Таблица "Четыре лика отчужденности"
учебно-методический материал по психологии на тему

В таблице рассмотрены актуальные проблемы одиночества и отчужденности: причины их  формирования, возможные реакции  и особенности контактирования человека, имеющего такие проблемы, с окружающим миром. Данные этой таблицы могут быть полезны как для педагогов, так и для родителей. Они дают возможность понять причины отверженности ребенка в коллективе и помогут вовремя устранить причины возникновения указанных состояний или создать условия для их коррекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Четыре лика отчуждённости

                                  Проблема одиночества и отчуждённости – одна из самых важных и актуальных психологических проблем.

Одиночество – определённое психическое состояние.

Отчуждённость – определённая ситуация, характеризующаяся сложными отношениями человека с миром. Характер этих взаимоотношений предполагает рассмотрение отчуждённости в трёх измерениях: социальном, эмоциональном и когнитивном (познавательном).

                «Изгои»

            «Эгоисты»

           «Отшельники»

             «Чужаки»

Самооценка

Низкая

Неадекватно высокая

Близка к адекватной при некоторой тенденции к занижению

Колебания от неадекватно завышенной до неадекватно заниженной

Причины отчуждённости

Социальное и материальное положение семьи;

- отрицательные личные качества: подличанье, болтливость, грубость, потребность жаловаться и делать исподтишка, нечистоплотность, слюнтяйство;

- низкое умственное развитие;

- отталкивающие привычки: ковыряние в зубах и носу, сплёвывание и т.п.;

- физические недостатки: запах, заикание, хромота и т.п.

Личные качества:

- высокомерие, хвастливость, себялюбие, самовлюблённость, конфликтность, эгоцентризм;

- непризнание и полное отрицание собственных ошибок и недостатков;

- пренебрежение к одноклассникам и их успехам;

- преувеличение собственных успехов и достижений при одновременном занижении успехов других;

- стремление командовать и подчинять, выделяться среди сверстников;

- отсутствие умения сопереживать (эмпатии).

Личные качества:

-скрытность, замкнутость, необщительность, апатичность

- сосредоточенность на своём внутреннем мире, порой отсутствие интереса к событиям внешним, невнимательность ;

- стремление к уединению, нежелание и неумение контактировать с одноклассниками.

Несовпадение интересов, взглядов, убеждений с большинством;

- стремление навязать свой образ мыслей;

- пренебрежительное отношение к тому, что не совпадает с их собственными вкусами;

- приход в уже сложившийся коллектив «со своим уставом»,

- выход за рамки общепринятых в данном коллективе норм и ценностей.

Реакция на отверженность

Часто абсолютное непонимание причин отверженности; отнесение причин не к отдельным своим качествам, а к личности в целом.

Самоутверждение, неуваже-ние к себе, неуверенность в своих силах, способностях, сильные отрицательные эмоциональные переживания, состояние «эмоционального срыва»

Иногда затравленность, иногда враждебность, жестокость (например, к животным).

Стремление быть незаметным, чтобы не вызывать насмешек, страх перед общением. Неумение дать отпор.

Часто даже не осознают своей отверженности, отказываясь это признать.

При осознании обвиняют других, ведут себя агрессивно, болезненно реагируют на замечания, прибегают к вызывающему поведению, крику, слезам, оскорблениям в адрес не оценивших их одноклассников, демонстрируют пренебрежение, часто создают конфликтную ситуацию.

Как правило, не испытывают дискомфорта от своей отверженности.

Болезненно реагируют на то, что их присутствие или отсутствие порой замечается, даже стараются быть незамеченными.

Демонстративное обособление и противопоставление себя остальным сверстникам, показное равнодушие к оценке окружающих, постоянная готовность к отпору, порой потребность задираться, «нападать» первым.

Стремление к полному противопоставлению: и в одежде, и во внешности, и в манере поведения.

Готовность видеть в словах, обращённых к ним, вызов себе, насмешку в свой адрес.

Бравирование своей «отчуждённостью».

Особенности общения

Характерно отсутствие каких-либо контактов.

Иногда заискивание, навязчивое желание изменить ситуацию, согласие на подчинение и выполнение любых просьб и приказов.

Контакты, если есть, носят односторонний характер.

Стремление подчинить себе других, занять лидирующее положение, если не во всей группе, то, по крайней мере, среди отдельных его членов.

Контакты не отличаются прочностью, длительностью и стабильностью.

Доброжелательное отношение к сверстникам, ровные отношения со всеми. В своей отчуждённости винят себя, а не других.

Контакты сведены к минимуму или вообще отсутствуют. Обычно дружат с одним человеком и то вне класса. Общаются со всеми, но инициаторами общения являются редко. Контакты малочисленны, но прочны, стабильны, долговременны.

Напоказ: отсутствие необходимости в контактах, иногда отказ от них.

Скрыто: желание признания, принятия, осознания другими своей неправоты в отношении к ним.

                   «Изгои»

                 «Эгоисты»

           «Отшельники»

              «Чужаки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия в "ЗОНУ ОТЧУЖДЕНИЯ"

Открытый урок в 11 классе по разделу "Атомная физика"  - "Чернобыль - 24 года спустя"....

Статья в помощь родителям. В записную книжку С чем живут ваши дети, или Один из способов преодоления проблемы отчуждения

Данная статья - это своего рода заметки о проблемах, с которыми сталкиваются родители ребенка и сам ребенок в эпоху переходного возраста. Спектр этих проблем и возможных путей их решения настолько вел...

Использование электронных образовательных ресурсов как средства преодоления отчуждения учащихся от образования

Информатизация образования предполагает использование современных информационных технологий. Специфика предмета ИЯ обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Обучающие компьюте...

Взаимопонимание или отчужденность? Ваш выбор

Цель собрания:  дать знания родителям о  конструктивных взаимоотношениях между ними и детьми; о важности предотвращения отчужденности в семье.Задачи:1. Рассмотреть  существующие формы в...

«ПОЛОСА ОТЧУЖДЕНИЯ»: ИНВАЛИДЫ

Обзор книг для учащихся 7-9 классов...

Классный час "За стеной отчуждения": правила безопасного поведения в виртуальном пространстве.

Данный классный час был проведен мною как открытое мероприятие муниципального уровня и получило множество положительных отзывов от коллег. Его несомненное достоинство заключается в том, что на этом кл...

Конспект родительского собрания "Особенности подросткового возраста- предотвращение отчуждения между родителями и детьми"

Цель собрания:Создание благоприятной, дружеской атмосферы в семье и во взаимоотношениях между родителями и детьми Задача:- познакомить родителей с особенностями подросткового возраста и указать н...