Рабочая программа"Речь и окружающий мир"
рабочая программа по природоведению (11 класс)
Рабочая программа по предмету "Речь и окружающий мир" 11 класс ТМНР
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа» по предмету «Развитие речи и окружающий мир» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат»;
- Федерального Закона от #1075;. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой, 480с.;
- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цель обучения: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
Задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Краткая характеристика предмета:
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Срок реализации программы - 1 год.
С учащимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающиеся занятия, где формируются также коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий альтернативной коммуникации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока, с учетом уровня развития речи детей.
В процессе реализации программы важно уделять большое внимание формированию личностных и социальных (жизненных) компетенций обучающегося, социально значимых ценностных установок.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «Развитие речи и окружающий мир» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Развитие речи и окружающий мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. Рабочая программа для 11 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 68 часов, количество занятий в классе в неделю – 2. Количество учебных недель-34.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет "Окружающий природный мир" представлен следующими разделами:
Природа — среда обитания человека:
Связи человека и природы. Природные материалы. Бережное отношение к предметам. Какая бывает природа. Природные явления. Правила поведения в природе. Предметы рукотворного мира. Объекты живой природы. Сезонные явления живой природы. Объекты неживой природы.
Сезонные явления неживой природы. Солнце. Значение солнца в жизни человека и в природе. Луна. Значение луны в жизни человека и в природе. Узнавание небесного тела «Планета». Узнавание небесного тела «Звезда». Глобус-модель Земли.
Растительный мир: Жизнь растений. Лиственные и хвойные растения. Различия дикорастущих и культурных растений. Части растений. Цветы в доме(виды,уход,польза). Признаки растений. Условия развития и жизни растений. Ягоды. Различие лесных и садовых ягод. Грибы. Различие съедобных и несъедобных грибов. Плоды и семена. Растения природных зон холодного пояса. Растения природных зон жаркого пояса.
Мир животных: Жизнь животных. Многообразие насекомых (полезные и вредные насекомые).Многообразие рыб (речные, морские). Рыбы в жизни человека и в природе. Птицы. Насекомоядные птицы. Зимующие и перелётные птицы. Водоплавающие птицы. Строение птиц.
Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Питание животных. Как передвигаются животные. Где живут животные. Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса. Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса. Красная книга. Растения красной книги. Животные красной книги. Заповедники и природные парки.
.
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
Проявляет интерес к окружающим предметам
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Мотивация учебной деятельности.
Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками
Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость
Произвольно воспринимает информацию
проявляет собственные чувства
Предметные:
Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы
Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени
Показывает и берет предмет одежды, называемый учителем
Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления
Умение наблюдать за природой
Умение слушать и подражать
узнавать изученные природные объекты.
Наблюдать за природой
Узнавать и выделять предметы одежды среди 2-3х совместно с учителем
различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах
Умение отличать насекомых от животных (узнавание)
различать объекты природы и рукотворного мира;
узнавать изученных животных
Узнавать и определять объекты окружающей действительности
Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе
Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем
Проводить наблюдения
Рассматривает лист, раскрашивает
наблюдать изменения в природе
Базовые учебные действия:
Понимать словесную (жестовую) инструкцию
Выполняет действие по инструкции совместно с учителем
Умение вступать в контакт
Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению
Узнавать знакомые объекты окружающей природы
Выполняет действие способом рука-в-руке
Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «Развитие речи и окружающий мир»
1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
2. Оценка достижений предметных результатов по знание составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и
пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
3. На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся с ТМНР по каждому показателю по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.
Характеристика класса по учебной деятельности обучающихся
При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в уровне развития учащихся и
индивидуальный характер восприятия ими образовательных знаний и умений. Таким образом я разделила класс
на 2 группы:
1 группа | 2 группа |
Бабаева Лейла | Гусева Л., Пушкин К., Макушенко А. |
Мотива к учебной деятельности имеет, интерес к окружающим предметам проявляет , контактирует со взрослыми и сверстниками. Проявляет собственные чувства. Понимает словесную инструкцию. Выполняет задания по инструкции самостоятельно и совместно с учителем. Знает виды животных, растений называет, различает Не имеет представление об явлениях окружающей природы. Хорошо владеет речью. | Мотива к учебной деятельности имеет, интерес к окружающим предметам проявляет , контактирует со взрослыми и сверстниками. Произвольно воспринимает информацию. Проявляет собственные чувства. Понимает словесную инструкцию. Выполняет задания по инструкции самостоятельно и совместно с учителем. Диких и домашних животных называет, различает .Знает понятия(фрукты, овощи, ягоды) Имеет представление об явлениях окружающей природы. Речью владеет. |
Календарно –тематический план.
№ | Тематические блоки, темы | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания | |
1 группа | 2 группа | ||||
1 четверть | |||||
1 | Сезонные изменения «Прощание с летом» Повторение временные представления-времена года. | 1 | Отгадывание загадок. Рассматривание рисунка, нахождение признаков лета. Определение погодного явления. Составление рассказа как я провел лето. | Слушание. Рассматривание рисунка, нахождение признаков лета. | |
2 | Наблюдение за сезонными изменениями в природе (осень). Повторение. Осенние месяцы и их признаки. | 1 | Рассматривание рисунка, нахождение признаков осени. Сравнение схем. Объяснение, почему осенью становится холоднее. Наблюдения за опаданием листьев. Рассматривание погоды за окном. Определение погодного явления Составление рассказа о настроении, вызванном погодой за окном. Чтение стихотворения. Рассматривание картинки. | Рассматривание рисунка, нахождение признаков лета, осени. Наблюдения за опаданием листьев. Рассматривание погоды за окном. Рассматривание картинки | |
3 | Влияние природы на человека | 1 | Просмотр презентации. Беседа. Слушание учителя. Просмотр картинок | Просмотр презентации. Слушание учителя. Просмотр картинок | |
4 | Солнце как источник жизни. | 1 | Просмотр презентации «Что такое солнце?» Слушание учителя, беседа. Работа по картинкам. Самостоятельная работа (нарисуй объект Солнце) | Просмотр презентации «Что такое солнце?» Слушание учителя. Просмотр картинок. Раскрась объект Солнце, рука в руке. | |
5 | Луна и её влияние на жизнь Земли. | 1 | Просмотр презентации «Что такое Луна?» Слушание учителя, беседа. Работа по картинкам. Самостоятельная работа (нарисуй объект Луна) | Просмотр презентации «Что такое Луна?» Слушание учителя. Просмотр картинок. Раскрась объект Луна, рука в руке. | |
6 | Планета солнечной системы «Земля». | 1 | Просмотр презентации «Что такое Планета?» Слушание учителя, беседа. Работа по картинкам. Самостоятельная работа (нарисуй объект Планета) | Просмотр презентации «Что такое Планета?» Слушание учителя. Просмотр картинок. Раскрась объект Планета, рука в руке. | |
7 | Узнавание небесного тела «Звезда» | 1 | Просмотр презентации «Что такое Звезда?» Слушание учителя, беседа. Работа по картинкам. Самостоятельная работа (нарисуй звёздное небо) | Просмотр презентации «Что такое Планета?» Слушание учителя. Просмотр картинок. Раскрась звездное небо, рука в руке. | |
8 | «Что такое глобус?» | 1 | Просмотр презентации «Глобус-модель Земли» Рассматривание макета - Глобус. Зарисовка иллюстрации Земля. | Просмотр презентации «Глобус-модель Земли» Рассматривание макета - Глобус. Разукрашивание иллюстрации Земля. | |
9 | Изделия, созданные человеком. | 1 | Просмотр презентации. Слушание учителя, беседа. Работа по картинкам, что относится к природе и рукотворному миру. Самостоятельная работа (раскрась объекты рукотворного мира) | Просмотр презентации. Слушание учителя. Рассматривание картинок, что относится к природе и рукотворному миру. Работа рука в руке (раскрась объекты рукотворного мира). | |
10 | Взаимосвязь всего живого на Земле. | 1 | Прослушивание стихотворения. Просмотр иллюстрированных картинок. Беседа. | Прослушивание стихотворения. Просмотр иллюстрированных картинок. Слушание учителя. | |
11-12 | Законы экологии. | 2 | Просмотр короткометражной мультимедии «Сказка старого дуба» . Беседа. Работа по карточкам( раздели на группы бережное и небрежное отношение) | Просмотр короткометражной мультимедии «Сказка старого дуба» . Слушание. Работа по карточкам( просмотр бережного и небрежного отношения ) | |
13 | Связь живой и неживой природы. | 1 | Просмотр презентации. Просмотр картинок. Беседа. Самостоятельная работа выбери, что относиться к живой природе, раскрась). Отгадывание загадок. Работа по печатному материалу (соедини стрелками объект со словом (понятием). | Просмотр презентации. Просмотр картинок. Слушание. Работа рука в руке, раскрась, что относиться к живой природе) | |
14 | Сезонные явления живой природы. | 1 | Просмотр презентации. Просмотр картинок. Беседа. Самостоятельная работа выбери, что относиться к явлению живой природы, раскрась). Отгадывание загадок. Работа по печатному материалу (соедини стрелками объект со словом (понятием). | Просмотр презентации. Просмотр картинок. Слушание. Работа рука в руке, раскрась, что относиться к явлению живой природы. | |
15-16 | Какая бывает природа? (Объекты живой и неживой природы) | 2 | Просмотр презентации. Просмотр картинок. Беседа. Самостоятельная работа выбери, что относиться к объектам неживой природы, раскрась). Отгадывание загадок. Работа по печатному материалу (соедини стрелками объект со словом (понятием). | Просмотр презентации. Просмотр картинок. Слушание. Работа рука в руке, раскрась, что относиться к объектам неживой природы. | |
2 четверть | |||||
17 | Сезонные явления неживой природы. | 1 | Просмотр презентации. Просмотр картинок. Беседа. Самостоятельная работа выбери, что относиться к явлению неживой природы, раскрась). Отгадывание загадок. Работа по печатному материалу (соедини стрелками объект со словом (понятием). | Просмотр презентации. Просмотр картинок. Слушание. Работа рука в руке, раскрась, что относиться к явлению неживой природы. | |
18 | Природные опасности. | 1 | Просмотр мультсериала «Волшебная книга МЧС» Беседа по просмотренному. Просмотр плаката «Правила поведения в лесу» Работа с картинками, раздели на две группы «можно», «нельзя». | Просмотр мультсериала «Волшебная книга МЧС» Слушание учителя. Просмотр плаката «Правила поведения в лесу» Разукрашивание картинок. | |
19 | Что такое полезные ископаемые? Свойства песка и глины. | 1 | Просмотр наглядного материала (ощупывание руками). Зарисовка некоторых ископаемых с наглядности. Устанавливаем по картинкам причинно- следственные связи (где, когда, зачем?) | Просмотр наглядного материала (ощупывание руками). Разукрашивание некоторых ископаемых с наглядности. | |
20 | Бережное отношение к природным богатствам. | 1 | Классификация предметов по характеру материала, показывание цветом разные производственные цепочки; составлять рассказ по картинкам, приводить другие примеры использования природных материалов для производства. Беседа. Практическая работа (раздели предметы на группы) | Рассматривание предметов из разного материала, ощупывание, разукрашивание рука в руке с наглядного материала. Слушание. | |
21 | Закрепление изученного материала по разделу природа. | 1 | Работа с разрезными картинками. Интерактивная викторина по живой и неживой природе. Отгадывание загадок. Совместная групповая работа, составление коллажа «Сезонные явления живой и неживой природы». Беседа. | Работа с разрезными картинками рука в руке. Интерактивная викторина по живой и неживой природе (просмотр). Слушание загадок. Совместная групповая работа, составление коллажа «Сезонные явления живой и неживой природы» (рука в руке). | |
22 | Растения –живые организмы. (Характеристики растений). | 1 | Просмотр презентации «Признаки растений» Работа по картинкам (обведи, что необходимо для жизни растений) | Просмотр презентации «Признаки растений» Работа по картинкам (раскрась, что необходимо для жизни растений, рука в руке) | |
23 | Условия жизни, роста и развития растений» | 1 | Отгадывание загадок (свет, воздух вода ,тепло) . Просмотр иллюстраций на доске. Просмотр видео ролика «Как развивается растение» | Слушание загадок (свет, воздух вода ,тепло). Просмотр иллюстраций на доске. Просмотр видео ролика «Как развивается растение»
| |
24 | Части растений. | 1 | Просмотр видео фрагмента. Работа с разрезными картинками (собери растение по порядку). Зарисуем растение по порядку (корень, стебель, листок, цветок) | Просмотр видео фрагмента. Работа с разрезными картинками (собери растение по порядку),рука в руке. Разукрасим растение по порядку (корень, стебель, листок, цветок) рука в руке. | |
25 | Дерево и его строение. | 1 | Совместное рассматривание иллюстраций, на которых изображены деревья. Узнавание и называние знакомых деревьев на картинках. Отгадывание загадок, названия лесных деревьев. | Совместное рассматривание иллюстраций, на которых изображены деревья. Узнавание знакомых деревьев на картинках. Слушание загадок, названия лесных деревьев. | |
26 | Основные разновидности плодовых деревьев. | 1 | Совместное рассматривание иллюстраций, на которых изображены деревья. Узнавание и называние знакомых деревьев на картинках. Отгадывание загадок, названия плодовых деревьев. Соотношение стрелками (дерево-плод) | Совместное рассматривание иллюстраций, на которых изображены деревья. Узнавание знакомых деревьев на картинках. Слушание загадок, названия плодовых деревьев. Раскрашивание плодов на дереве ,рука в руке. | |
27 | Основные виды кустарников (лиственные и хвойные) | 1 | Совместное рассматривание иллюстраций, на которых изображены кустарники. Узнавание и называние знакомых кустарников и их особенностей на картинках. Классификация картинок по группам (деревья, кустарники) | Совместное рассматривание иллюстраций, на которых изображены кустарники. Слушание. | |
28 | Узнавание (различие) лесных и садовых кустарников. | 1 | Совместное рассматривание иллюстраций, на которых изображены кустарники и место их нахождения. Узнавание и называние знакомых кустарников и их особенностей на картинках. Классификация картинок по группам (садовые, лесные) | Совместное рассматривание иллюстраций, на которых изображены кустарники. Слушание. | |
29 | Отличительные признаки трав ( дикорастущие и садовые) | 1 | Совместное рассматривание картинок. Узнавание и называние знакомых трав. Просмотр презентации «Травы родного края» Беседа. | Совместное рассматривание картинок. Узнавание трав. Просмотр презентации « Травы родного края» Слушание. | |
30 | Польза трав для человека и животных. | 1 | Совместное рассматривание картинок. Узнавание и называние знакомых трав. Просмотр презентации «Зелёная аптека». Работа с карточками (раздели по классификации ( кустарники,трава,деревья) | Совместное рассматривание картинок. Узнавание и называние знакомых трав. Просмотр презентации « Зелёная аптека» | |
31-32 | Лиственные и хвойные растения . | 2 | Просмотр презентации «Хвойные и лиственные деревья» Интерактивная викторина. Работа с разрезными карточками. Соедини стрелками (лист-дерево) | Просмотр презентации «Хвойные и лиственные деревья» Интерактивная викторина(слушание) Работа с разрезными карточками (рука в руке). | |
3 четверть | |||||
33 | «Откуда родом культурные растения?» | 1 | Просмотр презентации. Беседа. Практическая работа, раздели растения на группы. Отгадывание загадок. Рассматривание картинок на доске. | Просмотр презентации. Слушание. Раскрашивание растений. Слушание загадок. Рассматривание картинок на доске. | |
34-35 | Отличительные признаки лесных и садовых ягод. | 2 | Просмотр презентации. Беседа. Практическая работа, раздели ягоды на группы. Отгадывание загадок. Рассматривание картинок на доске. | Просмотр презентации. Слушание. Раскрашивание ягод по примеру. Слушание загадок. Рассматривание картинок на доске. | |
36 | Грибы. Различие съедобных и несъедобных грибов. | 1 | Слушание о грибах какие грибы бывают? Просмотр картинок, просмотр презентации, узнавание гриба по внешнему виду. Работа по картинкам соедини гриб с названием. Работа по карточкам покажи знакомый гриб. Самостоятельная работа разложи грибы на группы. Просмотр картинок строение гриба. Разглядывание муляжа. Беседа, чем отличаются грибы друг от друга, дойди отличия на картинках. Зарисовка гриба. | Слушание о грибах какие грибы бывают? Просмотр картинок, узнавание гриба. Работа по карточкам покажи знакомый гриб. рука в руке. Просмотр презентации съедобные не съедобные грибы. Раскрась гриб по наглядному примеру рука в руке. Просмотр картинок строение гриба. Разглядывание муляжа. | |
37-38 | Из чего образуется плод? Разнообразие плодов. | 2 | Мультимедийная презентация учащихся “А знаете ли вы что… Рассматриваем картинки на доске «Плоды бывают разные» Работа с разрезными картинками. Классификация картинок (плоды, корнеплоды) | Мультимедийная презентация учащихся “А знаете ли вы что… Рассматриваем картинки на доске «Плоды бывают разные» Работа с разрезными картинками рука в руке. Разукрашиваем плоды. | |
39-40 | Комнатные растения: разновидности, уход и преимущества. | 2 | Презентация «комнатные растениями и правила ухода за ними» Рабочая карточка с заданиями. Загадки. Карточка (составление алгоритма по уходу) | Презентация «комнатные растениями и правила ухода за ними» Разукрашивание комнатных растений. Слушание загадок. Рассматривание по карточке алгоритм ухода. | |
41 | Знакомства с растениями природных зон холодного пояса. | 1 | Просмотр видео ролика. Просмотр карточек (съедобные, не съедобные растения) Соединение стрелками (название-растение) Классификация по группам. | Просмотр видео ролика. Просмотр карточек (съедобные, не съедобные растения) Слушание. | |
42 | Знакомства с растениями природных зон жаркого пояса. | 1 | Просмотр видео ролика. Просмотр карточек (съедобные, не съедобные растения) Соединение стрелками (название-растение) Классификация по группам. Беседа | Просмотр видео ролика. Просмотр карточек (съедобные, не съедобные растения) Слушание учителя | |
43 | Закрепление изученного материала по разделу растения. | 1 | Просмотр видео ролика. Просмотр карточек. Соединение стрелками (название-растение) Классификация по группам. | Просмотр видео ролика. Просмотр карточек Слушание | |
44-45 | Животные как живые организмы: особенность и важность питания. | 2 | Презентация «Особенности питания животных» Работа с картинками (классификация животных: травоядные, всеядные, хищные). Раздели животных на группы. | Презентация «Особенности питания животных» Рассматриваем животных на картинках. Разукрашиваем по наглядному примеру. | |
46 | Как передвигаются животные. | 1 | Просмотр видео фрагмента. Работа с картинками. Работа с печатными листами (соедини стрелками слово с животным: летает, прыгает, плавает, ходит) | Просмотр видео фрагмента. Просмотр картинок. Работа с печатными листами (раскрась животных) | |
47 | Места обитания животных. | 1 | Просмотр видео фрагмента. Работа с картинками. Работа с печатными листами (соедини стрелками дом с животным) | Просмотр видео фрагмента. Работа с картинками. Работа с печатными листами (соедини стрелками дом с животным рука в руке) Слушание. | |
48-49 | Многообразие насекомых (полезные и вредные насекомые) | 2 | Просмотр презентации. Работа с картинками. Работа с печатными листами (классификация по группам) | Просмотр презентации. Рассматривание картинок. Слушание | |
50-51 | Многообразие речных рыб. | 2 | Просмотр видео фрагмента. Работа с картинками. Работа с печатными листами (классификация рыб по группам) | Просмотр видео фрагмента. Рассматривание картинок. Слушание | |
52 | Рыбы в жизни человека и в природе . | 1 | Просмотр видео фрагмента. Работа с картинками. Работа с печатными листами Слушание учителя,беседа. | Просмотр видео фрагмента. Просматривание картинок. Работа с печатными листами с помощью педагога. Слушание учителя | |
4 четверть | |||||
53-54 | Разнообразие хищных птиц в природе их значение и особенности. | 2 | Просмотр видео фрагмента. Работа с картинками. Работа с печатными листами (чем питаются хищные птицы) | Просмотр видео фрагмента. Рассматривание картинок. Слушание | |
55 | Разнообразие насекомоядных птиц, их роль в природе и жизни человека. | 1 | Просмотр видео фрагмента. Работа с картинками. Работа с печатными листами (чем питаются насекомоядные птицы) | Просмотр видео фрагмента. Рассматривание картинок. Слушание | |
56 | Зимующие и перелётные птицы. | 1 | Просмотр видео фрагмента. Работа с картинками. Работа с печатными листами (распредели по классификации) | Просмотр видео фрагмента. Рассматривание картинок. Слушание | |
57 | Водоплавающие птицы. | 1 | Просмотр видео фрагмента. Работа с картинками. Работа с печатными листами (распредели по классификации) | Просмотр видео фрагмента. Рассматривание картинок. Слушание | |
58 | Птицы. Строение птиц. | 1 | Просмотр плаката на доске «Строение птицы» Работа с картинками отличие птиц. Работа с печатными листами (распредели по классификации) | Просмотр плаката на доске «Строение птицы» Рассматривание картинок отличие птиц. Разукрашивание птицы. | |
59 | Охрана птиц. | 1 | Просмотр видео ролика «Роль птиц в природе» Просмотр картинок «Значение птиц в жизни человека» Работа по листам. Беседа, рассуждение. | Просмотр видео ролика «Роль птиц в природе» Просмотр картинок «Значение птиц в жизни человека» Слушание учителя, наблюдение. | |
60 | Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса. | 1 | Просмотр видео ролика. Просмотр карточек. Классификация по группам. Беседа. | Просмотр видео ролика. Просмотр карточек. Слушание. | |
61 | Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса. | 1 | Просмотр видео ролика. Просмотр карточек. Классификация по группам. Беседа. | Просмотр видео ролика. Просмотр карточек. Слушание | |
62 | Закрепление изученного материала по разделу животные. | 1 | Работа с картинками (классификация животных). Раздели животных на группы. Беседа. | Рассматривание картинок. Слушание, наблюдение. Разукрась знакомого животного, рука в руке. | |
63 | Красная книга | 1 | Разноцветные страницы. Рассматривание и знакомство с разделами Красной книги. Наблюдение, беседа, ощупывание. | Разноцветные страницы. Рассматривание и знакомство с разделами Красной книги. Наблюдение, слушание, ощупывание. | |
64 | Растения красной книги. | 1 | Разноцветные страницы. Рассматривание и знакомство с животными Красной книги. Наблюдение, беседа. | Разноцветные страницы. Рассматривание и знакомство с животными Красной книги. Наблюдение, слушание. | |
65 | Животные красной книги. | 1 | Разноцветные страницы. Рассматривание и знакомство с животными Красной книги. Наблюдение, беседа. | Разноцветные страницы. Рассматривание и знакомство с животными Красной книги. Наблюдение, слушание. | |
66 | Заповедники и природные парки. | 1 | Просмотр презентации «Заповедники и парки: значение для охраны природы» Беседа, рассматривание иллюстраций. | Презентации «Заповедники и парки: значение для охраны природы» Слушание, рассматривание иллюстраций. | |
67 | Береги природу. Правила друзей природы. | 1 | Презентация по теме “Будь природе другом” Слушание учителя, обсуждение по вопросам. | Презентация по теме “Будь природе другом” Слушание учителя, наблюдение. | |
68 | «Правила поведения во время летних каникул» | 1 | Слушание учителя, беседа Просмотр презентации. | Слушание учителя. Просмотр презентации. | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); карточки с изображениями, плакаты, сюжетные картинки для раскрашивания, печатные материал с заданиями.
- технические средства: компьютер, колонка.
- аудио и видеоматериалы.
Список используемой литературы:
1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д.
Программа воспитания и обучения школьников с интеллектуальной
недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2013. — 320 с. —
(Коррекционная педагогика).
2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим
миром. – М.: Дрофа, 2007-2008.
3. Детство без пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях: Учебно-методическое пособие / Под общ.ред. В. В.
Груздева, С. В. Николаева, С. В. Жолована. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б.
Баряевой, 320 с.
4. Программа воспитания и обучения школьников с задержкой
психического развития/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Е.А.Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415 с.
5. Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и
множественными нарушениями развития / воспитание и
обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред. Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект рабочей программы по курсу "Окружающий мир"
Проект рабочей программы по курсу "Окружающий мир и развитие речи" составлен для учащихся с ЗПР в 1 классе. Программа разработана и опробирована с детьми с ЗПР в 1 классе....

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» Базовый уровень для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса.Базовый уровень.. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 3 класс разработана и адаптирована для обучающихся с огра...

Целевой раздел рабочей программы "Ребенок и окружающий мир. Формирование элементарных экологических представлений"
Целевой разлел рабочей программы по познавательному развитию дошкольников "Ребенок и окружающий мир. Формирование элементарных экологических представлений"...

Рабочая программа по курсу «Окружающий природный мир»
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир " для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития для уче...

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 6 класс.
Рабочая программа ФГОС по предмету "Окружающий социальный мир", школа VIII вида, 2 класс...

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» предметной области « Окружающий мир» АООП обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физич...

Рабочая программа" Речь и окружающий мир"
Рабочая программа по предмету "Речь и окружающий мир" 12 класс ТМНР...
