Консультация "Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ: принципы, направления и практические методы"
консультация по психологии
Предварительный просмотр:
Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ: принципы, направления и практические методы.
Введение
В современных условиях инклюзивного образования деятельность педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) приобретает особую значимость. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует системного подхода, основанного на профессиональных компетенциях, глубоком понимании особых образовательных потребностей и междисциплинарном взаимодействии. Данная статья раскрывает структурированную модель психологического сопровождения, которую можно эффективно реализовать в условиях дошкольного учреждения.
Концептуальные основы системы психологического сопровождения
Система работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ в ДОУ строится на принципах индивидуализации, непрерывности и комплексности. Её основная цель - создание психолого-педагогических условий для максимально полной адаптации, социализации и личностного развития каждого ребенка с учетом его специфических особенностей. Деятельность психолога регламентирована ФГОС ДО и осуществляется в рамках психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательных отношений.
Ключевые компоненты системы работы
1. Диагностический модуль
Диагностика носит многоуровневый и динамический характер и служит основой для проектирования индивидуального маршрута развития.
· Первичная диагностика (при поступлении ребенка): оценка актуального развития познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление), эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и специфических особенностей поведения. Важно использовать адаптированные методики, соответствующие возможностям ребенка (например, невербальные тесты, методики игрового взаимодействия).
· Динамическое наблюдение: отслеживание прогресса в развитии и эффективности коррекционных мероприятий. Результаты фиксируются в индивидуальных картах развития, что позволяет своевременно корректировать программу сопровождения.
· Диагностика социальной ситуации развития: оценка характера взаимодействия в системе «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок», изучение стиля семейного воспитания.
2. Коррекционно-развивающий модуль
Это ядро практической работы, направленное на преодоление или ослабление выявленных трудностей. Работа ведется как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме.
· Развитие познавательной сферы: Используются специальные дидактические игры и упражнения, направленные на стимуляцию сенсорного восприятия, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, произвольного внимания и памяти. Для профилактики утомления занятия строятся с учетом здоровьесберегающих технологий (чередование видов деятельности, включение физкультминуток).
· Коррекция эмоционально-волевой сферы: Применяются технологии арт-терапии (рисование, лепка, песочная терапия), элементы психогимнастики, игровые методы для выражения и понимания эмоций, снижения уровня тревожности и страхов.
· Формирование навыков коммуникации и социального взаимодействия: Организация совместных игр, коммуникативных тренингов, моделирование социально-бытовых ситуаций. Особое внимание уделяется интеграции ребенка в детский коллектив, воспитанию эмпатии и толерантности у нормотипичных сверстников.
3. Консультативно-просветительский модуль (Работа со взрослыми)
Успех сопровождения ребенка с ОВЗ напрямую зависит от согласованности действий всех участников процесса.
· Работа с родителями (законными представителями): Проводятся индивидуальные консультации по вопросам принятия особенностей ребенка, выстраивания адекватной линии воспитания, обучения конкретным приемам развивающего взаимодействия дома. Эффективны тематические родительские собрания и мастер-классы.
· Взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ: Психолог участвует в работе психолого-педагогического консилиума (ППк), разрабатывает рекомендации по адаптации образовательной среды и режимных моментов, проводит семинары-практикумы по эффективным методам взаимодействия с детьми с различными нарушениями.
4. Профилактический и аналитический модуль
· Профилактика вторичных нарушений: Предупреждение социальной дезадаптации, школьной неуспешности, личностных деформаций на основе ранней диагностики и своевременного вмешательства.
· Аналитическая деятельность: Систематизация результатов работы, оценка эффективности выбранных стратегий, планирование дальнейших этапов сопровождения. Подготовка аналитических отчетов и документации.
Технологии и методы, составляющие основу системы
1. Технология индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): Интегрирует диагностические данные, цели, задачи, методы и формы работы с конкретным ребенком. ИОМ является гибким документом, корректируемым по мере развития ребенка.
2. Игровые технологии: Игра - ведущая деятельность дошкольника и естественная среда для коррекции и развития. Используются сюжетно-ролевые, дидактические, строительные, игры с правилами.
3. Технологии арт-терапии и сенсорной интеграции: Позволяют работать в обход защитных механизмов, выражать чувства, развивать моторику и сенсорный опыт.
4. Технология ситуационного моделирования: Создание безопасных учебных ситуаций для отработки социально-коммуникативных навыков.
Заключение
Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ представляет собой целостный, динамичный процесс, интегрированный в образовательную среду детского сада. Её эффективность определяется не суммой отдельных мероприятий, а слаженностью всех модулей: от точной диагностики до системной коррекции и активного включения взрослого окружения ребенка. Ключевым фактором успеха является личностно-ориентированный подход, при котором программа сопровождения строится не на диагнозе, а на уникальных особенностях и потенциальных возможностях каждого дошкольника, способствуя его максимальной самореализации и подготовке к дальнейшему образовательному пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагога- психолога общеобразовательной школы с одаренными детьми
Опыт работы педагога- психолога с одаренными детьми может быть полезным как школьным психологам, так и классным руководителям. Кроме этого, данная работа может быть использована в работе заместителей ...
План работы педагога – психолога по профилактике правонарушений и работе с детьми “группы риска” 2017-2018 уч.год.
Планработы педагога – психолога по профилактикеправонарушений и работе с детьми “группы риска”2017-2018 уч.год....

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".
Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...

Работа педагога-психолога с детьми, нуждающимися в индивидуально-профилактической работе
Дети, попадающие в категорию девиантного поведения, часто оказываются на внутришкольном индивидуальном контроле. Следует отметить, что к этой группе часто относятся дети с различными типами отклоняюще...

Инклюзивное образование в школах - работа педагога-психолога с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами
В презентации рассматривается специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в общеобразовательных школах. Приведено понятие инклюзивного образования и его содерж...
План работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами на 2021-2022 учебный год
План работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами...
Профилактическая работа педагога-психолога с агрессивными детьми. Реализация коррекционной работы непосредственно с обучающимися начальной школы имеющими агрессивные тенденции.
Проведение индивидуальной психокоррекционной работы является важным этапом помощи ребенку, имеющему агрессивное поведение....