Открытый урок по теме: «Грамотный потребитель»
классный час по праву (7 класс) по теме

. Урок – путешествие по статьям Закона РФ «О защите прав потребителей».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме: «Грамотный потребитель»

        Сегодня у нас заключительный урок. Урок – путешествие по статьям Закона РФ «О защите прав потребителей».

        С одной стороны еще одна возможность поучиться, а с другой, - продемонстрировать знания, точность, интуицию, гибкость, виртуозность и талант.

        «Потребители – это все мы», - заявил в Конгрессе 15 марта 1962 года Джон Кеннеди. И провозгласил 4 постулата – неотъемлемые права каждого из нас:

  1. Право на безопасность.
  2. право на информацию.
  3. Право на выбор.
  4. Право быть услышанным.

С тех пор на земле стало одним Всемирным праздником больше.

(блиц опрос)

-Кто же такой потребитель?

(Ответ: Это гражданин, имеющий намерения заказать либо приобрести, либо заказывающий, приобретающий и использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

-Дайте определение термину потребности.

(Ответ: Это все то, что необходимо человеку для жизни).

-Какие виды потребностей вы знаете?

(Ответ: биологические, материальные и духовные).

-Какие потребности изучает экономика?

(Ответ: Экономика изучает только материальные потребности, то есть те, которые могут быть удовлетворены с помощью товаров и услуг).

-Что такое товар?

(Ответ: Это любая вещь, которая удовлетворяет ту или иную потребность).

-Что такое услуга?

(Ответ? Это вид деятельности, который удовлетворяет потребности людей).

Осуществим небольшой экскурс в историю потребительского законодательства. На дом вам было дано задание, подготовить небольшое сообщение по индивидуальным темам. Итак, прошу первым слово…

(Что же такое "потребительская культура"?

Потребительская культура - это совокупность исторически сложившегося уровня потребности человека, умение и возможность разумно удовлетворять эти потребности, степень развития законодательства и институтов защиты прав потребителей.

Еще древние римляне, сочинив множество законов на все случаи жизни, убеждали, что законами надо хотеть пользоваться. "Законы пишутся для бодрствующих".

В основе потребительской культуры выделяют триаду: хочу - могу - надо.
Хочу - это то, что человек хотел бы иметь и чем хотел бы пользоваться;
Могу - это то, что человек может иметь, чего он достиг;
Надо - это то, что человеку необходимо иметь.

Важнейшими слагаемыми потребительской культуры являются:

Осознание человеком рациональных потребностей, отвечающих уровню развития общества, уровня его материального производства и духовной культуры;

Определение и обоснованность прав и обязанностей потребителя;

Защита потребителя государством и другими организациями от неправомерных действий продавцов и производителей.

О "Качестве" продукции как решающем факторе влияния на поведение потребителя и стратегию изготовителя.

Многие страны во второй половине XX века сумели резко повысить уровень благосостояния своих граждан и свое влияние в мире. При этом был разрушен самый устойчивый миф о том, что богатеют те страны, у которых изобилие природных ресурсов: запасов полезных ископаемых, плодородных почв, обширных лесов и могучих рек. Ошеломляющий рывок в экономическом развитии совершила островная Япония, на практике подтвердив свою "философию качества".

В США всегда считалось, что высокое качество всегда связано с высокой ценой. Появление высококачественных японских недорогих товаров на американском рынке изменило это мнение, изменило представление об эффективном менеджменте в достижении качества.

Об истории потребительского движения за рубежом и в России.

Потребительское движение появилось в конце 20-х годов XX века в США.

Потребительское движение сегодня - это мощный фактор регулирования качества товаров и услуг, с которым считаются как производство и торговля, так и государственные органы. Этому движению покровительствует ООН. Ею разработаны "Руководящие принципы по защите интересов потребителя".

С апреля 1992 года с введением в действие Закона РФ "О защите прав потребителей" началась целенаправленная, организованная реализация государственной политики в этой сфере.

Закон "О защите прав потребителей", принятый Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992г., все активнее входит в нашу жизнь, все более признается населением, предпринимателями, государственными органами, судами. Сегодня уже нет ни одной газеты, радио- и телепередачи, где, так или иначе, не затрагивалась бы тема защиты прав и интересов потребителей. Данный закон касается повседневной жизни каждого, позволяет нам смелее вступать в борьбу за свои интересы.

        Для чтобы права потребителей в нашей стране стали обычной вещью, необходимо изучать эти права, учиться ими пользоваться, уметь защищать себя и оказывать в случае необходимости помощь своим друзьям и близким. Несмотря на то, что потребительский рынок края развивается и приобретает все более цивилизованный характер, результаты мониторинга свидетельствуют о многочисленных фактах нарушений требований законодательства в сфере потребительского рынка.

Средний уровень нарушений в целом по Краснодарскому  краю в 2008 году составил 77 %, в то же время в ряде муниципальных образований он значительно превышает средне краевой показатель.

Самый высокий процент нарушений имеют:

  1. -Мостовский район - 87 %,
  2. -Северский район - 85 %,
  3. -Кореновский район - 83 %,
  4. -Усть-Лабинский район - 84 %,
  5. -Красноармейский район - 83 %,
  6. -Павловский район - 82 %,
  7. -Крыловский район - 79 %,
  8. -Динской район - 77 %.

Ситуация на потребительском рынке этих районов улучшается медленно, нарушения на протяжении длительного времени не исправляются, к ним добавляются новые. Это подтверждает повторный мониторинг, проведенный в муниципальных образованиях края.

Так, администрация Павловского района в апреле 2008 года информирует об устранении нарушений, о наведении порядка на потребительском рынке, об усилении координирующей роли в работе с сельскими поселениями. Однако, повторный мониторинг проведенный в мае 2008 года показывает, что из 11-ти осмотренных объектов нарушения устранены только в 2-х, а остальные 9 предприятий продолжают работать с нарушениями санитарного законодательства и Закона РФ «О защите прав потребителей».

В структуре правонарушений основная доля приходится:

  1. - на отсутствие или несоответствие маркировки на товарах, требованиям нормативной документации - 45 %;
  2. - отсутствие документов, подтверждающих качество, безопасность и источник поступления товаров - 33 %;
  3. - не соблюдение условий хранения и сроков годности продукции -22 %.

В 2008 году уделено внимание мониторингу ассортимента товаров, предлагаемых к продаже в розничной сети Краснодарского края. Отмечено значительное преобладание товаров краевых производителей, таких как хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, колбасные изделия, мясо, птица, яйцо.

Защита прав потребителей

Защита прав потребителей - совокупность законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами, устанавливающие права потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров (работ, услуг), получение информации о товарах (работах, услугах), государственную и общественную защиту их интересов, механизм реализации этих прав.

 

Комитет и отделы в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" осуществляют следующие функции:

  1. Рассматривают и разрешают обращения потребителей.
  2. Осуществляют в пределах своей компетенции контроль за реализацией Закона РФ "О защите прав потребителей".
  3. Консультируют потребителей по вопросам законодательства о защите прав потребителей.
  4. Анализируют договоры, заключаемые продавцами (исполнителями) с потребителями с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей.
  5. Предъявляют иски с суд в защиту потребителей (неопределенного круга потребителей).
  6. Взаимодействуют по защите прав потребителей с общественными организациями потребителей по качеству и безопасности товаров работ, услуг.
  7. Участвуют совместно с государственными органами в осуществлении контроля правил торгового, бытового и иных видов обслуживания.
  8. Извещают соответствующие службы Госстандарта России, МАП России и другие органы государственного управления об опасных товарах, работах, услугах.
  9. Приостанавливают, либо прекращают продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в случаях:

         - выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией;

- или с просроченными сроками годности;

- или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно.

Являются исполнительным органом Координационного Совета по защите прав потребителей мэрии г. Новосибирска.

Комитет организует и участвует в проведении  акций:

Всемирный день защиты прав потребителей;

Всемирный день качества - 100 лучших товаров России;

Областной и региональный конкурс школьников

        А сейчас вам предстоит пройти 3 этапа Потребительской эстафеты на знание Закона РФ «О защите прав потребителей».

1 ЭТАП: Дерево знаний или энциклопедия потребителя.

2 ЭТАП: Разрешение ситуаций.

3 ЭТАП: Потребитель в песне.

Оценивать ваши ответы будут: (можно пригласить в жюри людей, которых вы)

        Итак, 1 ЭТАП Дерево знаний. Вам предстоит разгадать кроссворд, связанный с понятиями из энциклопедии потребителя. Время выполнения – 2 минуты. По истечении времени мы с вами вместе проверим ваши ответы. Время пошло. (желающим из комиссии тоже дать кроссворд)

Дерево знаний

  1. Организация независимо от ее организационно – правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. (продавец)
  2. Купленный предмет, удовлетворяющий ту или иную потребность человека. (товар)
  3. Потребительское свойство товаров. (качество)
  4. Соглашение сторон, в котором определены их права, обязанности и ответственности.(договор)
  5. выдаваемое государством  разрешение на осуществление определенных видов деятельности, особенно таких, которые нуждаются в особом контроле за процессом осуществления этой деятельности и ее результатами.(лицензия)
  6. Утрата или повреждение имуществ, а также неполученные доходы, которое определенное лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено. (убытки)
  7. Мера устранения неопределенности, сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах. (информация)
  8. Документ, удостоверяющий качество товара. (сертификат)
  9. Количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара. (цена)
  10. Целенаправленное воздействие на потребителя с целью создания популярности товара и ускорения его продвижения на рынок. (реклама)

Рядом с правильным ответом поставьте себе плюс, а сели неправильно – минус. Передайте ваши кроссворды жюри.

        2 ЭТАП потребительской эстафеты «Разрешение ситуаций». Каждой команде будет предложена ситуация. Вы должны будете:

  1. Инсценировать ее;
  2. Задать вопрос другим командам «Как надо поступить в данном случае?»

СИТУАЦИИ:

  1. Гражданке Ф. оказана некачественная услуга в парикмахерской (окрас волос). Потребителю предложили устранить недостатки за дополнительные деньги. Однако и повторное оказание услуг не устранило недостатки. Потребитель потребовал вернуть деньги за две услуги. Парикмахерская требования потребителя не удовлетворила. Разыграть и задать вопрос другим командам «Как квалифицировать нарушения»?

(Передача «Чего хочет женщина»)

-Добрый день! С вами передача «Чего хочет женщина» и я, ее новая ведущая …. Сегодня у нас в гостях представительница прекрасного пола, … Вы знаете, чего хочет женщина?

-Конечно. Каждая женщина хочет быть счастливой, здоровой, а самое главное красивой. Но, к сожалению, те, кто призван помочь нам в этом, совершенно не справляются с этой обязанностью.

-Извините, что-то прическа у Вас странная?

-Неделю назад я посетила парикмахерскую. Услышала про нее из рекламы по телевидению, быстро, красиво, незабываемо. Точно, не забываемо. Короче, мне некачественно покрасили волосы. Я стала ругаться. Тогда мне предложили устранить недостатки за дополнительные деньги. Однако и повторное оказание услуги не устранило недостатки. Я потребовала вернуть деньги за две услуги. А парикмахерская мне в этом отказала. (плачет)

-Не волнуйтесь, у нас сегодня в студии общественные объединения по защите прав потребителя. Уверена, они нам помогут.)

(Нарушены требования п.1 ст.29 Закона РФ – исполнитель должен безвозмездно устранить недостатки оказанной услуги, ст. 14 – имущественная ответственность за вред, ст. 15 – Моральный ущерб).

  1. В отдел защиты прав потребителей обратилась покупательница по поводу продажи ей в киоске частного предпринимателя дезодоранта «Спорт» для тела без информации на русском языке. При нанесении дезодоранта на кожу появилось жжение. Обратясь к переводчику, покупательница узнала о том, что это никакой не дезодорант, а освежитель воздуха, который на кожу наносить нельзя. Разыграть и задать вопрос другим командам «Как квалифицировать нарушения»?

(визит к доктору)

(старушка приводит забинтованного сына)

-(врач) Следующий.

-Здравствуйте. (плачет старушка)

-Что случилось? Как вы смогла так обжечься?

-В киоске частного предпринимателя мне предложили мужской дезодорант «Спорт» для тела без информации на русском языке. При нанесении дезодоранта на кожу у моего сына появилось жжение. Мы обратились к переводчику и узнали, что это никакой не дезодорант, а освежитель воздуха. Который на кожу наносить нельзя.

-Ужасный случай. Не плачьте. Пройдем в процедурную.

(ст 8-10 – право на информацию, информация обязана быть на русском языке, ст.7 – Право на безопасность товара, ст. 15 – Право на возмещение морального ущерба, ст. 12 – ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре (в данном случае – недостоверная), право возвратить товар, ст. 14 - полное возмещение убытков).

  1. Пассажир М. приобрел 3 билета (себе, жене и дочке – 9 лет) на рейс авиакомпании «Внуковские авиалинии» на рейс 181по маршруту  Москва – Новосибирск. Но в обозначенное время рейс не состоялся, а был задержан на 24 часа. Авиакомпания отказалась предоставить господину М. и его семье бесплатные места в гостинице или комнате отдыха пассажиров, в результате чего, он заплати за номер в гостинице – 500 руб., за питание – 150 руб., за междугородний телефонный разговор – 80 руб. Господин М. обратился с претензией к перевозчику об уплате штрафа и возмещении материального ущерба, на что ему ответили отказом. Разыграть и задать вопрос другим командам «Как квалифицировать нарушения»?

(две старушки – сплетницы сидят на лавке и всех осматривают)

-Ой, ой, смотри, Марь Иванна внучку в театр повела.

-Думаешь, это она спектакль хочет посмотреть? В буфет торопиться.

-Смотреть противно. Ой, ой, смотри, Клавка из 4 квартиры собаку повела выгуливать.

-Думаешь, это она о собаке заботиться? Пальто новое всем показывает.

-Смотреть противно. Ой, ой, смотри, Иван Петрович идет, в Москву ездил.

-Думаешь, отдохнуть с семьей хотел? По магазинам, поди, бегал.

-Смотреть противно. (улыбается мужчине, который подходит)

Иван Петрович, Как съездили?

-Ох, и не спрашивайте.

-Что случилось?

-Купил я билеты, мне, жене, дочке авиакомпании Внуково на рейс Москва-Новосибирск. В обозначенное время рейс не состоялся, а был задержан на 24 часа. Авиакомпания отказалась предоставить нам бесплатные места в гостинице или комнате отдыха для пассажиров. В результате чего я заплатил за гостиницу 500 рублей, за питание – 350. Обратился к перевозчику с претензией об уплате штрафа и возмещении морального ущерба, а нам ответили отказом. Ох, ну  я пошел.

-Что же ему теперь делать?

(Штраф за просрочку доставки пассажира в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки – основание ст. 120 Воздушного кодекса РФ, материальный ущерб, который был подтвержден документально: счета из гостиницы, ресторана, квитанция о междугороднем телефонном разговоре – основание ст. ст. 13, 19 Закона РФ «О защите…». Компенсация за моральный ущерб – ст. 15.)

Мы рассмотрели последнюю ситуацию, а сейчас последний 3 ЭТАП Потребительской эстафеты «Потребитель в песне». Вы выслушаете фрагменты песен и должны оценить ситуацию, связанную с правами потребителей и предложить решение проблемы.

(на магнитофоне записать отрывки песен. Подготовка 30 секунд)

Жюри подводи итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока «Основы компьютерной грамотности» Тема: Программа Блокнот

Изучение  программы Блокнот. Формирование знаний и умений основных  приемов запуска программы, настройки страницы, ввода текста, правки текста, сохранения документа....

Конспект открытого урока «Основы компьютерной грамотности» Тема: Работа с объектами: Перемещение объектов. Переименование объектов.

Овладение операциями  перемещения  и переименования объектов. Формирование знаний и умений основных  приемов перемещения  и переименования объектов....

Урок по теме "Соединение потребителей в электрические цепи"

Представлен материал  модуля к уроку «Параллельное и последовательное соединение потребителей» и презентацию сопровождения....

Конспект открытого урока по математической грамотности (Математика 9 класс "Решение неравенств")

Тема урока: "Решение неравенств"Цель урока: применение линейных неравенств для решения текстовых задач. Урок проводился в рамках недели математической грамотности...

Открытый урок на тему: "Грамотная речь как показатель культуры современного человека."

Преподаватель русского языка и литературы Багулова Л.Т. провела открытый  урок в группе  ПК-22 «Повар, кондитер» на тему: «Грамотная речь как показатель куль...

Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения уч...

Открытый урок на тему: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Предлог". Формирование читательской грамотности".

Открытый урок на тему: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Предлог". Формирование читательской грамотности"....


 

Комментарии

. Урок – путешествие по статьям Закона РФ «О защите прав потребителей».