Конспект интегрированного занятия "Удивительный мир муравьёв"
план-конспект по природоведению по теме

Букаркина Ольга Викторовна

Данный конспект интегрированного занятия предназначен для педагогов дополнительного образования художественно – эстетической и эколого – биологической направленностей  в работе с дошкольниками 5-6 лет, а также  родителям последних.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_mir_muravyov.doc135 КБ
Office presentation icon muravi.ppt2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Гатчинский Дом детского творчества

Конспект открытого интегрированного занятия по экологическому воспитанию и изобразительному искусству в группе дошкольников совместно с родителями

Тема: «Удивительный мир муравьёв».

Разработчики:

педагоги дополнительного образования

МОУ ДОД «Гатчинский  ДДТ»

Букаркина Ольга Викторовна,

Самусева Елена Николаевна

Тел. 8 (81371)73-916

Моб.8(905)2029388

г. Гатчина

2011 год

Дата проведения: 13 января 2011г.

Творческие объединения: «Зелёная мозаика» (педагог: Букаркина Ольга Викторовна), «Акварелька» (педагог: Самусева Елена Николаевна).

Цель: формировать познавательный интерес к жизни муравьёв.

Задачи:

-Дидактические:

-познакомить обучающихся с образом жизни муравья и устройством муравейника;

- познакомить обучающихся со строением тела муравья посредством сказки;

-формировать умение строить композицию.

-Развивающие:

-развивать мышление;

-развивать воображение, художественный вкус;

-развивать мелкую моторику рук.

-Воспитывающие:

-воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое; бережно относиться к муравейнику, как к дому живых существ;

-воспитывать умение видеть красоту окружающего мира насекомых и природы в целом;

-воспитывать аккуратность при выполнении практической работы;

-воспитывать чувство моральной удовлетворённости от совместной деятельности родителя и ребёнка.

Тип занятия:

интегрированное с участием родителей обучающихся.

Оборудование:

картинки с изображением муравья, яйца, личинки, куколки, вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см).

Раздаточный материал:

на каждого обучающегося – карточка с изображением муравейника.

ТСО:

 ПК, мультимедийный проектор, магнитофон, SD диск с пением лесных птиц.

Материалы:

белый лист бумаги формата А3, гуашь, вода.

Инструменты:

кисти для рисования, баночки для воды.

Зрительный ряд:

презентация «Удивительный мир насекомых».

Литературный ряд:

стихотворение Т.А. Шорыгиной «Муравьиный терем», загадки о муравьях.

Техника безопасности:

при работе с красками и кистью.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Сообщение  темы, задания.

3. Объяснение нового материала.

4. Инструктаж по технике безопасности.

5. Практическая работа. Изобразительная деятельность.

6. Завершение занятия.

7. Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

Звучит запись пения лесных птиц.

В комнату входит Флора.

Флора:

-Здравствуйте, дорогие дети и взрослые. Меня зовут Флора и пришла я к вам из леса. Люблю всё живое, берегу всё живое, охраняю всё живое.

Сегодня я пришла к вам в гости для того, чтобы пригласить вас отправиться в лесное путешествие, а куда мы отправимся - вы догадаетесь и сами, если отгадаете загадки.

                                      Мужички без топоров

                                      Срубили избу без углов.

                                               (Ответ: муравьи, муравейник).

                                       Сам мал,

                                       Незаметно хожу,

                                       Но больше себя ношу.

                            (Ответ: муравей).

                                       На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

                                       Неугомонные ребята

Вся жизнь их связана с трудом.

                           (Ответ: муравьи).

-Вы правильно отгадали все мои загадки, отправимся сегодня мы  в удивительный мир муравьёв. За окном мороз, а мы на некоторое время окажемся на лесной летней полянке, где активно снуют туда – сюда лесные жители – муравьишки.

«Муравьиный терем»

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.

(Т. А. Шорыгина)

- Перед путешествием в качестве разминки давайте поиграем в игру «Самые – самые». Я буду начинать предложение, а вы должны его закончить. Итак, начнём.

Самый хитрый зверь, это … (лиса).

Самый трусливый зверь, это … (заяц).

Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).

Самая длинная шея у … (жирафа).

Самая маленькая птица, это … (колибри).

Самые крупные яйца несет … (страус).

Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).

Самая маленькая лошадка, это - … (пони).

Самый быстрый зверь, это … (гепард).

Самые умные животные, это … (обезьяны).

Самое долгоживущее животное, это … (черепаха).

-Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?

Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.

Если представить, что Ваня – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. Сможет наш Ваня поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

А теперь давайте отправимся все на лесную полянку к муравейнику.

Показ презентации.

-Вот мы и познакомились немного с жизнью этих удивительных насекомых – муравьёв. Интересно, правда? А ещё хочу я вам сказать о том, что в муравейнике есть детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым, бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым.

Показ картинок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья.

-Ребята, давайте теперь поиграем в игру «Расставь картинки по порядку». Я перемешаю сейчас картинки, а вы должны будете выложить их последовательно в нужном порядке.

-Молодцы! А теперь приглашаю вас и ваших родителей  поиграть в игру «Муравей и муравейник».

Дети будут у нас «муравьями», а родители – «муравейником». «Муравейник» - родители  берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» родители - «муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» родители - «муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда родители - «муравейник» опустят руки вниз.

Игра «Муравьи и муравейник»

Флора:

-Молодцы, замечательно поиграли! Садитесь.

-А знаете ли вы, что муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».

Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие  птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.

Самые крупные муравьи живут в Африке. Взгляните, какого размера они бывают. (Показ вырезанного силуэта муравья, длиной 33 см).

-А сейчас я раздам всем карточки, на которых изображён муравейник, расположение комнат в нём. Дома вы можете внимательно рассмотреть эту картинку.

Вопросы по содержанию занятия:

1. Почему муравьев считают самыми сильными?

2. Что такое муравейник?

4. Почему муравьи заботятся о тлях?

5. Как появляются на свет муравьи?

6. Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается?

9. Чем питаются муравьи?

10.Назовите врагов муравьев.

11.Почему муравьев называют «санитарами леса»?

-А теперь приглашаю и детей и взрослых  для продолжения нашего путешествия пройти в изостудию.

Обучающиеся вместе с родителями проходят в изостудию, где их встречает Елена Николаевна.

Выполнение практической работы «Бу-син-ки».

Выставка рисунков. Обсуждение, обмен мнениями.

Родители заполняют анкеты.

Приложение: сказка «Бусинки».

Бу-син-ки

Иванова М.А.

Наша маленькая Золушка собиралась на бал. Всё у неё было: и роскошное платье, и хрустальные туфельки, но чтобы наряд получился ещё более нарядным и красивым — решила Золушка сделать маленькие изящные бусы.

Взяла Золушка нитку, нанизала на неё одну бусинку, потом ещё одну, потом бусинку покрупнее. Для большей красоты и оригинальности решила Золушка приклеить к бусинкам тоненькие шёлковые ниточки, две сверху, две снизу. Как-то причудливо легли нитки и получилось, что-то забавное. На первую бусинку приклеила Золушка два блестящих камушка, и получился у неё самый настоящий муравей!

Вдруг муравей ожил,  прыгнул с рук Золушки на стол и крикнул: «Привет, Золушка» давай дружить!». «Давай!» - сказала Золушка.

А ещё муравей попросил добрую Золушку сделать ещё муравьёв, чтоб было у них друзей видимо невидимо!


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация «Удивительный мир муравьев» Презентацию подготовила: педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Гатчинский Дом детского творчества» Букаркина Ольга Викторовна

Слайд 2

Под теплым весенним солнцем просыпается муравейник.

Слайд 3

Маленькие работяги принимаются за починку своего гнезда-домика. Бегают туда-сюда, тащат хвоинки, веточки и прочий строительный материал.

Слайд 4

Все гусеницы для муравьев – добыча,

Слайд 5

а голубянка…Они выделяют лакомую для муравьев жидкость. За это муравьи оберегают гусениц голубянок, нередко даже приводят или приносят их в свои гнезда. Гости эти в муравьиных галереях неприкосновенны. Когда такая гусеница окуклиться, муравьи оберегают куколку, а затем помогают ей выбраться из муравейника.

Слайд 6

Вот что пишет о муравьях исследователь А.А.Захаров: «…одни из них смелы и агрессивны, другие отличаются робостью. Один муравей находчив, но нетерпелив, другой- может, как автомат, многократно повторять однообразные действия». Соответственно распределяются и профессии среди муравьев.

Слайд 7

Одни муравьи ухаживают за потомством – это няньки. Одни муравьи ухаживают за потомством – это няньки.

Слайд 8

Другие чистят муравейники – это уборщики. Другие чистят муравейники – это уборщики.

Слайд 9

Третьи возводят стену и крышу – это строители. А муравьев, которые добывают строительные материалы, называют фуражирами. Но и фуражиры бывают разные: разведчики, охотники, носильщики и другие.

Слайд 10

Животное с самым большим мозгом по отношению к телу – муравьи.

Слайд 11

Муравьи движутся по строго определенным, постоянным дорогам. Каждый муравей-охотник добирается по такой дороге до своего собственного охотничьего участка и только там ищет добычу. Дороги из года в год неизменны. У муравьев хорошая память.

Слайд 12

Очень ответственная работа у наблюдателей. Это самые старые, про -жившие несколько лет фуражиры. Они не бегают на охоту, не носят хвоинок и веточек. Находясь на куче муравейника, они оттуда внимательно следят за тем, что происходит вокруг.

Слайд 13

Часто летом муравьи лакомились сладкими выделениями тлей. Поэтому на зиму муравьи переносят своих неповоротливых «коровушек» в подземные помещения муравейника. Весной муравьи отправляют квартиранток обратно – на свежую зелень, чтобы потом все лето получать сладкое тлиное «молоко».

Слайд 14

Поздней осенью бурная жизнь муравейника замирает. Муравьи забираются в глубокие подземные камеры и там, сбившись в большой ком, впадают в оцепенение до весны.

Слайд 15

Часто бывает, что люди разоряют муравейники: разворачивают палкой муравьиный дом и наблюдают с любопытством за муравьиным несчастьем.

Слайд 16

Или добывают больших куколок («муравьиные яйца»), на которые потом ловят рыбу.

Слайд 17

Случается, даже поджигают муравейники. ВСЕ ЭТО НЕПРОСТИТЕЛЬНО! И не только потому, что муравьи – защитники леса. Удивительное поведение этих насекомых требует от нас особого уважения к ним..

Слайд 18

БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МУРАВЕЙНИКУ – одно из первых правил общения с лесом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".

Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК"  с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....

Конспект интегрированного урока в 11-ом классе

тема: Глобальные проблемы современностиЦели:— обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав  их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека;— акценти...

Конспект интегрированного урока-праздника для учащихся начальной школы (музыка+технология) Название урока: «Весенний перезвон»

В начальной школе целесообразно проводить интегрированные уроки-праздники. Данный конспект урока совмещает музыкальную и технологическую деятельность  учащихся. Целесообразно проводить тако...

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...