Этические занятия как способ формирования ценностных ориентаций
методическая разработка по психологии на тему

Захаркина Елена Владимировна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Этические занятия как способ формирования ценностных ориентаций

Когда разверзлись небеса,

И словно расступились тучи,

В лучах божественных огней

Стоял Господь в своем обличье.

В протянутой руке своей

Держал весы – мерило счастья,

Делил он судьбы всех людей

Рукой, исполненною власти.

Под ним кишмя кишели люди,

Молясь, чтоб Бог их одарил

Хоть каплей, хоть крупицей счастья,

А Господь взял и подшутил.

И после долго он смеялся

Над тем, что шутка удалась.

Кого-то наделил он счастьем,

Кому-то дал большую власть.

Но лишь одно он не заметил,

Когда, шутя, вот так делил,

Кому-то счастья не довесил,

Кого-то просто обделил.

Так робкий одинокий странник

Всю жизнь свой тяжкий крест влачил.

Он видел только лишь страданья,

Но всё же Господа любил.

Он ничего не ждал от Бога,

И ни чудес и ни наград,

А лишь молился на дорогу

И брёл вперёд сей доле рад.

Но у людей просил для счастья

Тепла сердечного подчас,

А все презрительно молчали

Иль говорили: ”Бог подаст …”

                                                            (29.07.93г.)

В Федеральной программе развития образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей. Поскольку становление человека предполагает не только развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость.

Принцип ценностной ориентации как ключевой принцип воспитания диктует педагогу последовательное и неуклонное раскрытие перед ребенком ценностного содержания жизни. Система наивысших ценностей, открытых человечеством и утверждаемых современной культурой, определяет ценностное поле содержания групповой духовной деятельности детей, которую организует педагог.

Вечные проблемы жизни, которые предстоит решать детям в будущем, уже сейчас, в детстве, следует ставить и осмысливать, а значит, и решать сейчас на данный период жизни: проблему свободы и воли, проблему совести и эгоизма, проблему счастья и страдания, проблема справедливости и своеволия, проблему равенства и элитарности, проблему братства и отчужденности. Очень важно говорить с детьми о неразрывности связей человека с обществом и всем человечеством.

Н.Е.Щуркова предлагает философические, этические и психологические занятия, как формы организации учащихся с целью формирования ценностных ориентаций.

Этические занятия содействуют нравственному развитию и обогащению детей, на хорошо организованных занятиях дети вместе с педагогом осмысливают взаимоотношения людей в их влиянии на благополучие общества и отдельной жизни человека через воздействие на самочувствие человека.

 Основной предмет рассмотрения – «Человек - Человек» в самых разнообразных жизненных ситуациях. Ключевая цель занятий – нравственная ориентация на Другого, так чтобы школьник привычно учитывал присутствие в своей жизни других людей, непосредственно находящихся рядом и опосредованно связанных с ним в жизни, а видя Другого, сочувствовал ему, признавал право другого на счастье, желал бы содействовать благу Другого, осознавал бы теснейшую связь своего благополучия и благополучия Другого.

Содержание этических занятий имеет два плана: нормативно-поведенческий и отношенческий. Первый реализуется в занятиях по этикету, ознакомлению и тренингу в умениях выполнять предписания этикета. Второй осуществляется через систему осмысления нравственных отношений между людьми и ознакомление с научно-этическими положениями, отражающими этические явления в жизни человечества. В качестве обязательных для осмысления выступают такие категории, как мораль, нравственность, добро, зло, совесть, свобода, гуманизм, достоинство, патриотизм, коллективизм, великодушие, альтруизм, любовь, уважение.

Важно определить и сумму поведенческих умений школьников, которыми их необходимо вооружить: быть доброжелательными и приветливыми, точными во времени и в словах, щедрыми материально и духовно, ответственными перед собой и другими, деликатными, чистоплотными духовно, уметь слушать и слышать человека, уметь смотреть и видеть другого, уметь отмечать достоинства другого и защищать свои достоинства, уметь молчать, уметь говорить и спрашивать, оказывать помощь и просить о помощи и др.

Этическое занятие – это всегда выход на поведение, т.е. реальное отношение к другому человеку, воплощенное в действиях. Но действие надо уметь совершить, надо себя приучить к исполнению соответствующих действий, чтобы они были адекватны отношению к человеку.

Проблематичность этического отношения, свойственного школьнику, состоит в разъединенности рациональной, эмоциональной и поведенческой стороны отношений. Он знает, но не умеет. Он хочет, но не знает способа, иногда боится, что не получится выразить желаемое. Этические занятия как бы приводят к общему знаменателю эти разорванные формы отношения школьника, содействуют гармонии нравственного отношения.

Педагог исходит сначала из поведения: определяет характеристики поведения, которыми надо овладеть детям. Но реализовать замысел он не сможет, пока не определит, при каком отношении к человеку могло бы стать реально желаемое поведение. Тут ему понадобится этическая литература.  Психолого-педагогические исследования подтверждают, что дети очень чутко воспринимают выразительные средства литературы и ценностные ориентации, которые она несет.

С помощью этической литературы педагог определяет отношение в качестве предмета осмысления на предстоящих занятиях.

Далее педагог обращается к определенным понятиям, раскрывающим содержание отношений.

После этого он очерчивает набор умений, которые необходимо формировать или развивать в первую очередь.

В завершение отбирает методики, способы формирования у детей данных умений в ходе этических занятий (тренинг, ролевая игра) – в отборе способов он свободен.

Понятно, что умение не сформировать в течение коротких занятий. Но рефлексия, проеденная в итоге, закрепляет приобретения детей, сознание которых направляется на свое Я в отношении к другому человеку и на самочувствие этого другого.

Вот как выглядит алгоритм разработки этического занятия в свернутом виде: поведение – отношение – понятие – умение – способ выработки умения – рефлексия.

Решающим условием проведения этических занятий является создание мягкого, доброжелательного, доверительного климата в группе.

 Основным критерием оценки решения любого вопроса в ходе занятий будет являться самочувствие другого, связанное с поведением Я.

И еще одно условие обязательно оговаривается перед началом занятия: не звучат имена тех, чьи действия приводятся в качестве примеров, ссылок. Педагогическим предостережением проведения этических занятий является запрет на укоризну в адрес детей, нарушающих нормы этики, тем более что взрослые сами часто и грубо нарушают социально-этические нормы. Одним из критериев нравственности является субъективная воля человека, его внутренний импульс, при отсутствии внешнего давления.

А теперь мы с вами попробуем проиграть отдельные этапы некого этического занятия, целью которого я ставлю формирование гуманного поведения другому человеку (гуманный – человечный, отзывчивый).

- Что вы подразумеваете под гуманным поведением?

Данное поведение может сформироваться при условии отзывчивого, толерантного отношения к другому человеку.

Отзывчивый – легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь.

Толерантный – терпимый к недостаткам других, принимающий человека таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.

Для формирования данного поведения необходимо сформировать следующие умения: умение слушать и слышать, умение учитывать психологическое состояние другого человека, умение адекватно реагировать на обстоятельства.

Т.к. проблемы, воплощенные в художественном образе, ярки и доступны для восприятия, впечатляющие и запоминающиеся, то начать я бы хотела со своего собственного стихотворения (Бог подаст), которое подведет к теме этического занятия.

Чтобы определить сущность гуманного поведения вниманию аудитории предлагается притча с тремя вариантами концовки:

           В болоте северной Персии тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный орал во всю глотку, прося о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего. "Протяни мне руку! - кричал он ему. - Я вытащу тебя из болота". Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь. "Дай же мне руку!" - все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал:
1. «Брось ему палку, и он выберется сам»

2. «Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда сможешь его спасти»

3. «Оставь его – ты уже ничем не сможешь ему помочь»

- Как бы вы закончили притчу?

- Какой из вариантов на ваш взгляд отражает гуманное поведение?

«Знания, чувства, поведение» – вот та триада, через которую педагог ведет свое воспитательное влияние на ребенка. Поэтому неотъемлемым атрибутом этических занятий является ролевая игра, воспроизводящая жизненную ситуацию, в которой Я своими действиями задевает интересы другого человека, невольно содействуя благу либо злу в адрес Другого.

Я предлагаю вам разыграть следующую ситуацию: ученик обращается за помощью к учителю. Рассмотрим три типа поведения учителя: не хочет помочь, т.к. ему за дополнительные занятия не платят; за дополнительные занятия не платят, поэтому помогать не хочется, но совесть и долг обязывают; всегда готов прийти на помощь (каждый из участников примеряет на себя роль другого).

В данной ситуации не надо апеллировать к моральным законам, достаточно спросить: «Как вы себя чувствовали, когда вам…?» Использование этого вопроса освобождает педагога от проповеднического тона, от назидания, агитации, призывов и уговаривания.

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже - как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!

                                                             Стихи Юрия Левитанского 

Мы не можем научить ребенка, как нужно жить, поскольку ему часто придется делать собственный выбор. Разнообразные жизненные ситуации могут заставить его поступать так, как все, не задумываясь о происходящем, или каждый раз заново формировать свое отношение к объектам и новым ситуациям. Но педагог предъявляет детям «вочеловеченную сущность предметного мира, поднимаясь с ними до ценностного общения, в ходе любого рода деятельности и в момент любой жизненной ситуации». Поэтому совершенно не обязательно специально организовывать полноценное этическое занятие, можно использовать его как метод воспитания на любом уроке при наличии ярких образов и примеров этического поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование ценностных ориентаций у воспитанников"

Актуальность проблемы формирования ценностных ориентации школьника,его нравственного облика продиктована социальными запросами,предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения учащихся к системеобщеч...

Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.

Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:Программу формирования цен...

Формирование ценностных ориентаций в школе полного дня

Ценность – реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки людей.Ценности образуют систему ценностных ориентаций индивида, выступающую важнейшим фактором соци...

Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"

             В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

В статье обосновывается необходимость овладения педагогом современными информационными технологиями с целью совершенствования музыкально-образовательного процесса и оптимального формирования музыкальн...

ВНЕУРОЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В статье раскрывается зачение занятости учащихся в послеурочное время, На примере школы показано, как заняты учащиеся, какие кружки работают в школе. как происходит формирование здорового образа жизни...