Программа "Профилактика жестокого обращения"
рабочая программа по психологии по теме

 

Цель:

Разработать и апробировать программу эффективной профилактики детской жестокости с эффективным использованием системы «Консультант плюс».

 

Задачи:

§  Изучить проблему жестокого поведения среди  детей и подростков.

§  Проанализировать первопричины детской  жестокости.

§  Разработать программу мероприятий, направленных на профилактику жестокого обращения среди детей и подростков на различных уровнях с использованием системы «КонсультантПлюс».

§  Научить распознавать конфликты с помощью системы «КонсультантПлюс», находить варианты их конструктивного разрешения. 

§  Обучить учащихся способам эффективного управления своим эмоциональным состоянием.

 

Гипотеза работы:

§  Проявление жестокости среди детей и подростков можно снизить путем целенаправленной профилактической работы с использованием системы «КонсультантПлюс».

 

Этапы работы  над проектом:

1.     Сбор и анализ информации

2.     Изучение актуальности проблемы для нашей школы

3.     Разработка собственных вариантов решения проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю__________________

Директор МБОУ «СОШ №1» г. Емвы

Салуян О. А.

МБОУ «СОШ №1» г. Емвы

Программа

«Профилактика жестокого обращения и насилия в семье»

                       Составитель:

педагог-психолог,

учитель начальных классов

Субботина К. В.

 

2010 год

Цель:

Разработать и апробировать программу эффективной профилактики детской жестокости с эффективным использованием системы «Консультант плюс».

Задачи:

  1. Изучить проблему жестокого поведения среди  детей и подростков.
  2. Проанализировать первопричины детской  жестокости.
  3. Разработать программу мероприятий, направленных на профилактику жестокого обращения среди детей и подростков на различных уровнях с использованием системы «КонсультантПлюс».
  4. Научить распознавать конфликты с помощью системы «КонсультантПлюс», находить варианты их конструктивного разрешения.  
  5. Обучить учащихся способам эффективного управления своим эмоциональным состоянием.

Гипотеза работы:

  1. Проявление жестокости среди детей и подростков можно снизить путем целенаправленной профилактической работы с использованием системы «КонсультантПлюс».

Этапы работы  над проектом:

  1. Сбор и анализ информации
  2. Изучение актуальности проблемы для нашей школы 
  3. Разработка собственных вариантов решения проблемы.

Проблема жестокости не нова, однако в силу определенных обстоятельств будет являться актуальной всегда.

Рост насилия является сейчас доминирующей тенденцией для всего мира в целом. Насилие негативно по определению. Это разрушительная сила, которая унижает, насилует, подавляет, эксплуатирует кого-либо. Насилие проявляется в самых различных ситуациях и формах. В последнее время возросло насилие в семье, которое, как правило, проявляется как жестокое обращение с детьми и подростками.

Жестокое обращение с детьми и подростками, как правило, происходит в следующих группах семей: алкоголики и наркоманы; малообеспеченные семьи; семьи, в которых один из родителей или оба безработные. Потенциальными жертвами жестокого обращения в семье являются нежеланные, болезненные, с хроническими заболеваниями дети.

Рассматривая теоретический аспект, вспомним, что существуют два подхода, объясняющие причины жестокости в семье: социальный и психологический. Социальный подход рассматривает жестокость в семье как принятую социокультурную обусловленность решения конфликта путем насилия в социальной группе. Причинами выступают стереотипы семейных отношений, воспитание с детства, низкое социальное и материальное положение в семье, постоянные ссоры и проблемы, которые приводят к стрессам, а те — к жестокому обращению со своими домочадцами. Психологический подход объясняется наличием психологических заболеваний у членов семьи, отрицательного личного опыта родителей, пережитого ими в детстве, характерами личности, поведения ребенка или родителей, а также употреблением алкоголя и наркотиков.

Обращаясь к статистическим данным, видно, что в 2002 г. в результате насилия погибли 3227 детей, тяжкий вред здоровью причинен 3918 несовершеннолетним. По информации Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей, около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно подвергаются избиению в семье. 10% детей умирают от полученных побоев.

К сожалению, обиды, стрессы, психологические проблемы у детей, а также переносимые порой в школе издевательства со стороны одноклассников часто остаются незамеченными членами семьи. Родители, которых дети раньше воспринимали как опору в жизни, оказываются беспомощными, неспособными защитить ни себя, ни их. Дети постепенно замыкаются в себе, испытывают эмоциональное сиротство, а порой агрессию, накапливают обиды в себе, вследствие этого может появиться невротический страх смерти, приводящий к расстройствам внимания и памяти, снижению успеваемости в школе и нежеланию учиться. Ребенок перестает адекватно реагировать на окружение, что, в свою очередь, усугубляет депрессивное состояние матери или членов семьи. Бывает и наоборот. У ребенка появляются мысли о суициде. Из-за жестокого обращения с несовершеннолетними ежегодно кончают жизнь самоубийством из 8000 детей, совершающих самоубийство за год, примерно 2 тысячи детей и подростков. 8 — 9 тысяч получают телесные повреждения, 50 тысяч уходят из семей, 6 тысяч убегают из детских домов и интернатов.

Нельзя не отметить и тот факт, что о росте семейного неблагополучия свидетельствует постоянное увеличение числа родителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию своих несовершеннолетних детей.

Увеличилось число родителей, жестоко обращающихся с детьми, не выполняющих свои конституционные обязанности по заботе о детях и их воспитанию. За первое полугодие 2004 г. 54 тысячи неблагополучных родителей поставлены на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Возбуждено 1864 уголовных дела в отношении родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, по фактам жестокого обращения с детьми привлечено к ответственности 2, 3 тысячи родителей либо лиц, их заменяющих. К уголовной ответственности по фактам жестокого обращения с детьми привлечено более 2 тысяч родителей. Ежегодно 60 тысяч женщин лишают материнских прав. В 2003 г. у родителей, лишенных родительских прав, отобрано более 60 тысяч детей. В 50% случаев родительских прав лишены оба родителя.

ЖЕСТОКОЕ ОТНОШЕНИЕ ИЛИ НАСИЛИЕ – это все, что нарушает права другого.

       Причинами жестокости как явления прежде всего является агрессивный фон общества.

                         Педагогическая запущенность.

                        Биологический фактор (наследственность).

                         Низкая самооценка.

                         Наличие друзей с отклоняющимся поведением.

                         Семейное неблагополучие.

Формы (ВИДЫ) жестокого обращения:

  1. Физическая жестокость – это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. К нему относится так же вовлечение  ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
  2. Психологическая жестокость (эмоциональное насилие) – постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этой форме так же относятся постоянная ложь, обман ребенка(в результате чего он теряет доверие к взрослому), а так же предъявляемые к ребенку требования не соответствующие его возрастным возможностям.
  3. Сексуальная жестокость или совращение – использование ребенка взрослым или другим ребенком ля удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.
  4. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи.

На первом этапе была проведено анкетирование детей.

Причины детской жестокости по мнению учащихся нашей школы:

  1. Телевидение
  2. Компьютерные игры
  3. В плохом воспитании
  4. Непонимание родителей, друзей
  5. Невнимание взрослых
  6. В окружающих
  7. Проблемы в семье
  8. Дебильная страна
  9. Стресс
  10. Наркотики

Предложения наших учеников:

  1. Ограничить время просмотра телевизора
  2. Мягче относиться
  3. Жестоко наказывать
  4. Убрать с телевидения жестокие фильмы и передачи
  5. Уделять детям больше внимания
  6. Отвести к психологу
  7. Наказывать

Рейтинг жанров кинофильмов

  1. Комедия
  2. Ужасы
  3. Фэнтези
  4. Мистика
  5. Приключения
  6. Боевик
  7. Триллер
  8. Мелодрама
  9. Катастрофа
  10. Детектив

Разработка собственных вариантов решения проблемы.

  1. Работа с родителями
  2. Работа с учащимися
  3. Работа с педагогами

 Работа с учащимися (педагогическая составляющая)

Мероприятия

Ответственные

Пополнение методических копилок по правовой тематике с использованием системы «КонсультантПлюс».

Субботина К.В.

Викторина «Законы, по которым живут люди» 9 классы

Классные руководители

Классные часы на правовую тему: «Правила поведения в школе»,

«Школа безопасности», «Я ребёнок. Я человек» (1-7 классы) с использованием системы «КонсультантПлюс».

Классные руководители

Диспут «Закон обо мне и мне, о законе» среди учащихся 8 классов. с использованием системы «КонсультантПлюс».

Классные руководители

Конкурс плакатов «Антиреклама жестокого поведения»

Макарова А.Я.

Выставка книг в школьной библиотеке на тему: «Знаешь ли ты

закон?»

.

Занятия на тему:«Подросток и закон», «В семье единой»

8-11 классы

Чернецкая А.А., Суобботина К.В.

Приглашение работников ОПДН, ГИБДД, ОВД, суда, прокуратуры для проведения лекций, бесед, разъяснения прав и обязанностей с детьми и родителями.

Субботина К.В

Проведение бесед с целью разъяснения действующего законодательства, уголовной ответственности за правонарушения экстремистской направленности, связанные с посягательствами на жизнь или здоровье, личное имущество граждан.

 Чернецкая А.А.

,

Субботина К.В .

Выявление детей, нуждающихся в поддержке, оказание им социально–правовой помощи, защита их прав.

Данилова И. Г.

Классные руководители

Оформление стендов, направленных на ознакомление с Федеральными Законами «О противодействии экстремистской деятельности».

Сверчкова С. Г.

Работа с учащимися
(психологический компонент)


Тема занятий

Количество часов

Личность. Ценностные ориентации личности с использованием системы «КонсультантПлюс».

2

Отношения с окружающими людьми

1

Конструктивное взаимодействие

2

Как управлять своими эмоциями. Эмоции и поведение

2

Конфликты и стрессы с использованием системы «КонсультантПлюс».

1

Экспресс методы снятия эмоционального напряжения

2

Работа с педагогами

Мероприятия

Ответственные

Семинар классных руководителей:

«Конфликты в детской среде. Пути их предупреждения и преодоления» с использованием системы «КонсультантПлюс»..

Субботина К.В.

Педагогический совет: «От конфликта к культуре педагогического общения» с использованием системы «КонсультантПлюс»..

Семинар-тренинг: «Психопрофилактика эмоциональных срывов».

Семинар классных руководителей: «Предупреждение насилия в школе» с использованием системы «КонсультантПлюс»..

Педагогический совет: «Профилактика и поведение асоциального поведения учащихся» с использованием системы «КонсультантПлюс»..

Информационное сообщение: «Воспитание толерантности как личностного качества у ребёнка» с использованием системы «КонсультантПлюс»..

Психологический практикум: «Кризисные зоны развития ребёнка и характер педагогической поддержки».

Работа с родителями

Мероприятия

Ответственные

Родительские собрания:

«Авторитет родителей, его источники, прочность, умение пользоваться родительской властью».

Субботина К. В.

Информационный бюллетень: Телевизор и дети – чего опасаться.

Родительское собрание: «Правовое сознание юношества».

Родительский практикум: «Причины и последствия детской агрессии».

Информационный стенд: «Воспитание милосердия».

Родительское собрание: «Поощрение и наказание в семье».

 Родительский практикум: «Стили семейного воспитания».

Родительское собрание: «Влияние родительских установок на развитие детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и  в  семьях некоторых наших у...

"Детство без жестокости" программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними

Целью данной программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде. ...

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-ПетербургаАлгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим о...

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми (2021-2022г.)

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...