Педагогика гуманизма. ЭССЕ.
методическая разработка по психологии на тему

Кочуганова Любовь Алексеевна

Наша жизнь - это многогранный процесс бесконечного познания себя и окружающего нас мира.

Каждый человек идет в своем познании своим собственным путем. Гуманизм проявляется в гуманности.

Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу тех вечных вопросов,

которые пронизывают собой всю историю развития чело-веческой мысли,

приобретая в каждую историческую эпоху новое конкрет-ное содержание.

Гуманность обусловленная нравственными нормами и цен-ностями система установок

личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена

в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной

деятель-ности в актах содействия, соучастия, помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_gummanizma_esse.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №3 г.о.Пущино

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Тема: «Педагогика гуманизма, как я ее понимаю»

Пущино, 2014г.

Содержание:

Введение .………………………………………………………………………...3

Личность педагога и его роль в гуманистическом воспитании………..……..4

Педагогика гуманизма как отражение идей гуманистической психологии…5

Потребность личности в самоактуализации и  ее стремление к самореали-зации……………………………………………………………………………...7

Человек с большой буквы …………………………………………………...….9

Заключение……………………………………………………………………...10

     

Введение.

       Наша жизнь - это многогранный процесс бесконечного познания себя и окружающего нас мира. Каждый человек идет в своем познании своим собственным путем. Гуманизм проявляется в гуманности. Так, Л.А. Григо-рович рассматривал содержание любого нравственного воспитания через гуманность. «Гуманность – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку…. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелатель-ности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку».

      Проблема воспитания гуманности, гуманных чувств и отношений изуча-лась в отечественной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л. А. Пень-евской, A. M. Виноградовой, И. С. Деминой, Л. П. Князевой, Л. П. Стрелко-вой, А. Д. Кошелевой, И. В. Княжиной, Т. В. Черник и др.
       Гуманистическое воспитание – не прямое воздействие на личность, а социальное взаимодействие с нею различных субъектов: конкретных людей, их микрогрупп и коллективов. Это субъект - субъектное взаимодействие, диалог, в котором участвуют конкретные личности.

Личность педагога и его роль в гуманистическом воспитании

       Воспитательная эффективность субъект - субъектного взаимодействия определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами осознают и ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем вступают во взаимодействие. Настоящий диалог – это межличностное взаимодействие «на равных», в котором один человек воспринимает другого как такую же ценность, как и он сам.

       Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу тех вечных вопросов, которые пронизывают собой всю историю развития чело-веческой мысли, приобретая в каждую историческую эпоху новое конкрет-ное содержание. Гуманность обусловленная нравственными нормами и цен-ностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной деятель-ности в актах содействия, соучастия, помощи.

       Создание условий, способствующих самоформированию гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с окружа-ющим его миром. В совместной деятельности (игровой, учебной, трудо-вой...), в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональ-ных переживаний, появляется возможность обогащения чувст-вами другого, развивается эмпатия.

       Эмпатия аффективная как способность сострадать, сопереживать, и когнитивная как стремление к познанию личности другого человека и самого себя. Овладеть самостоятельно процессом интеллектуального анализа поведения другого человека, своего поведения, своих чувств и эмоциональ-ного процесса участия в чужих переживаниях, попытка почувствовать, то, что чувствует другой человек не возможны без целенаправленного психоло-го-педагогического сопровождения ребенка от самого  рождения.

        Одним из основополагающих факторов   психолого-педагогического сопровождении, непосредственно влияющих на конечный результат является, как было отмечено выше,  личность  педагогов. Если ребенка обучают и воспитывают педагоги (родители, близкие родственники, учителя…) не способные к самоанализу, им не свойственна аффективная и когнитивная эмпатия, они довольны своим самым низким социально-экономическим статусом, они  вполне  удовлетворенны реализацией первичных потребностей, что такой «педагог» может дать растущему человеку? Эмпатия и развитая потребность в самоактуализации – основные профессионально-важные качества педагога.

Педагогика гуманизма как отражение идей гуманистической психологии.

       Для представителей гуманистической психологии характерно понимание целостности человека как меры всех вещей и как личности, обладающей априорной ценностью, способной к творчеству и самораскрытию. Гуманис-тическое направление в педагогике возникло во второй половине XX века, как отражение идей гуманистической психологии.

       Гуманистическая психология способствовала трансформации основных направлений психоанализа, усиливая идею о том, что человек должен быть в состоянии свободно и сознательно влиять на формирование собственной личности. Педагогика гуманизма призвана, на мой взгляд, воспитать челове-ка заинтересованного, всесторонне развитого, с выраженной  потребностью в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании, с явно выраженным стремлением к самоактуализации, что не противоречит одному из принципов государственной политики и правовому регулированию отношений в сфере образования.  Этот принцип указывает на  гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

       Потребность в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании, к постоянному стремлению к своему Я-идеальному на всех этапах жизненного пути не должна иметь конечную цель. Из реализации сформированной по-требностей в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании в чело-веке  вырастет потребность и способность ранжировать свои многочислен-ные потребности, классифицировать их, выделять наиболее приоритетные на данном этапе жизненного пути,  способствующие дальнейшему самопозна-нию, саморазвитию, самосовершенствовании. В процессе индивидуального развития личности изменяется не только характер потребностей (появляются возвышенные потребности), но изменяется и роль потребностей в структуре личности, изменяется отношение индивида к своим потребностям: из раба потребностей он превращается в господина над ними.

       В итоге сформируется способность управлять своими потребностями Богатство человека - это богатство его потребностей и умение управлять ими на пути к полной самореализации.

   

Потребность личности в самоактуализации и  ее стремление к самореализации.

       Таким образом, если педагоги сами обладают развитой потребностью в самоактуализации, стремятся к самореализации им  непременно удастся заложить в ребенка зерно потребности в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании,  если оно попадет на благодатную почву в опти-мальных  условиях, то обязательно прорастет, разовьется в устойчивую потребность – в привычку быть неравнодушным к себе, к своей личности к окружающим, к социуму, к миру вообще.

       В конечном итоге общество получит  всесторонне развитую личность, целеустремленную к самоактуализации и полной самореализации.

       Какую личность можно назвать самореализовавшейся?

       Существует  множество историй о таких людях, которые имеют все в са-мом широком понимании этого слова. Они зарабатывают огромные деньги, скупают виллы, яхты, иномарки и так далее, но при этом чувствуют себя НЕУСПЕШНЫМИ. Они ощущают внутреннюю пустоту. И чтобы заполнить ее — они транжирят деньги на вещи, которые временно заполняют их пусто-ту и делают их на какое-то время счастливыми.  Но с каждым разом такие действия приносят все более непродолжительный эффект. В  чем же эти обеспеченные всем люди  нуждаются - в реализации своего потенциала.

Если человек  не реализовал свой потенциал в какой-либо деятельности, то он ищет кого-то, кто реализует его за него, причем в той самой деятель-ности, от которой он отказался в силу каких-то обстоятельств. И этими людьми могут быть ученики, дети, через которых не самореализовавшиеся взрослые хотят самореалзоваться.

       Так что те люди, которые самореализовались в какой-то конкретной деятельности — самые счастливые люди на светеСамореализация личности — это значит быть нужным и востребованным. Именно этого хотят все люди, даже не подозревая об этом. Реализация своего потенциала побеждает деньги. Ничто не делает человека счастливым так, как самореа-лизация.

Человек с большой буквы.

       Цель педагогики гуманизма можно считать достигнутой, если ей уда-лось  подготовить к самостоятельной жизни в обществе Человека с боль-шой буквы. Человека  гармонически развитого, способного любить, слу-жить обществу, образованного и эстетически воспитанного, с усточивыми познавательными и эстетическими мотивами, стремящегося к развитию способностей, к самоактуализации и самореализации личности.

       По – моему наилучшую характеристику Человеку с большой буквы дал Редьярд Киплинг в самом знаменитом стихотворении  «Заповедь», которое было написано  в 1895 году и впервые опубликовано в 1910 году в книге «Награды и феи».
      В своей посмертно опубликованной в 1937 году автобиографии Р. Кип-линг рассказывает, что это стихотворение было написано под впечатле-нием от личности Линдера Джеймсона, который в 1895 году возглавлял британский рейд против буров. Эта кампания потерпела неудачу и, в конечном итоге, привела к англо-бурской войне, однако британская пресса подавала Джеймсона как героя, проявившего мужество в трудных обстоя-тельствах, а его поражение — как победу Британии.

«Заповедь»

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
He забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать c основ.

Умей поставить в радостной надежде,
Ha карту все, что накопил c трудом,
Bce проиграть и нищим стать как прежде
И никогда не пожалеть o том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: "Иди!"

Останься прост, беседуя c царями,
Будь честен, говоря c толпой;
Будь прям и тверд c врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются c тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неуловимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь как владенье
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Перевод - М. Л. Лозинского

Заключение.

       Я как педагог-психолог МБОУ СОШ №3 города Пущино вношу свой посильный вклад в «рождение» Человека с большой буквы. В своей деятельности стремлюсь к тому, чтобы мое взаимодействие с участниками образовательного процесса будь то психолого-педагогическое просвещение, профориентационное или психологическое  консультирование,  оказание психологической поддержки, диагности-ческие, коррекционные мероприятия… было направлено на то, чтобы  в тех с кем я взаимодействую возникла потребность в самоактуализации и стремление к самореализации. Я хочу видеть как можно больше счастливых людей.

ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ВЫ НА ПРАВИЛЬНОМ ПУТИ К СЧАСТЬЮ:

  1. То, чем Вы занимаетесь, доставляет Вам удовольствие.
  2. Вы сами не понимаете, откуда у Вас берутся силы на выбранную Вами деятельность.
  3. Ваша деятельность действительно является полезной не только для Вас, но и для окружающих.
  4. Вы чувствуете, что у Вас есть резерв личностного и профессионального развития внутри выбранной деятельности.
  5. Вы хотите совершенствоваться в выбранной Вами виде деятельности.
  6. Вы хотите заниматься своей деятельностью снова и снова. Вы вскакиваете с постели, лишь бы поскорее приступить к работе.

       Самореализация — это наивысшая потребность человека реализовать свои таланты и способности.

       Самореализация личности — это стремление индивида проявить себя в обществе и продемонстрировать свои положительные стороны.

      Запомните, самореализация это то, к чему стоит стремиться. Реализа-ция себя всегда было есть и будет самой достойной целью человека. Именно это сделает Вас самым счастливым человеком.

Список литературы:

1.  Гавриловец К.В. Гуманистическое воспитание в школе.{Текст} – Мн.: Полымя, 2000. – 128 с.

2.  Кабуш В.Т. Система гуманистического воспитания школьников.{Текст} – Мн.: Полымя, 2000. – 208 с.

3. Ростопшин П. Психология и педагогика. .{Текст}  – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 96 с.

4. Сманцер А.П., Кондрашова Л.В. Гуманизация педагогического процесса в современной школе: История и современность. .{Текст}  – Мн.: «Бестпринт», 2001. – 308 с.

5. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / пер. с англ. - 3-е изд. .{Текст}  - СПб. : Питер., 2003. - 392 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минең педагогик философиям. (эссе)

Уҡытыусы һөнәрен һайлауым сәбәптәре. Уйланыуҙар, һығымталар....

Минем педагогик осталыгым (эссе)

"Минем педагогик осталыгым" дигән темага эссе....

Минем педагогик осталыгым (эссе)

Укытучы һөнәре турында уйланулар, үземнең хезмәт юлын яңадан сайларга мөмкинлегем булса, мин барыбер укытучы булыр идем ......

"Минем педагогик осталыгым" эссе

"Минем педагогик осталыгым" эссе....

Минем педагогик осталыгым (эссе)

Минем педагогик осталыгым (эссе)...

"Минем педагогик осталыгым" эссе

"Туган тел" мастер-классында катнашу өчен язылган эссе...

Эссе на тему «Педагогика гуманизма. Как я ее понимаю?»

Статья предназначена для чтения на педагогических советах, на родительских собраниях и для студентов педагогических вузов. Вопрос гуманизма в нашей жизни на современном этапе стоит остро. Тема гуманиз...