Лекторий для педагогов. Лидерские качества как основа эффективного самоуправления.
консультация по психологии по теме

Данный материал можно использовать для информирования педагогов о структуре лидерских качеств личности, о способах выявления лидеров в классе с целью создания эффективной системы самоуправления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektoriy_dlya_pedagogov.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Лекторий для педагогов

Лидерские качества как основа эффективного самоуправления

Цель: информировать педагогов о лидерских качествах личности и способах выявления лидеров среди учащихся.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие «лидер»
  2. Определить структуру лидерских качеств.
  3. Рассмотреть способы определения лидера в классе.

_____________________________________________________________________________

Лидер – это член группы, коллектива, общности, авторитетная личность, завоевавшая авторитет и право влиять на других людей и играющая центральную роль в организации определенных отношений и совместной деятельности. Лидер может прямо влиять на становление направленности своей микрогруппы, формировать у товарищей нормы и идеалы.

Человеку, претендующему на роль лидера в группе, необходимо обладать определенными лидерскими качествами.

Под лидерскими качествами мы понимаем совокупность его психологических качеств, способностей и особенностей взаимодействия с группой, обеспечивающих успешность выполнения им лидерских функций.

На основе анализа научной литературы выделилась обобщенная структура лидерских качеств.

1. Индивидуально-личностные качества

Знание и чувствование себя. Лидеру необходимо хорошо знать себя, уметь прислушиваться к себе, своим чувствам и эмоциям. Чувствование себя, знание того, что человеку нравится и чего не хочется, являются важными элементами формирования адекватной Я-концепции, помогают ориентироваться на жизненном пути и понимать других людей. Эту идею развивал У. Беннис, отмечая, что знание своих сильных и слабых сторон и верность своим принципам являются важными качествами лидера.

Уверенность в себе. Адекватно высокий уровень самооценки лидера в сочетании с уверенностью в себе повышают его решительность в критических ситуациях и помогают при необходимости идти на риск. Уверенность в себе позволяет лидеру раздвигать границы своих возможностей и приобретать новый опыт. Эту идею обосновывал Б. Басс, который в 1981 году проанализировал десять ведущих исследований лидерства и подтвердил, что чувство уверенности в себе, а также уровень самооценки у лидера значительно выше, чем у последователей.

Активная жизненная позиция и стремление к лидерству. Активная жизненная позиция позволяет лидеру быть в центре событий, что необходимо для адекватной ориентации в ситуации. Стремление к лидерству и достижениям является фактором, необходимым для саморазвития и самосовершенствования лидера. Эту идею поддерживает Стивен Кови.

Моральная нормативность, надежность, последовательность в поступках. Лидер является носителем норм и ценностей группы, поэтому его поведение и мировоззрение должны быть согласованы с нормами общечеловеческой морали — справедливостью, честностью, ответственностью, надежностью и последовательностью в поступках.

Развитая лидерская Я-концепция. Мировоззрение лидера и характер его взаимодействия с последователями во многом определяется лидерской Я-концепцией, включающей в себя систему представлений о себе как лидере и собственной лидерской роли во взаимодействии с окружающими.

2. Организационно-управленческие качества

Обращенность в будущее и видение перспективы. Для того чтобы лидер мог вести группу за собой, он сам должен знать, куда идти. Для этого ему необходимо видеть перспективы деятельности группы. Это качество У. Беннис назвал как «направляющее видение».

Чувствительность к ситуации и гибкость поведения. Лидер часто является участником сложного процесса и находится на «арене», где действует огромное количество различных сил, многие из которых порой находятся за пределами его знания, понимания и контроля в настоящий момент. Поэтому чувствительность к ситуации, способность быстро в ней ориентироваться и принимать правильное решение необходимы организационному лидеру. Схожее качество Макс ДеПре называл «ситуативной проницательностью».

Способность создавать команду. Важным качеством индивида, определяющим успешность его становления в роли лидера, является умение притягивать к себе других (созидательными программами, идеями, идеалами) и создавать команду единомышленников. Формирование корпоративных целей и ценностей, а также контроль приверженности к ним последователей являются одними из важнейших задач лидера.

Способность организовывать группу на решение поставленной задачи. Это качество является одним из фундаментальных для организационного лидера. Оно включает в себя умение распределять функции между членами группы, способность мотивировать и воодушевлять их на выполнение задачи, координировать работу и т. п.

Способность контролировать результаты совместной деятельности, благодарить и поощрять. Это качество также обеспечивает успешность выполнения организационным лидером соответствующих управленческих функций.

Готовность поддержать в трудную минуту. Нежелание лидера оказать последователю поддержку в тех случаях, когда она очень значима, и он способен это сделать, как правило, лишает его лидерского статуса и последователей. Этот эффект является производным от феномена Ф. Хейдера, согласно которому, если лидер воспринимается как человек, способный достичь результата, но не делающий этого из-за очевидного безволия или нежелания, то он имеет больше шансов потерять последователей по сравнению с лидером, неспособным достичь желаемого, но предпринимающим явные усилия для достижения цели.

3. Социально-психологические качества

Межличностная чувствительность, способность понимать потребности других людей. Лидерство является социальным феноменом и ориентировано на людей, поэтому видение других людей, чувствование их стремлений, проблем и забот, а также понимание взаимоотношений «лидер—последователи» во многом определяет успех организационного лидера. На значимость этого качества указывал Джеймс О’Тул.

Коммуникативная компетентность. Умение быстро налаживать контакты с людьми, уверенно чувствовать себя в коллективе является важным качеством лидера и обеспечивает успешность его организационно-управленческой деятельности. Схожее качество Джон Гарднер называл «навыками работы с людьми».

Умение создавать условия для самореализации последователей. Умение создавать условия для самореализации последователей является основой для формирования доверия к лидеру и готовности последователей следовать за ним.

Справедливость. Лидер выступает координатором взаимоотношений в коллективе и должен быть объективен и справедлив в оценке действий и поступков других людей.

Способность представлять и отстаивать интересы группы во внешних инстанциях, брать на себя ответственность за групповую деятельность. Лидер является представителем группы, поэтому способность представлять и отстаивать интересы группы во внешних инстанциях, брать на себя ответственность за внутригрупповую деятельность является важным качеством организационного лидера. Необходимость лидеру схожего качества обосновывал Джон Гарднер.

4. Перцептивно-лидерские качества (качества, которые приписывает лидеру группа).

Наличие вышеперечисленных качеств составляет лидерский потенциал организационного лидера, но обладание ими не обязательно превращает индивида в лидера. Каждое из них может быть значимо и полезно как для руководителя, так и любого человека, стремящегося в жизни к успеху. На наш взгляд, качествами, которые можно считать исключительно лидерскими, являются те, которыми наделяет лидера группа. В соответствии с этим особое значение приобретают: восприятие индивида группой как лидера; признание его лидерского статуса и авторитета; наличие последователей, готовых следовать за лидером; наличие личных ожиданий у членов группы от деятельности лидера; делегирование членами группы части личной активности лидеру и т. п.

Можно утверждать, что если группа не наделяет индивида этими качествами, то лидером в этой группе он не является, что созвучно идеям, развиваемым в атрибутивных теориях лидерства.

Ключевые представления лидера

  • Мир гораздо шире и богаче, чем имеющиеся представления о нем.
  • Я — это то, что я о себе думаю.
  • Препятствия — это возможность обрести уверенность.
  • Смелость состоит в том, чтобы действовать, испытывая страх.
  • Уверенность рождается из знания себя и понимания ситуации. Уверенность — это установка.
  • Истинный успех — это всегда последнее звено в цепи неудачных попыток сделать все правильно.
  • Никогда не делает ошибок только тот, кто ничего не делает.
  • Наилучший способ помочь самому себе — это помогать кому-то еще.
  • Замечая новое, нужно вносить изменения в собственные представления о действительности, делая их более адекватными реальности.

Ключевые принципы лидера

  • Тщательно выбирай то, во что верить.
  • Не пытайся, а делай.
  • Соревнуйся только для того, чтобы улучшить себя самого.
  • Не критикуй то, что невозможно изменить.
  • Изменяй то, что возможно изменить, но только если для тебя это важно.
  • Беспокойся правильно. Жизнь не должна складываться по-моему, но я могу сделать так, чтобы моя жизнь складывалась по-моему.

Как определить лидера в классе

Определение лидера в классе – важный этап в работе педагога. Энергию школьников необходимо направлять в нужное русло, и при этом именно негласные или признанные лидеры коллектива смогут вам помочь в этом. Ученик, который ведет за собой остальных, способен серьезно повлиять как на учебный процесс, так и на внеклассную деятельность.

Способы определения лидера в классе

  1. Внимательно наблюдайте за коллективом. Используйте для этого как сами уроки, так и внеурочную деятельность и даже перемены. Лидер не обязательно должен быть ярким и активным учеником, вполне возможно, спокойный и уверенный в себе школьник поведет за собой остальных. Твердость мнения, принципиальность, умение организовать одноклассников и смелость в высказывании своих мыслей, именно на такие черты вы должны обращать внимание.
  2. Проведите спортивно-игровой день в классе, предложив детям принять максимальное участие в его организации. Как правило, дети разберутся сами, кто именно будет главным и предстоящей работе. Посмотрите, кто именно вносит наиболее конструктивные предложения и настаивает на своем мнении больше всего.
  3. Проведите тестирование. Лучше всего делать его совместно с психологом. Однако даже небольшой тест, созданный вами самостоятельно и в виде игры, поможет получить определенные результаты. Например, вы можете приготовить «тайные анкеты», в которых будут содержаться вопросы: «С кем из класса ты бы поехал в путешествие?», «Кого бы ты позвал на свой день рождения?» и т.д. Лидер класса наверняка получит большинство голосов при ответах.
  4. Задайте школьникам прямой вопрос, попросив их самих назвать лидера. Внимательно наблюдайте за реакцией ребят. Большинство из них повернется в сторону этого одноклассника. А если один из учеников взял на себя смелость и тут же ответил вам, черты лидера в нем неоспоримы, даже если он указал на совершенно другого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Современная школа претерпевает сейчас изменения, поэтому руководитель должен обладать такими знаниями и качествами, которые бы позволяли эффективно управлять персоналом, что позволяло бы обеспечить ус...

Развитие лидерских качеств учащихся на основе патриотической работы в школьном музее

В настоящее время наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления. Лидерские качества становятся особенно актуальными для лю...

Система самоуправления класса, как одно из направлений воспитательной деятельности, способствующее формированию лидерских качеств гимназиста.

Высший орган самоуправления в классе – классное собрание. Мне очень понравилось, что для работы с классом в Гимназии отведён первый урок по средам, он внесён в расписание. Учитель и ученики могут...

Программа "Основы формирования лидерских качеств у подростков" НВ Дорогая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОбразовательная программа дополнительного образования «Основы формирования личностных качеств у подростков» культурологической направленности рассчитана на 1 год обучения для обуч...

Развитие лидерских качеств и навыков взаимодействия у школьников. Практикум для педагогов.

Презентация-собщениее, практикум к педсовету по теме: "Развите лидерских качеств и навыков взаимодействия у школьников"....

Рабочая программа «Основы формирования лидерских качеств у подростков»

Рабочая программа дополнительного образования «Основы формирования личностных качеств у подростков» культурологической направленности рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 13-17 лет...

Технология оценки качества образования и эффективности деятельности педагогов ОДОД ГБОУ школы № 297 Пушкинского района на основе метода педагогических измерений

Внутренняя система оценки качества дополнительного образования детей - система диагностических и оценочных процедур, реализуемых педагогами с целью мониторинга результатов реализации общеобразовательн...