Использование восстановительного подхода в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ
методическая разработка по психологии (7, 8, 9 класс) на тему

Мазур Лидия Сергеевна

Использование служб примирения (медиации) как практического инструмента профилактической деятельности образовательной организации вызывает последнее время большой интерес педагогического сообщества. Методика использования восстановительного подхода для разрешения школьных конфликтов достаточно подробно разработана. Возможность применения методики в работе с детьми с ОВЗ изложена в предлагаемом Вашему вниманию материале.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по использованию восстановительного подхода в работе педагога- психолога с школьниками с ОВЗ

В последние годы продолжает выстраиваться и постоянно меняться система работы по профилактике конфликтов и социально нежелательных проявлений среди несовершеннолетних. В частности, это касается отношений между участниками образовательного процесса. В связи с этим, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) (№193 –ФЗ)», на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов педагоги, входящие в состав Нолинского районного методического объединения по сопровождению инклюзивного образования проработали  метод школьной медиации,  изучили уже наработанный в России и за рубежом опыт работы школьных служб примирения.

 В результате возникло намерение в доступной для учащихся школы-интерната с ограниченными возможностями здоровья форме познакомить их с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров. Частично эти вопросы уже рассматривались педагогом-психологом в ходе проведения психологического тренинга в разделе «Поссорились ? – Помиримся !».

На основании наблюдения, анкетирования, личного интервью были отобраны подростки из разных классов и подготовлены к участию в переговорах в роли посредников, помогающих сторонам конфликта прийти к согласию и сохранить или восстановить добрые отношения. Обучающиеся были ознакомлены с основами конфликтологии, с правилами ведения переговоров, овладели новыми коммуникативными навыками, которые будут полезны и в повседневной жизни.

Процедура примирения проводится с согласия конфликтующих сторон в кабинете педагога-психолога, который является ведущим. Каждая сторона имеет право пригласить свидетелей. Ведущий представляет экспертов( примирителей), которые фиксируют процедуру на специальных бланках с напечатанными вопросами, главная суть которых выяснить внешние поводы конфликта и его внутреннее содержание, и оглашает правила ведения переговоров. Заслушиваются обе стороны и свидетели.  Изучается история конфликта. Предлагаются действия по выходу из конфликта. Заключительное слово ведущего подводит итог проведённой процедуры примирения. Выражается благодарность экспертам. Помирившиеся обмениваются рукопожатием. Все участники переговоров становятся в круг и говорят слова прощания, которые варьируются в зависимости от содержания разрешённого конфликта.

Таковы первые, скромные шаги по применению школьной медиации в работе психолога с детьми с умственной отсталость ( интеллектуальными нарушениями). Тем не менее использование восстановительных технологий даже на элементарном уровне способствует повышению социальной адаптации и готовности подростков к взаимодействию с окружающими людьми, созданию условий для развития коммуникативной и социально успешной личности, и расширению «социальной практики» в решении конфликтных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в работе педагога-психолога

В решении проблем психолого-педагогического сопровождения УВП, реализации деятельности педагога-психолога по базовому компоненту,  активизации обучения и всей школьной жизни существенную роль игр...

Работа педагога-психолога с одаренными детьми

В  докладе  представлен материал по работе педагога-психолога с одаренными детьми, поэтапное выявление подобных детей и методы работы с ними  для развития умственных и творческих ...

Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога»

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению ...

«Использование песочной терапии в работе педагога - психолога. 

Песочная терапия — один из удивительных методов терапии, который дает ребенку  возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснутьс...

«Использование песочной терапии в работе педагога - психолога». 

Песочная терапия — один из удивительных методов терапии, который дает ребенку  возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснутьс...

Использование восстановительного подхода в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ

Использование служб примирения (медиации) вызывает всё больший интерес в педагогическом сообществе как практический  инструмент профилактической деятельности образовательной организации. Методика...

Профилактическая работа педагога-психолога с агрессивными детьми. Реализация коррекционной работы непосредственно с обучающимися начальной школы имеющими агрессивные тенденции.

Проведение индивидуальной психокоррекционной работы  является важным этапом помощи ребенку, имеющему агрессивное поведение....