Психологическая акция "Письмо"
статья (психология) по теме

Жданова Олеся Аркадьевна

Одним из способов взаимодействия учащихся, педагогов и администрации школы является психологическая акция, посредством которой коллектив объединяется в едином творческом процессе, проходя путь от внешнего к внутреннему диалогу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Акция "Письмо"47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Акция “письмо”

Этап 1. Почта

Традиционно почти в каждой школе существует обмен письмами по праздникам. В нашем Центре образования это “валентинки” на День всех влюбленных, поздравительные открытки ко Дню учителя, 8 Марта, последнему звонку и так далее. Подобная форма общения вызывает живой интерес со стороны детей и нередко захватывает педагогов. Психологи решили использовать данный прием для достижения конкретных целей.

Этап 2. Доска хорошего настроения

Цель акции: развитие навыков общения через выплеск положительных эмоций.

На прошлом этапе психологи столкнулись с проблемой: дети зачастую не могли выразить свои симпатии, прибегая к защитным механизмам. Они слали ироничные, обидные и даже злые письма, что вынудило нас создать “цензуру”, через которую проходила вся школьная общественная переписка.

В качестве эксперимента мы решили вынести общение на всеобщее обозрение. У кабинетов психологии была вывешена пятиметровая “доска хорошего настроения” из обоев. Всем желающим предлагалось выразить свои положительные чувства и эмоции в адрес учащихся и учителей.

Вооружившись ручками и карандашами, дети на каждой перемене писали послания или искали упоминание своего имени. На доске появились признания в любви, стихи, пожелания, анекдоты и др. Осознание того, что личную запись увидят все, придавало дополнительную сложность. Авторы соревновались в грамотности, оригинальности и креативности. Активность участников возрастала день ото дня. Первая доска была исписана за три дня, что заставило нас повесить новый рулон обоев.

Однако, помимо положительной динамики, психологи фиксировали и первые недоработки: учителя не проявили интереса к акции, ограничиваясь наблюдением, не удалось также избежать некорректных высказываний со стороны детей. Сначала психологи самостоятельно удаляли нецензурные слова, но потом школьники взяли эту роль на себя. Большинство учащихся не хотели испортить идею “Доски хорошего настроения”, поэтому сами редактировали записи, а иногда приводили к психологам детей с девиантным поведением.

Данная акция вызвала особую заинтересованность школьников, поэтому по их просьбам психологи проводят ее несколько раз в год.

Этап 3. Письмо Деду Морозу

Цель акции: развитие непосредственности, обобщения и дифференцирования своих потребностей.

Удостоверившись в том, что дети научились соблюдать культуру общения, мы предложили всем классам написать письмо Деду Морозу накануне Нового года. Чтобы создать атмосферу волшебства, психологи вместе со старшеклассниками приготовили стенгазету, украсили школу, а также продумали миниспектакль для начальной школы.

1–4-е классы писали письмо в свободной форме целый урок, специально отведенный для акции. Чаще всего классные руководители отдавали этому часы рисования и просили детей красочно оформить свои пожелания. Все листы сложили в большой конверт, который должны были забрать Снегурочка и ее друзья. Однако первыми появлялись злые разбойники (переодетые старшеклассники) и пытались заполучить конверт с письмами. В конце концов добро победило, а зло было разоблачено. Этот спектакль помог малышам погрузиться в предновогоднюю атмосферу, а ученикам 9–11-х классов — получить бесценный опыт актерского мастерства и перевоплощения.

Учащиеся 5–11-х классов писали Деду Морозу по желанию. Приятно заметить, что писем от них было немало. Мотивацию старшему и среднему звену задавали психологи и заинтересованные классные руководители, которые своим примером раскрепощали детей. Многим из них Дед Мороз прислал ответное письмо на домашний адрес.

Конверты в резиденцию Деда Мороза мы отвозили сами. По дороге психологи сняли костюмированный фильм, который показали детям на школьной новогодней елке. Если в школе налажена работа с родителями, то можно и им рассказать о желаниях детей.

Данная акция стала проводиться в школе ежегодно, ведь Дед Мороз каждый январь на адрес Центра образования присылает свои благодарственные слова, вселяя в детей веру в чудеса. Кроме того, содержание писем является уникальным диагностическим материалом для психологов, который можно использовать в групповой и индивидуальной работе с учениками.

Этап 4. Письмо директору

Цель акции: организация непосредственного диалога между директором школы и учащимися.

Усложняя форму личного диалога, психологи решили обратиться к директору — перенесли фокус внимания с предметной деятельности на личностный уровень.

Всем учащимся, а также педагогам и другим работникам школы было предложено в письменной форме изложить свое видение школьного руководства и системы образования. Каждый получил возможность рассказать, какой он видит родную школу, ее сильные и слабые стороны.

Школьники восприняли идею с энтузиазмом, попытались рассказать о накопившихся проблемах, выступить с рациональными предложениями, задать интересующий их вопрос. Каждый хотел быть услышанным! Психологи обещали, что ответ получат все желающие.

Учителя тоже участвовали в акции, но были скромнее. Многие взрослые растерялись, боясь нарушить профессиональные границы и напрямую пообщаться с руководителем. Психологи получили дополнительный диагностический материал о навыках общения учителей и их индивидуальных характеристиках.

В ходе акции были наглядно представлены желания учащихся и сотрудников образовательного учреждения, а также проблемы в каждом звене.

Директор Центра образования получил мешок с письмами и приступил к их изучению. Через неделю он провел конференцию в актовом зале с детьми и взрослыми на тему “Вы писали — я отвечу!”. Он поблагодарил участников, подтверждая ценность каждого письма, ответил на актуальные вопросы в начальной, средней и старшей школе; рассказал о перспективах школьной жизни и о том, что на данный момент невозможно осуществить. Отдельно затронул проблематику обращений со стороны педагогов.

Каждый участник конференции по ее завершении заполнил бланк. Их анализ показал, что большинству присутствующих акция понравилась, на многие вопросы они получили ответ.

Данную акцию рекомендуется проводить раз в два-три года, поскольку она предоставляет уникальную возможность получить актуальную информацию от каждого участника педагогического процесса. Дети учатся обобщать, синтезировать свои мысли, смело заявлять о них, строить диалог с взрослым.

Этап 5. Письмо самому себе

Цель акции: дифференциации смысловых личностных конструктов, их анализ. Наблюдение за собственными изменениями в структуре личности.

В качестве высшей формы диалога было выбрано письмо самому себе, составленное психологами.

Ученикам и учителям предлагалось написать письмо самим себе в сентябре, запечатать его и дать на хранение психологической службе. Конфиденциальность оговаривалась особо. Для создания реалистичности ситуации каждый участник акции вместе с бланком получил конверт и марку. Обратно письма из прошлого дети и взрослые получат только в мае.

Данный вид работы позволяет затронуть глубинные чувства и эмоции участников. Они окунаются в собственные переживания, акцентируют внимание на актуальных ценностях и событиях, учатся выделять главное, находясь в состоянии искреннего диалога с собой. Чем открытее они будут на стадии написания письма, тем нагляднее через год смогут увидеть личностные изменения в структуре собственной личности.

Таким образом, учащиеся и педагоги вместе с психологами прошли весь путь от внешнего к внутреннему диалогу. Психологические акции помогли развить навыки общения, прикоснуться к личностным характеристикам, получить диагностический материал для дальнейшей работы.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Письмо директору

Я — ____________________________________________ учусь в ___________ классе.

Мне очень нравится, что наша школа _________________________________________

Однако, чтобы школа стала лучше, можно ____________________________________

Если бы я был(а) директором, то _____________________________________________

Если бы я брал(а) у вас интервью, то спросила бы ____________________________?

От всего сердца хотелось бы пожелать вам ___________________________________

 

 

Письмо самому себе

Я — _______________________________________________________________________ ,

учусь в _____________________________________________________________________

Сегодня ______ сентября 20.. года, и я хочу рассказать себе в будущем о своей жизни.

В настоящее время я мечтаю __________________________________________________

Мне повезло, у меня есть хорошие друзья: ______________________________________

У меня интересная жизнь (ты мог (ла) бы мне даже позавидовать), так как ____________

Да, еще хочу сказать по секрету, _______________________________________________

Я очень хочу, чтобы ты не забыл (а) об очень важной для меня на данный момент вещи:

____________________________________________________________________________

Надеюсь за этот год кое-что в моей жизни изменится ______________________________

Уверен (а), что в мае 20.. года __________________________________________________

В школе у меня вызывает улыбку _______________________________________________

Запомни эту информацию ______________________________________________________

Хочу пожелать тебе ___________________________________________________________

Я бы с удовольствием подарил (а) тебе на память из дня сегодняшнего ______________

Это для тебя.
Всё, не забывай обо мне!!!

Удачи, Я…

 

 

Олеся ЖДАНОВА,
педагог-психолог,
ЦО № 1477,
Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологический клуб как форма альтернативного психологического сопровождения учащихся»

Представлен опыт работы педагога-психолога со старшеклассниками....

Статья "Социально-психологические показатели эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения"

В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-э...

«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»

Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...