Выступления на МПС
план-конспект по психологии на тему
2011 год - Направления деятельности ГКП и диагностических групп
2010 год - ПМПк на базе диагностических групп МОУ ЦПМСС «Лабиринт», как одна из форм обеспечения комплексной специализированной помощи детям с проблемами в усвоении общеобразовательной программы и поведения в условиях ОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
![]() | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МПС
24.11.2010
Битц М,Г
Тема: ПМПк на базе диагностических групп МОУ ЦПМСС «Лабиринт», как одна из форм обеспечения комплексной специализированной помощи детям с проблемами в усвоении общеобразовательной программы и поведения в условиях ОУ.
ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПк НА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ГРУППАХ ПРИ ЦПМСС
«ЛАБИРИНТ» ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ РЕБЕНКУ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ, ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В СОЦИУМЕ
В состав ПМПК входят – методист (председатель) логопеды, психолог, воспитатели, по согласованию – врач. Через консилиум проходят все дети (в отличие от общеобразовательных групп ДОУ), т.к. у всех выставлен тот или иной диагноз. Состав ПМПк назначается приказом директора по учреждению.
График плановых заседаний консилиумов составляется на начало учебного года, периодичность плановых заседаний 5 раз в течение учебного года, (определяются конкретные задачи, содержание, тематика заседаний).
Деятельность плановых консилиумов направлена на:
- определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей диагностических групп
-с отслеживание динамики развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.
Внеплановые заседания, проводятся по мере необходимости. Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях (со специалистами тех групп, где обозначилась проблема).
Задачи внепланового консилиума следующие:
- решение вопроса о необходимости принятия адекватных мер по выявленные
обстоятельствам; - внесение изменений в индивидуализированные коррекционно-развивающие
программы при их неэффективности;
Также 2 раза в год дети проходят обследование психиатром, который назначает медикаментозное лечение, массаж, если есть необходимость, направляет к врачу, если есть какие-либо показания к этому к невропатологу, проктологу, хирургу и т.д.
В каждой группе по 12 детей, показания к зачислению в группу следующие: дефицит массы тела, астено-невротическое состояние, идиопатическая эпилепсия, энцефалопатия, склонность к негативизму, дефицит массы тела, анемия, гепатит С, не считая того, что в анамнезе у детей различные соматические заболевания.
Диагнозы психиатра:
ЗРР – 21, ЗПРР – 3, СДВГ – 13.
На данный момент всем детям почти проделан курс массажа, назначено медикаментозное лечение (цинаризин, пантогам, глицин.
ПАРАМЕТРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ
- Учет особенностей развития ребенка, в первую очередь его ресурсных возможностей:
Это заключается в том, что перед зачислением в диагностическую группу, ребенок проходит медосмотр, затем комиссию в ЦПМСС «Лабиринте», где специалисты подтверждают диагноз, определяют параметры отставания (эпикризные сроки), далее при зачислении в группу диагностику проводит логопед -на каждой группе работает свой специалист, психолог, воспитатели, результаты заносятся в специальные карты, диагностика проводится 3 раза в год, результаты фиксируются. На основании полученных данных разрабатывается программа индивидуального сопровождения на каждого ребенка, на полгода, в январе по итогам промежуточной диагностики, программа дорабатывается.
Комплексность предполагает учет медицинских, психологических, педагогических, социальных параметров при оценке развития, выявляемых специалистами соответствующих профилей.
Всесторонняя диагностика развития ребенка осуществляется специалистами разных профилей в рамках их профессиональных задач и компетенции.
Динамические аспекты диагностики предполагают анализ анамнестических и катамнестических данных при наблюдении за развитием ребенка на разных возрастных этапах.
Целостный подход к ребенку реализуется на основании всех вышеперечисленных аспектов диагностики развития. Он заключается в понимании закономерностей развития и определении необходимых условий для адаптации и максимальной самореализации личности ребенка в социуме.
- Адекватная последовательность «подключения» нужного специалиста к работе с ребенком
На период реализации рекомендаций, разработанных специалистами ПМПк, ребенку назначается ведущий специалист, отслеживающий эффективность и адекватность индивидуальной коррекционно-развивающей программы и выступающий с инициативой повторных обсуждений динамики развития ребенка на ПМПк
В зависимости от диагноза, специалисты определяют, в каком специалисте нуждается ребенок больше, логопед, психолог, инструктор ЛФК, массажист или воспитатель, т.е. исходя из результатов диагностики на заседании планового консилиума, определяются направления индивидуальной коррекционной работы. Работа в силу того, что диагнозы разные, задержки на эпикризные сроки колеблются от 6-7 до 1 эпикризного срока, работа ведется индивидуально. Но также проводятся как и обычных группах ДОУ фронтальные, подгрупповые занятия, как специалистами центра, так и педагогами ДОУ (ИЗО, МУЗО, ФИЗО, различные развлечения и утренники). Много внимания воспитателями уделяется витаминизации детей, профилактике вирусных заболеваний, закаливание (включая закаливание водой), выполняется специальная гимнастика для профилактики плоскостопия.
- Согласованность деятельности всех специалистов, использование технологий междисциплинарной деятельности
Специалисты, помимо того, что контактируют каждый день, на 1 группе работает логопед на 1 ставку – это 20 часов, психолог 2 дня в неделю на каждой группе, ведут записи в тетради взаимодействия, где специалисты записывают задания для закрепления по пройденной лексической теме.
- Приоритетность задач адаптации и социализации
По этому направлению, воспитатели и специалисты отслеживают и записывают также в тетрадь взаимодействия, случаи на которые нужно обратить внимание логопеду или психологу.
Как ребенок ведет себя в дошкольном учреждении (контактирует ли со взрослыми, с воспитателем, со сверстниками).
Достаточно ли он овладел навыками самообслуживания.
Как относится к занятиям и как ведет себя на занятиях. Какие особенности поведения способствуют, а какие препятствуют усвоению и закреплению знаний, умений, навыков.
Как ребенок относится к труду, какие виды труда предпочитает, в каком темпе работает, доводит ли дело до конца и проявляет ли заинтересованность в конечном результате.
Какое участие принимают родители в развитии и воспитании ребенка.
Что вызывает воспитателя наибольшие трудности или беспокойство.
- Участие семьи в образовательном процессе и социализации ребенка
Работа семьей происходит со сбора социального анамнеза,
- динамика семьи (браки/разводы; форма брака (законный, гражданский); смерть кого-то из членов семьи; последовательность рождения детей и т.п.)
- структура семьи (полная/неполная; мать-одиночка; приемный ребенок; отчим/мачеха и т.п.);
- состав семьи на момент обследования, сведения о членах семьи, возможно, других лицах, проживающих вместе с ребенком;
- соответствие места жительства и прописки (регистрации) – в частности, при наличии статуса беженцев и др.;
- бытовые условия жизни ребенка (питание, одежда, наличие индивидуального места для сна, наличие условий для учебных или игровых занятий и т.п.);
- социальный, профессиональный статус, образовательный уровень родителей, других лиц, непосредственно общающихся с ребенком;
- обеспеченность социально-правовой защищенности ребенка в семье
Родители активно участвуют в процессе обучения и развития детей:
- создание в группе обстановки, необходимой для комфортного пребывания в ней детей;
- обеспечение группы необходимыми материалами для занятий и игр
- участвуют в мероприятиях разработанных педагогами (родительский клуб, семейные праздники, социальное проектирование)
- выполняют рекомендации педагогов по закреплению пройденного учебного материала, гармонизации детско-родительских отношений и т.д.
В конце учебного года (дети зачисляются в группу на 1 год), специалисты ПМПк проводят заключительный плановый консилиум, где подводятся итог работы за год, далее, приглашается ПМПК городская и совместно решается вопрос дальнейшего образовательного маршрута ребенка, остается ли ребенок еще на 1 год в диагностической группе, либо идет в общеобразовательную группу ДОУ.
Психологическое обследование (психолог)
1. Обязательная часть
- Особенности развития мышления ребенка (структура и динамика мыслительных операций). Организация интеллектуальной деятельности.
- Анализ «социальной ситуации развития»:
- Оценка возрастных этапов развития с точки зрения 1) критических периодов и 2) основных психологических новообразований.
- Анализ актуального уровня социальной адаптации личности (в семье, во дворе, в образовательном учреждении и т.д.). Социально-бытовая ориентировка, навыки культурного поведения.
- Оценка «зоны ближайшего развития» и прогноза развития с позиций адаптивных характеристик личности.
- Адаптивность в условиях психологического обследования, в частности.
1.3 Структура личности ребенка. Особенности мотивации (селективность, направленность, устойчивость, целеполагание, притязания). Самооценка и способность личности к рефлексии (критичность, адекватность). Целостность (конгруэнтность) личности.
2 Дополнительная часть.
В каждом конкретном случае вносятся психологические сведения, важные именно для этого ребенка. Их выявление планируется психологом, исходя из:
первичного запроса на обследование ребенка на ПМПК
беседы с родителями в процессе сбора анамнеза (как правило, врачом)
коллегиально согласованной диагностической гипотезы
психологического обследования параметров развития, входящих в обязательную часть.
Общая схема дополнительных психологических исследований включает следующие параметры:
2.1 Умственная работоспособность
- Структура деятельности (основные параметры произвольной регуляции деятельности: целенаправленность, планирование, программирование, контроль)
- Характеристика основных психических функций: восприятие, внимание, память, движения и действия (мышление см. в обязательной части)
- Пространственные синтезы (наглядные, символические)
- Речь (преимущественно – регуляторная, коммуникативная функции речи, связь речи и мышления)
- Эмоциональная сфера (ситуационные и личностные эмоциональные реакции; настроение; чувства)
Логопед исследует языковые средства, коммуникативные возможности, структуру речевого дефекта, письменную речь.
Он изучает особенности:
- строения и подвижности органов артикуляции
- речевого дыхания и фонации
- устной речи;
- письменной речи;
- речевых нарушений (в устной и письменной речи):
фонетических;
фонематических;
лексико-грамматических
темпа и плавности речи
Предварительный просмотр:
Выступление на МПС 21.01.2011
методиста ЦПМСС «Лабиринт» Битц М.Г.
Направления деятельности ГКП и диагностических групп
На базе МОУ ЦПМСС «Лабиринт», функционируют следующие группы:
- семейные, детско-родительские группы для детей раннего возраста, развивающие – 5 групп – 44 ребенка
- группы по подготовке к школе – 2 – 22 ребенка
- группы для соматически ослабленных детей, не посещающих ДОУ – 9 детей
- адаптационные группы для детей раннего возраста с родителями и без – 2 группы – 16 детей
- группа для детей с ОВЗ – 1 группа – 5 детей (ДЦП, со спастической диплегией тяжелой степени, спастический тетрапарез ринолалия, )
Всего – 96 детей, из них многие имеют, хронические заболевания и отягощенный анамнез. Специалисты, работающие на группах: воспитатели, психолог, логопеды, дефектолог, воспитатель по ИЗО, инструктор по ЛФК, младший воспитатель
Сложность работы на таких группах, заключается в том, что родители, посещают группы и приводят детей по собственному желанию, когда им удобно. А специалисты в то же время, проводят занятия каждый день в течении недели с большим количеством детей, 11 разных групп, группы разной направленности и разного возраста, больший объем отчетной документации.
На базе диагностических групп, воспитанников 26, с ними занимаются психолог – Севастьянова Т.А., логопеды Виногорадова Е.Р., Батанина С.В., инструктор ЛФК – Гайнутдинова М.С. , массаж – Зорина Л.В. Т.е. дети в диагностической группе, в отличие от логогрупп и массовых, находятся под наблюдением специалистов центра ежедневно. И работа специалистов ведется на этих группах систематически с каждым ребенком, а не по запросу родителей или воспитателя.
Так, для всех малышей раннего возраста пребывание в наших группах выступает как определенная форма образовательно-воспитательной и медико-социальной помощи. Именно для всех, поскольку стимулирующую и развивающую помощь должен получить каждый ребенок. На развитие здорового ребенка ранняя психолого-педагогическая помощь окажет стимулирующее воздействие. Для ребенка с проблемами в развитии она окажется жизненно необходимой, закладывающей основы реабилитационного процесса. Но при коррекционном воздействии на малыша с задержкой созревания сенсомоторных функций следует учитывать его индивидуальные возможности к принятию этой помощи и оказывать ее по всем основным направлениям развития ребенка.
Таким образом, основные цели деятельности групп кратковременного пребывания и диагностических в условиях ЦПМСС -центра можно определить следующим образом:
♥ оказание ранней диагностико-консультативной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и их семьям;
♥ обеспечение социализации детей с проблемами в развитии;
♥ адаптация детей к поступлению в общеобразовательные или специализированные образовательные учреждения;
♥ всестороннее и гармоничное развитие личности детей в процессе предметно-игровой деятельности;
♥ организация совместного взаимно стимулирующего общения и досуга родителей и детей.
Задачами деятельности специалистов в группах кратковременного пребывания являются:
♥ дифференцированная комплексная коррекция основного нарушения и вторично связанных с ним отклонений в развитии;
♥ создание наиболее благоприятных условий для всестороннего личностного развития ребенка с учетом характера и структуры его дефекта;
♥ формирование у детей культуры общения друг с другом и со взрослыми, создание условий для усвоения детьми нравственных ценностей;
♥ разработка индивидуальных направлений воспитания, обучения и развития для каждого воспитанника;
♥ стимуляция познавательной активности детей с использованием разнообразных методов воспитания, обучения и условий предметно-развивающей среды;
♥ укрепление физического и психического здоровья детей путем обеспечения их эмоционального благополучия и учета индивидуальных возможностей;
♥ формирование творческих способностей и личностной культуры ребенка средствами художественно-эстетического воспитания;
♥ развитие интеллектуальных и речевых способностей ребенка;
♥ подготовка ребенка к последующему расширению опыта взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных условиях коммуникации и социального окружения.
Специфичным для деятельности групп кратковременного пребывания при ППМС-центрах является проведение групповой работы в условиях тесного контакта ребенка с близким ему человеком – мамой, папой или бабушкой. Это обеспечивает создание у малыша чувства защищенности, а у родных для него людей формируются навыки грамотной психолого-педагогической поддержки и педагогические приемы стимуляции общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Педагоги создают атмосферу психологического комфорта, формируют навыки адаптивного поведения в новых социальных условиях, способствуют появлению возрастных психологических новообразований, работают над предупреждением вторичных отклонений в развитии малыша.
В связи с тем что при комплектовании групп кратковременного пребывания используется интегративный подход, т. е. в группы принимаются дети с различными нарушениями, необходима одновременная работа всех педагогов. Когда один педагог проводит занятие по развитию той или иной деятельности, другие выполняют функцию кондуктивных педагогов, т. е. педагогов сопровождения, помогая детям и родителям в ходе занятий и осуществляя индивидуальную работу с ребенком.
.Более подробно о работе в каждом из направлений расскажут специалисты, работающие на этих группах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/12/picture-435846-1397314781.jpg)
Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»
Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/23/picture-190512-1634937881.jpg)
Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе
24 декабря 2014 г. выступала с докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и учредительном совете с докладом на тему: Эффективное применение на у...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-509725-1421862500.jpg)
Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"
Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-592493-1423986554.jpg)
"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1
Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности; даёт возможность расширить представление о публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-263500-1414945764.jpg)
Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».
Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/20/picture-551667-1463746486.jpg)
Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-641257-1547364508.jpg)
Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...