Особенности перехода из начальной школы в среднюю
материал по психологии на тему

Суббач Яна Игоревна

Особенности мотиваации, развития познавательных процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_bukleta.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Какие же общие умения важны для успешного обучения к концу 4 класса?

1.    слушать учителя;

2.    выделять главную мысль сообщения;

3.    связно пересказывать содержание текста;

4.    отвечать на вопросы к тексту;

5.    ставить вопросы к тексту;

6.    делать содержательные выводы на основе полученной информации;

письменно выражать свою мысль;

7.     привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);

8.     адекватно оценивать результаты собственной работы.

Большинство этих умений опирается на мыслительные способности:

·       умение сравнивать и находить общее и различное;

·       умение выделять главное,

·       отличать существенное от несущественного,

·       делать логические заключения и выводы.

Мотивация:

В четвертом классе у ребенка окончательно закрепляется мотивация к школе.

·       Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.

·       Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.

·       Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.

Рекомендация: контролируя ученика, не забывайте хвалить почаще.  Только успех порождает новый успех. А для этого он должен верить в свои силы, знать, что самоценен.

Общение:

  1. Неустойчивость контактов.
  2. Эмоциональность.
  3. Зависимость от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.
  4. Разрыв между мальчиками и девочками.
  5. Взаимосвязь общения с деятельностью ребенка.

Переход из начальной школы в среднюю

Факторы, влияющие на процесс адаптации.

• Смена учителя.

Множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками.

Появление новых предметов. Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца через два, а иногда и позже.

Новые требования. Выпускники начальной школы представляют себе, что новые требования будут заключаться в том, чтобы «хорошо учиться», «ходить в школьной форме». На деле оказывается, что от пятиклассников требуется умение организовать свою работу на уроке, анализировать, делать выводы и обобщения, писать рефераты, работать с дополнительной литературой, а также владеть еще многими общеучебными умениями и навыками.

• Отсутствие постоянного кабинета. Отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количества вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта.

• Смена позиции. В начальной школе четвероклассники – старшие, и дети это ощущают на каждой перемене, во время проведения совместных праздников и мероприятий. Попав в старшую школу, пятиклассники становятся младшими и сразу чувствуют свою незащищенность.

Если не учитывать этих факторов, не смягчать их определенным образом, то процесс адаптации детей в 5 классе может стать более сложным и длительным.

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Физиологические изменения

Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания.

Неуверенность в себе

Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий.

Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.

Личные проблемы

Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д.

Отсутствие способностей

Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.

Отсутствие интереса

Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает,  как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
  2. Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.
  3. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
  4. Помогите ребенку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.
  5. Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.
  6. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть домашних заданий на продленке.
  7. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

Основные требования к будущему пятикласснику:

·               умение учиться, организовать себя;

·               развитие учебной мотивации, интересов;

·               навыки сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

·               умение добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам;

·               необходимый уровень развития познавательных процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ

Всякий раз, приступая к работе в 5 классе, меня волнуют вопросы: Какие дети в классе? Как мыслят? Что будет им легко, что трудно? Огромная аудитория  девчонок и мальчишек - они ждут, каким ...

«ВРЕМЯ КРИЗИСА. ПЕРЕХОД ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ»

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития. Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важн...

Статья "Адаптация пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю школу"

Памятка для родителей пятиклассников в период адаптации...

Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднее звено).

Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период. Задача классного руководителя - разобраться в том, что происходит на данном этапе с детьми, с какими проблемами они сталкивают...

Статья "Адаптация обучающихся школы-интерната при переходе из начальной школы в среднюю"

В статье рассматриваются причины возникновения трудностей в период перехода с обучения в младшей школе в среднюю в условиях школы-интерната, выявляются факторы, способствующие безболезненной адап...