Центр ООН по правам человека. Европейская комиссия и Европейский суд. Правила приемлемости сообщений. Защита прав в Российской Федерации. Неправительственные и местные организации.

31-32.

Подготовка творческой работы

2

сбор информации, её анализ, систематизация, оформление творческой работы

формирование авторского замысла, варианта оформления и способа защиты творческой работы

33-34.

Защита творческой работы

2

семинар

опыт публичной защиты и критической оценки

Итого:

34 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права»

     Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права» предназначена для изучения учащимися 10 классов, рассчитана на 17 часов. ...

Программа элективного курса «Человек и профессия»

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный...

Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.

Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....

Программа элективного курса по обществознанию и праву «Азбука общественных и правовых отношений»

Данная программа создана для учащихся 11 класса общеобразовательных школ.  Программа рассчитана на один год обучения. Актуальность программы определяется потребностью овладения основными ключевым...

Рабочая программа элективного курса "Человек и его здоровье"

Данный элективный курс способствует формированию здорового образа жизни, помогает профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практиче...

Программа элективного курса "Человек имеет право"

Программа элективного курса "Человек имеет право"...

Программа элективного курса "Человек среди людей: право и ответственность"

"Возможно, все мы рождаемся, зная, что у нас есть права, - нам просто надо о них напомнить". / Учитель из Румынии /...