Концептуальный подход к развитию лидерских качеств у обучающихся
статья по теме

Лубская Лилия Викторовна

Данный материал был использован на педагогическом совете "Работа с одарёнными детьми", а также на методическом объединении классных руководителей. Рассматривается понятие "лидер", основные качества лидера. Предлагаются рекомендации по развитию лидерских качеств у обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концептуальный подход к развитию лидерских качеств у обучающихся.

 педагог-организатор Лубская Л.В.

I. Теоретическая часть

        Социально-экономические изменения, происходящие в стране, востребовали человека нового поколения, хорошо образованного и информированного, независимого и активного, свободного и решительного. Это стимулировало социальный заказ на человека нового поколения – личность, которая смогла бы повести за собой.

Данная проблема особо актуальна в настоящее время, так как только социально-активная личность сможет выбрать необходимую индивидуальную траекторию развития, которая позволит в свою очередь молодому человеку определиться в жизни, найти своё место.

        Обратимся к трактовке понятий «Лидер» и «Лидерство». Сам термин «Лидер», согласно Оксфордскому словарю английского языка (1933г.), возник в XIII веке.

Современный психологический словарь предлагает для осмысления следующую трактовку понятия «лидер»: «Это субъект – член группы, за которым сами участники этой группы признают приоритет принимать значимо ответственные решения в онтологическо-субстанционально важных обстоятельствах – ситуациях. Лидер – это высоко рейтинговая, авторитетная личность, которая исполняет центральную роль в совместной деятельности индивидов и регулирует взаимосвязи и взаимоотношения в микрогруппах».

        В начале XX столетия проблема лидерства начинает вызывать к себе внимание. Термин «лидерство» происходит от английского слова to lead – вести. Отсюда дословно: лидер – ведущий, руководитель; лидерство (leadership) – руководство. Однако в научной литературе понятия «лидер» и «лидерство» трактуются чрезвычайно разнообразно: в соотношении «ведущий – ведомые», «оказывающий влияние», «преобладающий» - в животном мире и в сфере человеческих отношений.

С 1972 года «лидерство» внесено в реестр одарённости.

        Понятие «лидер» многогранно, и рассматривать его необходимо с разных точек зрения. Конечно, во всех исследованиях во главу угла ставится лидер как субъект деятельности (Н.С. Жеребцова, Е.Б. Моргунов, Д.Б. Парыгин, Л.И. Уманский и др.). Лидер – это субъект деятельности, который не только способен управлять собой, своими эмоциями и чувствами, но и умеет взять на себя ответственность в принятии какого-либо решения, отвечать за поступки других людей, готовый помогать им определиться в «море» информации и найти реальные варианты решения возникших проблем.

        Е.В. Бондаревская выдвигает следующее определение лидера: «Это всегда фактор сплочения и развития. Поэтому лидер должен обладать такими чертами, как энтузиазм, умение доминировать, уверенность в себе, ум. Стоит выделить и такие личностные качества, как уравновешенность, рассудительность, зрелость, сознание своего «Я», восприимчивость, интуиция, эмпатия, богатое воображение, способность избегать избыточных размышлений, желание помочь людям, терпимость к неопределённости».

        Основываясь на многочисленные теории и практические исследования можно выделить следующие  главные качества лидера:

1. Независимость.

(Подлинный лидер обязан быть независимым в своих суждениях и поступках)

2. Самостоятельность.

(Черта, близкая к независимости, но не являющаяся её полным синонимом. Самостоятельность предполагает умение принимать оригинальные решения там, где независимый человек может начать поглядывать по сторонам).

3. Чувство собственного достоинства.

4. Компетентность.

5. Широта взглядов.

6. Щедрость.

7. Деловая активность.

8. Личное обаяние.

9. Целеустремлённость.

10. Собранность.

11. Доброжелательность.

12. И т.д. и т.п.

Этот перечень легко можно продолжить. И всё в нём будет правильно, но список не будет полным, если мы не назовём главное качество лидера, тем или иным краем охватывающее все остальные.

Имя этому качеству – умение управлять.

Это качество распадается на три составляющие:

- умение организовать коллектив;

- умение зажечь его генеральной идеей;

- умение направлять.

        Основываясь на исследованиях С.А. Анциферовой, А.В. Волохова, Я.Л. Коломинского, Р.Л. Кричевского и др., в качестве критериев становления личности лидера можно выдвинуть следующие: когнитивный, креативный, статусно-компетентностный.

Критерии и их показатели в процессе становления личности лидера

Критерии

Критериальные показатели

1

2

Когнитивный

- интерес к организаторской работе, субъективная сторона лидерства

- желание и готовность брать на себя функции организатора

- способность лидера к созданию в группе атмосферы согласованности и сплочённости в условиях спортивной деятельности

- положительная мотивация

Креативный

- поиск нестандартных решений, умение и стремление к разрешению конфликтной ситуации

- интеграция интересов группы

- регулирование отношений в группе, способность создавать благоприятный климат

- коррекция деятельности группы, ориентирование в ситуации

- уверенность в себе и принятие самого себя

- появление желания к раскрытию своих потенциальных возможностей и стремлений, к субъективной самореализации в рефлексии достигнутых результатов, заложенных генетически и приобретённых вместе с социальным опытом

Статусно-компетентностный

- принятие лидера группой

- делегирование лидеру полномочий

- эмоциональный статус лидера

- референтность (зависимость от других людей)

- психологический такт

- самоуважение; желание самореализоваться

- наличие у лидера таких качеств, как самостоятельность, инициатива, ответственность, способность убеждать, быть первым, самоуважение, отношение к себе как к личности, достойной уважения и имеющей свою точку зрения.

Таким образом, лидерство – есть ни что иное, как высший уровень социальной активности личности. Лидер – это человек действия, которого отличают предприимчивость, инициатива, живой характер, умение общаться с людьми, конкурентоспособность, самореализованность.

        Цель педагога в работе с потенциальными лидерами создать ситуацию (внешнюю и внутреннюю), которая стимулирует лидерский потенциал воспитанников. Конструирование поля лидерства предполагает:

  • Построение оптимального поля взаимоотношений в группе, с группой и с лидером;
  • Создание в группе обстановки сотрудничества, сотворчества, позицию педагога «рядом и впереди»;
  • Использование вариантов и элементов методик коллективных творческих дел и деловых игр.

Изучение и анализ философско-психологических аспектов становления личности лидера позволяет сделать следующие предварительные выводы:

  1. Правомерно утверждение «Лидерами не рождаются, лидерами становятся». Воспитание личности лидера происходит в течение всей жизни. Оно представляет собой неравномерное развитие как внутренних, так и внешних сторон личности, что влияет на её развитие, её внутренний потенциал. Сам процесс становления «Я-позиции» протекает успешнее в том случае, если обучающиеся занимают активную жизненную позицию, благодаря чему проявляются все внутренние качества личности как активного участника воспитательного процесса. Этот процесс опирается на биологический генотип, но большое влияние оказывает и социальный фактор. Необходимой частью воспитательного процесса является создание условий для педагогической поддержки воспитания личности лидера.
  2. Проблема лидерства многогранна и многоаспектна. Ей посвящено много различных теорий, изучающих как непосредственно сам процесс лидерства, так и личность, которой присущи качества лидера. По своей сути этот процесс диалектичен. Он ориентирован на длительную перспективу обретения ценностей и смыслов жизни и реализуется за счёт изменения себя, путём большого труда по устранению своих недостатков.

     3. Кроме того, рассматривается вопрос определения ключевых моментов в       воспитании личности лидера. Оно осуществляется тремя структурными единицами «значимого другого», а именно:

- «значимого себя» («Я в других»): мои переживания актуальны и информативны, я могу творить. Это ролевая функция «генератора идей»;

- «значимого другого» («Они во мне»): мой авторитет и подготовка значимы для них. Я для них – лидер. Это ролевая функция «лидера»;

- «значимых других» («Я в других для себя и для них»): мои действия и образ мыслей значительны, и, решая совместные проблемы, я могу себя развивать. Это ролевая функция «организатора».

II. Практическая часть

На протяжении ряда лет я являлась участником окружной «Школы Лидера», а также принимала участие со своими воспитанниками в окружном семинаре-конкурсе лидеров детских и молодёжных общественных объединений «Будущее Ямала» - регионального  этапа Всероссийского конкурса «Лидер XXI века»  в городе Тюмень. Организационный комитет данного мероприятия представляли специалисты Департамента по молодёжной политике Ямало-ненецкого автономного округа. В тренерский состав данных масштабных мероприятий входил Дмитрий Викторович Сергеев – руководитель тренерской команды Национального Совета молодёжных и детских объединений России. Именно здесь  в совместном диалоге были определены критерии для лидера, то есть те неотъемлемые качества, которыми должен обладать человек-лидер (я позволю себе повториться):

1. активная жизненная позиция

    ответственность за свои слова, действия, поступки

2. наличие организаторских способностей

3. умение работать в команде

4. наличие знаний (по разным направлениям)

5. желание и готовность учиться

6. уровень общей культуры

7. способность придумывать новое

8. навыки речи

Мы не случайно акцентировали внимание на основных качествах, которыми должен обладать настоящий лидер. Ведь именно они являются для педагога основными ориентирами для построения правильной работы с обучающимися, воспитанниками в данном направлении. Поэтому, на начальном первом этапе работы по развитию лидерских способностей, педагогу необходимо, прежде всего, выявить наличие и уровень развития этих качеств, а затем создать благоприятные стимулирующие условия для их дальнейшего развития. Зачастую сами дети не подозревают о наличии у них лидерских задатков до тех пор, пока не попробуют себя в конкретной деятельности.

Работа с лидерами начинается, прежде всего, с первичной диагностики. Помимо первого впечатления от общения с ребятами, личных наблюдений, необходимо установить тот потенциал, которым они обладают. В своей практике я применяю определённый набор диагностических инструментов (методик). О них мы поговорим в рамках  методического объединения классных руководителей.

        Изученная педагогическая литература, а также  личный семилетний опыт работы с подростками-лидерами позволяет утверждать: Лидер и коллектив – понятия неразделимые! Поэтому оптимальные условия  воспитания и становления личности лидера создаются в ученических группах (будь то класс, как основная структурная единица (самоуправление в классах), или общественное объединение в рамках школы - общешкольное ученическое самоуправление), образующих специализированную социальную среду, где самоорганизация и самоопределение помогают обучающемуся безболезненно адаптироваться к современным условиям. Различные виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиниться коллективной дисциплине и, в то же время, отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общими. В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных, а статус и авторитет необходимо заслужить и уметь поддерживать, обучающийся вырабатывает необходимые коммуникативные навыки, партнёрские и лидерские качества. Сознание групповой принадлежности, солидарности формирует чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, ответственности за себя и других.

        Благодаря специфическим особенностям воспитывающей среды объединения - класса (В.К. Григорова, Е.И. Тихомирова) у обучающихся появляется уверенность в себе и своей уникальности, признание собственной ценности.

        Особенно в подростковом возрасте у обучающихся появляется стремление добиться наивысшего успеха, реализовать свои потребности. На первый план выходит юношеский максимализм, поэтому ставятся близкие цели – «здесь и сейчас». Отсюда возникает потребность в «ситуации успеха», которая может быть создана в ученическом коллективе, объединении как микросоциуме, цель которого – гармоничное развитие личности и создание благоприятной базы для «самовыстраивания» личности лидера».

        Организация самоуправления в классе как раз даёт обучающимся такую уникальную возможность попробовать себя в различных видах деятельности.

Ранее уже говорилось о том, что особую роль в развитии лидерских качеств, в воспитании лидера играют так называемые КТД – коллективные творческие дела, а согласно современным тенденциям - разработка и реализация социальных проектов. То есть ни что иное, как различного рода мероприятия, которые придумываются, детально разрабатываются и проводятся самими ребятами.

Первоначально мы можем столкнуться с такой проблемой, что у обучающихся не проявляется инициатива. В своей практике я сталкивалась с этим не раз.  Здесь на помощь должен прийти педагог. Необходимо в доступной форме рассказать воспитанникам о том, какие формы проведения мероприятий существуют, в чём заключается их специфика. Познакомить с основами социального проектирования, основными этапами создания проекта. Пояснить, что можно комбинировать, сочетать разные формы воедино. На этом этапе уместно знакомство с таким методом коллективной работы, как мозговой штурм. Данный метод можно применять как на этапе планирования формы мероприятия, так и на других этапах: название мероприятия, где и с кем его проводить, кого пригласить.

Чтобы задуманные планы воплотить в жизнь, нужна команда единомышленников, и определённые условия, когда умения разных людей объединяются.  Лидер не должен брать на себя  всё.

Настоящим лидер будет только в том случае, если у людей возникло желание взять на себя ответственность что-то сделать.

Это значит, что обучающиеся, члены команды заинтересовались.

Отсюда следует, что за проведение КТД не может отвечать один человек. Необходимо распределение обязанностей. Подобные вопросы решаются на классных часах, в других случаях – это могут быть организационные встречи инициативной группы.

Возьмите проблему, которая кажется неразрешимой, и разделите её на отдельные, посильные задачи, тогда у ваших ребят - воспитанников неизбежно возникнет  уверенность, которую можно выразить следующим образом: «Ладно, с этим я справлюсь». (Например: «Я буду рисовать кружочки…», «Я изготовлю пригласительные…» и т.д.).

Немаловажный момент - вы должны рассказать ребятам даже о небольших достижениях, чтобы они поверили в успех, и захотели снова  проявить свою активность. Стимулирование в виде похвалы и оценки пусть небольших, но достижений – ключ к дальнейшему продвижению вперёд.

Древнекитайский поэт Лао Цзы (5 век до н.э.) так описывал качества лидера:

Лучший лидер – это тогда,

Когда люди едва осознают, что он есть;

Не слишком хороший – когда они

Подчиняются и поклоняются ему;

Плохой, когда люди презирают его;

Но тот хороший лидер, кто мало говорит,

А когда работа сделана, цель достигнута,

То все говорят: мы сами это сделали.

Существует ещё немало аспектов в работе с лидерами, которые невозможно рассмотреть в рамках одного выступления. (например тема, которая на мой взгляд интересна классным руководителям: «Официальный и неформальный лидер классного коллектива»). Поэтому в заключении необходимо отметить, что работа с лидерами многогранна и многоаспектна. Зачастую приходится работать с ребятами, у которых не столь ярко проявляются лидерские задатки, но есть желание и стремление делать что-то полезное не только для себя, но и для других  - окружающих. Главное в работе по развитию лидерских способностей обучающихся заключается в личной заинтересованности, как педагога, так и обучающихся, системности подхода и создании благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала воспитанников, то есть дать им возможность проявить себя.

Завершить я хочу цитатой из книги   Игоря Ларина и Марины Беловодской  «Азбука лидерства»:

«В каждом из нас живёт лидер, и плохо, если он скован. Отпустить его на свободу – значит волшебным образом изменить свою жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста

Конспекты и тематическое планирование  уроков, с домашними заданиями и контрольными работами. По материалам учебного пособия под редакцией Дубровиной. Можно использовать в качестве элективного ку...

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Современная школа претерпевает сейчас изменения, поэтому руководитель должен обладать такими знаниями и качествами, которые бы позволяли эффективно управлять персоналом, что позволяло бы обеспечить ус...

Развитие лидерских качеств учащихся на основе патриотической работы в школьном музее

В настоящее время наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления. Лидерские качества становятся особенно актуальными для лю...

Развитие лидерских качеств у учащихся старшего подросткового возраста в рамках практико – ориентировочного проекта «Школа лидера»

Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающ...

Мастер-класс по лидерству «Развитие лидерских качеств»

Лидерство – сложное и неоднозначное по составу элементов явление социальной психологии, включающее совокупность трех основных составляющих его компонентов (факторов...

Развитие лидерских качеств подростка в объединении ООДО. Мастер-класс

Пояснительная записка     Любые процессы, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на социализации подрастающего поколения. Это особенно касается подростков, поскольку они находятс...

статья "Концептуальный подход к развитию лидерских качеств у обучающихся"

laquo;В каждом из нас живёт лидер, и плохо, если он скован. Отпустить его на свободу – значит волшебным образом изменить свою жизнь».«Азбука лидерства»...