Преемственность школы и ДО
материал по психологии на тему

Скворцова (Алексеева) Марина Александровна

Трансляция опыта МАОУ СОШ№38, Дошкольное отделение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost_po_fgos.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

«Преемственность ДО и школы в МАОУ СОШ№3 г.Тюмени»

Завершение дошкольного периода и  поступление в школу – это   сложный и ответственный этап  в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В.А.Сухомлинский).

         На вопрос: «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы?», учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым,  уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования.

         Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям,  
стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что  это и будет залогом их успешной учебы.

Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.     

        Вот почему построение преемственности между детским садом и школой сегодня  требует нового подхода.

Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.

Цель преемственности  – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Именно с выходом федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и ФГОС дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.

Задачи вы можете увидеть на слайде.

Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.

Цели ФГОС ШО являются как бы продолжением  целей, поставленных  ФГОС ДОтдел:

Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, особое значение приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий.

Согласно ФГОС УУД -  совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности.

В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы  универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный

На основе четырех блоков мы проводим диагностику в течение всего учебного года. (1-4 классы) Циклограмма.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДО и школы.

Формы осуществления преемственности

 1. Работа с детьми:

 •         Занимательное путешествие по школе;

 •         посещение школьного музея, библиотеки;

•         знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

 •         участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

•         выставки рисунков и поделок;

 •         встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада ;

 •         совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников(Спартакиада «Связь поколений»(спортивные соревнования между воспитанниками ДО и 1 кл);

 •         посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе («Здравствуй, малыш!» подготовка к школе, организованная учителем, набирающим будущий первый класс ).

 Проект «Счастливые дети, счастливое будещее!»

  2. Взаимодействие педагогов:

 •         совместные педагогические советы (ДО и школа, совещание при директоре по адаптации первоклассников); МО «Начальных классов» Круглый стол «Планирование учебно-воспитательной работы на следующий учебный год. Работа по преемственности школы и ДО МАОУ СОШ №3»

 •       Дополнительные образовательные услуги, которые предоставляются в ДО, проводят учителя школы («Мини-футбол», музыкальные занятия в учителем музыки)

 •         Педагогическая акция «Навстречу друг другу» (посещение воспитателями уроков в школе, учителей-занятий ДО);

 •         проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

 •         Медицинский осмотр

 •         педагогические и психологические наблюдения.

 Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

  3. Сотрудничество с родителями:

 •         консультации с педагогами ДО и школы;

 •         встречи родителей с будущими учителями (Родительское собрание в подготовительной группе «Ваш ребенок идет в школу»;

 •         дни открытых дверей (форум «Большая перемена»);

 •         творческие мастерские (Родительница проводит кружок вязания крючком для девочек 1-4кл);

 •         анкетирование;

 •         визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.).

Сейчас мы предлагаем вам разделиться на три группы и выполнить следующее задание. Предлагаем вам разработать, придумать проект или комплекс мероприятий по взаимодействию детского сада и школы. У каждой группы будет свое направление.

Что должно быть у вас представлено на слайде.

Подводя итог,  можно сказать, что осуществление деятельности по ФГОС в ДО и школе тесно связано между собой.

Только совместными усилиями мы сможем преодолеть все трудности, возникающие при переходе из детского сада в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация линии преемственности между школой I и II ступени в образовательной системе «Школа 2100».

Данный материал представляет собой выступление на педагогическом совете по вопросу преемственности обучения между школой I и II ступени...

Модель сетевого взаимодействия «Детский сад + школа». Система работы по обеспечению преемственности «Детский сад + школа» в условиях реализации ФГОС.

Королева Н.С., Шестопалова Л.А., Фомина А.С.Стандарты второго поколения одной из приоритетных задач определяют преемственность в обучении. Обеспечение преемственности позволяет решить проблему адаптир...

План мероприятий по преемственности школа-детский сад

План мероприятий по преемственности МОУ Уральская СОШ - МДОУ детский сад "Теремок"...

Презентация педагогического проекта "Реализация развития художественно-творческих способностей обучающихся средствами коллективного музицирования в системе преемственности «школа искусств - колледж"

Раскрытие сущности и содержания преемственности развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках коллективного музицирования......

«Реализация развития художественно-творческих способностей обучающихся средствами коллективного музицирования в системе преемственности «школа искусств - колледж»

В проекте раскрыты: Проблемы преемственности  как непрерывного процесса воспитания и обучения, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода. ...

Психологическое сопровождение процесса обучения в условиях преемственности школы-сада

Преемственность в образовании это тема, которая волнует не только педагогов, администрацию образовательного учреждения, но и родителей. Каждому родителю хочется, что бы его ребенку было комф...

Психологическое сопровождение процесса обучения в условиях преемственности школы-сада- ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Преемственность в образовании это тема, которая волнует не только педагогов, администрацию образовательного учреждения, но и родителей. Каждому родителю хочется, что бы его ребенку было комф...