Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС ООО
методическая разработка по психологии (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Вострикова Лариса Ивановна

Выполнение требований ФГОС требует надежного, адекватного измерения достижения результатов. Данный материал посвящен измерению личностных результатов на уровне основного общего образования. Материал будет полезен педагогам, педагогам-психологам, администрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_nsportal.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС ООО

ФГОС поставили много новых задач перед  педагогическим сообществом в школе. В первую очередь это  задачи,  направленные на выполнение требований ФГОС (Стандарта)/достижение трех групп результатов/: предметных, метапредметных и личностных.   Разработать критерии оценки предметных и метапредметных результатов проще,  чем критерии оценки личностных. Объект оценки предметных и метапредметных результатов прозрачен,  находится в  системе «умеет» - «не умеет», «выполняет» - «не выполняет», «умеет применять» - «не умеет применять».  Личностные результаты связаны с субъективным понятием «Личность». Именно его многомерность, многозначность приводят к затруднениям в измерении достижения результатов таких понятий,  как гражданская идентичность, идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, развитость эстетического сознания и другие результаты, которые задаются в ФГОС ООО.

Существуют различные подходы к измерению личностных результатов. С одной стороны,  считается, что разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика) и есть тот результат, который может описывать достижение поставленных целей в Стандарте. Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.   Данный подход при измерении личностных результатов   позволяет изучать условия среды, которая «смогла» или «не смогла» обеспечить развитие личностных результатов.  Подход,  пожалуй,  не бесспорен, так как при данной трактовке только на школу ложится ответственность за развитие ученика, при том, что подростковый возраст характеризуется сильным влиянием подростковой среды, которая окружает школьника «во дворе», в «семье», «кружках», «секциях» и др.  Таким образом, рассматривать подход, формирующий образовательную среду,  нужен, но не должен быть единственным.

Другой подход в определении личностных результатов  направлен на количественное и качественное измерение личностных  характеристик. При конкретизации личностных результатов в требованиях Стандарта используется много характеристик, которые имеют разработанный методический инструментарий их измерения, например,  мотивация, самоопределение и др. Многообразие методик дает достаточный инструментарий для наполнения целевого, содержательного и организационного разделов ООП ООО. Перед психологом встают в связи с этим вопросы:

-сколько выбрать методик для каждого раздела ООП;

-сколько выбрать методик для измерения определенного личностного результата;

-когда проводить методики (в каких классах);

-для мониторинга одних и тех же результатов взять одну методику, адаптированную к возрасту,   или разные?

Как разумно, «незатратно» подойти к измерению личностных характеристик?   Возможно ли выбрать минимальное количество методов, которые позволили бы охватить широкий спектр параметров?  Возможно ли, чтобы одна методика позволила измерять несколько характеристик развития личности и отвечать заданным требованиям Стандарта. В качестве такой методики можно использовать методику «Диагностики личностного роста школьников» (Григорьев Д.В., Степанова И.В., Степанов П.В.).  Методика имеет 2 опросника: для 6-8 класса и 9-11 класса, что позволяет использовать одну методику, которая войдет не только в ООП ООО, но и иметь продолжение при реализации Стандарта на уровне среднего образования. Полученный данные по различным шкалам позволяют иметь достаточный материал для определения уровня развития личностного результата, определять пути развития школьников, планировать работу школы, педагогических работников, осуществлять целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение.  

Периоды, в которые может проводиться исследование – 7,9 класс: в 7 классе происходит возникновение и развитие самосознания, появление чувства взрослости, ориентация на моральные нормы, в 9 классе продолжается становление волевых качеств, потребность в деятельности, имеющей личностный смысл, самоопределение. (Для определения начального уровня развития можно исследовать и шестиклассников).  

Показатели личностных результатов и шкал методики  «Диагностики личностного роста школьников» могут быть соотнесены следующим образом:

Личностные результаты

Шкалы методики

Российская идентичность, идентичность себя в качестве гражданина России

Шкала 2

«Отношение подростка к Отечеству»

Готовность к саморазвитию и самообразованию

Шкалы 12,13

«Отношение подростка к своему душевному «Я», «Отношение подростка к своему духовному «Я»

Сформированность ответственного отношения к учению

Шкала 7

«Отношение подростка  к знаниям»

Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем

Шкала 4

«Отношение подростка к миру»

Осознание значения семьи, принятие ценностей семейной жизни

Шкала 1

«Отношение подростка к семье»

Способность к нравственному самосовершенствованию

Шкала 12

«Отношение подростка к своему душевному «Я»

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человека

Шкалы 8,9,10

«Отношение подростка к человеку как таковому», «Отношение подростка к человеку как Другому», «Отношение подростка к человеку как Иному»

Идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований

Шкала 5

«Отношение подростка к труду»

Сформированность ценности здорового образа жизни

Шкала 11

«Отношение полростка к своему душевному «Я»

Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира

Шкала 6

«Отношение подростка к культуре»

Сформированность основ экологической культуры

Шкала 3

«Отношение подростка к Земле (природе)»

Другие личностные результаты могут быть измерены иными методиками и иметь другие сроки проведения (6,8 класс), что позволит сделать работу по отслеживанию личностных результатов не столь интенсивной и занимающей «львиную» долю времени педагога-психолога. Другой стороной использования данной методики является то, что ее может применять и педагог, например, классный руководитель. Описание шкал понятно для любого педагога, работающего в школе. При возникновении частных вопросов или рассогласования полученных по методике данных и собственных наблюдений, он может обратиться к педагогу-психологу для более точных измерений.

Литература: Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова.- М.: Академия: АПКиПРО, 2003.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.

Цель программы: содействие  социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности,  фор...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...

Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС. Взаимодействие учителя и специалистов психолого-педаго¬гического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.

Имеющийся на сегодняшний день прак­тический опыт обучения детей с РАС пока­зывает, что для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адапта­ции и социализации обучающихся с РАС, д...