Главные вкладки

    Развитие лидерских качеств и навыков взаимодействия у школьников. Практикум для педагогов.
    презентация к уроку по психологии

    Вальчук Оксана Викторовна

    Презентация-собщениее, практикум к педсовету по теме: "Развите лидерских качеств и навыков взаимодействия у школьников".

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    « Развитие лидерских качеств и навыков взаимодействия у школьников ». педагог-психолог Вальчук О.В.

    Слайд 2

    Психолого-педагогический подход Лидер и его признаки принадлежность к группе: он «внутри», а не «над» группой положение в группе: авторитет, высокий статус совпадение ценностных ориентаций лидера и группы, лидер отражает и выражает интересы группы воздейственность на группу: организация и управление группой при достижении групповых целей источник выдвижения лидера в группе Лидер – член группы, в наибольшей степени влияющий на формирование групповых интересов, выделившийся в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующий собственные потенциальные возможности в организации деятельности и общения.

    Слайд 3

    Особенности лидерства в детском коллективе своеобразие развития ребенка на той или иной возрастной ступени учение как преобладающим видом деятельности школьника ситуация лидерства (формальное/неформальное, временное/постоянное, одно/разновозрастная группа) заданность отношений с педагогами В ходе личностного продвижения в позицию лидера необходимо поэтапное прохождение фаз: личностное определение (позиционное и деятельностное) проблематизация в позиции лидера (какую проблему будет решать лидер) построение маршрута личностного продвижения овладение элементами деятельности и личной рефлексии

    Слайд 4

    Условия стимулирующие формирования лидерства в детском коллективе Обеспечение многообразия деятельности: в любой деятельности выдвигается свой лидер и организация временной группы позволяет практически каждому реализовать свой лидерский потенциал. Средство - исследовательская деятельность через деловые, ролевые игры, тренинги, биржи идей, практические занятия, организаторскую деятельность и т.п. Формирование коллектива (сотворчества), так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой. Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе. Включение в общественно полезную деятельность. Личность педагога-организатора, понимающего возрастные и индивидуальные особенности детей. Включение детей в систему аналитической деятельности (анализ взаимоотношений, ситуации после упражнения или игры).

    Слайд 5

    Технологии развития социальных, лидерских навыков Сюжетно-ролевая деятельность Метод дискуссии Мозговой штурм (сбор, генерирование новых идей без оценки) Ситуативный анализ/кейс-метод (проблемные, проектные ситуации) Тренинговые упражнения Самопрезентации

    Слайд 6

    Рекомендации учителям: Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо ( не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно) . Научите прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний . Оценивайте только поступки, избегайте «черно-белой» оценки. Признавайте право на ошибки. Думайте о детском банке счастливых воспоминаний. Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые. Ставьте себя на место ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

    Слайд 7

    Руководство по достижению консенсуса: 1. Подходите к задаче с позиции логики. Избегайте споров, в которых стараетесь доказать правоту собственных суждений. 2. Избегайте изменения своего мнения только для того, чтобы прийти к соглашению и не допустить конфликта. Поддерживайте только те решения, с которым вы можете согласиться, хотя бы отчасти. Избегайте таких конфликтов методом разрешения спорных вопросов, как-то: голосование, усреднение или торг при принятии коллективного решения. 3. Принимайте разницу во мнениях как нечто полезное, а не как помеху для принятия решения.

    Слайд 8

    Ориентиры для педагога/ экспертов как происходит разбивка на группы; как осуществляется работа в группах: а) какие виды поведения помогают или мешают процессу достижения согласия? б) вырабатывают ли участники какие-то правила для совместного принятия решения или действуют стихийно? в) кто участвует в процессе выработки решения, а кто нет? г) кто и как оказывает влияние на процесс принятия решения? один или два лидера? д) какова атмосфера в группе во время дискуссии? е) какие действия предпринимают участники группы для «протаскивания» своих мнений?

    Слайд 9

    Практика У каждой мини-группы будет своя задача. Время выполнения 5 мин (по истечении музыки) 1) Из отдельных фрагментов воедино собрать картину, её закрепить на ватмане и разместить флипчарте (дошк.подр) 2) Придумать и создать флаг на котором отобразить девиз, затем прикрепить на мачте (нач.подр) 3) Придумать и нарисовать герб, прикрепить на парусе (худ.-эстетич.кафедра) 4) Составить список ценностей, качеств, необходимых для ориентира в достижении цели (науч.-тех.кафедра) 5) Придумать и написать название корабля + обоснование своего выбора, прикрепить на борте корабля (кафедра ин.яз) 6) Сочинить и дружно спеть гимн (соц.-гум.кафедра) 7) Сочинить и зачитать напутственную речь (администрация)

    Слайд 10

    Оценка результатов работы Экспертиза - обсуждение итогов, затруднений, рефлексия. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы. Педагог только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности, конструктивно вести диалог, обращает внимание на ресурсы.



    Предварительный просмотр:

    1обложка

    2(лидер)Лидерские качества могут начать проявляться уже с 3х лет. Этот процесс опирается на биологический генотип, но большое влияние оказывает и социальный фактор. Зачастую лидерские качества и дети не всегда идут рука об руку с прилежанием. К тому же, самостоятельность, так присущая ребёнку-лидеру, очень часто кажется вызовом и не добавляет взаимопонимания. Появление лидера есть результат стечения места, времени и обстоятельств, при которых человек должен проявить нужные именно для данной ситуации качества таким образом, чтобы результат соответствовал ожиданиям группы.

    3(особенности)На начальном этапе работы, педагогу необходимо, прежде всего, выявить наличие и уровень развития этих качеств. Зачастую сами дети не подозревают о своих лидерских задатков до тех пор, пока не попробуют себя в конкретной деятельности. Чтобы сформировать у ребенка новую черту личности, прежде необходимо создать ситуацию проявления детской активности, в которой ребенок впервые пережил бы соответствующие данной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить, сделать устойчивой чертой.

    Толчком могут стать спортивные или интеллектуальные (командные или индивидуальные) игры-соревнования, требующие ловкости, точности, скорости движений или точности и скорости запоминания и воспроизведения информации. Начинать следует с самых элементарных игр, основной целью должно стать развитие у ребенка ощущения веры в собственные силы. Главное определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил и достижения успеха.

    4 (условия)Лидер и коллектив – понятия неразделимые! Поэтому оптимальные условия воспитания и становления личности лидера создаются в ученических группах (это самоуправление в классах), или общественное объединение в рамках школы. Различные виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиниться коллективной дисциплине и, в то же время, отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общими. В группе сверстников, где взаимодействие строится на равных, а статус и авторитет необходимо заслужить и уметь поддерживать, обучающийся вырабатывает необходимые коммуникативные навыки, партнёрские и лидерские качества.

    Отсюда возникает потребность в «ситуации успеха», которая может быть создана в ученическом коллективе.

    Особую роль в развитии лидерских качеств, в воспитании лидера играют так называемые коллективные творческие дела, разработка и реализация социальных проектов. То есть ни что иное, как различного рода мероприятия, которые придумываются, детально разрабатываются и проводятся обучающимися.

    Чтобы задуманные планы воплотить в жизнь, нужна команда единомышленников, и определённые условия, когда умения разных людей объединяются.  Лидер не должен брать на себя всё.

    Настоящим лидер будет только в том случае, если у людей возникло желание взять на себя ответственность что-то сделать, появился интерес.

    Отсюда следует, что за проведение КТДел не может отвечать один человек. Необходимо распределение обязанностей, разделение на отдельные, посильные задачи для каждого.

    Стимулирование в виде похвалы и оценки небольших достижений – ключ к дальнейшему продвижению вперёд.

    5(технологии)Важно создавать в учебном процессе проблемные ситуации, в которых происходит и развитие лидерских качеств, и овладение способами взаимодействия, направленными на открытие нового знания. «Проблемная ситуация» как средство содержит некоторую неопределенность, которая является мощным мотивационным импульсом, порождающим исследовательское поведение.

    Индивидуальный опыт в решении проблем более ограничен, чем групповой, так как ребенок использует способы, к которым он привык или которые ему удобны. Работая в группе, учащиеся обмениваются опытом решения проблем, тем самым обогащая его способами действия и проявляя лидерские качества. В группе ученикам представляется возможность выполнить определенную функцию, роль. Примерка разных способов достижения цели позволяет развить — гибкость.

    (6 рекомендации) Обучающиеся, входящие в состав группы, отличаются определенными способностями: одни могут предложить неординарные идеи, другие — способы их осуществления, третьи могут презентовать продукт деятельности, используя определенный подход. Главное, что, работая в таком режиме, у каждого ученика появляется возможность и подчинять себе, и быть подчиненным. В процессе исследовательской деятельности по мимо решения учебных задач происходит развитие и формирование исследовательских умений, демонстрация которых актуализирует социальные, лидерские качества каждого. Нельзя овладеть лидерскими качествами, созерцая их.

    В зависимости от учебной задачи урока исследовательские ситуации могут использоваться в ходе введения понятия, установления ассоциативных связей, накопления опыта, группового решения задач.

    Т.о. для нас важно

    • Построить оптимальное поле взаимоотношений, сотрудничества, занять позицию «рядом»
    • Использование как можно больше вариантов для активности.


    7(консенсус) Наша школа - огромный коллектив, у этого коллектива единая цель – повышение качества образования. Для достижения цели только личного мастерства отдельных педагогов недостаточно. Быстрота достижения цели определяется ещё и тем - умеете ли вы работать в команде. Командной игре)

    Успех приходит к тем, будь то человек, или команда кто ясно видит цель! Сегодня это метафорический образ, символ. Это корабль с наполненным попутным ветром парусами!


    У каждой мини-группы на столах свое задание, решение задачи ограничено
    5 минутами, по истечении, которых мы представим свои результаты.

    8 (ориентиры)Педагогам вне столов предлагаю побыть активными наблюдателями, обратить на следующие моменты внимание. В учеб.ситуации экспертом может быть как ребенок внутри каждой команды, так и может быть сформирована отдельная группа экспертов.

    Итак, музыка и 5 мин на решение!
    9(практика)

    1) Из отдельных фрагментов воедино собрать картину, её закрепить на ватмане и разместить флипчарте (дошк.подр)

    2) Придумать и создать флаг на котором отобразить девиз, затем прикрепить на мачте (нач.подр)

    3) Придумать и нарисовать герб, прикрепить на парусе (худ.-эстетич.кафедра)

    4) Составить список ценностей, качеств, необходимых для ориентира в достижении цели (науч.-тех.кафедра)

    5) Придумать и написать название корабля + обоснование своего выбора, прикрепить на борте корабля (кафедра ин.яз)

    6) Сочинить и дружно спеть гимн (соц.-гум.кафедра)

    7) Сочинить и зачитать напутственную речь (администрация)

    9 (оценка результатов)

    В соответствии с комплексным рассмотрением лидерства в группе личностных результатов, указанных во ФГОС, можно выделить такие лидерские качества как самостоятельность и личная ответственность, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками, способность находить выходы из спорных ситуаций, уважительное отношение к иному мнению, овладение навыками адаптации, принятие и освоение социальной роли, наличие эстетических потребностей, ценностей, отзывчивость, умение сотрудничать, работать творчески и на результат.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

    Современная школа претерпевает сейчас изменения, поэтому руководитель должен обладать такими знаниями и качествами, которые бы позволяли эффективно управлять персоналом, что позволяло бы обеспечить ус...

    Развитие лидерских качеств учащихся на основе патриотической работы в школьном музее

    В настоящее время наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления. Лидерские качества становятся особенно актуальными для лю...

    Развитие лидерских качеств у учащихся старшего подросткового возраста в рамках практико – ориентировочного проекта «Школа лидера»

    Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающ...

    Мастер-класс по лидерству «Развитие лидерских качеств»

    Лидерство – сложное и неоднозначное по составу элементов явление социальной психологии, включающее совокупность трех основных составляющих его компонентов (факторов...

    Концептуальный подход к развитию лидерских качеств у обучающихся

    Данный материал был использован на педагогическом совете "Работа с одарёнными детьми", а также на методическом объединении классных руководителей. Рассматривается понятие "лидер", основные качества ли...

    Развитие лидерских качеств подростка в объединении ООДО. Мастер-класс

    Пояснительная записка     Любые процессы, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на социализации подрастающего поколения. Это особенно касается подростков, поскольку они находятс...