Этические занятия как способ формирования ценностных ориентаций
методическая разработка по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Этические занятия как способ формирования ценностных ориентаций
Когда разверзлись небеса,
И словно расступились тучи,
В лучах божественных огней
Стоял Господь в своем обличье.
В протянутой руке своей
Держал весы – мерило счастья,
Делил он судьбы всех людей
Рукой, исполненною власти.
Под ним кишмя кишели люди,
Молясь, чтоб Бог их одарил
Хоть каплей, хоть крупицей счастья,
А Господь взял и подшутил.
И после долго он смеялся
Над тем, что шутка удалась.
Кого-то наделил он счастьем,
Кому-то дал большую власть.
Но лишь одно он не заметил,
Когда, шутя, вот так делил,
Кому-то счастья не довесил,
Кого-то просто обделил.
Так робкий одинокий странник
Всю жизнь свой тяжкий крест влачил.
Он видел только лишь страданья,
Но всё же Господа любил.
Он ничего не ждал от Бога,
И ни чудес и ни наград,
А лишь молился на дорогу
И брёл вперёд сей доле рад.
Но у людей просил для счастья
Тепла сердечного подчас,
А все презрительно молчали
Иль говорили: ”Бог подаст …”
(29.07.93г.)
В Федеральной программе развития образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей. Поскольку становление человека предполагает не только развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость.
Принцип ценностной ориентации как ключевой принцип воспитания диктует педагогу последовательное и неуклонное раскрытие перед ребенком ценностного содержания жизни. Система наивысших ценностей, открытых человечеством и утверждаемых современной культурой, определяет ценностное поле содержания групповой духовной деятельности детей, которую организует педагог.
Вечные проблемы жизни, которые предстоит решать детям в будущем, уже сейчас, в детстве, следует ставить и осмысливать, а значит, и решать сейчас на данный период жизни: проблему свободы и воли, проблему совести и эгоизма, проблему счастья и страдания, проблема справедливости и своеволия, проблему равенства и элитарности, проблему братства и отчужденности. Очень важно говорить с детьми о неразрывности связей человека с обществом и всем человечеством.
Н.Е.Щуркова предлагает философические, этические и психологические занятия, как формы организации учащихся с целью формирования ценностных ориентаций.
Этические занятия содействуют нравственному развитию и обогащению детей, на хорошо организованных занятиях дети вместе с педагогом осмысливают взаимоотношения людей в их влиянии на благополучие общества и отдельной жизни человека через воздействие на самочувствие человека.
Основной предмет рассмотрения – «Человек - Человек» в самых разнообразных жизненных ситуациях. Ключевая цель занятий – нравственная ориентация на Другого, так чтобы школьник привычно учитывал присутствие в своей жизни других людей, непосредственно находящихся рядом и опосредованно связанных с ним в жизни, а видя Другого, сочувствовал ему, признавал право другого на счастье, желал бы содействовать благу Другого, осознавал бы теснейшую связь своего благополучия и благополучия Другого.
Содержание этических занятий имеет два плана: нормативно-поведенческий и отношенческий. Первый реализуется в занятиях по этикету, ознакомлению и тренингу в умениях выполнять предписания этикета. Второй осуществляется через систему осмысления нравственных отношений между людьми и ознакомление с научно-этическими положениями, отражающими этические явления в жизни человечества. В качестве обязательных для осмысления выступают такие категории, как мораль, нравственность, добро, зло, совесть, свобода, гуманизм, достоинство, патриотизм, коллективизм, великодушие, альтруизм, любовь, уважение.
Важно определить и сумму поведенческих умений школьников, которыми их необходимо вооружить: быть доброжелательными и приветливыми, точными во времени и в словах, щедрыми материально и духовно, ответственными перед собой и другими, деликатными, чистоплотными духовно, уметь слушать и слышать человека, уметь смотреть и видеть другого, уметь отмечать достоинства другого и защищать свои достоинства, уметь молчать, уметь говорить и спрашивать, оказывать помощь и просить о помощи и др.
Этическое занятие – это всегда выход на поведение, т.е. реальное отношение к другому человеку, воплощенное в действиях. Но действие надо уметь совершить, надо себя приучить к исполнению соответствующих действий, чтобы они были адекватны отношению к человеку.
Проблематичность этического отношения, свойственного школьнику, состоит в разъединенности рациональной, эмоциональной и поведенческой стороны отношений. Он знает, но не умеет. Он хочет, но не знает способа, иногда боится, что не получится выразить желаемое. Этические занятия как бы приводят к общему знаменателю эти разорванные формы отношения школьника, содействуют гармонии нравственного отношения.
Педагог исходит сначала из поведения: определяет характеристики поведения, которыми надо овладеть детям. Но реализовать замысел он не сможет, пока не определит, при каком отношении к человеку могло бы стать реально желаемое поведение. Тут ему понадобится этическая литература. Психолого-педагогические исследования подтверждают, что дети очень чутко воспринимают выразительные средства литературы и ценностные ориентации, которые она несет.
С помощью этической литературы педагог определяет отношение в качестве предмета осмысления на предстоящих занятиях.
Далее педагог обращается к определенным понятиям, раскрывающим содержание отношений.
После этого он очерчивает набор умений, которые необходимо формировать или развивать в первую очередь.
В завершение отбирает методики, способы формирования у детей данных умений в ходе этических занятий (тренинг, ролевая игра) – в отборе способов он свободен.
Понятно, что умение не сформировать в течение коротких занятий. Но рефлексия, проеденная в итоге, закрепляет приобретения детей, сознание которых направляется на свое Я в отношении к другому человеку и на самочувствие этого другого.
Вот как выглядит алгоритм разработки этического занятия в свернутом виде: поведение – отношение – понятие – умение – способ выработки умения – рефлексия.
Решающим условием проведения этических занятий является создание мягкого, доброжелательного, доверительного климата в группе.
Основным критерием оценки решения любого вопроса в ходе занятий будет являться самочувствие другого, связанное с поведением Я.
И еще одно условие обязательно оговаривается перед началом занятия: не звучат имена тех, чьи действия приводятся в качестве примеров, ссылок. Педагогическим предостережением проведения этических занятий является запрет на укоризну в адрес детей, нарушающих нормы этики, тем более что взрослые сами часто и грубо нарушают социально-этические нормы. Одним из критериев нравственности является субъективная воля человека, его внутренний импульс, при отсутствии внешнего давления.
А теперь мы с вами попробуем проиграть отдельные этапы некого этического занятия, целью которого я ставлю формирование гуманного поведения другому человеку (гуманный – человечный, отзывчивый).
- Что вы подразумеваете под гуманным поведением?
Данное поведение может сформироваться при условии отзывчивого, толерантного отношения к другому человеку.
Отзывчивый – легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь.
Толерантный – терпимый к недостаткам других, принимающий человека таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.
Для формирования данного поведения необходимо сформировать следующие умения: умение слушать и слышать, умение учитывать психологическое состояние другого человека, умение адекватно реагировать на обстоятельства.
Т.к. проблемы, воплощенные в художественном образе, ярки и доступны для восприятия, впечатляющие и запоминающиеся, то начать я бы хотела со своего собственного стихотворения (Бог подаст), которое подведет к теме этического занятия.
Чтобы определить сущность гуманного поведения вниманию аудитории предлагается притча с тремя вариантами концовки:
В болоте северной Персии тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный орал во всю глотку, прося о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего. "Протяни мне руку! - кричал он ему. - Я вытащу тебя из болота". Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь. "Дай же мне руку!" - все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал:
1. «Брось ему палку, и он выберется сам»
2. «Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда сможешь его спасти»
3. «Оставь его – ты уже ничем не сможешь ему помочь»
- Как бы вы закончили притчу?
- Какой из вариантов на ваш взгляд отражает гуманное поведение?
«Знания, чувства, поведение» – вот та триада, через которую педагог ведет свое воспитательное влияние на ребенка. Поэтому неотъемлемым атрибутом этических занятий является ролевая игра, воспроизводящая жизненную ситуацию, в которой Я своими действиями задевает интересы другого человека, невольно содействуя благу либо злу в адрес Другого.
Я предлагаю вам разыграть следующую ситуацию: ученик обращается за помощью к учителю. Рассмотрим три типа поведения учителя: не хочет помочь, т.к. ему за дополнительные занятия не платят; за дополнительные занятия не платят, поэтому помогать не хочется, но совесть и долг обязывают; всегда готов прийти на помощь (каждый из участников примеряет на себя роль другого).
В данной ситуации не надо апеллировать к моральным законам, достаточно спросить: «Как вы себя чувствовали, когда вам…?» Использование этого вопроса освобождает педагога от проповеднического тона, от назидания, агитации, призывов и уговаривания.
Каждый выбирает для себя |
Каждый выбирает по себе |
Каждый выбирает по себе. |
Каждый выбирает для себя. |
Стихи Юрия Левитанского
Мы не можем научить ребенка, как нужно жить, поскольку ему часто придется делать собственный выбор. Разнообразные жизненные ситуации могут заставить его поступать так, как все, не задумываясь о происходящем, или каждый раз заново формировать свое отношение к объектам и новым ситуациям. Но педагог предъявляет детям «вочеловеченную сущность предметного мира, поднимаясь с ними до ценностного общения, в ходе любого рода деятельности и в момент любой жизненной ситуации». Поэтому совершенно не обязательно специально организовывать полноценное этическое занятие, можно использовать его как метод воспитания на любом уроке при наличии ярких образов и примеров этического поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование ценностных ориентаций у воспитанников"
Актуальность проблемы формирования ценностных ориентации школьника,его нравственного облика продиктована социальными запросами,предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения учащихся к системеобщеч...
Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.
Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:Программу формирования цен...
Формирование ценностных ориентаций в школе полного дня
Ценность – реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки людей.Ценности образуют систему ценностных ориентаций индивида, выступающую важнейшим фактором соци...
Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"
В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
В статье обосновывается необходимость овладения педагогом современными информационными технологиями с целью совершенствования музыкально-образовательного процесса и оптимального формирования музыкальн...
ВНЕУРОЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
В статье раскрывается зачение занятости учащихся в послеурочное время, На примере школы показано, как заняты учащиеся, какие кружки работают в школе. как происходит формирование здорового образа жизни...