Элективные курсы "Психология общения"
элективный курс (психология, 8 класс) по теме
Курсовая подготовка для учащихся 8-х классов. Целеполагание: научить детей гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Результат анкетирования учащихся 8-х классов показал их высокую потребность в курсе по психологии.
В последнее время к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в числе которых на первое место выдвигаются такие качества, как:
коммуникабельность;
способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
расширенный словарный запас и умение им пользоваться;
способность думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. адекватно использовать полученные знания.
Требования общества к выпускникам школы вызывают изменения в собственно школьной системе. Процесс обучения должен быть способным обеспечить осознанный выбор учащимися будущего направления своей профессиональной деятельности.
Элективный курс «Психология общения» направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области психологии межличностных отношений. Психологические знания и практические умения в области общения позволят учащимся выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала, склонностей и способностей.
Цель курса: показать сложность и многоплановость общения в человеческой деятельности, повысить уровень психологической компетентности учащихся в коммуникативной сфере, обеспечить их личностное развитие.
Задачи курса:
Обеспечение учащихся психологическими знаниями в области общения.
Формирование у учащихся практических навыков общения, самопознания, саморазвития.
Повышение самооценки и уверенности в себе. Подготовка учеников к восприятию следующего элективного курса «Стиль делового общения» (9 класс).
Продолжительность курса: 17 часов.
Возрастная группа: уч-ся 8-х классов.
Наполняемость группы: 15 человек.
Ожидаемые результаты.
По окончании курса учащиеся должны:
знать:
- правила эффективного общения;
- проблемы межличностного взаимодействия;
- коммуникативные барьеры.
уметь:
- рефлексировать свое поведение;
- самовыражаться;
- анализировать ситуации общения
Методы:
- конспектирование
- диагностика
- информирование
- ролевое проигрывание
- беседа
- психотехнические приемы
- дискуссии
- анализ ситуации
№ | Содержание занятий | Форма подачи нового теоретического материала | Формы самостоятельной организации уч-ся при изучении курса | Формы промежуточного контроля | Количество часов |
1. |
Понятие общения в психологии. Роль общения в жизни каждого человека. | Лекция. | Конспектирование. (Составление расширенного план- конспекта).
| 1 час | |
2. | Нормы общения, нормы человеческих отношений. |
Диагностика. | а). Практическая работа по группам: диагностика своего характера общения. б). Решение конфликтных ситуаций. | Взаимоопрос теоретического материала по теме «Что такое общение». | 1 час |
3. | Единство общения и деятельности. |
Информирование. |
Ролевая игра. | 1 час | |
4. |
Способы взаимодействия с другими людьми. |
Составление памяток. |
Моделирование ситуаций общения. | 1 час | |
5. |
Взаимодействуя друг с другом, учимся рефлексии (самоанализу). |
Обобщение по теме: «Понятие общения в психологии».
|
Экспресс-тест: учимся рефлексии. | Контрольный срез – самопроверка. | 1 час |
6. | Общение и дружба в среде сверстников. | Работа с клише. | Сопоставление ситуаций. | 1 час | |
7. | Референтная группа. Что это такое?
| Объяснение материала. |
Конспектирование | Контроль за усвоением знаний: тест по изученному материалу. | 1 час |
8. | Понятие коммуникативных барьеров. |
Психотехнические приёмы. |
Ролевая игра. | 1 час | |
9. |
Способы взаимодействия с противоположным полом. Первая любовь. | Беседа. |
Дискуссия. | 1 час | |
10. |
Виды взаимодействия в обществе: содружество, конфликт. | Лекционное занятие.
|
Анализ ситуаций. |
| 1 час |
11. | Процесс идентификации со взрослыми. | Объяснение материала. |
Моделирование ситуаций общения. |
| 1 час |
12. | Формы привлечения к себе внимания. | Лекция. | Мини-проекты. | 1 час | |
13. | Типы поведения по отношению к сверстникам. | Информирование. | Ролевое проигрывание. | 1 час | |
14. | Типы поведения по отношению ко взрослым. | Беседа. | Анализ ситуаций. | 1 час | |
15. | Правила хорошего общения. | Лекционное занятие. | Конспектирование. |
1 час | |
16. | Развитие навыков общения. | Психотехнические приёмы. | Практическая работа в группах. | 1 час | |
17. | Контроль за усвоением материала. |
Зачёт. | Взаимозачёт. | Итоговый контроль за компетенциями учащихся. | 1 час |
Учебно – методическое обеспечение программы:
Литература
Для учащихся:
1. Горелов М.Н. Умеете ли вы общаться? Москва. 1991г.
Для учителя:
- Горянина В.А. Психология общения. Учебное пособие для студентов. Москва. Академия. 1997г.
2. Баталова И.В. Программа тренинга конфликтной компетентности подростка. (Журнал «Классный руководитель». № 4, 2006г.).
3. Баева И.А. Психология в понятиях, образах и переживаниях. Москва. 1996г.
4 . Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления (социально-психологический тренинг). Москва. 2007г.
5. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Москва. 1993г
6. Рогов Е.И. Психология общения. Мрсква. Владос. 2002г.
7. Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения. (Журнал «Классный руководитель», № 2,8- 2001г., № 8- 2002г.)
Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
(Коми национальная гимназия)
Программа элективного курса
Психология общения
8 класс
Составитель - Киропьянова Н.В.
Сыктывкар
2011-2912
Словарь
- Коммуникативные барьеры – это всё то, что препятствует общению.
- Эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновении в его субъективный мир.
- Идентификация – форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при её реализации происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает.
- Рефлексия – «обращение назад», процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании, самоанализ.
- Референтная группа – значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает.
Критерии оценки зачёта по курсу
«Психология общения».
Зачёт – одна из форм проверки знаний учащихся по названному курсу.
Предложенная тема: « Для чего нужно уметь общаться?»
Цели:
- проверить знание учащимися норм общения;
- проверить умение нахождения путей преодоления проблем в общении.
В ходе зачёта учащиеся представляют
- моделирование ситуаций общения;
- предложенные варианты преодоления коммуникативных барьеров;
Оценка учащихся проводится по двоичной шкале:
«достаточно» (зачет)
«недостаточно» (незачет).
Работа по сдаче зачёта считается «достаточной», если учащийся показывает знание темы,
достаточность, точность, правильность и глубину высказывания и умеет выбрать правильный путь преодоления конфликтной
ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Русский язык и культура общения"
Цели курса: 1. Помочь старшеклассникам осознанно овладеть орфоэпическими, морфологическими, синтаксическими нормами русского языка. ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-995-1354467201.jpg)
Занятие элективного курса "Английский язык для общения"
Занятие элективного курса «Английский для общения», 11 класс построено по материалам сайтов сети Интернет и учебного пособия “Everydaydialoguesandtopics”. Основной языковой материал предназначен...
Элективный курс "Невербальное общение. Язык жестов"
«Невербальное общение. Язык жестов» - межпредметный ориентационный краткосрочный курс, рассчитанный для учащихся 9 классов на 8 – 9 часов.Цель этого курса: дать учащимся знания, сформировать нав...
элективный предмет "Общение без слов"
Метапредметная программа по иностранному языку...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-475775-1477815899.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Общение становится профессией"
Программа включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах: в частности, в ней раскрывается содержание ряда профессий, объединенных общими профессиональными действиями, ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/16/picture-535737-1676548432.jpg)
Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа) «Понятие и значение невербального общения»
Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа)«Понятие и значение невербального общения»Класс:10Цели: объяснить и показать на примерах необхо...
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....