Сказкотерапия как эффективное направление в практической психологии
консультация по психологии

Королева Наталья Александровна

В помощь педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как эффективное направление

в практической психологии

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сегодня под сказкотерапией понимают способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому можно назвать сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.

Есть древняя история о том, что человек в своем развитии проходит три стадии: сначала он – верблюд, потом – лев, а затем уже – ребенок. Верблюд подчиняется правилам, везет на себе груз повседневных забот, не сопротивляется обстоятельствам. Как и верблюд, пересекающий пустыню, человек на этой стадии обладает большим запасом жизненной прочности. Когда терпение и силы у верблюда иссякают, человек превращается в льва. Теперь он активно сопротивляется обстоятельствам, обличает обидчиков, борется за справедливость, достигает определенных социальных высот. Но приходит момент, когда лев понимает, что все, чему он посвятил свою жизнь, удаляет его от истины, погружает в круговорот суеты и пучину неразрешимых проблем. Лев осознает, что жизнь его лишена чего-то простого и гармоничного. И вот тогда происходит переход на следующую стадию развития – ребенка. Теперь человек смотрит на мир открытым счастливым взглядом, видит прекрасное в мелочах, ему хочется познать смысл того, что ранее казалось понятным. У человека за спиной большой жизненный путь, однако, нет у него усталости и пессимизма. Есть желание открывать новое, постигая истину…

Если помнить об этой притче, то сказкотерапию, действительно, можно смело назвать «детским» методом. Тем более, что ребенок – «самый главный человек на земле». Именно к такому выводу еще в XVI веке пришел великий индийский падишах Акбар.

Предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души человека.

Можно часто услышать вопрос о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, агрессивностью, энурезом, тиками и так далее. Можно ответить старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной». Так в чем же причина? В деструктивном раннем опыте ребенка? В комплексе неполноценности? В несформированности моделей эффективного поведения?

Представители различных психологических школ пытаются искать причину неблагополучного развития ребенка, исходя из той концепции, которой они доверяют. Сегодня многие первопричины человеческих проблем уже сформулированы. И многое можно объяснить внутренней дисгармонией развития человека. И все мероприятия помощи ему можно привести к одному общему знаменателю – достижению внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни как созидатель, а дисгармоничный – как разрушитель. Шкала «разрушитель-созидатель» становится основной внутренней диагностической шкалой. Как ведет себя человек, что он чувствует, как он мыслит, - все это можно проанализировать с точки зрения критерия «разрушение – созидание». Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. В случае с разрушителем следует работать с общим недоразвитием личности, проявляющимся в дисгармонии. Основной принцип работы – вырастить внутреннего созидателя, который сумеет взять под контроль внутреннего разрушителя. И в этом поможет сказка…

       Основным средством воздействия в сказкотерапии является метафора.

     Метафора - это вид символического языка, который используется в целях обучения и передачи информации, чтобы выразить определенную мысль в непрямой, но наиболее впечатляющей форме. Эту силу воздействия метафоры чувствуем мы все, взрослые. Увидев погрустневшее личико ребенка, мы спешим утешить его, рассказав какую-нибудь историю, с которой ребенок может интуитивно соотнести и себя.

Чем точнее метафора подобрана к ситуации, тем эффективнее проходит работа с детьми.

Безболезненно абстракцией и метафорой сказочная история позволяет заглянуть в человеческую душу, понять суть проблемы и обстоятельства происходящего.

Психологи, педагоги, врачи находят в ней именно тот ресурс, который позволяет достичь поставленных задач с клиентом.

     Сказкотерапия из метода превратилась в целое направление в практической психологии уже со своими методами и приёмами:

  • работа с уже написанными сказками;
  • написание своей истории;
  • инсценирование сказки известной или написанной клиентом;
  • переписывание окончания сказочной истории;
  • арт-терапевтическая работа над сказкой.

Необходимо учитывать правила работы со сказкой:

  1. Учет возраста.
  2. Дозирование информации.
  3. Использование терапевтической направленности.
  4. Отсутствие нравоучений и оценок.
  5. Саморефлексия по итогу обязательна.

От года до четырёх лет используют сказки с животными. От пяти до шести-семи лет усваиваются сказки и с несуществующими персонажами: феи, гномы, эльфы и другие.

Формы и техники сказкотерапии:

  • Рассказывание или сочинение сказки;
  • Рисование сказки;
  • Изготовление кукол;
  • Постановка сюжета сказки;
  • Музыкальное «озвучивание» сказки.

Типология терапевтических сказок:

▪ Дидактическая сказка

Это самая простая и ненавязчивая сказка.

Цель дидактической сказки - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки), которое ребёнок должен выполнить дома. Круг знаний, умений и навыков, которым обучает дидактическая сказка, обширен. Это может быть замаскированный «под сказку» простой рассказ о том,

- как и зачем нужно внимательно переходить дорогу,

- как и зачем нужно поздравлять своих друзей с праздниками, например, с днём рождения,

- как и зачем нужно научиться самостоятельно одеваться или заваривать чай,

- как и зачем нужно убирать на место игрушки,

- как и зачем нужно быть вежливыми с окружающими людьми...

Чаще всего функцию дидактической сказки выполняют короткие мультфильмы, сюжет которых - прост и оттренировывает один навык.

▪ Психологическая сказка

Это любая авторская история, содержащая вымысел. Она имеет своей целью повлиять на личностное развитие ребенка путём передачи важной информации в ярком метафорическом виде.  Чем отличается дидактическая сказка от психологической? Тем, что первый тип сказки концентрируется на обучении полезным навыкам, делам, действиям, бытовой стороне жизни. А сказка психологическая полностью убирает быт из своих целей и задач. Она сосредотачивается на психологической стороне действий, на личностном развитии слушающего. Например, она не будет учить, как заварить свежий чай к маминому приходу, а объяснит, почему нужно любить маму, даст возможность самому придумать дела, которые докажут эту любовь.

▪ Психотерапевтическая сказка

Эти сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках - отношение человека к самому себе, к миру вообще и к другим людям.

Цель психотерапевтической сказки - оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму. Часто для создания психотерапевтических сказок используется арсенал религиозных духовных притч. Можно обратиться к сказкам Г.Х.Андерсена.

▪ Медитативная сказка

Это самая сложная сказка. Что от нее требуется:

- Создание насыщенного эмоционального состояния у слушателей.

- Создание ярких сказочных образов, которые без труда смогут визуализировать даже те, кто визуализировать не умеет.

- Разговор с бессознательным.

- Глубокое погружение слушающего в сказочный процесс.

Чего НЕ требуется от медитативной сказки:

- Иметь чёткий и ясный сюжет.

- Строгое начало и понятный конец.

Медитативные сказки лучше всего работают тогда, когда их слушают в специально созданных условиях, способствующих: а) релаксации; б) нагнетанию определённых психоэмоциональных состояний.

Для чего рассказывают медитативные сказки?

Медитативная сказка обычно служит прологом, настроем к психотерапевтическому сеансу.

Однако она может выполнять и самостоятельную функцию - поднимать «наверх» материал Бессознательного, который нужно отрабатывать, пробуждать личностный потенциал человека, служить подсказкой к принятию самостоятельного решения.

▪ Психокоррекционная сказка. Остановимся на ней подробнее.

Психокоррекция – целенаправленное изменение восприятия жизни или поведения клиента, который нуждается в психологической помощи. В данном случае инструментом воздействия на психику будет являться сказка.

Психокоррекционная сказка – это сказочная история, которая позволяет посмотреть на свою проблему с другой точки зрения, увидеть пути решения. Такие сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

     Сказки для коррекционной деятельности подходят самые разные, соответствующие возрасту и цели: русские народные, притчи, басни, сказки народов мира, авторские.

     Для создания психокоррекционной сказки используется алгоритм:

  1. Жили-были… В первую очередь мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру; героем может стать любимый персонаж или игрушка.
  2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

      3.   И вдруг однажды… Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на             реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

      4.  Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем             усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает             героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же             положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру             психотерапевта» - мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и             т.д. Наша задача – через сказочные события показать герою ситуацию с разных             сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти             позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является             благом» - эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.

      5.  Развязка. Позитивный итог истории. Герой понимает свою неправоту, признает            ошибки, становится на путь изменений, получает вознаграждение.

     Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно это следующие причины:

  1. Ребенок желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.
  2. Ребенок желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего должен заботиться о своих друзьях.
  3. Ребенок желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.
  4. Ребенку страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
  5. У ребенка не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним.

Какие проблемы поддаются коррекции сказкой:

  • страхи темноты, врачей, собак и другие;
  • оптимизация социальных навыков, опыта взаимодействия;
  • гиперактивность;
  • речевые нарушения;
  • эмоциональная неустойчивость, саморегуляция;
  • агрессивность;
  • психосоциальная половая идентичность;
  • психосоматические проявления: энурез, проблемы с пищеварением;
  • трудности во взаимоотношениях в семье;
  • переживание развода, потери близких или любимых животных;
  • посттравматические проявления
  • внутренние конфликты и другие.

     Психокоррекционную сказку можно обсудить с ребенком, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы, миниатюрных фигурок, «озвучить» с помощью музыкальных инструментов. А можно просто прочитать, не обсуждая. Простое рассказывание сказки ребенку без дальнейшего анализа и объяснений уже будет иметь огромное значение: мягко на подсознательном уровне идёт грандиозная работа, происходит изменение внутреннего плана действий; происходит «замещение» стиля, который стал неэффективен, на новый продуктивный. Метафорой ребёнку объясняются происходящие события. Таким образом, мы даем ребенку возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Сказка подействует на его поведение и уровень осознания. Ребенок примерит на себя новую роль и будет пробовать подражать герою.

Литература

Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002г.

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. – Екатеринбург : Деловая книга, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

    Профессиональный рост практического психолога зависит от многих факторов: постоянный практический опыт с клиентом, решение собственных проблем, чтение соответствующей литера...

Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»

Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз находящихся на дистанционном обучении и основные направления деятельности педагога-психолога в соответствие с требованиями фгос

Одним из основных направлений государственной политики в Калужской области является обеспечение государственных гарантий доступности и равных прав получения полноценного образования детям с ограниченн...

Основные направления деятельности педагога - психолога в условиях реализации образовательного Стандарта нового поколения в лицее - интернате № 5.

Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно- исторической педагогики развития. В систем...

Пути эффективного взаимодействия администрации и психолога образовательной организации в условиях модернизации образования_Выступление на семинаре

Материал представлен на районном семинаре для педагогов-психологов "Механизмы психологической подготовки к ГИА"В последнее время мы часто слышим: «Вот в советской школе…»Н...

«Сказкотерапия, как эффективное средство развития эмпатии у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Сказкотерапия в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Инфографика "ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС Педагога - психолога службы практической психологии образования России"

В данной инфографике проиллюстрированы основные принципы ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА Педагога-психолога службы практической психологии образования России  (вариант,  принятый на Всероссийск...