Рабочая программа Основы трудового законодательства 9 класс
рабочая программа по праву (9 класс)

Макеева Александра Юрьевна

Трудовое право является самостоятельной отраслью российской системы права. Какие отношения регулируются трудовым правом? Что такое трудовые правоотношения, каков правовой статус работника и работодателя, возможно ли социальное партнёрство в сфере труда, можно ли обеспечить взаимные права работника и работодателя, почему рабочее время различается по продолжительности, какие есть виды времени отдыха, что такое заработная плата и в чём заключаются основные государственные гарантии по оплате труда работников, что такое дисциплина труда и каково её значение, какие способы защиты трудовых прав и законных интересов работников установлены ТК РФ, как решать трудовые споры, есть ли различия между социальной защитой и социальным обеспечением, чем отличается пособие от пенсии, в чём отличие трудового стажа от страхового стажа, каковы особенности регулирования труда несовершеннолетних работников? Получение обучающимися ответов на вышеперечисленные вопросы и призвано помочь изучение данного курса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по праву составлена на основе:

  • федеральных государственных образовательных стандартов по праву;
  • примерной программы среднего (полного) общего образования по праву

Изучение права в  школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
  • формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

  1. Общая характеристика предмета

Трудовое право является самостоятельной отраслью российской системы права. Какие отношения регулируются трудовым правом? Что такое трудовые правоотношения, каков правовой статус работника и работодателя, возможно ли социальное партнёрство в сфере труда, можно ли обеспечить взаимные права работника и работодателя, почему рабочее время различается по продолжительности, какие есть виды времени отдыха, что такое заработная плата и в чём заключаются основные государственные гарантии по оплате труда работников, что такое дисциплина труда и каково её значение, какие способы защиты трудовых прав и законных интересов работников установлены ТК РФ, как решать трудовые споры, есть ли различия между социальной защитой и социальным обеспечением, чем отличается пособие от пенсии, в чём отличие трудового стажа от страхового стажа, каковы особенности регулирования труда несовершеннолетних работников? Получение обучающимися ответов на вышеперечисленные вопросы и призвано помочь изучение данного курса.

        Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе:

  • роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;
  • гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
  • вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;
  • основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
  • особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.

Формы организации учебного процесса: классно-урочная, семинары, учебные экскурсии, самостоятельные и практические работы, выполняемые учащимися.

Технологии обучения: объяснительно-иллюстративная, технология совершенствования общеучебных умений и навыков, информационные технологии, проблемное и развивающее обучение.

Виды и формы контроля: устный, письменный, тестирование

  1. Место предмета в учебном плане

Срок реализации программы 1 год – 34 учебных часа.

  1. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы являются в сфере:

познавательной

  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами  являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • исследование реальных связей и зависимостей;
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • владение навыками редактирования текста;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
  • Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

  1. Содержание курса

Введение (2 ч).  Знакомство с целями и задачами курса.  

Тема 1. Трудовое право как отрасль права (3 ч).

Понятие, предмет и метод трудового права. Цели, задачи и функции трудового права. Система трудового права. Принципы трудового права. Источники трудового права. Взаимодействие трудового права с другими отраслями права: конституционным, гражданским, административным и др.

Тема 2. Трудовые правоотношения (3 ч).

Понятие трудовые правоотношения. Стороны (субъекты) трудового правоотношения. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнёрство в сфере труда: понятие, основные принципы. Органы социального партнёрства.

Тема 3. Коллективные договоры и соглашения (2 ч).

Понятие коллективный договор. Стороны (субъекты) коллективного договора. Содержание, структура и функции коллективного договора. Порядок заключения коллективного договора. Понятие соглашение. Содержание, структура соглашения. Порядок заключения соглашения. Виды соглашений.

Тема 4. Занятость и трудоустройство (2 ч).

Понятие занятость. Формы занятости. Права и гарантии граждан в области занятости. Безработные: правовой статус, гарантии социальной поддержки.

Тема 5. Трудовой договор (контракт) (4 ч).

Понятие трудовой договор. Стороны (субъекты) трудового договора. Содержание, форма и функции трудового договора. Порядок заключения трудового договора. Документы, предъявляемые работодателю при приёме на работу. Виды трудовых договоров. Изменение трудового договора. Общие основания прекращения трудового договора.

Тема 6. Рабочее время и время отдыха (3 ч).

Понятие рабочее время. Продолжительность рабочего времени. Режим рабочего времени. Понятие время отдыха. Виды времени отдыха.

Тема 7. Заработная плата (3 ч).

Понятие заработная плата (оплата труда работника). Основные государственные гарантии по оплате труда работников. Порядок и сроки выплаты заработной платы. Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда. Удержания из заработной платы. Премирование работников. Стимулирующие выплаты: надбавки и доплаты, их виды. Понятие гарантий и компенсаций, их виды.

Тема 8. Дисциплина труда. Трудовой распорядок (3 ч).

Понятие дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Меры поощрения за успехи в труде. Понятие дисциплинарная ответственность. Общая дисциплинарная ответственность. Специальная дисциплинарная ответственность. Дисциплинарные взыскания: виды, порядок применения и снятия.

Тема 9. Защита трудовых прав работников (3 ч).

Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства. Контроль профессиональных союзов за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда. Способы защиты трудовых прав и свобод работников. Охрана труда. Обязанности работодателей в области охраны труда. Обязанности работника в области охраны труда. Трудовые споры: порядок их рассмотрения и разрешения. Индивидуальные трудовые споры. Коллективные трудовые споры.

Тема 10. Правовые основы социальной защиты и обеспечения (3 ч).

Понятие социальная защита. Понятие социальное обеспечение. Организационно-правовые формы социального обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие и виды трудового стажа.

Тема 11. Регулирование труда работников в возрасте до 18 лет (2 ч).

Особенности регулирования труда несовершеннолетних работников.

Итоговое занятие (1ч).

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

план

факт

1

Введение

2

2

Трудовое право как отрасль права

3

3

Трудовые правоотношения

3

4

Коллективные договоры и соглашения

2

5

Занятость и трудоустройство

2

6

Трудовой договор (контракт)

4

7

Рабочее время и время отдыха

3

8

Заработная плата

3

9

Дисциплина труда. Трудовой распорядок

3

10

Защита трудовых прав работников

3

11

Правовые основы социальной защиты и обеспечения

3

12

Регулирование труда работников в возрасте до 18 лет

2

12

Итоговое занятие

1

 

Итого

34

Учебник: 

  • Боголюбов Л.Н. Обществознание.  9 класс. – М.; Просвещение, 2015
  • Никитин А.Ф.  Право. 10-11 класс Профильный уровень – М.; Дрофа, 2015

Дополнительная литература:

  • Зинина С.А. Обществознание. 9-11 классы. Практикум по праву. Задачи, схемы, правовые ситуации.

Сайты в помощь учителю:

Название сайта

Электронный адрес

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Министерство образования и науки РФ

http:/www.mon.gov.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Всероссийский Интернет-педсовет

http://pedsovet.org

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.fipi.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому и профессионально-трудовому обучению 6 класс,VIII вид (для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития) обучение на дому 68 часов (2 часа в неделю)

Данная программа разработана для обучения учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на дому, с учебной нагрузкой  -  2 часа в неделю.Цель: формирование у учащейся знаний о сам...

Рабочая программа по трудовому обучению 1-4 классы по программе VIII вида.

Пояснительная записка к рабочей программе по трудовому обучению в 1-4 классах коррекционного образовательного учреждения VIII вида....

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая тетрадь по предмету «Основы трудового законодательства» предназначена для групп коррекции учреждений начального профессионального образования.

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы по курсу   предмета «Основы трудового законодательства».Рабочая тетрадь предназначена для групп коррекции учреждений начального профе...

Рабочая программа "Основы психологии", 10 класс

Современный этап развития системы образования и процесс ее реформирования предъявляет высокие требования к психологической подготовке учащихся. Особую актуальность эта задача приобретает в связи с пер...