Главные вкладки

    Конспект занятия "Явления природы"
    план-конспект по природоведению на тему

    Вырьева Виктория Николаевна

     

    Да               Данный материал полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям ДОУ, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Занятие направлено на знакомство детей с природными

              явлениями, на формирование интереса к познанию природы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya.docx923.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

    «Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области

    Конспект занятия

    «Явления природы»

    Учащиеся 5 -6 лет

    Разработала: Вырьева Виктория Николаевна

    педагог дополнительного образования МБУДО ЦДТ

    творческое объединение «Мир вокруг нас»

    2017 год

    Тема занятия: «Явления природы»

    Место проведения: МБУДО ЦДТ, кааб.№10

    Учащиеся: 5-6 лет

    Количество учащихся: 12 человек

            Данный материал полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям ДОУ, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Занятие направлено на знакомство детей с природными явлениями, на формирование интереса к познанию природы.

    Образовательная область: «Познавательное развитие»

    Цель

    • Знакомство детей с природными явлениями.

    Задачи
    Образовательные:

    • познакомить детей с природными явлениями (заря, роса, туман, втер, облака, солнце);
    • формировать интерес к познанию природы;
    • учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на погоду.

    Развивающие:

    • развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.

    Воспитательные:

    • воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.

    Предварительная работа: наблюдения на прогулке дома или в детском саду, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

    Методы и приемы: игровой, наглядный, рассказ, проблемные вопросы, использование художественной литературы.

    Материалы и оборудование: иллюстрации природных явлений (заря, роса, туман, втер, облака, солнце), календарь природы, карточки «Явления природы».

    Педагогические технологии, используемые на занятиях: здоровьесберегающие (ритмические физкульминутки, пальчиковые физкульминутки), игровые, личностно-ориентированные.

    Ход занятия:

    Организационный момент

            Педагог обращает внимание детей на календарь природы. Вместе с детьми обсуждает, какая сегодня погода, отмечают ее соответствующими знаками, сравнивает с предыдущими днями.
    Предлагает детям подумать, о чем сегодня пойдет речь. Подводит детей к выводу о том, что говорить будут о природных явлениях.
    D:\Виктория\Творческое объединение Мир вокруг нас\2. Явления природы\hello_html_m5ac4cbe5.jpg

    Педагог: Каждое утро мы узнаем прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. В старину русские люди словом «погода» называли только солнечную, тихую погоду. «Погожий денек», - говорили они. А дождливую, ветреную погоду называли «непогодой».
            Как вы думаете, что же влияет на погоду? Почему она меняется? (предположения детей)
    Педагог: За погоду отвечают три богатыря: солнце, ветер и вода.
    - Солнце, солнце, ты откуда?
    - Я из зорьки золотой!
    - Дождик, дождик, ты откуда?
    - Я из тучки грозовой!
    - Ветер, ветер, ты откуда?
    - Я из дальней стороны!
    Мы – три брата, и повсюду
    Добрым людям мы нужны!
    (О. Высоцкая)
    Педагог: Откуда к нам приходит солнце? (из зорьки золотой).

    Основная часть
            Рассказ педагога (сопровождается соответствующей иллюстрацией)

    Явления природы для детей
    Наряду, с временами года, временем суток, дети должны знать такие часто встречающиеся природные явления, такие как солнце, дождь, гроза, радуга, ветер, листопад и другие явления погоды с которыми мы встречаемся каждый день на улице.
     Явления природы для детей лучше демонстрировать с картинками и стихами, объяснять в какое время года встречается то или иное явление и как выглядит природа, например, летом после дождя, когда появляется радуга или зимой, когда на деревья ложится снег.hello_html_878929d.jpg

    hello_html_4b33a890.jpg

    Солнце

    Солнышко - это яркая звезда, оно появляется каждый день с утра во время рассвета, а исчезает вечером после заката. На небе мы видим солнце в виде яркого солнечного круга, долго смотреть не стоит, потому что будут болеть глаза. Зимой солнце почти не греет, а летом от его лучей становится тепло и, даже, жарко. У солнышка есть сестра - луна, которая выходит только ночью.

    Лунаhello_html_m48f58137.jpg

    Луна – это спутник земли, такая же круглая, как наша планета, только намного меньше размером. Увидеть луну можно только ночью, когда становится совсем темно. Луна бывает круглой –называется полнолуние, а бывает, когда ее вовсе нет – новолуние. А еще она в период между новолунием и полнолунием луна на небе бывает в виде месяца. Вместе с луной в темное время суток на небе видны звезды.

    hello_html_579a0ccf.jpg

    Облака

    Днем на небе вместе с солнцем хорошо видны облака. Это белые в виде пара формочки, которые могут принимать различную форму в виде животных, корабликов и лошадок, кто как увидит. Облака могут быть белыми, а могут быть серыми, тогда они называются тучами. Когда туча становится все темнее, в ней образовывается вода и может пойти дождь и, даже, гроза с громом и молнией.

    hello_html_m2fa12ad9.jpg

    Дождь

    Дождь поливает из облаков, когда они темнеют и становятся темными, тяжелыми и , словно, нависают над нами. Спрятаться от дождя можно под любым навесом и крышей или под зонтиком. В зависимости от силы и количества падающей с небы воды дождь может быть простым дождиком, грибным, когда светит солнце и идет дождик, ливень, когда дождь льет, как из ведра, а может быть с громом и молнией, такое ненастье называют грозой.hello_html_m3c908d3d.jpg

    Гроза

    Во время сильного дождя случается, что сверкнет молния и после прогрохочет гром. Такое явление природы называют грозой. Во время грозы может много раз сверкать молния и грохотать гром. От грозы лучше спрятаться в надежном укрытии с крышей над головой, потому что при грозе поднимается ветер, а дождь такой силы, что зонтика становится мало, но не в коем случае, не прятаться под одиноким деревом в поле, потому что в него может попасть молния. Бывает гроза такой силы, что вместе с каплями дождя с неба может посыпаться град.
    hello_html_4e5e880.jpg

    Град

    Иногда, во время грозы вместе с каплями дождя с неба сыплется град. Град это маленькие льдинки, холодные капельки дождя, которые не успели растаять. От града надо также, как и от грозы прятаться в надежном укрытии с крышей над головой. Как правило, гроза длится недолго и после тучи быстро расступаются и может появиться радуга.hello_html_1a29d8bf.jpg

    Радуга

    После сильного дождя или грозы иногда можно наблюдать такое необычное явление природы, как радуга. Это когда яркий солнечный свет разбивается на несколько разных цветов. Радуга выглядит, как дуга в разноцветных красках. Здесь и красный, и синий, и фиолетовый, и желтый другие цвета. А потом, когда вода быстро испаряется на солнце, радуга также быстро исчезает.

    Ветерhello_html_m2a16ff28.jpg

    Бывает выглянешь за окно, а там деревья машут ветвями. На самом деле не деревья машут ветвями, а ветер, который дует с такой силой, что ветви с листьями гнутся в разные стороны. Ветер может быть легким и теплым, а может быть сильным и холодным. Защититься от такого сильного ветра, например, в холодное время года осенью и зимой можно с помощью шарфа и шапки.

    Листопадhello_html_m31ced0f0.jpg

    Осенью деревья готовятся к зиме и сбрасывают листья. Но перед этим листья окрашиваются в удивительные по красоте желтые и красные цвета. Потом ветер сбрасывает листья и в лесу, где много деревьев, возникает ощущение дождя из желтых листьев. Такое явление называется листопад.

    Ледhello_html_m6902da0a.jpg

     Поздно осенью, когда на улице становится холодно и температура падает   ниже нуля градусов, вода в лужах замерзает и образуется ледок. Также лед образуется на прудах, озерах и реках. Лед ровный и очень скользкий, поэтому ходить надо в осенний и зимний период с осторожностью, а зимой по льду можно весело кататься на коньках. Как только станет теплей и температура поднимется выше нуля градусов, лед растает и снова превратится в воду.

    hello_html_m49c2e9c.jpg

    Снег

    Зимой настолько становится холодно, что вода замерзает и превращается в лед, а в небе дождевые капли превращаются в снежинки и в виде белых хлопьев падают на землю. В отличие от дождя, снежинки не так быстро испаряются, потому что зимой холодно и дорожки, деревья и скамейки засыпает снегом. Когда не очень холодно снег мокрый и из него хорошо лепить снеговика, а когда морозно, снег становится сухим и не липким и плохо лепится, зато по нему легко кататься на лыжах. Весной становится теплей и как только температура поднимается выше нуля градусов, снег начинает таять и превращается в воду.

    Отгадай загадки

    Доброе, хорошее

    На людей глядит,

    А людям на себя

    Глядеть не велит.  (Солнце)

    Летит, а не птица,

    Воет, а не зверь.

    Тучи нагоняет,

    Воет, задувает.

    По свету рыщет,

    Поет да свищет. (Ветер)

    Знают взрослые и дети,

    Что не солнце ночью светит.

    Круглолица и бледна,

    Среди звезд всегда она. (Луна)

    Что за чудо-красота!

    Расписные ворота

    Показались на пути!

    В них ни въехать,

    Ни войти. (Радуга)

    Вился, вился белый рой,

    Сел на землю — стал горой. (Снег)

    Без крыльев летят,

    без ног спешат,

    без паруса плывут… (облака)

    Игра «Когда это бывает?»

    Скажи, а в какое время года можно наблюдать хмурое небо, дожди, листопад?  (осенью)

    Снег, морозные узоры?  (зимой)

    Таяние снега, капель, ледоход? (весной.)

    Грозу, радугу, теплый ветерок (летом.)

    Игра «Бывает — не бывает»

    (Кидаете мяч ребенку и задаете вопросы, ребенок отвечает: бывает – не бывает).

    Снег зимой?

    Мороз летом?

    Ледоход осенью?

    Капель летом?

    Листопад весной?

    Метель осенью?

    Дождь летом?

    Гроза весной?

    Роса зимой?

    Физминутка

    Дождик, дождик, лей да лей.

    Мокрых капель не жалей.

    Мы в ладоши хлопаем

    Мы ногами топаем.

    Вышло солнышко опять и

    дети все идут гулять.

    Игра «Кораблики»

    Игра «Какая на улице погода»

    Развиваем логику и мышление.

    Мальчик оделся, чтобы пойти в школу. Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала: «Какой сильный ветер! Одевайся потеплее». Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно было закрыто?

    (Варианты ответов ребенка: За окном она увидела, что сильно раскачиваются деревья. Она заметила, что по улице несется пыль, бумажки, листья. Она увидела, что у мальчика сорвало ветром и унесло шапку и др.)

    Практическая часть

    Задание 1. Нарисуй дождик

    Физкульминутка (пальчикавая):D:\Виктория\Творческое объединение Мир вокруг нас\2. Явления природы\нарисуй дождь.jpg

    Вот помощники мои.

    (показать пальцы)

    Их, как хочешь, поверни.

    (повернуть кисти ладонями кверху и книзу)

    По дорожке белой, гладкой

    Скачут пальцы, как лошадки.

    (пальцами провести по другой руке)

    Чок, чок, чок,

    Чок, чок, чок –

    (два пальца одной руки «скачут» по другой руке)

    Скачет резвый табунок.

    (повторить с другой руки)

    Задание 2.

    D:\Виктория\Творческое объединение Мир вокруг нас\2. Явления природы\25 .jpg

    Заключительная часть

    Педагог: О каких природных явлениях мы сегодня говорили?
    Какие природные явления влияют на состояние погоды?
    Что нового и интересного вы узнали?
    Какие моменты вам больше понравились и почему?

    Молодцы, наше занятие закончилось. До свидания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект объединения "Природа и фантазия"

    План-конспект объединения "Природа и фантазия"  первого года обучения....

    Конспект урока " Природа-наш общий дом"

    Аннотация(Кыскача  аңлатма)Конспект урока " Природа-наш общий дом"        Республика күләмендә  татар һәм инглиз телләрен концентрик ысул белән өйрәнү...

    Конспект урока "Природа и люди Древней Индии". 5 класс

    Урок-путешествие с использованием элементов игровой и проблемно-поисковой технологии, можно использовать презентацию и кинофрагменты из фильма "Садко"....

    Конспект занятия "Природа зимой".

    Занятие "Природа зимой" знакомит обучающихся с изменениями в живой и неживой природе зимой, со старинными названиями зимних месяцев, с пословицами и поговорками.  В занятие включены загадки, тест...

    Контрольная работа на курсах повышения квалификации.План-конспект урока: Природа и люди Древней Индии", в соответствии с ФГОС ООО

    План-конспект «Природа и люди Древней Индии», в соответствии с ФГОС ООО, приложениеТаблица 2 Перечень используемых на данном уроке ЭОР...

    Конспект урока "Природа и люди Древней Индии"

    Разработка  урока  по истории " Природа и люди Древней Индии"  может быть использована на уроках истории в 5 классе.Урок создает образное представление учащихся  о природе, о...

    конспект урока "Природа России"

    Конспект обобщающего урока "Природа России"  для 8 класса...