Методическая разработка
учебно-методический материал

Кукольный театр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат» д. Березовка

Методическая разработка

по проведению  занятий  кукольного театра  

https://filed7-10.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fmy.mail.ru%2F%2B%2Fvideo%2Furl%2Fsc01%2F610985245616898200&mw=&mh=&sig=04f51cdd697debab017d5a85e2485680

Духовно-нравственное воспитание средствами устного народного творчества на материале  русских народных сказок .

Составитель : учитетель начальных классов                                                                   Закариева Флорида Мухарамовна

                                                   

   

                                                     2020г.

АННОТАЦИЯ

     Данные учебно-методические разработки содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра  в условиях реализации внеурочной деятельности в начальной школе, технологические карты занятий, планы конспектов занятий,  дидактические материалы, репертуар.              

      .

     

C:\Users\1\Desktop\ОПЫТ РАБОТЫ материалы\image.jpg

ВВЕДЕНИЕ

  … Взять бы всех родителей за руку и повести их в театр кукол, сказать им – смотрите, вот что может развить в душах ваших детей эстетическое восприятие  мира, понимание  прекрасного,  сделать их добрыми, отзывчивыми,  смелыми и честными – настоящими людьми.

Е.В.  Сперанский

     В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится,  что стандарт направлен на обеспечение:  «…духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся,  становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества». В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования должно  осуществляется «…духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей».

   Не секрет, что с раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с народным поэтическим словом.     Я уверена, что театр, сказка поддерживают, воскрешают в маленьком человеке те нравственные нормы, которые в нем заложены природой. Нормы, соблюдая которые он бы нравился, был нужен, а значит, был счастлив.

    Поэтому моя задача как  педагога  - увлечь, вдохновить детей, направить их на добро. Исходя из этого, важную роль играет подбор репертуара   кукольного театра – ведь это не только средство развлечения, он оказывает  большое воспитательное воздействие. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Именно поэтому  мною была разработана система занятий, построенная на использовании устного народного творчества. На мой взгляд,  эта система работы с младшими школьниками призвана решить актуальные современные задачи, важнейшими из которых являются задачи духовно - нравственного воспитания.

Задачи:

  1. Формировать интерес к театру кукол.
  2. Расширить кругозор литературологических знаний учащихся.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих.
  4. Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.
  5. Обогащать общекультурный  опыт детей.

  Задачи:

Образовательные:

- обучать исполнительской культуре детей.

- научить понимать эмоции кукольного персонажа, выражать их с помощью интонации.

Вырабатывать четкую - пополнять и активизировать словарь детей.

- и правильную артикуляцию

Методическое обеспечение:

     С целью создания  условий для самореализации детей используется:

  1. Включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  2. Создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  3. Моральное поощрение инициативы и творчества;
  4. Продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  5. Регулирование активности и отдыха (расслабления).

применяются следующие методы:

  1. Словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
  2. Метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи;
  3. Наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, презентациями, просмотр пьесы, показ образца движения куклы);
  4. Работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

Ход занятия:

I. Организационный этап

Педагог: 

- Здравствуйте, ребята!  Сегодня мы с вами совершим путешествие в театр. А попадём мы с вами в сказочный мир – театр кукол. Ребята 2 класса сами придумывают и сами в роли артистов

в. Педагог: Куклы - перчаточные отличаются от обычных кукол, которыми играют дети, тем что у них нет туловища. Его заменяет рубашка-перчатка, которая надевается на руку.

Лучше куклу надевать на правую руку. Указательный палец вставьте в патронку в шее. Если это отверстие большое, вставьте в него два пальца: указательный и средний. Большой палец в одну руку куклы, остальные в другую.

А теперь повторяем за мной:

  1. Кукла идет - радостно, грустно.
  2. Наклоны головы и туловища.
  3. Повороты: налево, направо, быстро, медленно.
  4. Кукла: ползет по руке кукловода, разглядывает, прячется.
  5. Кукла: разглядывает, разговаривает, слушает.

Педагог: Ваши куклы, ребята, сделали первые робкие свои шаги. Но чтобы стать настоящим кукловодом - надо еще многому научиться.

Вот  мы "оживили" наших кукол, заставив их двигаться.

Педагог: Как называется кукла, одетая на руку?

Ответ детей: Перчаточная.

Педагог: Молодцы!

Ход занятия:

I. Организационный момент                                                                                                                     Педагог: 

- Здравствуйте, ребята!  Сегодня мы с вами совершим путешествие в театр. А попадём мы с вами в сказочный мир – театр кукол. Ребята 2 класса сами придумывают и сами в роли артистов

Педагог. Превращается рука
И в котёнка, и в щенка.
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант – и всё в порядке!

– Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

 II. Основная часть

– Сегодня  мы  побываем в  кукольном театре. Я хочу задать вам вопрос. Что делают куклами  в кукольном театре?

Ответ детей. Ставят спектакли.

Педагог.  Какие спектакли.

Ответ детей. Сказки.

Вы любите сказки?

Ответ детей

Педагог: Дети, вы с самого раннего возраста слышали сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а теперь вы можете  сами будете их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный,  загадочный, таинственный мир.

 В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу – царевну яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех.в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми и серебряными

Педагог: Сказки о животных. В этих сказках говорится о повадках о проделках, приключениях обыкновенных, всем знакомых  диких и домашних животных, о птицах и рыбах, отношения между которыми  очень похожи на отношения между людьми. Да и характеры зверей похожи на характеры людей: медведь глуповат, заяц трус, лиса хитрая, волк жаден. Какие сказки о животных вы знаете?

Ответ детей.

Педагог. Молодцы вы какие. А теперь проверим ваши знания русских народных сказок в викторине. Слушайте внимательно вопросы:

Викторина из загадок

  1. Был похож на мяч немножко и катился по дорожкам.

Укатился ото всех, кроме «рыжей», вот так смех!   (Колобок)

  1. Как иногда называют в сказках лису?  (Патрикеевна)
  2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная и злая, кто она такая? (Баба-Яга)

  1. Летела стрела и попала в болото,

     А в этом болоте поймал ее кто-то.

     Кто распростившись с зеленою кожей,

     Сделался мигом красивой, пригожей?   (Царевна Лягушка)

  1. Гуси - лебеди летят, унести детей хотят.

Кто полог сестрице с братцем от Яги домой добраться?

(Печка, кисельные берега, яблоня)

  1. Какое мужское имя чаще всего дают героям русских народных

сказок?  (Иван)

  1. Какая цифра чаще всего встречается в сказках?  (Три)
  2. Кто жил в теремке? (Мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь)
  3. Во всех русских народных сказках она всегда прекрасная?  (Василиса)
  4. Кто пришел на помощь внучке, чтобы вытащить репку? (Жучка)
  5. Какая рыба способна выполнять человеческие желания, кроме золотой? (Щука)
  6. Смерть какого сказочного героя находится в яйце? (Кощея Бессмертного) 
  7.  Возле леса на опушке, трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

(Три медведя)

  1. Продукт, на котором бабка замесила тесто? (Сметана)
  2. А вот и рыба, и оторванный волчий хвост.

Как называется эта русская народная сказка? (Лиса и волк)

  1. По отдельности птицы, как птицы. Но сбившись в стаю,

Вдруг становятся верными помощниками Бабы-Яги, похищая для нее детей.  (Гуси - лебеди)

  1. Сладких яблок аромат заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем и светло в ночи, как днем.  (Жар-птица)

  1. Напуганный лисой пустился вскачь косой.

Петляет меж сосенок ушастый… (Зайчонок)

  1. Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, Мурка, мышка? (репка)

 Педагог.  

 Молодцы!  А теперь приступаем. Движение куклы будем выполнять по сюжету сказки. Сценой театра кукол является ширма. За ней ставиться декорация и происходит действие спектакля.   За ширмой находится кукловод, который управляет куклой. Посмотрите, как должна двигаться кукла по ширме.(педагог объясняет и показывает  движение куклы ) Кукла должна выходить не сразу а постепенно, сначала появляется голова, затем плечи, и сама кукла. Чтобы показать, что кукла идет, надо ритмично продвигать ее вперед немного покачивая руку. При беге движения куклы делаются чаще и быстрее. Уходя с ширмы, кукла не проваливается вниз сразу, а постепенно удаляется в глубину ширмы и так же постепенно опускается. При движении куклы будем учитывать характерные особенности  сказочных персонажей.

Задачи:

Образовательные:

- обучать исполнительской культуре детей.

- научить понимать эмоции кукольного персонажа, выражать их с помощью интонации.

Вырабатывать четкую - пополнять и активизировать словарь детей.

- и правильную артикуляцию

Используемая литература:

  1. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
  2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
  3. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
  4.  Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
  5. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
  6.  Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.
  7. Федотов А. Техника театра кукол. М.:2013.

Используемые Интернет-ресурсы:

  1. http://bibltm.ucoz.ru/index/scenarii_i_prezentacii/0-7

Практическая часть.

1. Проводятся упражнения на дыхание.

“Очерти контур”

Сделать “Вдох” и выдыхаемой струей воздуха очертить контур фигуры стоящего перед вами человека. Задание можно усложнять, если сперва поднять одну руку, а потом и другую.

“Картина”

Взять дыхание и теперь при выдохе струей воздуха нарисовать любую картину: домик, дерево, солнышко …

“Свое имя”

Взять “Вдох” и струей воздуха нарисовать букву, слово, свое имя, год …

“Пыль”

Представьте, вы в комнате, где давно не вытирали пыль. Взять “Вдох” и сдунуть с вещей, предметов “пыль”: плавно, прерывисто.

2. Упражнения артикуляционной гимнастики (зарядка для губ, языка и челюсти)

“Кошечка”, “Расческа”; “Маятник”, “Карамелька”, “Болтушка”, “Зубочистка”….

3. Упражнения звуковой разминки

Для разминки потребуются гласные в следующем порядке:

И – Э – А – О – У – Ы – Е – Ё – Я – Ю. Мы будем тренировать их в сочетании с согласными звуками: П и Б, К и Г, Т и Д, С и З, В и Ф и т.д.

И – Э – А – О – У – Ы – Е – Ё – Я – Ю.

И - Биб, пиб

Э – Кэк, кэг

А – Тат, тад

О – Сос, соз

У – Вув, вуф

Ы – Сыс, сес …



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...