Мастер-класс «Формирование толерантного отношения у педагогов к детям с ОВЗ»»
презентация к уроку по психологии

Корнетова Татьяна Викторовна

Данный мастер-класс «Формирование толерантного отношения у педагогов к детям с ОВЗ» будет полезен психологам образовательных организаций при работе с педагогическим коллективом. Здесь раскрыто понятие толерантности, основные черты толерантной и интолерантной личности, представлены правила толерантного общения, даны методические рекомендации педагогам по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ и детям инвалидам. Представлена возможность проведения диагностического исследования по выявлению особенностей толерантного отношения у педагогического коллектива к детям с ОВЗ и инвалидностью, посредством следующих методик: модифицированная методика Ю.А. Макарова «Диагностика профессиональной педагогической толерантности», авторская методика «Определение отношения педагога к обучающемуся с ОВЗ», разработанных в рамках написания магистерской диссертации по данной проблеме. Интерпретация результатов исследования послужит для разработки личностно-ориентированных рекомендаций педагогам с целью формирования толерантных взаимоотношений участников образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад: «Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ»

Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, постоянно растет. В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ОВЗ (8% всех детей).

Проблемами такого ребенка являются в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. Значимой является проблема негативного отношения к детям с ОВЗ со стороны сверстников из-за наличия физических и психических барьеров у детей с ОВЗ. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги проявляют интолерантность по отношению к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». Для того, чтобы сформировать в детях толерантное отношение к людям с ОВЗ, педагог сам должен быть готов к проявлениям толерантности. В связи с этим, одной из центральных задач по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагога педагогической толерантности, позволяющей понять и принять ребенка таким, какой он есть, видеть в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.

Слайд 2 Понятие толерантности

Слайд 3 Качества данного понятия

Слайд 4

Нетерпимый педагог не сможет воспитывать толерантное отношение к другим людям и другим культурам в своих воспитанниках. Толерантность педагога заключается в умении вдумываться, оценивать, понимать окружающую действительность, ориентироваться в ней в любой момент и на любом месте, не теряя самостоятельности своего мышления. Педагог должен не только видеть и понимать окружающую жизнь, но и чувствовать, переживать её, уметь ставить самого себя в положение тех, с кем сталкиваешься в жизни, принимать в расчет чужие горе или радость, любовь или ненависть, то есть быть отзывчивым, чутким к людям.

Толерантный педагог обладает хорошими умственными способностями, мыслит и действует продуктивно, использует дифференцированный подход не только в обучении, но и воспитании, учитывая индивидуальные качества и способности детей. Постоянная работа над самим собой, признание собственных ошибок, постановка и реализация поставленных целей и задач, нетрадиционные пути решения проблем, профессиональный рост – качества толерантного педагога.

Культура общения учителя с детьми, независимо от возраста, должна основываться на уважении к ученику, как личности. Не допустимо общение на повышенных тонах. Умение слушать и быть услышанным поможет решить многие проблемные ситуации. В общении педагог, обладающий спокойствием, выдержкой, создает эмоционально-позитивную атмосферу в классе, психологически комфортные условия для самореализации в познавательной деятельности, стимулирует интерес к предмету и успешное усвоение знаний. Владение качествами толерантной культуры позволяют учителю демонстрировать высокий уровень профессиональной компетентности и обеспечивать качественное образование детей.

Ведущим компонентом толерантности педагога является доброта. Ребёнок идёт в школу, к учителю с безграничной доверчивостью, с радостью. Беда, если учителю недоступны чувства ответственности за радость, за веру ребёнка в себя. Огонёк радости, доверия, старания легко потушить резким словом, равнодушным жестом. Дети прекрасно чувствуют добродушие взрослых. И часто так бывает, что озлобленный ученик постепенно становится добрым, если он попадает в атмосферу добра, любви, взаимопонимания и уважения.

Особенно большую роль в этом серьёзнейшем вопросе несут учителя младших классов.

Организация обучения и воспитания детей младшего школьного возраста на толерантной основе объединяет в себе:

наполнение ненасильственным отношением взаимодействий между людьми, отношением к природе, различных видов деятельности,

уважение прав человека,

обучение бесконфликтному взаимодействию, общению, сотрудничеству,

создания альтернатив для осуществления детьми свободного выбора,

активное взаимодействие по проблемам воспитания и обучения в духе толерантности родителей,  

создание позитивной атмосферы в школе,

изучение положительных моментов из многообразия жизненных явлений, особенностей людей и др.

Создание толерантной среды в школе предлагает взаимную ответственность участников воспитательного процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип отражается в ряде правил организации практической деятельности: необходимо реально уважать мнение детей и их родителей, а не играть в уважение к ним. Толерантный педагог воспитывает толерантных учеников.

Методические рекомендации педагогам

по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ и детям – инвалидам.

Воспитание толерантности как личного качества у обучающихся возможно осуществлять через создание социально-психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении:

  • вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
  • создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе;
  • умение превращать свои недостатки в достоинства;
  • изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечение детей с ограниченными возможностями в наше общество.

Цель проведения работы по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья – сформировать у учащихся основные черты толерантной личности: уважение человеческого достоинства и индивидуальности.

Предлагаемые рекомендации призваны оказать методическую помощь в организации и проведении внеурочных мероприятиях по указанной тематике с учетом профессиональной компетентности педагогов, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и специфике обучения в начальной, основной школе.

В начальной школе (1-4 классы) важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка, сохраняется тесная связь ребенка со своими близкими. Поэтому основой организации внеурочного мероприятия должен стать системно-деятельностный подход. Ребенок учится анализировать собственное поведение, толерантно воспринимать мнение другого человека, учится работать в команде, быть лидером.

В этом возрасте доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру и к окружающим. Через слово, образ (инсценировки, сказки), рисунки, игру (отгадывание ребусов, загадок) в детском сознании формируются и закрепляется важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, учителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоционального переживания школьника.

Главными формами проведения могут быть: познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты, сочинения, защита исследовательских работ, конкурсы рисунков, стихов, спортивные игры, социальные акции, концерты, праздники.

Цели внеурочных мероприятий в начальной школе:

приобретение обучающимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни;

формирование чувства милосердия к окружающим людям;

воспитание доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Цели внеурочных мероприятий в основной школе:

понимание выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения;

формирование толерантного отношения к себе и другим;

развитие готовности к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми.

При проведении внеурочного мероприятия целесообразно использовать технологии деятельностного и интерактивного обучения: панельные дискуссии, моделирование воспитывающих ситуаций и т.п.

Выбор указанных форм внеурочных мероприятий определяется поставленными целями, возрастом учащихся, уровнем их способностей, профессиональной компетентностью классного руководителя.

Предлагается обратить внимание на достижение метапредметных результатов (освоенных способов деятельности: отношение к социуму, готовность к проявлению чувства милосердия к окружающим людям и др.)

В процессе формирования у школьников толерантного отношения общества к детям с ОВЗ предполагается реализация таких форм и методов воспитания, как: классные часы; беседы; дискуссии; игровые тренинги; коммуникативные тренинги; праздники; коллективное творческое дело; игровые и конкурсные программы; викторины, выставки, познавательные игры; беседа (в том числе эвристическая); пример; поощрение; создание социальных проб; убеждение (самоубеждение); игровые методы; требование; метод саморегулирования; метод воспитывающих ситуаций; метод соревнования; метод анализа деятельности и общения ребенка; поручения.

Общественная организация Всероссийского общества инвалидов  выступила с инициативой проведения  «Уроков доброты» в общеобразовательных организациях.

Цель уроков - способствовать формированию позитивного  отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

Основная идея уроков – рассказать о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе, то есть показать здоровым людям, что инвалид – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей.

Задачи уроков:

Обучающие:

- научить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья;

- сформировать у школьников специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья;

- рассказать учащимся о правах людей с инвалидностью.

Воспитывающие:

- пробудить в детях чувство милосердия, готовности помочь людям, попавшим в беду;

- воспитывать толерантность.

Уроки доброты рекомендуется проводить на всех ступенях обучения, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. На занятиях используются различные формы работы и разнообразные методики, такие, как: тематические игры, моделирование различных форм инвалидности, работа в командах, показ социальных видеофильмов и роликов. Используются социальные сказки, показывающие степень доступности общественного транспорта и окружающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для проведения уроков рекомендуется приглашать инвалидов. Примерная тематика  «Уроков доброты» на слайде.

Модифицированная методика Ю.А. Макарова «Диагностика профессиональной педагогической толерантности», Авторская методика «Определение отношения педагога к обучающемуся с ОВЗ» представлены на моем сайте: https://nsportal.ru/fomenko-tatyana-viktorovna 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ Психолог-дефектолог: Фоменко Т.В.

Слайд 2

Понятие толерантности Толера́нтность (от лат. Tolerant i a - терпение, терпеливость, принятие) - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению. Педагогическая толерантность - терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства. Педагогическая толерантность – интегративное профессионально значимое качество, которое включает в себя: когнитивный компонент (понимание и осознание проблем ребенка), эмоциональный компонент (устойчивые чувства к ребенку), коммуникативный компонент (предрасположенность к типу социального поведения, в основе которого лежит понимание сотрудничества).

Слайд 8

Рекомендации педагогам по проведению уроков доброты Цель: сформировать у учащихся основные черты толерантной личности: уважение человеческого достоинства и индивидуальности.

Слайд 9

Цели внеурочных мероприятий В начальной школе приобретение обучающимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и в повседневной жизни; формирование чувства милосердия к окружающим людям; воспитание доброжелательного отношения к детям с ОВЗ. В основной школе понимание выработанных ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения; формирование толерантного отношения к себе и другим; развитие готовности к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми.

Слайд 10

классные часы, познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты и дискуссии, сочинения, защита исследовательских работ, коллективное творческое дело, конкурсы рисунков, стихов, спортивные игры, социальные акции, концерты, праздники. игровые и коммуникативные тренинги, игровые и конкурсные программы, викторины, познавательные игры, создание социальных проб; убеждение (самоубеждение), метод саморегулирования, метод воспитывающих ситуаций, метод соревнования, метод анализа деятельности и общения ребенка. Формы и методы проведения

Слайд 12

Рекомендации ООВОИ по проведению «Уроков доброты» в ОО Цель уроков - формирование позитивного отношения у детей к сверстникам с ОВЗ и детям-инвалидам. Основная идея уроков – рассказать о жизни и возможностях инвалидов, о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе, то есть показать здоровым людям, что инвалид – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей.

Слайд 13

Задачи уроков: Обучающие: - научить детей адекватно реагировать на людей с ОВЗ; - сформировать у школьников специальные навыки для помощи людям с ОВЗ; - рассказать учащимся о правах людей с инвалидностью. Воспитывающие: - пробудить в детях чувство милосердия, готовности помочь людям, попавшим в беду; - воспитывать толерантность.

Слайд 14

Формы работы и методики по рекомендациям ООВОИ по проведению «Уроков доброты» тематические игры, моделирование различных форм инвалидности, работа в командах, показ социальных видеофильмов и роликов, социальные сказки Для проведения уроков рекомендуется приглашать инвалидов.

Слайд 15

Примерная тематика «Уроков доброты»

Слайд 16

«Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» Сенека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантных отношений

Цель проведения классного часа:- познакомить уч-ся с понятием "толерантность", развивать у учащихся терпимость к различиям между людьми, сформировать правильное представление о толерантном отношении...

«Формирование толерантных отношений в системе «учитель» - «родитель» с применением тренинговых упражнений.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование  единению, спл...

Посткросинг как способ формирования толерантного отношения в межличностных отношениях у подрастающего поколения

Данная тема имеет практическую значимость, на базе МБОУ Заларинская СОШ№1 БЫЛ ПРОВЕДЁН ЭКСПЕРИМЕНТ. Группа учащихся была объединена общим хобби, которое носит название посткроссинг.Это обмен открыткам...

Методические рекомендации "Работа социального педагога по формированию толерантных отношений у обучающихся"

Данные методические рекомендации могут быть использованы педагогами, классными руководителями и социальными педагогами для воспитания культуры общения обучающихся в духе «толерантности»...

Методические рекомендации по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.

quot;Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС"       Инклюзивное образование предполагает комплекс серьё...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» позволяет школе реализовывать образовательные программы разного уровня и профиля. Специальная статья закона (ст. 7...

Урок "Формирование толерантного отношения общества к детям с ОВЗ."

Урок позваляет сформировать у обучающихся толерантность отношений к детям с ОВЗ....