тренинговое занятие на формирование антисуицидального поведения в подростковой среде
тренажёр по психологии на тему

Дмитриева Виктория Николаевна

данное занятие помогает: 

 - информировать подростков о причинах  суицидов;
- формировать негативное отношение к суициду как способу решения проблем;
- учить подростков распознавать признаки суицидального поведения сверстников и оказывать им помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации;
- формировать уверенность в себе и позитивный взгляд на преодоление жизненных трудностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon тренинг "Коридор безопасности"42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие для подростков

по профилактике суицидального поведения

«Коридор безопасности».

Цели: - информировать подростков о причинах  суицидов;

- формировать негативное отношение к суициду как способу решения проблем;

- учить подростков распознавать признаки суицидального поведения сверстников и оказывать им помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации;

- формировать уверенность в себе и позитивный взгляд на преодоление жизненных трудностей.

Оборудование: просторное помещение, стулья по количеству участников, шариковые ручки, стикеры, доска, мультимедийное оборудование, карточки с критериями безопасности, разноцветные воздушные шары.

Количество участников: от 15 до 30 чел.

Время : 60 мин.

Ведущий: педагог-психолог.

Ход занятия.

Учащиеся садятся напротив друг друга в два ряда, образуя посередине подобие «коридора».

Ведущий: Здравствуйте!  Наше занятие называется «Коридор безопасности». Как вы думаете, о чём оно будет? Какие у вас возникают ассоциации?

(Участники высказываются).

Сегодня мы будем говорить о жизненных трудностях и способах их решения. А ещё о том, как помочь другу, если он оказался в трудной жизненной ситуации и решился на самое страшное — суицид.

Я не случайно посадила вас таким образом. Представьте себе, что это «жизненный коридор», по которому должен пройти человек определённый отрезок своей жизни.  Например, период школьной жизни с 1 по 11 классы, т. е. с 7 до 18 лет.

Мне нужен помощник.

(Из желающих выбирается один участник; он становится в начале «коридора»).

Какие трудности могут встретиться на этом отрезке жизненного пути?

Примечание! Это могут быть не только школьные трудности.

частники записывают трудности на стикерах и приклеивают их на пол по всему «коридору»).

Ведущий: (зачитывает вслух). Ну, что, Маша, страшно?  Как ты будешь преодолевать эти препятствия?

аша пытается найти решение каждой трудности).

Ведущий: Итак, мы видим, что все эти проблемы вполне решаемы. Тогда почему же некоторые ваши сверстники-мальчики и девочки -  не видят выхода из трудной ситуации и решаются на самоубийство?  Как вы думаете?

(Учащиеся высказываются).

Для того, чтобы понять и удержать друга или знакомого от самоубийства, надо владеть информацией и немного разбираться в человеческой психологии.

Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, нам нужно, во-первых, чтобы нас любили, и , во-вторых, нам нужно хорошо к себе относиться.     

Потому что от того, как мы к себе относимся, зависит наше поведение.  А поведение каждого человека имеет свою цель, т. е.наши поступки не происходят «просто так».

Что же такое «потребность в любви»? (Учащиеся высказываются).

Потребность любви — это:

- потребность быть любимым;

- потребность любить;

- потребность быть частью чего-то.

Если эти три «потребности» присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизненными проблемами.

Подросткам, которых не любят, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчёмность, одиночество, отверженность.  Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Оттого что самооценка снизилась, даже те проблемы, которые раньше решались запросто, теперь становятся для них неразрешимыми.

Маша, давай вообразим, что ты такой подросток. У тебя куча нерешённых — как тебе кажется-  проблем; все твои отрицательные события, переживания и эмоции — это многопудовые гири. Попробуй-ка, надень их на шею!

(На шею Маше вешается тяжёлый рюкзак, на руки и ноги тоже. Затем Маша  озвучивает своё эмоциональное состояние).

Ведущий: С таким грузом не то чтобы идти, встать невозможно. Психологи называют такие проблемы «три Н»: непреодолимые, нескончаемые, непереносимые; когда человеку кажется, что они не могут преодолеть трудности, когда он думает, что несчастья никогда не кончатся, когда он боится, что не сможет дальше переносить  охватившую его тоску и чувство одиночества.

Отчаявшиеся подростки вынуждены также бороться с «тремя Б»: беспомощностью, бессилием, и безнадёжностью.

Но жизнь — это не только «гири», это ещё и воздушные шары: одни тяжким грузом виснут на ногах, другие уносят нас в небо.

 Давайте мы дадим Маше эти шарики.

Что ты теперь чувствуешь? (Маша говорит о своих чувствах).

Молодые люди с суицидальными настроениями считают, что в их жизни больше гирь, чем воздушных шаров. Им кажется, что они сгибаются под весом неразрешимых проблем, что проблемам этим не будет конца, и в этот момент им и может прийти мысль о самоубийстве.

Кто может сыграть в такой ситуации роль воздушного шара?

(Участники высказываются).

 

Ведущий: Есть такие стихи:

Когда в душе полярная зима,

и неизвестно, подойдёт ли лето,

Бывает, очень нужно, чтобы тьма

 пересеклась порой полоской света.

Что может просиять таким лучом?

Порой довольно взгляда иль улыбки-

И будто снова провели смычком

по струнам позабытой, старой скрипки...

Действительно, в период, когда жизнь кажется особенно тяжёлой, заботливый друг сыграет роль воздушного шара.  Эту же роль друг выполнит, если сведёт тебя с тем, кто сможет оказать профессиональную помощь.

Что ещё воздействует на наше поведение?

Наше поведение целиком зависит от того, как мы настроены.

Когда настроение хорошее, мы терпимее относимся к тому, что, быть может,  нам не совсем по душе. Нам кажется, что жизнь складывается хорошо, мы более энергичны. Эта энергия  помогает нам хорошо учиться, находить контакт  и со сверстниками, и со взрослыми.

Когда настроение плохое, у нас вырабатывается негативное отношение к действительности. В наших словах и поступках отражаются наши страхи, раздражение, у нас почти наверняка возникают проблемы с другими людьми. У нас угрюмый, недовольный вид. В такое время человек ведёт себя так, будто ненавидит весь мир. А окружающим неприятно общаться с таким человеком, и они отворачиваются от него.

(Ведущий просит участников одного ряда сделать угрюмое выражение лица, а другого- доброжелательного).

Маша, к которым из своих одноклассников тебе хочется подойти?

(Маша отвечает).

Как вы думаете, почему человек ведёт себя так или иначе?

(Участники высказываются).

Всякое поведение имеет цель.

Вы наверняка наблюдали когда-нибудь за маленьким ребёнком, который начинает хныкать и капризничать, потому что устал и хочет спать. Так вот подростки, подумывающие о самоубийстве, чем-то напоминают этого уставшего малыша. Они не в состоянии говорить о  своих переживаниях и надеются с помощью суицидальной попытки привлечь к себе внимание. Тем самым такой человек хочет сказать: «У меня неприятности. Один я не справлюсь. Я хочу, чтобы мне помогли. Я не хочу умирать!».

!Действительно, 90% тех, кто говорит о желании умереть, на самом деле этого не хочет.

Он просит о помощи!

Как распознать суицидальные намерения вашего друга или знакомого?

(Участники высказываются).

Ведущий называет признаки суицидального поведения и делает краткие комментарии.

1. Угрозы (прямые и косвенные).

2. Резкие изменения в поведении:

- Питание.

- Сон.

- Школа (падает успеваемость).

- Внешний вид.

- Активность (снижается).

- Стремление к уединению.

- Раздача ценных вещей.

- Приведение дел в порядок.

- Агрессия, бунт, неповиновение.

- Саморазрушающее и рискованное поведение.

- Потеря самоуважения.

Если вы заметите подобные признаки у вашего знакомого, возможно, ему требуется помощь.

Как вы можете ему помочь?

(Участники высказываются.   Ведущий делает комментарии).

Ведущий: В начале нашего занятия я сказала, что в любом вопросе необходимо владеть информацией. Так вот я хочу дать вам важную информацию по проблеме суицида.

Важная информация №1.   Самоубийство может совершить каждый.

Предотвратить суицид можно было бы просто, если бы его совершали определённый тип людей. К сожалению,  не существует типа «суицидального человека».

   На первый взгляд может показаться, что вашей подруге или другу  не грузит суицид, потому что у них всё есть, ивнешне всё благополучно.    Но благополучие — это вовсе не гарантия от суицида. Важно только то, что человек говорит и делает.

Важная информация №2.   Суицид — следствие не одной неприятности, а многих.

Важная информация №3.    Суициденты, как правило, психически здоровы.

Важная информация №4.    Суицид не передаётся по наследству.

Важная информация №5.    Суицид не происходит без предупреждения.

Важная информация №6.   Суицид можно предотвратить.

Информация №7 — самая важная:  Друг может предотвратить самоубийство!

Ведущий: Теперь вы знаете, почему человек может оказаться «у последней черты».

Как же прожить школьный отрезок времени так, чтобы не опускались руки, чтобы жизнь приносила удовлетворение и делала тебя сильным?

Я предлагаю сейчас создать своеобразный «коридор безопасности».

(Участники должны написать на листах бумаги факторы безопасной жизни и положить их на пол перед собой.  Затем ведущий просит прокомментировать желающих, почему они написали тот или иной фактор, и добавляет ещё: любовь, друзья, семья, оптимизм, увлечения, спорт, здоровье, хорошее настроение).  

Ведущий: (обращается к Маше) Ну как, уверенности прибавилось для прохождения этого этапа жизни?

 В добрый путь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Девиантное поведение можно в общем смысле обозначить как некое отклонение от принятых в том или ином обществе социальных норм, правил...

Социально-педагогические технологии профилактики суицидального поведения в подростковой среде

Материал знакомит с причинами подросткового суицида, алгоритмом оказания ребёнку социально-педагогической поддержки....

«Причина и профилактика девиантного поведения в подростковой среде»

Доклад выступления на заседании ТШ классных руководителей СПО....

Тренинговое занятие: "Пять ключей "починки" поведения ребёнка"

Документ содердит тренинговое занятие на тему: "Пять ключей "починки" поведения ребёнка"...

Аутодеструктивное поведение в подростковой среде. Роль социального педагога в проведении профилактической работы.

Статья посвящена вопросу подросткового суицида в современном обществе, причинам его совершения и способам предотвращения....

Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения

Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения "Умей сказать "НЕТ"...

Выявление причин и мотивов девиантного (отклоняющегося) поведения в подростковой среде

В статье приводится анкета по выявлению причин и мотивов девиантного (отклоняющегося) поведения в подростковой среде....