Преодоление психологического стресса средствами музыкотерапии
методическая разработка по психологии по теме

Перевезенцева Юлия Сергеевна

 

Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение… Музыка властвует над нашими эмоциями, которые, оказывается, даже побеждают физическую боль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx16.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Преодоление психологического стресса средствами музыкотерапии

Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение… Музыка властвует над нашими эмоциями, которые, оказывается, даже побеждают физическую боль.

Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установил: здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: “Хаос не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека.

Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы.

Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”.

Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Но среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека это орган.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанических волн, раскатов грома, шума дождя.

Конечно, не обязательно слушать только классическую музыку, можно выбирать и другие стили. Но как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.

В групповой психотерапии музыкотерапия как один из методов применяется довольно широко.  Клиенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивается, как правило, три произведения или более или менее законченных музыкальных отрывка (каждый по 10-15 мин). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и тема — с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения пациентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся скорее расслабляющим, релаксирующим действием.

Второе произведение динамичное, драматическое, напряженное, оно несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни пациентов. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у пациентов.

Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть также спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

 Существуют различные пакеты музыкальных произведений, специально подобранных  для стабилизации того, или иного состояния:

Пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния:  

1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.

ь Шопен "Мазурка, "Прелюдии",

ь Штраус "Вальсы",

ь Рубинштейн "Мелодии".

2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.

ь Бах "Контата 2",

ь Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".

3. Для общего успокоения, удовлетворения.

ь Бетховен "Симфония 6", часть 2,

ь Брамс "Колыбельная",

ь Шуберт "Аве Мария",

ь Шоᴨȇн "Ноктюрн соль-минор",

ь Дебюсси "Свет луны".

4. Снятие симптомов гиᴨȇртонии и напряженности в отношениях с другими людьми.

ь Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".

ь Барток "Соната для фортепиано, 'Квартет 5,

ь Брукнер "Месса ля-минор".

5. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.

ь Моцарт "Дон Жуан",

ь Лист "Венгерская рапсодия" 1,

ь Хачатурян "Сюита Маскарад".

6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.

ь Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.

ь Бетховен "Увертюра Эдмонд",

ь Шоᴨȇн "Прелюдия 1, опус 28",

ь Лист "Венгерская рапсодия" 2.

7. Для уменьшения злобности, зависти к успȇхам других людей.

ь Бах "Итальянский концерт",

ь Гайдн "Симфония".

Я надеюсь что после нашего с вами сеанса музыкотерапии ваше настроение улучшилось, жизненный тонус поднялся и вы готовы к новым свершениям. А почему наше настроение падает, мы огорчаемся, кто то, что - то сказал, кто -то не так посмотрел, что-то произошло неприятное. Хаос не   в мире, он внутри нас, не нужно вешать на себя негатив, ищите всюду позитив. И как пример хотелось бы показать вам небольшой, наполненный смыслом ролик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути преодоления психологической дезадаптации детей и подростков с особыми потребностями»

Теоретический и практический материал для педагогов и родителей о проблеме раннего детского аутизма....

Преодоление эмоциональной тревожности средствами музыкотерапии у обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе.

общеобразовательной школе.Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции могут даже побеждать физическую боль. «Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира»,- так утверждали древние...

Работа с учащимися по преодолению психологических трудностей восприятия текстов заданий ГИА и ЕГ по математике.

В процессе подготовки к ЕГЭ и ГИА учащиеся испытывают немало психологических трудностей. Проанализировав причины этих трудностей, я предлагаю некоторые приемы работы учителя во время уроков. С помощью...

Психологический стресс у пловцов на соревнованиях

Каждый спортсмен в той или иной мере испытывает волнение перед стартом. Необходимо систематически контролировать в процессе соревнований психическую напряженность пловца и определить оптимальное ...

Авторская методика обучения и развития детей с ОВЗ средствами музыкотерапии "Разбудим музыкой сердца"

Представлена программа по музыкотерапии. Реализация программы осуществляется на основе интегрированного и комплексного подхода с использованием современных технологий и нетрадиционных методов арт-тера...

Сдача экзаменов, это психологический стресс. Как помочь подростку с ним справиться.

Сдача экзаменов — это психологический стресс. Как помочь подростку с ним справиться.Экзаменационный период учебного года — это особая пора и для школьников, и для родителей. И если для вып...