Программа уроков психологии для 5 класса
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему

Программа уроков психологии для 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  УРОКОВ ПСИХОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ.

       

 Во время обучения в средней школе учащиеся проходят важнейший для развития человека подростковый кризис. Характер прохождения кризиса влияет на другие виды деятельности, в том числе и учебную. Успешность учебы и возможность нормального обучения в школе зависят теперь не только от интеллектуального развития ученика или его личностных качеств, сколько от того, насколько он способен справляться с глубокими внутренними переживаниями. Подростки открывают свой внутренний мир, стремятся изучать его, открыты самопознанию, в связи с этим уроки психологии включают в себя развитие рефлексии, умения вести внутренний диалог, изучение палитры человеческих чувств и эмоций, навыков владения ими и социально приемлемыми формами самовыражения.

Так же следует обратить внимание на то, что для более эффективного психического развития подростка процесс обучения  должен быть дополнен процессом целенаправленного формирования вербально – личностных когнитивных структур, осуществляющих сложные формы интеллектуальной деятельности и, прежде всего, отвлеченного, абстрактного мышления. С этой целью в структуру урока будут включены задания на развитие мышления учащихся.

 Основные цели программы:

  1. улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья учащихся;
  2. развитие самосознания и самоисследования у учеников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
  3. изучение психологических закономерностей механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более гармоничного общения с окружающими людьми;
  4. содействие процессу личностного развития.

 В ходе реализации программы будут решаться следующие задачи:

 - овладение социально-психологическими знаниями;

 - развитие способности познания себя и других людей;

 - формирование положительной  Я- концепции.

 В программу включены элементы социально – психологического тренинга.

Учебно – тематический план на семестр.

Наименование темы

Количество занятий

I.

Ориентировочные занятия.

5

1.

Вводный урок. Инициация

1

2.

Каков я на самом деле.

1

3.

Кто Я?

1

4.

Моя индивидуальность.

1

5.

Моё мнение.

1

Урок №1 Тема: Введение в курс уроков по психологии.

Приветствие. О психологии.  Правила группы. Анкетирование. Сказка. Три испытания – сила Воли, сила Ума, сила Добра. Завершение фразы. Итог.

Урок № 2. Тема: Каков я на самом деле.

Разминка. Пожелание на день. Имя и одно свое положительное качество. Разминка внимания – «Называйте и считайте». Тест на самоопределение. Обработка – зачитывание результатов.

 Урок № 3. Тема: Кто Я? 

Разминка – счет до 10. Кто я? – представление о себе самом и других о тебе. Ласковое слово. Приятно сказать. Упражнение «Я» - рисунок. Итог.

Урок №4. –  Тема: Моя индивидуальность.

  Разминка «Ассоциации». Упражнение «Легкие пути ведут в тупик».      Релаксационное упражнение – «Здравствуй Я, мой любимый!». Рисунок «Мой портрет в лучах солнца». Упражнение «Все мы». Записки. Итог.

Урок №5. – Тема: « Моё мнение».

 Разминка – «Никто не знает, что я…». Говорящая надпись.  Упражнение «Чего вы хотите достичь?». Анкета «Мнение». Итог.

Урок №6. – Тема: «Точка опоры».

 Разминка – «Скажу откровенно..». Точка опоры. Упражнение «Эмиграция». Расслабление «Маяк». Проективный рисунок. Итог.

Урок №7. – Тема: «Чувство собственного достоинства».

Разминка «Хвасталки». Пожелания.  Мои достоинства. Обратная связь. Уступки.

Урок №8. – Тема: «Уверенное и неуверенное поведение».        

Разминка. «Моё поведение». «Зеркало». «Город уверенности». Круг уверенности. Завершение «Сегодня я понял…».

Урок №9. – Тема: «Мои права и права других людей».

«Продолжи предложение (Я словно птичка…)». Атомы. Мои права. Индивидуальное восприятие. Мой герб.

Урок №10. – Тема: «Просьба».

Приветствие. Список прав. Упражнение «Чемпионат». «В центре внимания».Записки. Итог.

Урок№11. – Тема: «Я в своих глазах и в глазах других людей».

Пантомима «Подарок». «Надпись» (к упр. в уроке №5)- изменения. Послание самому себе. Ассоциация. Приятный разговор. Листок за спиной. Завершение.

 

 Урок №12. – Тема: «Эмоции и чувства».

 Разминка «Пальцы». Беседа про эмоции. «Имена» чувств. Упражнение «Зеркало». Работа с карточками «Эмоции» и «Многоликость чувств (Фопель3).

Урок №13 – Тема: «Обида».

Разминка – «Антоним». Рисунок «Детская обида». Обсуждение. Незаконченная фаза «Я обижаюсь тогда, когда…». Создание копилки обид.

Каруселька « Что надо делать с обидами?». Итог – прощение обиды

Рассказ « 7 по 7» (если успеваем).

Урок №14 – Тема: «Злость».

Разминка – «Угадай выражение лица». Беседа о состоянии, что происходит, что чувствует человек, который злится, чего не может в этот момент делать и на что способен. Упражнение «Куда уходит злость» (односторонние резкие высказывания) – трансформация в «легкие клубы пара». Упражнение «Горячий стул» (1-2 ученика).  Упражнение «Тух – тиби - дух».

Урок №15 – Тема: «Как справиться с плохим настроением».

Разминка – «Какого я цвета?». Твое настроение ( самоанализ). «Чувствую себя хорошо!» (5 ситуаций в тетрадке – ресурсные состояния). Аукцион « Как справиться с плохим настроением». Методы саморегуляции.  Итог.

Урок №16 – Тема: « Мои слабости».

 Разминка – Комплименты. «Под микроскопом». Упражнение «Принимаю ответственность на себя». Расслабляющая настройка « Я – центр воли». Итог.

Урок № 17 – Тема: « Мои проблемы».

Игра «Вопрос». Обсуждение понятия «Проблема». Обмен мнениями по решению типичных проблем (копилка решений). Упражнение «Свое пространство». Упражнение «Победи своего дракона» (рисунок и история о том, как они справились с трудностями). Записки в бутылку.

Урок № 18 – Тема: « Мотивы наших поступков».

Разминочная игра – предложения для завершения. Каруселька « Осознание мотива»  три группы с ситуациями. Упражнение «Мотив своего поведения». Благодарность без слов. Записи в тетрадях – примеры поступков с разными мотивами ( любопытство и мотив завоевания внимания другого человека).

Итоговые выводы – на доске.

Урок № 19 – Тема: «Люди, значимые для меня».

Рисунок трех значимых людей. Обсуждение. Упражнение «Слепой и поводырь». Упражнение «Мой идеал». Карточки «Откровенно говоря….»

Итог.

Урок № 20 – Тема: «Эффективные приемы общения».

Разминка – «Испорченный телефон». Тест «Какой я в общении?». Задание – в группах обсудить и записать все важные умения для ведения беседы. Обсуждение. Упражнения – иллюстрация «Передай другому»(невербальное), «Что помню?» (наблюдательность), «Спина к спине» ( умение слушать другого). Обсуждения – вывод.

Урок № 21 – Тема: «Эффективные приемы общения».

Пересказ текста. Вывод - потеря информации и ее искажение. Творческое задание – «Как развивать свою коммуникабельность?» ( в тетрадях/группе).

В парах – разыгрывается ситуация «Гость», «Новый ученик», «Обед  в гостях». Упражнение «Найди свою пару».

Урок № 22– Тема: «Эффективные приемы общения».

Лестница моего настроения (разминка). Упражнение «Инопланетяне». (портрет моего земляка).  Упражнение «Спецкорр». +

Урок № 23 – Тема: «Я тебя понимаю»

Приветствие «Твое будущее».  Упражнение «Понимание» (раздать карточки с именами участников). Обсуждение в кругу. Упражнение « Мы с тобой одной крови» В тетради – записать все те черты сходства с тем человеком, за которым наблюдали (не внешние, а качественные характеристики). Обсуждение с партнером – взаимный анализ. Итоги урока.

Урок № 24 – Тема: « Я тебя понимаю».

Групповая работа - типы общения. «Круг моего общения» – работа с табличками.  Обсуждение работ. Упражнение «Я тебя понимаю» - описание состояния выбранного ученика, затем группа по описанию называет его.  Д.з.- Новые знакомые» (знакомство с 2 новыми людьми, установление контакта).

Урок № 25 – Тема: « Взаимопомощь».

Разминка «Восковая палочка». Упражнение«Спасательная акция». Упражнение «Друг для друга».   Видеопрезентация «Улыбка». Доброе слово (благодарность за работу участникам).

Урок № 26 – Тема « Поведение и культура».

Разминка «Рифма – фифма». . Полевое задание – в группах составить портрет культурного / некультурного человека. Анализ и сравнение. Примеры. Итог.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Урок №27 – Тема « Поведение и культура».

Полевое задание портрет «Наша группа» - коллективный коллаж (рисунок). Обсуждение и вычленение тех моментов, которые обсуждались в уроке №26.

Урок № 28 – Тема «Творческая личность».

Аэробус (разминка). Коллективная сказка.  Апельсин (всевозможные качества на время). Упражнение «Творческие силы». – а)10 признаков (в тетради), б) групповое обсуждение и на доске – «Портрет творческой личности», в) самооценка по портрету участниками.

Урок № 29 – Тема «Творческая личность». Звук и смысл.

«На что похож этот звук?» - включение творческого потенциала. Упражнение «Неоднозначие» (работа с музыкальными отрывками). Обсуждение и вывод – неоднозначность восприятия и «неоднозначие мира переживаний участников группы.

Урок № 30 – Тема «Творческая личность». Самовыражение.

Инопланетный стих (а) плавный, гармоничный б)монотония в) веселое, где есть смешное сочетание звуков. Упражнение «Шедевр». Упражнение «Дуэт».

Урок №31 – Тема «Как достичь цели».

Разминка – «бегущие огни». Настройка – «По секрету» (модерация как вариант). Упражнение «Принцип» а) расслабление; б) вкючение воли; в) шаги к цели; г) неудача. Обсуждение. Итог – «Думаю, я буду применять….».

Урок № 32 – Тема «Звездная карта моей жизни».

 Упражнение «Моя профессия каракук». Вычление основных видов деятельности. Обсуждение. Беседа «О выборах». Упражнение «Должен или выбираю?».

Урок № 33 – Тема «Звездная карта моей жизни».

 Упражнение «Прошлое, настоящее, будущее». Круг нашей жизни. Изготовление «звездной карты моей жизни». Завершающее упражнение «Чемодан в дорогу».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Уроки психологии» для учащихся 10 класса

На уроках,  учащимся даются основные понятия общей психологии в доступной форме, психологические тесты, советы по снятию стресса.Последнее занятие посвящено снятию стресса и релаксации, уча...

Рабочая программа по психологии 6 класс

Рабочая программа по психологии для 6 класса составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной ...

Программа уроков психологии для старшеклассников

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях является актуальной и важной задачей образования. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, способность...

Программа Занимательная психология 6 класс

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жиз...

Рабочая программа педагога-психолога 5 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки общения» для учащихся 5 классов...

Рабочая программа педагога-психолога 6 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки общения» для учащихся 6 классов ...

Рабочая программа педагога-психолога 7 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки общения» для учащихся 7 классов ...