Годовой отчет работы педагога-психолога
материал по психологии на тему

Хоменко Нина Борисовна

Анализ работы психологической службы ОУ за год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon godovoy_otchet_13-14.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

МАОУ СОШ

«ЭВРИКА - РАЗВИТИЕ»

имени М.В. Нагибина

ЗА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

     

   В 2013-2014 учебном году работа школьной психологической службы строилась соответственно с планированием школы и школьной психологической службы, опираясь на требования обязательного компонента деятельности школьного психолога,  на мероприятия, планируемые ГПДЦ и РПДЦ.

 В 2013-2014 учебном году основными видами деятельности  были следующие:

                         -психодиагностика;

      - психокоррекция;

      - психопрофилактика;

- консультирование;

  - психологическое  просвещение    

               

Статистические данные о проведенной работе

Диагностическая работа

дети

педагоги

групповая

627 чел.

42 чел.

260 чел.

Консультирование

дети

педагоги

родители

179 чел.

92 чел.

107 чел.

Просветительская работа

дети

педагоги

родители

62 занятия

32 занятий

42 занятий

Групповая работа

Кол-во детей

Кол-во занятий

370

442

Индивидуальная  работа

Кол-во детей

Кол-во занятий

36

288

Работа педагогов-психологов велась по основным направлениям деятельности психологической службы

1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ГРУППЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ  ДЕЗАДАПТАЦИИ

По данному направлению работа психологов школы заключалась в раннем выявлении детей группы риска и оказанием профилактической и коррекционной помощи.

В 1 класс принимались дети, учитывая их уровень интеллектуального развития, индивидуальные особенности, состояние здоровья учащихся. После проведенной индивидуальной диагностики родителям давались рекомендации по организации режима дня школьника, особенностях психофизиологического развития семилетних детей.

Совместно с председателем МО начальной школы и учителями начальной школы был разработан курс адаптации будущих первоклассников к школьному обучению. В школе  с  октября 2013г. по май 2014г. работала группа «Дошкольник». Работа в группе   включает в себя  следующие направления:

  • психологическое сопровождение дошкольников,  
  • развитие  фонематического слуха,
  • математическое развитие,
  • развитие творческих способностей через различные виды изодеятельности.

В начале учебного года педагогами совместно с психологами с учащимися 1- х  классов  (102 чел) в течение  двух недель  проведен  10-часовой курс Г.А. Цукерман «Вхождение в школьную жизнь».

  С учителями и воспитателями, работающими в начальной школе, были проведены семинары на темы: «Причины школьной дезадаптации. Пути предупреждения» (29.09.13г), «Роль семейного воспитания» (17.10.14г.), «Поддержка ребенка в школе» (01.11.14г.), на которых  рассмотрены основные причины дезадаптации и меры по предупреждению ее, причины возникновения трудностей обучения и во  взаимоотношениях и способы коррекции, взаимодействие с семьей.  Также воспитатели и классные руководители получили конкретные рекомендации по методам предупреждения и профилактики возникновения трудностей у первоклассников.  

В течение первого полугодия для родителей первоклассников  проведены собрания по темам:

  • «Адаптация первоклассников к школе»,
  • «Как помочь ребенку адаптироваться к школе. Итоги адаптационного периода»,
  • «Трудности первоклассников».

Родители первоклассников  на консультациях получили индивидуальные рекомендации по развитию  детей, организации оптимального режима, адаптации,  по решению проблемы трудностей во взаимоотношениях.

С детьми 1 класса (17 чел), испытывающими трудности в адаптации к школьному обучению, был проведен цикл коррекционно-развивающих занятий, состоящий из 20 занятий по программе  Азаровой.  С отдельными учащимися проведены занятия по методу «Символдрама», сказкотерапии и коррекции агрессивного поведения.

В текущем  учебном  году с первоклассниками была проведена следующая диагностическая работа:

  1. анкетирование по Н.Лускановой (цель: определение уровня адаптации к школьному обучению);

Анкетирование детей по анкете Лускановой выявило уровни адаптации первоклассников.

Уровни        1 А        1 Б        1 В        1 Э

Высокий        4%        12%        Нет        8%

Средний        48%        56%        50%        54%

Вн. мотив        28%        16%        21%        30%

Низкий           20%        16%        29%        8%

          С низким уровнем отношения к школьному обучению  выявлено:

1 «А» -5 чел.

1 «Б» -4 чел.

1 «В» -6 чел.

1 «Э» -2 чел.

Детей с негативным отношением к школьному обучению не выявлено. Таким образом, результаты вполне удовлетворительные.

2. методика «Я в школе» (с целью определения принятия школьного статуса первоклассниками);

С помощью проективной методики «Я в школе» было выявлено полное принятие, частичное принятие или непринятие статуса школьника у первоклассников.

статус                                                        1 А        1 Б        1 В        1 Э

Полное принятие статуса                    35%        20%        14%        54%

Частичное принятие статуса        61%        72%        59%        46%

Непринятие статуса                            4%        8%        27%        нет

Как видно из результатов, часть учащихся первых классов не принимают новую для них позицию школьника. Школа привлекает данную группу учащихся внешними атрибутами или игровой деятельностью (на рисунках изображается игровая ситуация, праздники, прогулки, отсутствуют одноклассники и сам ребенок).

1 «А» -1 чел.

1 «Б» -2 чел.

  1. «В» -6 чел.

  1. интеллектуальный тест МЭДИС (цель: определение умственных способностей учащихся 1-х классов);

В сентябре 2013 г. психологической службой МАОУ СОШ «Эврика-Развитие» им. М.В. Нагибина в 1-х классах была проведена диагностика учащихся на предмет определения уровня интеллектуального развития. Продиагностированы 98 человек.

Для детей 6,5-7 лет была использована методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС). Данный тест представлен в виде рисунков, что позволяет тестировать детей независимо от их умения читать. Разнообразие заданий позволяет охватить многие стороны интеллектуальной деятельности ребенка.

МЭДИС включает задания на общую осведомленность и словарный запас, на логическое мышление, на математические способности. Общее время выполнения теста составляет в среднем 40 минут.

1 субтест направлен на выявление общей осведомленности учащихся, их словарный запас;

2 субтест -  понимание количественных и качественных соотношений;

3 субтест – исключение лишнего, выявление уровня логического мышления;

4 субтест направлен на выявление математических способностей.

В результате диагностики были выявлены дети, опережающие свой возрастной норматив, соответствующие возрастной норме, дети с низкими показателями интеллектуального развития.

уровни

высокий

средний

ниже среднего

низкий

чел

чел

чел

чел

1А кл

1

12

7

5

1Б кл

3

14

4

4

1В кл

нет

12

5

7

1Э кл

2

13

7

2

  1. анкета Ковалева для учителя (цель: выявление степени адаптации и определение групп дезадаптации).

В сентябре-октябре 2013 года психологической службой школы «Эврика-Развитие» было проведено углубленное  диагностическое обследование первоклассников,  с целью выявления степени адаптации к школьному обучению и выявлению детей, имеющих признаки дезадаптации.

В исследовании приняли участие ученики 1-х класса  в количестве 102 человека: 1 «А» -26; 1 «Б» -26; 1 «В» -26; 1 «Э» -24.

Анализ данных анкеты Ковалева для классных руководителей выявляет степени дезадаптации:

I –  хорошо адаптированные дети;

II – средне адаптированные дети;

III – низкий уровень адаптации.

После обработки и анализа данных анкет были получены следующие результаты:

1 «А» класс

I группа – 20 чел (77%) –хорошо адаптированные дети

I группа – 5 чел (19%) – средняя степень дезадаптации

III группа -  1 чел (4%) – «ГРУППА РИСКА»

Факторы, определяющие степень дезадаптации следующие: (проранжированы по степени проявления):

•        И –инфантилизм;

•        ГС- гиперкинетический синдром, черезмерная расторможенность; НМ  - низкая мотивация учебной деятельности;

•        НИД – низкая    интеллектуальная деятельность.

1 «Б» класс

I группа – 17 чел (68%) –хорошо адаптированные дети

II группа – 3 чел (12%) – средняя степень дезадаптации

III группа -  5 чел (20%) – «ГРУППА РИСКА»

Факторы, определяющие степень дезадаптации следующие (проранжированы по степени проявления):

•        ГС- гиперкинетический синдром, черезмерная расторможенность; НМ  - низкая мотивация учебной деятельности;

•        НС –невротические синдромы;

•        И –инфантилизм;

•        АС - астенический синдром.

1 «В» класс

I группа – 23 чел (88,4%) –хорошо адаптированные дети

II группа – 3 чел (11,6%) – средняя степень дезадаптации

III группа - нет – «ГРУППА РИСКА»

Факторы, определяющие степень дезадаптации следующие (проранжированные по степени проявления):

•        ГС- гиперкинетический синдром, черезмерная расторможенность; НМ  - низкая мотивация учебной деятельности;

•        ИНС – интерактивность нервной системы;

•        НИД – низкая    интеллектуальная деятельность.

1 «Э» класс

I группа – 9 чел (38%) –хорошо адаптированные дети

II группа – 10 чел (42%) – средняя степень дезадаптации

III группа -  5 чел (20%) – «ГРУППА РИСКА»

Факторы, определяющие степень дезадаптации следующие (проранжированные по степени проявления):

•        ИНС – интерактивность нервной системы;

•        АС - астенический синдром;

•        ГС- гиперкинетический синдром, черезмерная расторможенность;

•        НИД – низкая    интеллектуальная деятельность.

•        НП – недостаточная произвольность психических функций;

К первой группе относятся дети из благополучных семей, где родители уделяют внимание  их развитию. Эти дети хорошо адаптируются  к школьному обучению.

Ко второй группе относятся дети с несколько неравномерным развитием:  мелкой моторики руки, не посещавшие дошкольные учреждения, медлительные дети. Дети, попавшие в эту группу требуют внимания со стороны педагога.

К третьей группе относятся дети с большим количеством нарушений в различных сочетаниях.

В декабре  2013 года психологической службой школы было проведено повторное  диагностическое обследование первоклассников,  с помощью:

•        проективной методики «Я в школе»,  с целью определение степени принятия школьного статуса по сравнению с результатами  исследования в сентябре 2013г;

•         анкеты Лускановой,  с целью выявления уровня адаптации к школьному обучению.

В исследовании приняли участие ученики 1-х класса  в количестве 102 человека: 1 «А» -26; 1 «Б» -26; 1 «В» -26; 1 «Э» -24.

Анкетирование детей по анкете Лускановой выявило уровни адаптации первоклассников.

Уровни        1 А        1 Б        1 В        1 Э

Высокий        20%        28%        29%        16%

Средний        48%        52%        50%        54%

Вн. мотив        28%        16%        21%        30%

Низкий        4%        4%        нет         нет

           С низким уровнем отношения к школьному обучению  выявлено:

1 «А» - 1 чел

1 «Б» -1 чел

Детей с негативным отношением к школьному обучению не выявлено. Таким образом, результаты вполне удовлетворительные.

С помощью проективной методики «Я в школе» было выявлено полное принятие, частичное принятие или непринятие статуса школьника у первоклассников.

Статус                                     1 А        1 Б        1 В        1 Э

Полное принятие статуса          39%        28%        34%        54%

Частичное принятие статуса 61%        72%        66%        46%

Непринятие статуса                       нет   нет        нет        нет

Из таблицы видно,  что большинство учащихся первых класса принимают новую для них позицию школьника.

        Таким образом, можно отметить положительную динамику в сравнении с проведенным исследованием в сентябре 2013г. Возросло количество детей, полностью принимающих статус школьника, и снижения количества учащихся с непринятием статуса первоклассника.

Результаты исследований в 1 -м классе позволяют утверждать, что

•        увеличилось количество детей, полностью принимающих статус школьника;

•        с частичным принятием статуса снизилось  количество детей;

•        отсутствуют  учащиеся с непринятием статуса первоклассника.

Таким образом, в общей «картине» класса отмечается положительная динамика в процессе адаптации учащихся к обучению в школе.

2.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ С ПРОБЛЕМАМИ В ОБУЧЕНИИ (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА).

В период с апреля по август 2013г. психологической службой была проведена диагностика будущих первоклассников с целью определения их готовности к школьному обучению. Для учащихся, испытывающих трудности в обучении, были предложены различные направления коррекции их обучения (программы, коррекционно-развивающие занятия в период адаптации).

Совместно с классными руководителями были выявлены учащиеся, испытывающие трудности в обучении. С данной группой  была проведена углубленная диагностическая работа по следующим методикам:

  • определение типа нервной деятельности по Тэппинг-тесту
  • таблицы Шульте (определение концентрации и переключаемости внимания)
  • интеллектуальный тест Венгера
  • корректурная проба Бурдона

     Для каждого ребенка была разработана индивидуальная программа, направленная на развитие мышления (логики) и психических процессов (памяти и внимания). При повторной диагностике у этих учащихся отмечалась положительная динамика. С родителями этих детей были проведены индивидуальные консультации с выдачей конкретных рекомендаций, направления детей к невропатологу. С воспитателями проведена групповая консультация «Организация помощи детям с различными трудностями» (знакомство с играми и упражнениями, направленными на развитие способностей учащихся).

Также были проведены групповые консультации для родителей, на которых была дана информация о психологических услугах, оказываемых психологической службой школы при возникновении трудностей в обучении.

В 2013-2014 учебном году детей с проблемами в развитии, обучении и поведении, нуждающихся в обследовании на ПМПк не выявлено. В школе созданы адекватные условия для обучения и воспитания детей.

Всеми специалистами ПМПк ведется консультативный прием всех участников образовательного процесса в течение года по индивидуальному графику и по запросу.

Осуществляется взаимодействие с органами управления образования, здравоохранения и социальной защиты, МОУ ПП и МС «Центр диагностики и коснсультирования г. Ростова-на-Дону» по своевременному выявлению детей с проблемами в развитии, обучении и поведении.

3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ГРУППЫ «СОЦИАЛЬНОГО РИСКА»

             Психологической службой МАОУ СОШ «Эврика-Развитие» в октябре 2013 года был проведен опрос классных руководителей с целью выявления  учащихся группы социального риска. На основании полученных данных педагогами-психологами был составлен список учащихся, входящих в группу социального риска с  неблагоприятными факторами в количестве

65 человек.

        С данной группой учащихся психологическая служба провела в ноябре - декабре 2013 года первичную диагностику учащихся группы социального риска –  65 человек, с помощью следующих диагностических инструментариев: цветовой тест Люшера, проективная методика «Моя семья» (начальная школа), опросник Шмишека (старшая школа), тест Кеттелл (старшая школа),  ШТУР, ГИТ, тест Замбицявичине.

Основные задачи, которые решала в текущем учебном году психслужба в процессе сопровождения детей группы риска, следующие:

  • выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы; 
  • содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося; 
  • помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; 
  • предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи); 
  • психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации; 
  • профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; 
  • работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи. 

Классным руководителям и воспитателям даны рекомендации по оказанию грамотного психолого-педагогического сопровождения детей группы социального риска. Все учащиеся были вовлечены в общешкольные и общеклассные мероприятия. Проведены консультации с родителями и обучающимися в зависимости от проблемы.

4.   ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ

 течение года психологи школы работали в тесном сотрудничестве с родителями.   В школе проводятся консультации для родителей, на которых обсуждаются проблемы воспитания и обучения учащихся в системе развивающего обучения. В рамках образовательных программ каждого класса проводятся постоянные предъявления родителям результатов диагностики с выявлением  динамики развития учащихся. В течение учебного года проводились родительские собрания, родительские гостиные  в соответствии с общешкольным планом работы школы, а также по вопросам, требующим психологической компетенции.

Приоритетным направлением в работе с семьей являются индивидуальные формы работы, которые наиболее эффективны. За прошедший год родители на индивидуальных консультациях и родительских собраниях получили конкретные рекомендации по интересующим их вопросам, а также по проблемным ситуациям, связанным с воспитанием и обучением детей.

Выявление детей, находящихся в социально опасном положении направлено исключительно на защиту прав и интересов. Вмешательство специалистов, в частности психолога, в семью должно быть четко обосновано и мотивировано, направлено на оказание  помощи семье и детям в сложившейся ситуации. Последующие этапы работы с детьми, родителями по нормализации внутрисемейных отношений строились  на союзе с родителями на благо развития их ребенка. Работа с каждым выявленным ребенком, каждой выявленной семьей, учитывая их уникальность, протекала с  использованием различных видов помощи и индивидуального подхода. При этом учитывалось мнение ребенка и его семьи.

В течение года в школе работал Совет профилактики, на котором совместно с родителями решались вопросы поддержки детей в семье.

В некоторых классах в течение года были разрешены конфликтные ситуации, защищены и соблюдены права ребенка.

5. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ГРУППЫ РИСКА РАЗВИТИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ. 

Психологической службой МАОУ СОШ «Эврика-Развитие» им М.В. Нагибина в соответствии с направлениями работы по обязательному компоненту деятельности педагогов-психологов в октябре 2013 года было проведено анкетирование  классных руководителей с целью выявления  учащихся группы риска развития кризисных состояний и суицидального риска. Классными руководителями были отмечены факторы наличия кризисных ситуаций у детей.

      На основании полученных данных педагогами-психологами был составлен список учащихся (68 человек), входящих в данную группу  риска, определены причины и намечены пути психолого-педагогической поддержки и сопровождения совместно с педагогическими работниками ОУ.

Выявленная группа учащихся была обследована педагогами–психологами школы  следующими тестовыми методиками:

•        Тест Люшера (Iэтап)

•        Тест «Незаконченные предложения» (II этап)

•        Тест Кучер  «Пословицы» (III этап)

На первом этапе педагогами-психологами проведено обследование учащихся при помощи цветового  теста  Люшера. Обработанные данные позволили выделить группу детей, имеющих хорошие  результаты обследования эмоционального фона. То есть эти дети находятся в благоприятном психоэмоциональном состоянии- 31 человек

  С этими учащимися, их родителями и педагогами проведены индивидуальные консультации, на которых даны рекомендации по дальнейшему их сопровождению.

    На втором этапе учащиеся были обследованы при помощи двух методик: «Незаконченные предложения», и проективной методики «Моя семья» (для начальной школы). По результатам проведенной диагностики определилась группа учащихся, не показавших отрицательные результаты и наличие каких-либо проблем- 38 человек

Основываясь на данных  проведенной диагностики, с учащимися и родителями психологической службой проведены индивидуальные консультации, на которых  даны рекомендации по безусловному принятию ребенка, оптимизации эмоционального общения с детьми.

После проведения обследования на втором и третьем этапе была выявлена группа учащихся в количестве 7 человек, с которыми намечены пути коррекции в зависимости от выявленной проблемы и индивидуальная коррекционная работа.

Психологической службой проведена работа со всеми участниками образовательного процесса:

1. Оформление документации (приказы, обучение классных руководителей заполнению «Таблиц факторов наличия кризисной ситуации у учащихся»)

2. Консультации для классных руководителей по поддержке учащихся в период адаптации к новой ситуации.

3. Индивидуальное консультирование для педагогов, родителей и учащихся по возникающим проблемам, связанным с ситуаций кризиса.

4. Привлечение учащихся к общественной жизни в рамках образовательных программ класс.

5. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

6. Семинар для педагогов «Распознавание кризисных и  предсуицидальных состояний ребенка, отслеживание изменений в его поведении».

7. Родительское собрание «Оказание своевременной поддержки учащимся, оказавшимся в трудной ситуации, в кризисном состоянии»

8. Выступление на классных часах, на темы «Осторожно: жизнь», «Я учусь переживать» (средняя и старшая школа).

9. Проведение малого педсовета с участием администрации по выработки стратегии сопровождения учащихся группы риска.

10. Проведение превентивных программ в 2-5 классах «Все цвета, кроме черного», «Общение для младших подростков», 6-7 классах «Жизненно важные навыки»

11. Консультирование администрации по вопросам построения бесед с родителями учащихся группы риска.

6.ФОРМИРОВАНИЕ  У УЧАЩИХСЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ И ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ

В 2013 - 2014 уч. году работа по ранней профилактике наркозависимости  строилась в соответствии с обязательным компонентом деятельности школьного психолога, основываясь на мероприятиях, планируемых ГПДЦ, РПДЦ и ЦПН Ворошиловского района, а также на запросе администрации школы и родителей.

В МАОУ СОШ «Эврика-Развитие» имени М.В. Нагибина за период 2013 - 2014  уч. года детей с признаками наркозависимости не выявлено, но педагогами школы ведется профилактическая работа по пропаганде здорового образа жизни. Профилактика злоупотребления ПАВ является неотъемлемой частью всей системы образования и воспитания школы. В рамках годового плана по профилактике наркомании регулярно проводится работа по пропаганде ЗОЖ на уроках психологии и во внеурочное время.

В течение учебного года была проведена следующая работа:

Мероприятия

Дата

Участники

Кол-во человек

Консультации для всех участников образовательного процесса  по пропаганде здорового образа жизни

В течение года

По запросу

Учащиеся, родители,

педагоги

23 чел.

 54 чел.

21 чел

Индивидуальные занятия с учащимися по развитию социальных навыков, навыков противостояния группового давления

По запросу

Псих. служба

5 чел.

Классные и общешкольные мероприятия.

Сентябрь-май

Кл. рук-ли

768 чел.

Проведение  профилактических программ «Я и другие» - 8 кл, «Я и мой выбор» – 9-10 класс

Апрель-май

Псих. служба

67 чел.

Обновление материала стенда « За здоровый образ жизни»

В течение года

Педагоги-психологи

Родительские собрания: «Помощь детям в кризисной ситуации», «Роль семьи в профилактике девиантного поведения подростков»

Нач. классы – октябрь

Ст. классы – ноябрь

Родители, педагоги, психологи,

Нач. шк –

437 чел.

Ст. шк.-

276 чел.

В рамках международного Дня борьбы со СПИДом классные часы

1 .12.10

Учащиеся, педагоги, психологи

768 чел.

Общешкольное родительское собрание

 «Родительская поддержка, как фактор бесконфликтного поведения ребенка»

Декабрь

Родители, психологи

127 чел.

Тематические классные часы, посвященные здоровому образу жизни.

В течение полугода

по запросу

Учащиеся, педагоги, психологи

687 чел.

Проведение информационно – развивающих  курсов на уроках психологии: «Общение для младших подростков»; «ЛадиЯ»; «Я и мой выбор»; «Все цвета кроме черного».

Октябрь-май

Учащиеся, психологи

359чел.

Конкурс коллажей по пропаганде ЗОЖ для учащихся 5-9 классов

январь

Психологи

273 чел

Работа кружков, клубов, мастерских.

По расписанию,  в течение года

Рук-ли кружков, учащиеся

432 чел

Участие в городских профилактических, культурных, спортивных акциях и мероприятиях, праздниках

В течение полугода

Учащиеся, завуч по восп. работе

48 чел.

Большая психологическая игра с элементами тренинга «Out look» 9 классы

Март

Хоменко Н.Б.

77 чел.

Беседы по классам: «Легкомыслие – враг здоровья»

В течение года, по запросу кл. рук-ля

Психологи, медсестра

124 чел.

Родительские собрания на темы: «Как оказать поддержку своему ребенку в кризисной ситуации»,  «Как уберечь ребенка от наркотиков?»

Нач. классы – декабрь

Ст. классы – апрель

Псих. служба

196 чел.

Участие в городской акции «Молодежь против наркотиков», посвященной Международному дню борьбы с наркотиками

июнь

Псих. служба

46 чел

Просветительская  работа с учащимися во время посещения  ДОЛ

Июнь

Псих. служба

46 чел

7. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СРЕДНЮЮ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

Направления работы:

  • Диагностика прохождения социально-психологической адаптации  пятиклассников.
  • Консультирование родителей  и педагогов  о важности  и необходимости  проведения периода адаптации  для  пятиклассников.
  • Просвещение родителей и педагогов о психологических новообразованиях, особенностях и возможностях  данного возраста.
  • Коррекционно-развивающая работа с учащимися, испытывающими трудности в период адаптации к новым условиям обучения.

Психологи службы выступили на МО учителей средней школы по вопросам, связанным с прогнозом негативного отношения учащихся  средней ступени. В течение года были разрешены некоторые конфликтные ситуации.  На родительском собрании заслушано выступление психологов «Ребенок пошел в 5 класс». Психологической службой велось наблюдение за адаптационным периодом пятиклассников.

С учащимися 5 класса была проведена следующая диагностическая работа:

- Тест тревожности Филлипса

В декабре 2013 года в соответствии с обязательным компонентом работы психологов психологической службой было проведено тестирование учащихся 5  класса  по методике Филлипса с целью выявления уровня и характера тревожности по 8 факторам для определения уровня адаптации пятиклассников.

Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности. В анкетировании приняли участие учащиеся  в количестве 6о чел: 5а- 23 чел., 5б- 29 чел., 5 э- 8 чел.

Ряд психологов считают, что основной причиной школьной дезадаптации являются не сами по себе промахи в учебной деятельности учащихся или их отношения со взрослыми и сверстниками, а переживания  и тревога по поводу этих промахов и отношений.

Результаты тестирования по факторам.

Фактор

Повышенный уровень

Высокий уровень

%

%

  1. Общая тревожность в школе.

17,4

34,8

13,8

6,9

50

12,5

2. Переживание социального стресса

21,7

нет

17,2

3,4

75

нет

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

17,4

нет

6,8

3,4

37,5

нет

4. Страх самовыражения

30,4

26,1

20,7

24,1

нет

25

5. Страх ситуации проверки знаний

13

39,1

20,7

31

нет

50

6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

17,4

30,4

13,8

20,7

62,5

нет

7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

8,7

26,1

3,4

17,2

25

25

8.Проблемы и страхи в отношениях с учителями

21,7

нет

17,2

нет

12,5

12,5

В эмоционально благополучном состоянии (не имеющие высоких показателей) по всем факторам находятся в 5 А- 39,1% , в 5 Б - 55,2%, в 5 Э- 37,5%.

Особое внимание следует обратить на то, что наибольшее количество  обучающихся класса испытывают тревожность  по  фактору «страх самовыражения», что вполне соответствует их возрастным особенностям. Также  некоторые обучающиеся испытывают страх проверки знаний, что вполне соответствует периоду адаптации, когда пятиклассники еще привыкают к новым условиям обучения и предъявляемым требованиям разных учителей.

- анкета Лускановой

В декабре  2013 года в соответствии с обязательным компонентом работы психологов психологической службой МАОУ СОШ «Эврика-Развитие» им. М.В. Нагибина было проведено обследование  обучающихся 5-х   классов  по анкете Лускановой, которая дает возможность определить уровень школьной мотивации детей.

Уровень

характеристика

%

%

%

максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности  

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

47,8

34,4

0

хорошая школьная мотивация

Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. Этот уровень мотивации является средней нормой.

39,1

38

12,5

положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебнымисторонами

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

13

24,1

62,5

низкая школьная мотивация

 

Нет

3,4

25

негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Нет

Нет

Нет

С обучающимися 5 классов в период адаптации при переходе на основную ступень обучения проведены следующие мероприятия:

  1. Изучение прохождения периода адаптации  к новым условиям  обучения:  наблюдение за поведением   пятиклассников на уроке и перемене
  2. Диагностика эмоционального состояния  и психологического благополучия  учащихся согласно базовому компоненту работы педагога-психолога.
  3. Совместно с классными руководителями определение трудностей адаптации, составление индивидуального маршрута  развития ученика
  4.  Консультирование родителей и обучающихся по вопросам адаптации  пятиклассников к средней школе
  5. Проведение родительских собраний «Особенности  адаптационного периода»,  «Особенности  младшего подросткового возраста»
  6. Проведение семинара  для учителей «Психологические особенности пятиклассников»
  7. Проведение коррекционно-развивающих занятий  с детьми, испытывающими  трудности в период адаптации  к средней  школе
  8. Подведение итогов  адаптации  пятиклассников к обучению  в средней школе на малых педсоветах.

8.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ТРУДНОСТЯМИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ.

В системе образования школы задача по формированию навыков взаимоотношения решается на занятиях  элективных курсов психологической направленности «Я и мой выбор», «Я и другие», в которые вовлечены обучающиеся 8-10 классов. В содержание курсов выборочно  включены занятия программы «ЛадьЯ».

После проведенных занятий отмечены качественные изменения в поведении подростков, участвующих в ее реализации. Классный руководитель, родители и сами учащиеся считают, что программа помогает найти верный путь в жизни, находить выход из сложных ситуаций, разобраться в себе. Ребята с удовольствием проходили увлекательный и познавательный путь в гармонии с добром и миром. И если в начале учебного года для многих наиболее важным было материальное благосостояние, достаток, богатство, престижная работа, карьера и физическое наслаждение, то в ходе занятий подростки смогли по-другому подойти к смыслам жизни .

Также в 2013-2014 уч.году  пробовали  проводить занятия в 8 классе, но не все темы были приняты к обсуждению подростками. Хотя очень плодотворно прошел ряд занятий по теме «Мужчина и женщина».

Заметка  и фотоотчет о прошедшем мероприятии были оставлены на сайте школы http://eureka- rostov.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid= 54&page=2

Также отмечено, что восьмиклассникам присущи проявления крайних вариантов акцентуаций характера, что  приводит к отрицанию предъявленных духовных ценностей и стандартов жизни, поэтому с некоторыми трудностями проходили занятия «Жизнь и смерть», «Толерантность. Жизнь с болезнью», «Цели и смысл», «Добро и зло», «Любовь».

Анализируя опыт работы по программе «ЛадьЯ», можно отметить, что наибольший интерес у школьников вызывает выполнение коллажей, рисунков и их обсуждение. Такой   вид задания очень нравится детям. В процесс работы включаются практически все, защита работ проходит особенно эмоционально и бурно, ребята заинтересованы.  А так как программа предлагает достаточное количество практических заданий или игр, то тем самым содержание способствует групповой сплоченности и осмыслению детьми своих жизненных ориентиров.

Использование притч является отличным методическим ходом, позволяющим на их основе развернуть обсуждение какой-либо темы.

К сожалению, отмечается низкий уровень знаний и заинтересованности  о ВИЧ-инфекции и СПИДе, а также о здоровом образе жизни. Подростки считают, что эти проблемы их не касается, и они застрахованы от них.

В целом, считаем, что программа «ЛадьЯ» является достаточно эффективной в применении и планируем в дальнейшем включать, как парциально в содержание элективных курсов, так и в целом использовать для обучающихся 10-11 классов.

9. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ.

Профориентационная работа психологической службы заключается в диагностике, консультировании детей, родителей и учителей по вопросам, связанных с выбором профессии. Психологи службы участвовали в тематических классных часах и родительских собраниях в старшей школе.

С учащимися 8-10 классов проведена диагностика при помощи теста Шмишека с целью выявления акцентуаций характера, определения сфер профессиональной деятельности, возможных путей их жизненного самоопределения. После проведенной диагностики все участники образовательного процесса получили рекомендации.

Проведенное анкетирование старшеклассников показало, что ведущим мотивом учения является стремление обеспечить в будущем себе достаточно престижную профессию, чувствовать собственное достоинство и значимость в обществе.

№ п/п

Мероприятия

Дата

Участники

Ответственные

1.

Анкетирование учащихся по методике Шмишека, с целью выявления типов характера и рекомендуемых сфер профессиональной деятельности.

в течение года по запросу

8-10 кл.

Психологическая служба

2.

Консультирование учащихся по вопросу профессионального самоопределения, по результатам диагностики.

в течение года по запросу

8-10 кл.

Психологическая служба

3.

Участие в профориентационной работе школы: беседы, уроки, конкурсы, КВНы и т.п.

в течение года

8-10 кл.

Зам. по УВР,

кл. рук-ли, псих.служба

4.

Тематические родительские собрания: «Как помочь ребенку с профессиональным самоопределением»

Февраль

Январь

февраль

8 кл.

9 кл

10 кл

Зам. по УВР,

кл. рук-ли, псих.служба

5.

Тематические классные часы

по запросу

8-10 кл.

Зам. по УВР,

кл. рук-ли, псих.служба

6.

Тренинг «Я и мой выбор»

Апрель- май

10 кл.

Психологическая служба

7.

Ролевая игра «Out look»

апрель

9 кл.

Тьюторы, псих.сл

8

Диагностические методики на изучение индивидуальных особенностей, влияющих на выбор профессии(карта холланда. Анкета Баса на направленность личности. ДДО, типы интеллекта)

В теч. Года

8-10 кл

Психологическая служба

9.

Элективные курсы «Я и другие», «Я и мой выбор», «Социальное проектирование»

В теч.года

8-10 кл

Психологи, педагоги

10. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ.

В целях организованного проведения ЕГЭ и  ГИА, соблюдения прав выпускников 9 и 11 классов, на основании нормативных документов по подготовке и проведению ЕГЭ и ГИА составлена программа подготовки учащихся 9 и 11  классов. В Программу включены мероприятия по проведению психологических мероприятий со слабоуспевающими учениками, ознакомление с нормативно-правовой базой государственной аттестации, психолого-педагогическое сопровождение в процессе подготовки к ГИА и ЕГЭ.

За прошедший период были проведены следующие мероприятия:

мероприятие

месяц

контингент

Просветительская работа с учащимися 8-9 классов. Классный час «Правила сдачи ГИА и ЕГЭ», «Что надо знать о ГИА»

ноябрь

Учащиеся

 8 и 9 классов

Групповые консультация для учащихся 9,11 классов на тему: «Скоро  ЕГЭ», «Мифы и правда о ЕГЭ»

Март, апрель

Учащиеся

 9 и 11  классов

Родительское собрание по ознакомлению с правилами сдачи экзаменов и подготовке учащихся к итоговой аттестации

Декабрь, апрель

Родители

9 и 11 классов

Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам, связанных с ЕГЭ и  ГИА.

В течение года

Родители

9 и 11 классов, обучающиеся

Работа с классными руководителями по изучению индивидуальных особенностей учащихся (с целью выработки стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ и  ГИА)

март

Кл. рук-ли 9 и 11 классов

Психологическая подготовка к ГИА Индивидуальное консультирование учащихся

В течение года

Обучающиеся 9 и 11 классов

Инструктивно-методическая работа с классными руководителями, учителями, учащимися, родителями о целях и технологиях проведения ГИА

февраль

Педагоги старшей

школы

Выступления на педагогических советах по вопросу подготовки и проведения  ЕГЭ и ГИА

В течение года

Педагоги старшей

школы, администрация школы

Малый педсовет по подготовке учащихся к сдаче ГИА для учащихся 9 класса, сдачи ЕГЭ для учащихся 11 класса

Февраль -11  кл, март- 9кл

Педагоги старшей

школы

Родительское собрание «Поддержка  семьи при сдачи ГИА (ЕГЭ)»,

Январь -11 кл, февраль- 9 кл.

Родители

9 и 11 классов

Составление памяток и методических разработок для стенда по сдаче ЕГЭ.

В течение года

Учащиеся, родители, педагоги

Проведение тренинговых занятий с учащимися по развитию уверенности, снятию тревожности, развитию навыков саморегуляции

Март- апрель

Учащиеся

 9 и 11 классов

Консультации для всех участников образовательного процесса по вопросам, требующих психологической компетенции

В течение года

Учащиеся, родители, педагоги

Изучение нормативно-правовой базы по организации и проведению ЕГЭ и ГИА

Октябрь- май

Педагоги, родители, учащиеся

Результаты проведенного анкетирования позволяют утверждать, что,  испытывают сильные переживания по поводу экзамена в среднем 19,5% учащихся, полностью спокойны – 48%, остальные испытывают волнение средней степени.

66% учащихся наиболее важной считают помощь в освоении учебного материала, 23% - информационную (о технологии проведения экзамена), 3% нуждались в психологической помощи и поддержке, для 18% были значимы другие виды помощи (репетиторы, курсы, Интернет-ресурсы)

Были выявлены несколько вариантов отношения к ЕГЭ: у значительной группы учащихся(62%) наблюдалось негативное отношение к ЕГЭ, 23% - позитивно воспринимали экзамен, у 9% нейтральное отношение, двойственное отношение у 7%.

Возможные трудности учащихся проранжированы:

 психологическое состояние – 47%,

 недостаточное знание учебного материала – 36%,

 незнакомая ситуация – 12%,

 трудности при оформлении бланков – 5%.

В целом работа психологической службы МАОУ СОШ «Эврика-Развитие» имени М.В. Нагибина может быть признана хорошей.

В 2014-2015 учебном году:

  1. Продолжать работу по созданию системы мониторинга, направленного на выявление уровня развития и оказания психолого-педагогической поддержки учащимся и отвечающего требованиям ФГОС.
  2. Организовать систематическую  работу по обеспечению преемственности детского сада и школы, интеграции дошкольного и школьного обучения.
  3. Совершенствовать нормативно-правовую базу и ведение документации в соответствии с требованиями базового компонента деятельности педагога-психолога ОУ.
  4. Проводить тренинги для подростков по профориентации, для педагогов и учащихся по толерантности, формированию основ духовно-нравственной культуры, по проблемам семьи для родителей.
  5.  Содействовать поддержанию комфортного  психологического климата коллектива.
  6. Проводить развивающие занятия с учащимися школы в рамках занятий по психологии, обеспечивающие гармоничное пребывание ребенка в школе.
  7. Активно участвовать в работе МО района, в семинарах МБОУ ППМС ЦДК.
  8. Повышать квалификацию на курсах МБОУ ППМС ЦДК, семинарах, МО психологов района, курсах по развивающему обучению.
  9. Активно сотрудничать с педагогами школы в разработке проблемы безотметочной системы обучения.
  10. Продолжать  участвовать во внедрении нового программного обеспечения КОД (контрольно-оценочная деятельность), ведения электронного дневника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы педагога-психолога школы и ДОУ на 2012-13уч.г

План работы педагога-психолга сельской школы, в школе и дошкольной группе....

Годовой план работы педагога-психолога на 2013-2014 учебный год

В данном разделе представлен план работы педагога-психолога на год по всем направлениям (работа с родителями, учещимися, педагогическим составом)....

Годовой план работы педагога-психолога на 2013-2014 учебный год

Годовой план работы педагога-психолога на 2013-2014 учебный год...

Вариант примерного годового плана работы педагога-психолога

Предлагаю вашему вниманию ещё один вариант годового плана работы педагога-психолога МБОУ. Рассчитан на ставку. Учтен ФГОС в 1-4 классах...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

ОДНИМ ИЗ ВАЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ГОД...

Годовой план работы педагога-психолога коррекционной школы VIII вида Тищенко Т.М. 2017-2018 учебный год в соответствии с ФГОС

Обучение в МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот» направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через кор...

Годовой план работы педагога-психолога МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот» на 2016- 2017 учебный год

Цели психологического сопровождения: создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса; научно-методическое обеспечение учебно-в...