Главные вкладки

    Программа развития психических процессов у дошкольников "Познай себя"
    рабочая программа (психология) по теме

    Терешкевич Оксана Валерьевна
    Это разработка для развития у дошкольников познавательной и эмоционально- волевой среды средствами игровой деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon psihicheskie_processy.doc80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детства и юношества

    «Планета детства»

     города Александров Владимирской области

    Утверждаю_____________________________

    Директор МБОУ ДОД ДДЮ «Планета детства»

    Артамонова Н.В

    «   » ------------ 2011 г.

    ПРОГРАММА  РАЗВИТИЯ

    ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

    «Познай себя»

    Срок реализации: 1 год

    Возраст детей: 5-6 лет

                                                 Разработана:

                                                        педагогом- психологом

                                            первой квалификационной категории,                                                  

                                       Терешкевич Оксана Валерьевна

    Пояснительная записка

    Программа развития психических процессов у дошкольников «Познай себя» разработана в соответствии с новыми подходами в образовании. Единые образовательные стандарты предполагают, что моделью успешного современного человека должна стать  творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

                            Одним из путей решения данной проблемы является создание условий для развития способностей каждого ребёнка. Это может быть и работа с одарёнными детьми, и со способными детьми, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их возможностей. Программа «Познай себя» призвана начать эту работу с детьми дошкольного возраста. Она предназначена для детей 5-6 лет и задаётся целью эмоционально-познавательного развития личности ребёнка. Занятия направлены на развитие у детей определённых личностных качеств и различных психических функций, которые создают основу для успешного развития дошкольника.

    Отечественные и зарубежные психологи считают, что возраст 5 лет, является наиболее успешным для обучения и сензитивным для развития всех сторон психической деятельности ребёнка.  Самой продуктивной формой обучения в данном возрастном периоде является игра, поэтому реализация программы «Познай себя» осуществляется на основе погружения в игровое пространство. Доказано, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что ребёнок учится и приобретает умения без особого над собой усилия. Условия игры сами диктуют ребёнку необходимость приобретения новых действий и навыков. Он их добровольно принимает и учиться с явной заинтересованностью. Знания, поданные в готовом виде, не связанные с жизненными интересами дошкольников, плохо ими усваиваются и не развивают его. Развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, потому что в ней он может проявить себя, реализовать свой творческий потенциал и перенести приобретённые умения в другие условия. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка. Это и есть результат осуществления одного из направлений развития образования в настоящем времени.

    Программа «Познай себя» модифицированная.

    Цель: Создание условий для развития психических процессов у дошкольников средствами развивающей игровой деятельности.

    Задачи:

    1. Развитие психических процессов;
    2. Формирование у детей потребности в познании и саморазвитии;
    3. Содействие проявлению эмоционально- волевых качеств личности;
    4. Развитие коммуникативных навыков;
    5. Воспитание самоконтроля, организованности и самодисциплины.

    Программа рассчитана на один год обучения в объёме 72 часов. Занятия проводятся в группе от 10 до 12 человек два раза в неделю по 25 минут.

    Предполагаемый результат:

    Дети должны:

    1. Проявлять интерес к познанию и самопознанию
    2. Устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.)
    3. Иметь представление об окружающем по темам ( человек, транспорт, посуда, животные и т. д)
    4. Запоминать стихотворение в 8 строчек, цепочку из 6 предметов
    5. Проявлять логическое мышление
    6. Уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений
    7. Уметь понимать и передавать свои чувства

    Мониторинг осуществляется:

    - наблюдением

    - диагностическими мероприятиями

    - участием в конкурсах

    Занятия проходят в форме игры-задачи, путешествия, виртуальной экскурсии, похода, викторины и т.п.

    Структура  занятий:

    1. Проверка знаний, полученных раннее.
    2. Знакомство с новым материалом (дидактические игры, раздаточный игровой материал, словесные игры и т.д.)
    3. Подвижная игра
    4. Индивидуальная работа ( по индивидуальным траекториям развития)
    5. Закрепление пройденного ( работа в группах, парах, коллективно)
    6. Рефлексия.

    Учебно-тематический план программы

     «Познай себя»

    Раздел. Тема

    Количество часов

      «Давайте знакомиться»

    1

    «Здравствуйте. Я …»

    2

    2

    « Вместе мы одна семья.  Я и моё имя»  

    4

    3

    «Будем дружить»

    2

    4

    «Игра – труд  или развлечение»

    2

    5

    «Ученье –  свет, а не ученье тьма»

    2

    6

    «Когда всем весело, а одному грустно» Лестница успеха и линейка достижений.

    2

    7

    «Волшебные слова». Волевые усилия. Полезные привычки. 

    4

    «Секреты успеха»

    8

    Введение в тему. Организация рабочего места. Распределение времени и самоконтроль.

    1

    9

    «Я умею, я могу» ( игры на волевые усилия и качества)

    6

    10

    «Говорю, а значит – думаю» (мышление и речь)

    6

    11

    «Слышать и слушать» (восприятие и ощущение)

    4

    12

    «Внимание – внимание!»

    6

    13

     «Помним, знаем» ( память)

    6

    «Успех на занятиях»

    14

    Эффективная работа

    1

    15

    Обобщение. Карта памяти «Секреты успешной учебы»

    1

    Социально-психологическая адаптация

    16

    Наши чувства и действия.

    1

    17

    Зачем человеку чувство стыда?

    1

    18

    Учимся честно говорить о проступке.

    1

    19

    Почему трудно признать свою вину?

    1

    20

    Детские жалобы.

    1

    21

    Учимся справляться с чувством протеста

    1

    22

    Учимся справляться с чувством обиды.

    1

    23

    Мама – надёжный защитник.

    1

    24

    Когда опасен гнев?

    1

    25

    Всегда ли мы поступаем правильно?

    1

    26

    Можно ли справиться со злом?

    1

    «Секреты хорошего отдыха»

    27

    Ценность общения. Умение общаться в группе.

    1

    28

    Внутригрупповое общение, обогащение словарного запаса.

    1

    29

    Межличностное общение. Развитие тактильной памяти.

    1

    30

    Общение в группе, обогащение словарного запаса.

    1

    31

    Наблюдательность, внимание, произвольность.

    1

    32

    Развитие внимания, логического мышления, эмоциональной компетенции.

    1

    33

    Развитие навыков логического и творческого мышления, самоконтроля.

    1

    34



    35

    Развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации; создание положительного настроя, развитие эмоциональной компетенции на этапе завершения занятий.

    Праздник достижений.

    1



    2

    Всего:

    72

                                                                         

                                                                        Литература

    Агафонова И.Н.Программа  «Я И МЫ» Уроки общения для детей 6-10 лет.- СПб ГУПМ, 2003.

    Алябьева Е.А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений.

    –М.: ТЦ Сфера, 2002.

    ВыготскийЛ.С.Психология.-М.:Апрель-Пресс,2000

    Дарвиш.О.Б.Возрастная психология.М.: Владос-Пресс, 2004

    Дьяченко О.М. Булычева А.И. и др. Психолог в детском дошкольном учреждении. М.: Новая школа,1996.

    Изард К.Э.Психология эмоций.СПб.,1999.

    Инхельдер Б Пиаже Ж.  Психология ребенка СПб 2003.

    Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- СПб.: Речь, 2003.

    Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж Клиническая психиатрия. В 2-х томах т.2-М: Медицина 1994, с

    Лендрет Г.Л.Игровая терапия: искусство отношений/пер.с англ.-М.:Международная педагогическая академия,1994.

    Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с      гиперактивными, агрессивными, тревожнымии, аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.

     Михайленко Н.Я Игра с правилами в дошкольном возрасте. Руководство практического   психолога. Екатеринбург: деловая книга, 1999.

     Романов А.А.  Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. М.: «Плейт», 2004.

     РоджерсК. Растущая сила наук о поведении человека. В кн. Взгляд на психотерапию. Становление человека : пер с англ М.: Издательская группа  «Прогресс-Универс»,1994

     Психолог в детском саду № 2 1999Ежеквартальный  научно-практический журнал (соредакторы Колесников В.Г., Лидерс А.Г.)

    Симановский А. Развитие творческого воображения М.:  «Дрофа», 2001

    Тихомирова Л. Развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Яр,: «Просвещение» 2006

    Фесюкова Л От трёх до семи. М.: «Арт-издат» ,2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема: «Развитие психических процессов в домашних условиях»

    Консультация для родителей Тема: «Развитие психических процессов в домашних условиях» Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольного возраста, с развитием психических пр...

    Программа коррекционно-развивающих занятий (для развития психических процессов)

    К Программе  прилагается пояснительная записка, где рассказывается для чего и почему создавала эту Программу. В самой программе содержатся занятия на весь год  для развития у детей памяти, в...

    Программа коррекционно-развивающих занятий Для развития психических процессов ( памяти, внимания , мышления, восприятия)

    Программа коррекционно-развивающих занятийДля развития психических процессов( памяти, внимания , мышления, восприятия)...

    Развитие психических процессов в дошкольном возрасте.

    Дошкольное детство — важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов....

    Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям

    Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....

    Практическая консультация для родителей: "Развитие психических процессов детей в домашних условиях".

    В консультации предложены разные игры, задания, упражнения для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия.), которые можно предложить ребенку в домашних условиях.  Так...

    Образец занятия из "Курса занятий на развитие психических процессов, имеющих речевую недостаточность, которые проводятся перед началом коррекционных занятий с логопедом"

    Занятие направлено на сплочение группы детей, отработку коммуникативных навыков, снятие психоэмоционального напряжения....