Создание в школе службы примирения
учебно-методический материал по психологии на тему
Опыт работы по созданию в школе службы примирения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надыма ЯНАО.
Проект школьной службы примирения
«Восстановительные практики и служба примирения»
Градобоева Татьяна Ивановна,
педагог-психолог высшей кв. категории,
Правовое обоснование создания службы примирения в образовательной организации:
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, принятая Указом Президента РФ №761 01.06.2012, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определили ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию и службам примирения. Так в статье ФЗ №45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» указывается, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создается «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений». В образовательной организации служба примирения способствует реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: «Личностные результаты должны отражать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Метапредметные результаты должны отражать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты». Профессиональный стандарт педагога, утвержденный 18 октября 2013 года при реализации программ основного и среднего общего образования устанавливает необходимое для педагога умение «владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения».
РЕКОМЕНДАЦИИ по организации служб школьной медиации в образовательных организациях МИНОБРНАУКИ РФ от 18.11.2013 указывают, что в «образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации».
Актуальность разработки проекта:
В нашем образовательном учреждении обучаются дети из разных социальных слоев, разных национальностей, семей с разными стилями воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, или он стал жертвой бойкота. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.
К частым способам реагирования на конфликты в школе относятся:
- Административный (наказание или угроза наказанием).
- Направление к психологу или социальному педагогу.
- Драки и бойкоты среди подростков.
- Замалчивание.
В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то за них. В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей. Постепенно рвутся социальные связи подростка с классом, семьей, учителями и с каждым новым конфликтом этот разрыв увеличивается. На подростка вешают ярлык хулигана и у него включаются психологические механизмы оправдания собственных негативных поступков. Кроме того, в школе есть подростки, которые желают получить более высокий статус, но не могут его завоевать и это то, что приводит к конфликтам, дракам и длительным пропускам занятий. Ситуация зачастую осложняется неблагоприятными социальными и семейными условиями.
Мы считаем, что конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает. Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем. Таким образом, миссия школьной службы примирения (ШСП) – восстановить и закрепить в школьной среде способность к взаимопониманию как культурную традицию. Эту традицию можно назвать восстановительной культурой взаимоотношений.
Цель проекта школьной службы примирения: развитие в образовательном учреждении восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.
Задачи службы примирения:
- Ограничение административных реакций на конфликтные ситуации, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних и развитие восстановительных практик, таких как медиация, «Я в сообществе», «Школьная восстановительная конференция».
- Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка) участникам образовательного процесса.
- Насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса.
Структура проекта службы примирения:
В школьную службу примирения входит несколько взрослых кураторов: заместитель директора по НМР, социальный педагог, педагоги-психологи, председатель профсоюзного комитета, представители родительской общественности, а также обучающиеся 10-11 классов. Все участники школьной службы примирения проходят обучение: вебинары, самообразование, семинары, тренинги у специалистов школьной службы сопровождения.
Этапы проекта
1. Внедрение в школу восстановительных практик и формирование восстановительной культуры.
- Создание группы поддержки школьной службы примирения из педагогов и школьников.
- Анализ доминирующих способов реагирования на конфликты в школе.
- Реклама восстановительных практик и восстановительной культуры взаимоотношений.
- Работа с педагогическим коллективом школы, направленная на принятие ими восстановительного подхода к разрешению конфликтов, криминальных ситуаций и напряженных взаимоотношений.
- Проведение восстановительных программ.
- Информирование школьного сообщества о результатах работы службы примирения (с учетом соблюдения конфиденциальности происходящего на встрече).
2. Организация службы примирения
- Организация обучения сотрудников школы и школьников восстановительным практикам и повышение квалификации в этой области.
- Отбор школьников в службу Примирения.
- Разработка и принятие положения о службе.
- Определение категории дел, с которыми работает служба.
- Определение и согласование с администрацией организационной схемы направления дел в службу примирения.
- Определение времени и места проведения встреч, других организационных вопросов.
- Создание команды школьников – медиаторов службы примирения.
- Отслеживание передачи конфликтных и криминальных ситуаций в службу примирения, нахождение более эффективных способов обращения в службу примирения, фиксация статистических данных в мониторинге, ежегодно передаваемом в ассоциацию медиаторов.
- Проведение занятий со школьниками-медиаторами (проведение встреч медиаторов).
3. Организация работы службы примирения по конкретным ситуациям
- Регистрация заявок, поступающих в службу.
- Принятие решения реагирования на конкретную ситуацию.
- Выбор медиаторов.
- Проведение восстановительных программ по сложным случаям (криминальные ситуации, конфликты с участием педагогов и родителей).
- Работа с социальным окружением учащегося, попавшего в сложную ситуацию.
- Описание работы со случаями.
- Проведение супервизий медиаторов-школьников (анализ работы медиаторов на соответствие стандартам восстановительной медиации).
- Проведение аналитической встречи со сторонами конфликтов (через 2–4 недели после медиации).
4. Межсетевое взаимодействие
- Взаимодействие с КДН и ОДН по правонарушениям несовершеннолетних.
- Выступления на конференциях и в СМИ, размещение рекомендаций на профессиональных сайтах.
5. Развитие службы примирения
- Повышение профессиональной компетентности на КПК, семинарах, вебинарах.
- Обеспечение преемственности медиаторов-школьников.
- Внедрение элементов восстановительной культуры
- и восстановительных практик в ходе мероприятий, проводимых в ОО.
- Профилактика потенциально конфликтных ситуаций и работа по снижению риска конфликтов.
Механизм управления проектом:
Этап | Содержание деятельности | Сроки | Исполнители | Итоговый документ |
Информационно-аналитический | Мониторинг конфликтности в школе | январь-март 2015 г. | Педагоги-психологи | Анализ результатов о конфликтах и способах реагирования |
Нормативно-правовой | Разработка Положения о школьной службе примирения | март-май 2015 г. | Зам. директора по ВР | Положение о школьной службе примирения |
Практико-ориентированный | Внедрение в школу восстановительных практик и формирование восстановительной культуры | апрель-октябрь 2015 г. | Участники сетевой платформы «Бесконфликтная школа» | Банк методических разработок практико-ориентированных семинаров с участниками ОП (педагоги и родители) «Формирование восстановительной культуры» |
Практико-ориентированный | Отбор школьников (с использованием анкетирования) для участия в базовом семинаре | ноябрь-декабрь 2015 г. | Социальный педагог, педагоги-психологи, педагог-организатор | Аналитический отчет |
Функциональный | Создание группы медиаторов и регулярные встречи детско-взрослой команды школьной службы примирения | январь-март 2016 г. | Социальный педагог, педагоги-психологи, педагог-организатор | Разработка программы тренинговых занятий по обучению медиаторов реагировать в конфликтных ситуациях с использованием восстановительных технологий |
Информационно-развивающий | Информационные сообщения в СМИ, межсетевое взаимодействие | апрель 2016 г. | Социальный педагог, педагоги-психологи, медиаторы | Аналитический отчет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс "Служба примирения"
Упражнения на снижение агрессии, антипатии в классном коллективе, устранение межличностных конфликтов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/01/picture-900213-1488384269.jpg)
Из опыта работы по созданию Школьных служб примирения в Северном и Южном Бутово
Программа-направлена на внедрение в школьную практику альтернативных способов разрешения конфликтных и напряженных ситуаций;-способствует снижению уровня социальной дезадаптации школьников;-развивает ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/13/picture-971477-1510565063.jpg)
Обучающий семинар для школьных психологов по программе «Создание службы примирения в школе и восстановительная культура взаимоотношений»
Данное занятие ориентировано на получение подростками первичных навыков поведения в конфликтных ситуациях. Особенность игрового занятия в том, что оно максимально нацелено на самостоятельную работу уч...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/13/picture-971477-1510565063.jpg)
Обучающий семинар для школьных психологов по программе «Создание службы примирения в школе и восстановительная культура взаимоотношений»
Данное занятие ориентировано на получение подростками первичных навыков поведения в конфликтных ситуациях. Особенность игрового занятия в том, что оно максимально нацелено на самостоятельную работу уч...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/16/picture-936137-1500211598.jpg)
Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения"
Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения" для детей 13-16 лет включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование на 34 уч. ча...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/22/picture-348865-1385100422.jpg)
Статья "Анализ работы школьной Службы примирения (медиации) 2017/18 учебный год." Куратор - социальный педагог ГБОУ школы №476 Песочина И.А.
Служба медиации действует на основании действующего законодательства, Положения о школьной службе медиации....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/15/picture-1206941-1579076057.jpg)
Положение о создании школьной службы примирения.
Положение можно использовать как образец для создания положения для другого ОО....