Стили учебной деятельности и формирование персонального познавательного стиля ученика в рамках концепции индивидуального подхода в обучении.
методическая разработка по психологии на тему

Пахомова Наталья Петровна
Определение понятия «стиль учения» и тестирование стилей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стили учебной деятельности и формирование персонального познавательного стиля ученика в рамках концепции индивидуального подхода в обучении.

 Определение понятия «стиль учения»

 Справедливо говорят, что в традиционном образовании далеко не все плохо, как и в инновационном — не все хорошо. Тем не менее, существует четкий рубеж между этими формами образовательного

процесса:

 в традиционном обучении ребенок рассматривается как объект учебно-педагогических воздействий в рамках позиции «каждый ученик должен нечто знать и уметь делать», тогда как в инновационном — как субъект учебной деятельности в рамках позиции «каждый ученик должен,  может и хочет нечто знать и уметь делать с учетом его индивидуальности».

По словам Б. Лу Ливер, «...все учащиеся, без какого-либо исключения, могут учиться. Единственное, на что они могут оказаться неспособными, — это учиться так, как предписывается конкретной программой, учебником или учителем». Иными словами, речь идет о проблеме, которая раньше вообще не стояла перед традиционной дидактикой, а именно о возможном «конфликте стилей», т. е. о несовпадении познавательного стиля ученика с разными аспектами образовательной среды.

Для обозначения индивидуальных различий в познавательной деятельности учащихся

было введено понятие «стиля учения» (learning style). Стиль учения — это индивидуальные

способы усвоения информации в учебной деятельности, которые характеризуют своеобразие способов получения, переработки, воспроизведения информации и способов контроля. Таким образом, они характеризуют типические особенности интеллектуальной деятельности.

Этот термин, появившийся в западной психолого-педагогической литературе в 70-х годах прошлого столетия, характеризовал типичный для данного индивидуума подход к процессу своего обучения.

Наибольшее распространение получили идеи Д. А. Колба. Он выделил такие полярные измерения интеллектуальных возможностей учащихся, как конкретность/абстрактность мышления и склонность перерабатывать информацию на уровне действия либо наблюдения. По его мнению, существуют четыре стадии (цикла) учебной деятельности.

Сначала ученик знакомится с определенной ситуацией, накапливая конкретный опыт, затем идет этап рефлексивного наблюдения за происходящим, после чего происходят концептуализация результатов наблюдения и формирование теоретических понятий, которые впоследствии проверяются на основе практического экспериментирования.

Таким образом, в модели Колба выделяются четыре стиля учения:

1) рефлексивный — учащиеся обучаются посредством синтезирования и интегрирования информации из разных источников, любят групповые формы работы, склонны к инновациям

и отличаются богатым воображением, с удовольствием включаются в решение проблем, хотя не всегда доводят свою работу до конца;

2) теоретический — учащиеся воспринимают и перерабатывают информацию в режиме абстрактного обоснования и рефлексии, высоко ценят логику и последовательное мышление, склонны формулировать теории и исследовать факты, учатся посредством изучения идей, ценят мнение экспертов и возможность участвовать в дискуссиях, имеют хорошие способности в планировании собственной деятельности;

3) прагматический — учащиеся воспринимают информацию на уровне общих идей, ориентируясь при этом на их практическую реализацию, им важно знать, как устроены и как действуют вещи, предпочитают решать какую-либо одну проблему, стремятся проверять теории, отличаются стратегическим мышлением, толерантны к неопределенности, эффективны в принятии решений;

4) деятельностный — учащиеся воспринимают информацию на уровне конкретных впечатлений и учатся на основе предметных действий, любят делать конкретные вещи, не боятся рисковать и экспериментировать, склонны к лидерству и управлению другими людьми с целью получения необходимой информации.

(предложить раздаточные материалы)

 Анализируя учебные стили  как многомерное психическое явление, в котором могут

быть выделены разные уровни (или типы) стилевого поведения можно прийти к выводу, что

многие формы контроля (в том числе тесты) часто дают неверное представление о том, что в действительности знает и умеет делать данный ребенок, — именно в силу конфликта средства контроля с присущим ученику стилем учения.

Анализ  соотношений стиля учения учащихся и адекватной этому стилю формы контроля позволяет

сделать важный вывод: при организации процедуры оценки уровня знаний и умений ученика (в более широком понимании— уровня его подготовленности или умственного развития)

необходимо учитывать его персональный познавательный стиль и предоставлять ему возможность выбора наиболее подходящей формы контроля.

Мнение о том, что какая-либо единая форма контроля (в виде письменного экзамена, тестирования и т. п.) объективна именно в силу своего единообразия, с точки зрения стилевого подхода

представляется не только иллюзорной, но и чреватой серьезными ошибками в оценке действительных возможностей учащихся. Ибо при этом создаются преимущества для учащихся с определенным складом ума и, соответственно, неблагоприятные условия для учащихся с иными, не предусмотренными данной «единой» формой контроля, познавательными стилями.

И здесь мы опять сталкиваемся с серьезным противоречием. Казалось бы, представление о необходимости перестройки процесса обучения (используемых методов обучения, форм предъявления учебной информации, особенностей поведения учителя и т. д.)

с точки зрения приведения его в соответствие с индивидуальными различиями в предпочитаемых способах учебной деятельности учащихся является безусловно верным.

Суть индивидуального подхода в школьном образовании как раз и заключается в том, что он позволяет учитывать индивидуальные различия между детьми в качестве важного ресурса роста

эффективности их учебной деятельности.

Например, если учебный процесс строится с учетом индивидуального темпа обучаемости (т. е. каждому школьнику предоставляется возможность затрачивать на изучение учебного материала столько времени, сколько ему необходимо), то до 95 % детей в классе начинают показывать высокий и выше среднего уровни способностей в усвоении учебного материала по показателям тестов учебных достижений. Тогда как при традиционном обучении, игнорирующем индивидуальные различия в скорости усвоения учебной информации, распределение способностей детей подчиняется

действию закона нормального распределения (т. е. до 50 % детей — гораздо больше, чем 5 % по итогам экспериментального обучения — имеет низкий и средний уровни учебно-познавательных

способностей (цит. по: Кларин, 1989; 1997). Иными словами, наша оценка некоторых детей как неспособных, по сути дела, является неверной.

Знание педагогом учебных стилей своих учеников оптимизирует сам процесс обучения. На каждой из стадий урока можно опереться на учащегося с определённым учебным стилем. Так на стадии вовлечения в учебную тему хорошо работают активисты, на теоретиков лучше опираться при объяснении материала, прагматики лучше всего работают на стадии закрепления, а рефлексивистов   хорошо привлекать на стадии обобщения. Перед проверкой домашнего задания на последующем уроке хорошо начать опрос с правила, то есть идти от обратного, если в классе есть теоретики.

Также при парной работе нельзя сажать вместе детей с одинаковыми или схожими стилями: рефлексивный и теоретический; деятельностный и прагматический. Почему это так важно? … (Если мы не знаем кого учим, то не будем знать как работать,объяснять в разных группах.)

Однако если  мы будем опираться на и закреплять только строго определенный стиль усвоения информации, ребенок в итоге будет смотреть на мир через узкую «щель» собственного

познавательного стиля, его ментальный кругозор окажется суженным и, возможно, деформированным.

Во-вторых, если учебный процесс будет строиться на основе доминирования какого-либо одного способа переработки информации, это будет является предпосылкой неэффективного

обучения, так как при этом резко сужается диапазон способов изучения реальности. Если настраивать учащегося только лишь на «глубокий» подход к усвоению учебного материала,

то можно нарушить механизм избирательности.

Правильная постановка вопроса о необходимости учета в процессе обучения индивидуальных стилей учащихся может выглядеть следующим образом: в процессе обучения должны быть

созданы условия для формирования персонального познавательного стиля каждого ученика.                   При этом дети с разными стилями учения должны иметь возможность выбора линии обучения соответственно их стилевым особенностям в рамках единого образовательного пространства.

Таким образом, задача учета индивидуальных стилей учеников в процессе обучения трансформируется в задачу формирования персонального познавательного стиля, которая, в свою

очередь, является одним из аспектов интеллектуального воспитания учащихся в условиях современного школьного образования.

Персональный познавательный стиль складывается по мере интеллектуального развития человека, определяя особенности его поведения в тех или иных конкретных ситуациях: житейских,

учебных, профессиональных и т. д. Чем выше уровень интеллектуальной зрелости личности, тем ярче проявляется персональный познавательный стиль.



Предварительный просмотр:

Диагностика индивидуальных познавательных стилей учебной деятельности                                                                          (перевод и адаптация Пахомова Н. П.  из курса дистантного обучения для учителей Манчестерского Университета, автор Су Дейвис)

  1. Вы любите слушать и наблюдать за учителем и другими учащимися.
  2. Вы любите смотреть кинофильмы на иностранных языках с субтитрами.
  3. Вы часто ждете, пока другой ученик ответит на вопрос учителя, а свой ответ записываете карандашом, чтобы убедиться в его правильности.
  4. Иногда вы можете отвлечься и потерять нить рассказа или задания.
  5. Вам не всегда приятно быть вовлеченным в активные виды деятельности.
  6. Вы можете выполнять задания творчески, с воображением.
  7. Вы любите заниматься самостоятельно с помощью учебников и пособий.
  8. Вы часто просите учителя объяснить непонятное правило или место в тексте.
  9. Вам необходимо записывать весь значимый материал.
  10. Вам нравятся хорошо структурированные уроки, когда вы понимаете задачу всего урока и цель каждого задания, которое делаете.
  11. Вы хорошо организованны и выполняете домашнее задание вовремя.
  12. Лучше всего вы учитесь, когда вы вовлечены в активные виды деятельности, групповую работу, игры.
  13. Вы не переживаете по поводу точности ответа или аккуратности выполнения задания, поскольку оно сделано.
  14. Вы не очень хорошо умеете заниматься самостоятельно.
  15. Вы обычно забываете сделать домашнее задание или делаете в последний момент.
  16. Вы активно работаете в группе и можете стать её лидером.
  17. Лучше всего вы понимаете материал, который дается небольшими кусками с последующей отработкой.
  18. Вам нравится, когда перед вами ставятся ясные цели и переживаете, если не понимаете, что нужно делать.
  19. Вам нравится, когда вас контролируют и объясняют, для чего делается то или иное задание.
  20. Вам не нравятся правила, потому что в них столько исключений.
  21. Вы очень хорошо организованы и обращаете своё внимание на любые детали.    

         

    Расшифровка: если вы набрали больше всего-

С 1 по 6 пункты вы относитесь к размышляющему ( рефлексивному) типу: вам нравятся соревнования, ролевые игры, участие в театрализованных постановках и задания с использованием личной информации о вас самих.

С 7 по 11 пункты - вы теоретик: вам нравится изучать теорию и отрабатывать её в упражнениях, вам нравится работать одному без давления или указаний.

С 12 по 16 пункты - вы активист: вам нравится быть лидером в групповой работе, выступать от лица группы при ответе, вам нравится получать информацию напрямую от учителя и затем отрабатывать её на практике.

С 17 по 21 пункты - вы прагматик: вам нравится, когда учитель вам разъясняет любую малейшую трудность, когда вам дают образец для выполнения задания.

Соответствие стиля учения с формой контроля (Ливер, 1995)

Стиль ученика

  1. Аналитический
  2. Синтетический
  3. Импульсивный
  4. Рефлективный
  5. Визуальный
  6. Аудиальный
  7. Кинестетический

Форма контроля (теста)

  1. Решение задач (выбор подходящего ответа из набора заданных вариантов)
  2. Открытые вопросы (возможность дать собственный развернутый ответ)
  3. Фиксированный срок выполнения, задания «на время»
  4. Задания с неограниченным сроком выполнения
  5. Контроль в письменной форме (с возможностью письменного ответа)
  6. Контроль в устной форме (с возможностью дать устный ответ)
  7. Демонстрационный эксперимент, деловая игра, лабораторные работы.

1. _____ 2. _____ 3. ____ 4. ____ 5. _____ 6. _____ 7. _____

Учебные предпочтения: Соотнесите некоторые виды работы с типом учебных предпочтений:                                                                   Визуальный (В), Аудиальный (А), Кинестетический (К)

1. Записывать слова и их значения на отдельных карточках. Соотносить слова со значением для лучшего запоминания.

2. Записывать новый материал в виде схем, таблиц, рисунков и тд.

3. Просить  кого-нибудь снова объяснить материал.

4. Учиться короткими периодами, часто прерываясь на отдых.

5. Заучивая, проговаривать вслух.

6. Использовать цветные маркеры для выделения трудных мест в тексте.

7. Делать уроки с друзьями, проверяя друг друга.

8. «Прописывать» слова пальцем в воздухе.

Четыре основных подхода к учебной деятельности, характеризующих, мотивационное отношение к учебе:

1) ориентация на понимание

А. преобладание установки

на заучивание и внешней мотивации;

2) ориентация на воспроизведение

Б.  систематическое усвоение учебного

материала и планирование времени его изучения.

3) ориентация на достижения

В. активный и критический интерес

к учебному материалу, поиск сходства идей, опора на

доказательства;

4) целостная ориентация

Г. высокая потребность в учебных

успехах;

  1. ____ 2. ____ 3. ____ 4. ____

Типологические особенности и стили учебной деятельности

Разнообразная по содержанию и сложности умственная учебная деятельность приводит к появлению различных учебных стилей. Так выделили три стиля мыслительного поиска:

  1. характеризующийся риском (выдвигаются смелые, не всегда обоснованные гипотезы, от которых быстро отказываются);
  2. осторожный поиск (тщательно взвешивается каждое из оснований, проявляется высокая критичность, наблюдается замедленность продвижения в построении гипотезы);
  3. выдвижение гипотез достаточно быстрое и обоснованное.                                                                                                 Это зависит от силы нервной системы и преобладания возбуждения над торможением. Так существует два типа силы нервной системы: сильная и слабая.

К какому типу нервной системы относятся следующие ученики (сильная или слабая)?

  1. При восприятии  текста  характерны эмоциональность, изобразительность, более сложная письменная речь. ________
  2. При восприятии  текста характерны обобщенные  моменты, тенденция к употреблению менее сложных синтаксических конструкций. _____
  3. Более склонны к творчеству, к большей эвристической интеллектуальной активности.  _____
  4. Более склонны к репродуктивной интеллектуальной активности. ________
  5. Преобладает зрительная ориентировка. _______
  6. Преобладает  двигательная ориентировка. _______
  7. Больше утомляются, им необходим специальный отдых после школьных занятий. _____
  8. Им необходимы частые перерывы во время подготовки уроков.______
  9. Меньше подвержены утомлению. _______
  10. Предпочитают заниматься в абсолютной тишине. _______
  11. Готовя уроки «за один присест». ______
  12. Предпочитают заниматься вместе с товарищами. ______
  13. Подготовительные, исполнительные и контрольные действия более или менее «слиты». ____
  14. Предпочитают браться за новую работу, лишь полностью завершив прежнюю. _____
  15. Большинство исправлений и добавлений вносят во время проверки. ______
  16. Исправления, добавления делаются преимущественно по ходу работы. ______
  17. Составляют планы занятий на длительный срок. ______
  18. Долго помнят и заботятся параллельно о многих заданиях без плана работы. _______
  19. Конспективность письменной речи (пользование преимущественно простыми предложениями, с меньшим количеством слов). ______
  20. Преобладание в письменной речи сложных конструкций со всевозможными подчинительными связями, большая развернутость высказываний. ______
  21. Предпочтение письменной речи устному изложению. ______
  22. Предпочтение устной речи письменному изложению своих мыслей. ______
  23. В ситуации напряжения наблюдается некоторое увеличение эффективности умственной деятельности, ориентировочные и контрольные действия еще больше сливаются с исполнительными. _______
  24. Укорочение общего времени выполнения заданий. ______
  25. Сужение объема умственной деятельности, некоторое снижение ее эффективности; еще большее разграничение ориентировочных, исполнительных и контрольных действий. ____
  26. Общая продолжительность выполнения заданий увеличивается. _____

Ответы:

Соответствие стиля учения с формой контроля                                                                                                     1. - B    2. - C     3.- D    4. - G     5. - A    6.  - F     7. - E

Учебные предпочтения

1. – К  2. – В  3. – А   4. – К   5. – А   6. – В   7.  – А  8. – К

Четыре основных подхода к учебной деятельности

1. – В   2. – А  3. – Г  4. – Б

К какому типу нервной системы относятся следующие ученики (сильная и слабая)?

1. Слабая 2. Сильная 3.  Сильная  4. Слабая 5. Слабая 6. Сильная 7.  Слабая 8. Слабая 9. Сильная                       10. Слабая 11. Сильная 12. Сильная 13. Сильная 14. Слабая 15. Слабая 16. Сильная 17. Слабая                               18. Сильная 19. Сильная 20. Слабая 21. Слабая  22. Сильная 23. Сильная 24. Сильная 25. Слабая                      26. Слабая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование персонального познавательного стиля ученика в условиях профилизации обучения

Приёмы и методы преподавателя профильных предметов для формирования познавательной активности учащихся...

Учебный успехи и индивидуальный стиль учебной деятельности обучающихся

Презентация с выступлением на РМО учителей биологии о разработке авторской технологии Л.Н.Галеевой...

«Использование педагогической технологии «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся) в пространстве учебного успеха каждого ученика».

Методология преподавания непрофильных предметов в профильных классах претерпевает кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели...

Учебный успех и индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося.

Потребность школы в новом учителе: учителе, который не только «учит», но и в первую очередь создает условия запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников; учителе, кот...

Учебный успех и индивидуальный стиль учебной деятельности.

Данная педагогическая технология позволяет реализовать целенаправленную встречу двух «разнообразий» - ученика и учебных форм работы – в пространстве УЧЕБНОГО УСПЕХА УЧЕНИКА....

Технология учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика средствами учебного предмета

В публикации представлен опыт работы в рамках технологии ИСУД (учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика). Данная технология  дает возможность  формирова...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности»

                     Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными», выполняют те или иные фо...