Исследовательская работа
статья по психологии на тему

Дудникова Ирина Евгеньевна

Исследовательская работа "Спорт в жизни школьника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sport_-_sayt.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

В современном мире спорт является неотъемлемой частью жизни многих людей. Физическая культура и спорт в России – одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе физическое совершенство, моральную чистоту и духовное богатство.

Известные педагоги и психологи в области спорта (Ф. П. Нечаев, А. Ц. Пуни, З. И. Чучмарев, П. А. Рудник, О. А. Черников, В. Г. Норакидзе, С. Ч. Геллерштейн, Н. А. Хухадов и др.), подчеркивают, что спорт выступает одним из главных средств воспитания движений, совершенствует их тонкую и точную координацию, развивает необходимые человеку двигательные физические качества. В процессе занятий спортом совершенствуется умение владеть собой, управлять своими эмоциями, ориентировки в различных сложных ситуациях, своевременного принятия решения, разумного риска, закаляет характер и волю. Спортсмен, тренируясь рядом с товарищами, соревнуясь с соперниками, обогащается опытом общения, учится понимать людей.[14]

Спорт очень сложен и порой противоречив, поэтому его влияние на становление личности неоднозначно. Большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимаются и осмысливаются занимающимися различными видами спорта по-разному (О. П. Андронов, В. В. Белорусова, П. Ф. Лесгафт, Г. И. Скворцов, В. И. Столяров и др.).

Особенно важно развивать личностные качества в период подросткового возраста. В возрасте 13-14 лет у человека происходят значительные физиологические изменения, меняются представления о своем теле. Именно в этом возрасте интенсивно формируется и изменяется взгляд подростка на самого себя, на других людей, переосмысливаются старые и обнаруживаются новые варианты решений жизненных проблем и конфликтов.

Цель работы: исследование влияния занятий физической культуры и спорта на формирование личности школьников.

Задачи исследования: - изучить роль спорта в жизни школьников и педагогов; - изучить особенности личности школьников занимающихся и не занимающихся спортом.

Таким образом, гипотезой исследования является предположение о том, что занятия физической культурой и спортом имеют важное значение в жизни школьников; а также существуют различия в степени выраженности личностных качеств обучающихся занимающихся и не занимающихся спортом.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, тестирование, обработка и анализ полученных данных.

  1. Влияние физической культуры и спорта на формирование личности школьников

В настоящее время образовательные учреждения ставят перед собой цель содействия повышению роли физической культуры и спорта в гармоничном и всестороннем развитии личности, путем привлечения детей и подростков к систематичным занятиям спортом. И это происходит неслучайно.

Подростковый возраст – важнейший период в жизни человека. Это период, когда в человеке закладываются уважение к себе, самооценка, способы взаимоотношений с окружающими людьми, манера взаимодействия с людьми того же и противоположного пола. От того, к чему будет подготовлен человек в подростковом возрасте, зависят его самореализация, его карьера, то, кем он станет в жизни, чего добьется и будет ли он в конечном итоге счастлив.

В современном мире гораздо проще самореализоваться человеку, обладающему такими качествами как, коммуникативные навыки, умение гармонично вливаться в коллектив и взаимодействовать в среде сверстников, способности быстро адаптироваться к сложным жизненным ситуациям.

Физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности подростков, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Таким образом, физическая культура и спорт выступают важнейшим условием, а физическое воспитание - важнейшим средством разностороннего развития личности. Установка на разностороннее развитие личности предполагает овладение подростками, с одной стороны, основами физической культуры, слагаемыми, которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, знания и навыки в области физической культуры, а с другой - формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер подростка, его эстетических представлений и потребностей.    

Занятия спортом существенно влияют на интеллект, это влияние состоит в том, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи.

Занятия спортом оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта подростков: внимания (овладение сложно координированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях), наблюдательности (вследствие развития анализаторов), находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности быстро и адекватно ориентироваться в изменяющейся ситуации) и мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру, результат и т.д.).

Так же положительное влияние занятий спортом на развитие личности проявляется в приобретении волевых черт характера, и состоит в том, что эти занятия связаны с необходимостью проявления волевых усилий. В процессе учебно-тренировочных занятий наиболее радикальное средство формирования волевых черт характера подростков - нагрузка. Упражнение следует рассматривать не только как метод, направленный на совершенствование в технике и тактике, обеспечение физической подготовленности, но и как средство развития воли. В ходе учебно-тренировочного процесса у подростков возникают определенные трудности, способствующие развитию волевых черт характера. Это необходимость овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, сохранять самообладание и работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды, регулировать эмоциональное состояние, сохранять и соблюдать установленный режим дня. Все эти трудности в наибольшей мере проявляются во время спортивных соревнований, которые и служат одним из основных средств формирования волевых качеств спортсмена.

В силу самой сущности физической культуры и спорта проявление в них негативных черт характера (трусости, безволия, грубости и т.д.) воспринимается как некрасивое, отрицательное в поведении и, наоборот, смелость, решительность, мужество - как пример для подражания. Тем самым учебно-тренировочные занятия способствуют формированию у подростков этически оправданных представлений о правильном поведении человека.

Также важное место в формировании личности подростка в процессе учебно-тренировочных занятий занимает и эстетическое воспитание

В формировании личности подростков, занимающихся спортом, следует указать на решающее значение личности преподавателя, направленности его действий. Морально-этические положения, которыми руководствуются подростки, имеют прямую взаимосвязь с общественной сферой, в которой юный спортсмен живет, трудится, учится, и интеллектуальной атмосферой в ней. Также глубокое влияние на процесс формирования личности подростков оказывает коллектив, в котором подросток тренируется. Содружественная деятельность, деловые межличностные отношения, взаимная помощь и ответственность - все это способствует воспитанию членов коллектива.      

Таким образом, важнейшая задача занятий физической культурой и спортом - формирование личности. Это достигается путем проникновения воспитательных мер во все сферы деятельности преподавателя и путем самовоспитания занимающегося.

  1. Исследование влияния физической культуры и спорта на формирование личности школьников

Исследование по изучению влияния занятий физической культурой и спорта на формирование личности школьников проведено на базе МБОУ «СОШ № 1 р. п. Самойловка» в январе-феврале 2018 года.

Работа состояла из двух этапов. Первый этап – проведение анкетирования среди обучающихся 5-11 классов и педагогов школы. Второй этап – диагностика личностных особенностей школьников занимающихся и не занимающихся спортом.

Результаты исследовательской работы:

Первый этап исследования – анкетирование среди обучающихся 5-11 классов и педагогов школы с целью изучения роли спорта в жизни человека. В анкетировании приняли участие 217 обучающихся и 24 педагога. Среди обучающихся 45,0 % мальчиков и 55,0 % девочек, среди педагогов 8,0 % мужчин и 92,0 % женщин. На вопрос «Соблюдаете ли Вы ЗОЖ?», ответили «да» - 89,0 % школьников и 92,0 % педагогов. 36,0 % школьников делают зарядку. Распространенным видом спорта среди мальчиков является футбол, среди девочек – гимнастика. 40,0 % школьников посещают спортивную секцию. На вопрос «Какое значение, по Вашему мнению, имеет физическая культура и спорт в жизни школьника?», ответ «важное» дали 79,0 % обучающихся и 100,0 % педагогов. 56,0 % обучающихся и 63,0 % педагогов считают, что спорт является альтернативой пагубной привычки.

 Второй этап исследования – выделены две группы обучающихся 6-11 кл. (по 20 человек) занимающихся и не занимающихся спортом с целью диагностики личностных качеств и особенностей характера. Всего 40 обучающихся, в возрасте от 12 до 17 лет. Для изучения особенностей личности использовался опросник Лири. Результаты второго этапа исследования показали, что имеется разница между группами обучающихся занимающихся спортом и не занимающихся спортом в степени выраженности личностных качеств. Проанализировав показатели двух групп обучающихся, можно с уверенностью констатировать, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на формирование личности школьников по сравнению с обучающимися, не занимающимися спортом. Обучающиеся, которые занимаются различными видами спорта более уверенны в себе, упорны, настойчивы, энергичны, успешны в делах, реалистичны в суждениях и поступках, ответственны, коммуникабельны.

Заключение

Данное исследование было направлено на изучение влияния физической культуры и спорта на формирование личности школьников. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сформулировать следующие выводы:

Спорт является не только средством укрепления здоровья, или рациональной формой проведения свободного времени, но и существенно влияет на другие стороны человеческой жизни: на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества, на формирование личности человека.

По результатам анкетирования обучающиеся и педагоги считают, что занятия физической культурой и спортом являются альтернативой возникновения пагубных привычек.

Физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности подростков, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Таким образом, физическая культура и спорт выступают важнейшим условием, а физическое воспитание - важнейшим средством разностороннего развития личности.

Важнейшая задача занятий физической культурой и спортом - формирование личности. Занятия физической культурой и спортом действительно имеют важное значение в жизни школьников и оказывают положительное влияние на формирование личности.

Результаты исследования показали, что имеется разница между обучающимися занимающихся и не занимающихся спортом, в степени выраженности личностных качеств школьников.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что обучающиеся которые занимаются различными видами спорта более уверенны в себе, упорны, настойчивы, энергичны, успешны в делах, реалистичны в суждениях и поступках, ответственны, коммуникабельны.

Физическая культура и спорт – одно из важнейших средств воспитания человека. С каждым годом спорт становится все сложнее, умнее, интереснее, однако и активное проявление интереса к спорту тоже возрастает. А это означает, что доля влияния физической культуры и спорта на становление личности человека постоянно увеличивается.

Таким образом, цель исследования – достигнута, задачи – решены, гипотеза исследования – доказана.

Список использованной литературы

  1. Андронов О.П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности, М.: Мир, 1992.
  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1998, - 128 с.
  3. Бальсевич В.К. Здоровье в движении М.: Советский спорт,1998. - С.130.
  4. Барчуков И.: Теория и методика физического воспитания и спорта, Издательство: Кнорус, 2015 г., 368с.
  5. Васильков А.: Теория и методика физического воспитания: учебник, Издательство: Феникс, 2008 г., 384с.
  6. Виноградов Д.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. -М,1990г, - 118 с.
  7. Гогунов Е. Н., Мартьянов А.Н. Психология физического воспитания и спорта, М.: «Академия», 2000
  8. Евсеев Ю.: Физическое воспитание, Издательство: Феникс, 2010 г., 380с.
  9. Киселёв Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности, М.: Знание 1987
  10. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуге,1982. - 599 с.
  11. Купчинов Р.И. Глазько Т.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. – Мн, 2001г, - 98 с.
  12. Правосудов В.П. Физическая культура и здоровье. – М, 1985г, - 92 с.
  13. Прохазка К. Спорт и мир. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 80 с.
  14. Пуни А. Ц. Проблема личности в психологии спорта. - М.: ФиС, 2008
  15. Серова Л.: Психология личности спортсмена, Издательство: Советский спорт, 2007 г., 116с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...