Адаптация школьников к предметной системе
план-конспект урока по психологии (5 класс) по теме

В данном конспекте отражены причины успешной адаптации и дезадаптации школьников к предметной системе. Даны рекомендации родителям для прохождения адаптации у детей более успешной!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_roditelskogo_sobraniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: раскрыть сущность понятия «адаптация пятиклассников» и познакомить родителей с результатами первичной диагностики.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «адаптация» и «дезадаптация» пятиклассников к школе;

 Познакомить родителей с результатами первичной диагностики по адаптации учеников к школе.

Учебные технологии: информационные.

Оборудование: проектор, презентация, аудиозапись инстументальной музыки.

Ход родительского собрания

I. Организационный момент

II. Знакомство с темой собрания

Очень многие родители не знают, что их дети при переходе  из начальной школы в среднее звено, преодолевают очень много проблем, связанных с адаптацией к школе.И чтобы более подробно познакомить вас с понятием «Адаптация пятиклассника» я хочу предложить вам посмотреть небольшую лекцию психолога-консультанта Московского института имени Нестеровой Барложецкой Натальи Федоровны, в которой она рассказывает про адаптацию пятиклассников.

1 слайд

-Исходя из данного ролика давайте сформулируем, что же такое «Адаптация»?

2 слайд

 Адаптация психологическая – процесс приспособления ученика как личности,  к существованию в школе,  согласно с его требованиями и личными потребностями, мотивами и интересами.

-Какими же должны быть пятиклассники?

3 слайд

Пятиклассники должны:

уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;

уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;

стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;

уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;

уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;

уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

-Но не всегда дети бывают такими.Соответственно в ходе адаптации у учеников возникают и проблемы. С чем это связано?

4 слайд

очень много разных учителей;

непривычное расписание; 

много новых кабинетов; 

новые дети в классе;

новый классный руководитель;

проблемы со старшеклассниками;

возросший темп работы;

возросший объем работ в классе и д/з;

рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;

ослабление или отсутствие контроля;

необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; 

несамостоятельность в работе с текстами;

низкий уровень развития речи;

слабое развитие навыков самостоятельной работы;

своеобразие подросткового возраста. 

- Все пятиклассники по-разному привыкают к новой предметной системе. У одних детей адаптация проходит быстро и без каких-либо проблем, у других детей наоборот адаптация проходит длительное время, которая может длиться и полгода. Как же отличить адаптировался ли ребенок к среднему звену или нет?

5 слайд

-Существуют признаки успешной адаптации, к которым относятся:

удовлетворенность ребенка процессом обучения;

ребенок легко справляется с программой;

степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

6 слайд

-Также существуют и признаки дезадаптации, то есть наоборот, когда ребенок не может адаптироваться к новой предметной системе и испытывает при этом множество проблем. Это проявляется при следующих признаках:

Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

Нежелания выполнять домашние задания.

Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

Беспокойный сон.

Трудности утреннего пробуждения, вялость.

Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

III. Знакомство с результатами исследования

-На протяжении 4-х месяцев с пятиклассниками проводились тренинги для успешной адаптации пятиклассников, а также в октябре проводилась первичная диагностика по исследованию уровня тревожности пятиклассников, по выявлению любимых и нелюбимых предметов и по уровню проявления школьной мотивации, с результатами которых я хочу вас познакомить.

7-12 слайды

-Адаптация пятиклассников является одним из важных этапов становления личности.Поэтому в этот период им необходима особая поддержка и понимание.

Многие родители не всегда осознают, что даже словом они могут растроить ребенка. Вот примеры слов, которые поддерживают и которые разрушают веру в себя у ребенка:

13 слайд

Слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

Зная тебя и твои способности, я думаю, что ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

-Чтобы пятиклассник усешно прошел адаптацию к предметной системе и меньше испытывал тревожность существует много способов, которые вы видите на слайде:

14 слайд

Не сравнивайте ребенка с окружающими.

Доверяйте ребенку.

Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

Используйте наказание лишь в крайних случаях.

Не унижайте ребенка, наказывая его.

Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».

Помогите ему найти дело по душе.

IV. Заключение

- Чтобы данный материал усвоился для вас лучше я хочу раздать вам памятки, где описано все, что сегодня вам было рассказано.

- Берегите себя, берегите своих детей, не бросайте их в трудную минуту, и в будущем ваши дети обязательно скажут вам «СПАСИБО»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация школьников при переходе из начальной школы в основную

Адаптация школьников при переходе из начальной школы в основную...

Профориентация как средство социальной адаптации школьников

Выступление и презентационное сопровождение выступления по теме....

Социальная адаптация школьников с ослабленным здоровьем в школьной математической среде

Выступление на педагогическом Совете содержит опыт вовлечения школьников с ослабленным здоровьем, обучающихся на дому в школьную математическую среду....

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...

"Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников."

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обуче...

Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов шко...