Эффективные приемы увеличения скорости чтения
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Бердюгина Елена Валентиновна

Целью методической разработки является описание приемов и методов, ускоряющих процесс чтения, позволяющих сделать процесс выполнения домашних заданий более эффективным и менее энергозатратным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_priemy_skorochteniya_metod._razrabotka.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи  

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Эффективные приемы увеличения скорости чтения

Методическая разработка

Автор: Бердюгина Елена Валентиновна, педагог-психолог

Санкт-Петербург

2019

Введение 

Современная общеобразовательная школа стремиться не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и сформировать у них потребность в самостоятельном расширении кругозора. То есть большая роль в учебном процессе отводится именно домашней работе, при которой не только закрепляются полученные на уроке знания, но и происходит дальнейшее самообразование учащихся.

В то же время, все чаще поднимается вопрос о том, что из-за домашних заданий, дети испытывают значительные перегрузки, страдает их нервная и иммунная системы в следствии чего ухудшается физическое и психическое здоровье.  

Целью методической разработки является описание приемов и методов, ускоряющих процесс чтения, позволяющих сделать процесс выполнения домашних заданий более эффективным и менее энергозатратным.

Разработка предназначена для учащихся основной школы. Учащиеся младших классов под контролем родителей и классных руководителей могут начинать осваивать отдельные приемы, но только после появления автоматизированного навыка чтения.

Основная часть

Первый момент, на который необходимо обратить внимание при освоении приемов скорочтения, это регулярность их использования. Только таким образом можно выработать необходимый навык быстрого прочтения учебного материала. Регулярность чтения, начиная с первых классов школы, делает для ребенка доступным понимание любых сложных и длинных текстов, соответствующих его возрасту. А знакомство с приемами быстрого чтения, позволит сделать процесс еще более эффективным и эмоционально-позитивным, что создаст условия для потребности в самообразовании.

Основной задачей при освоении ускоренного чтения является устранение действия факторов, снижающих скорость восприятия учебной информации.

Первым их них являются регрессии. Регрессии – это непроизвольные механические повторные фиксации глазами одного и того же участка текста.         Чаще всего возврат глаз осуществляется в результате неясности текста.  Если ученик хочет научиться читать быстро, то эта ситуация воспринимается как недостаток. Для его устранения требуется совершить определенное усилие, заставляющее читать дальше в надежде, что последующий текст рассеет сомнения и внесет ясность в восприятие текста. Повторное чтение считается целесообразным только лишь по окончании прочтения всего текста. Часто возникающие вопросы снимаются уже при продолжении первичного чтения текста, что делает возвраты совершенно ненужными. Кроме осуществления усилия для продолжения чтения, можно использовать специальные алгоритмы чтения (планы чтения), которые также способствуют преодолению регрессий.

Кроме вышеуказанных обратных движений глаз, которые не несут смысловой нагрузки, существуют и обоснованные возвраты. Они сохраняются при быстром чтении потому, что возникают при появлении в процессе чтения новых мыслей. Их основная цель – более глубокое осмысление уже однажды прочитанного текста.

Следующим фактором, снижающим скорость чтения, являются артикуляции. Артикуляция – это проговаривание вслух, шепотом или про себя того, что читается.

Наиболее эффективный способ ее подавления – так называемый метод «центральных речевых помех». При его использовании, читая про себя, учащийся выстукивает кистью руки специальный ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Он включает в себя двухтактное простукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя – во втором со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта. Этот постоянно слышимый аритмический акустический рисунок становится помехой для артикуляции. Читающий должен сам выстукивать ритм, а не прослушивать его. Левши должны выстукивать ритм двумя руками, т.к. у них речевая моторная зона находится в обоих полушариях коры мозга. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти.

Чтение, сопровождается ритмическим постукивание до формирования навыка безартикуляционного чтения. Для ребенка такая процедура не является психологически комфортной, и требует задействования силы воли для ее совершения. От родителей и педагогов (если процесс обучения происходит в условиях школы) требуется поддержка и понимание трудностей ребенка.

Последним фактором, влияющим на скорость чтения, который мы рассмотрим в этой статье, является узкое поле зрения. Известно, что при чтении взгляд не равномерно скользит вдоль строк, а совершает скачкообразные движения, останавливаясь только в 2-3 местах на каждой строке. Восприятие текста происходит только во время фиксации взгляда. Поэтому чем больше информации человек получает за одну фиксацию глаз, тем быстрее скорость чтения.                

Для расширения поля зрения разработаны упражнения по таблицам Шульте, таблицам и слоговому треугольнику Ильина А.М. При работе с ними надо, концентрируя взгляд в центре очередной таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры или буквы по порядку нарастания в ряду не более чем за 25 секунд.

        Взгляд отклоняется от вертикали у быстро читающего человека только лишь в случае восприятия новой, очень важной информации. Как только эти новые данные оказываются усвоены, читающий вновь возвращается к вертикальному чтению. Но такие отклонения редки, т.к. все тексты обладают избыточной информацией.

Обсудив факторы, снижающие скорость чтения и предложив способы преодоления их влияния, далее следует остановиться на основных способах чтения текстов.

Первым из них можно назвать чтение-просмотр. Этот вид чтения, как правило, используется для предварительного ознакомления с источником информации, выделения главных мыслей текста.

Далее идет основной вид, которым является углубленное чтение. Его можно назвать аналитическим, поскольку именно здесь выявляются детали, производится их анализ и оценка.

Существует еще выборочное чтение, при котором в поле зрения попадают лишь отдельные части текста, которые читающий хочет рассмотреть более подробно. Как правило, этот метод используется на завершающих этапах работы с текстом

Все три перечисленные выше способа чтения используются при традиционной работе с учебным материалом. И эта схема сохраняется при освоении приемов скорочтения, меняется только скорость на каждом их трех этапов работы с информацией. Появляется так называемое быстрое чтение.

Быстрое чтение может быть как сплошным, так и обзорным.

На первом этапе усвоения учебного материала осуществляется быстрое чтение по интегральному механизму с целью общего обзора информации, ее структурирования и выделения новой важной для вас информации. То есть на этом этапе происходит нахождение и обработка только содержательной части текста.

Интегральный алгоритм чтения – это своеобразный фильтр, защищающий мозг от избыточной информации, помогая отобрать для последующей обработки наиболее важную ее составляющую. Простейший алгоритм включает в себя название темы; основное содержание (при первоначальном знакомстве знание о нем дает оглавление или названия подтем параграфа учебника); фактографические данные; возможность применения на практике при решении учебных задач.

Вторичное прочтение текста уже предполагает углубленное прочтение с установкой на понимание. Оно тоже происходит в ускоренном режиме за счет нивелирования действия факторов, снижающих скорость чтения. Это сплошное быстрое чтение не является чтением «по диагонали», оно обеспечивает достаточно полное понимание текста с анализом фактов и суждений. Учебные тексты, как правило, строятся по законам логики. Методы быстрого чтения используют эти законы при извлечении смысловой информации, что позволяет качественно усваивать учебный материал.

При повторах учебного материала используется смешанный тип чтения: беглое обзорное прочтение частей текста, которые были усвоены на предыдущем этапе или являются дополнительными, не требующими запоминания и, в случае необходимости, углубленное чтение не усвоенного ранее материала. То есть это тоже самое выборочное чтение, которое применяется при традиционном восприятии учебной литературы.

Хотелось бы обратить внимание на чтение художественных текстов. Их особенностью является то, что содержательная часть соединяется с богатой эмоционально-окрашенной дополнительной информацией, подтекстом, который оказывает существенное влияние на понимание сути произведения. Поэтому быстрое чтение при восприятии художественных текстов является крайне нежелательным.  

Заключение

Таким образом, для повышения скорости чтения необходимо соблюдение следующих условий:

- выполнение упражнений, направленных на нивелирование действия факторов, замедляющих восприятия текстов;

- использование интегрального алгоритма чтения;

- обучение трехэтапному прочтению учебных текстов;

В заключение хотелось бы напомнить о необходимости регулярного подхода в освоении приемов скорочтения, поскольку любой навык вырабатывается только при многократном повторении.

Литература:

  1. Палагин П. Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное – М: МИФ, 2017. – 288 с.
  2. Полонейчик, И.И. Как легко учиться и сдавать экзамены. – Минск: Попурри, 2003. –  53 с.
  3. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. -  СПб: Речь, 2003 – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скорость. Упражнения для увеличения скорости бега. Презентация. 19.02.2017 года

Серия: упражнения для тренировки бегуна. Существуют специальные упражнения, выполняя которые можно существенно увеличить и развить скорость своего бега. Именно такие упражнение Вы найдете здесь.И...

Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения

Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения...

Эффективные приемы в работе учителя иностранного языка при подготовке обучающихся к ГИА в разделе «Чтение».

Для получения высоких тестовых баллов на экзамене и в 9, и в 11 классах при выполнении заданий раздела «Чтение» учащимся необходимо уметь:- понимать тему в полном объёме;- извлекать необхо...

«Сторисек» - как один из эффективных приемов привлечения к чтению дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В статье представлен материал  с приемами работы по привлечению дошкольников к чтению....

Эффективные приемы коррекции нарушений чтения

Навык чтения является базовым умение для формирования основным надпредметным знаний.  Как показывает практика в каждом классе есть учащиеся, которые не овладевают навыком чтения на уровне требова...

Упражнения для увеличения скорости чтения — для детей и взрослых

Скорочтение — это навык, который помогает быстро структурировать и усваивать текстовую информацию. Чтобы его развить, пригодится ряд специальных методик. Развитие скорочтения позволяет школьникам и ст...