Характеристики оценки «Я-образа» у учащихся 5-9 классов
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
У школьников, начиная с 5 класса, возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. Зачастую подросток не знает показателей оценки своего «Я-образа», а ищет готовые образы для самоидентификации в иллюзорном мире, создаваемом средствами массовой информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristiki_otsenki_ya-obraza_u_uchashchihsya_5-9_klassov.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристики оценки «Я-образа» у учащихся 5-9 классов
У школьников, начиная с 5 класса, возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. Зачастую подросток не знает показателей оценки своего «Я-образа», а ищет готовые образы для самоидентификации в иллюзорном мире, создаваемом средствами массовой информации.
Проблема оценки и самовыражения «Я-образа» у учащихся 5-9 классов связана с психологическими особенностями подросткового возраста и получила название "подросткового комплекса". Вот его проявления:
- чувствительность к оценке посторонних своей внешности
- крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих
- внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.
Через какие показатели (чувства) подросток может внутренне оценить уровень становления «Я-образа»?
Социально-педагогические особенности личности подростка
- Стремление к самостоятельности
- Необходимость в действии, движении
- Частые перемены в интересах и настроении
- Дискомфорт из-за быстрых психических и физиологических перемен
- Снижение авторитета взрослого
Лично выбранная деятельность, творческая самореализация, внешний вид подростка, его окружение, интересы подростка - всё это служит способами его самовыражения, которое так необходимо в этот период развития человека. Проявляется повышенный эгоцентризм, ввиду чего подросток ищет всевозможные способы демонстрации собственных способностей, возможностей, собственного неповторимого Я. Стремление объективировать себя, воплотить, выразить себя в жизни, в социальной действительности, является одним из самых сильных устремлений, потребностей личности.
Основные вопросы подростка по раскрытию своего «Я-образа»: | Показатели (чувства) оценки «Я-образа»: |
Кто я? | «Чувство собственной значимости» |
Доволен ли я собой? | «Чувство внутренней гармонии» |
Какое призвание у меня? | «Чувство деятельности» |
В течение нескольких лет я проводила мониторинг становления «Я-образа» учащихся с 5 по 9 классы. В результате наблюдений и результатов исследований образовалось четкое деление показателей «Я-образа» на три уровня: высокий, средний, низкий уровень. Результаты наблюдений обобщила в таблицу «Показатели оценки «Я-образа» у учащихся с 5 по 9 классы».
Показатели (чувства) оценки «Я-образа»: | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
«Чувство собственной значимости» | Позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, уважительное отношение к себе как к личности и индивидуальности | Старается быть позитивным в своем самовосприятии, задумывается о способах самовыражения. | Осознание своей физической слабости вызывает порой замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм, низкий уровень самопринятия и самоуважения. |
«Чувство внутренней гармонии» | Ощущение внутренней гармонии и стабильности. Осознание своей физической силы, здоровья. Способность анализировать ситуацию и определять себя в этой ситуации | Ощущение: критического отношения к себе и другим: «Доволен собой, но всегда» Средний коммуникативный контроль. | Ощущение внутреннего дискомфорта, беспомощности. Склонность к депрессиям, унынию, горестным размышлениям о себе «Я неудачник». |
«Чувство деятельности» | Активно и заинтересованно познает мир. Осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности. Четкое представление о своей будущей профессии. Личностная рефлексия. Способность взять на себя ответственность за свои поступки, решения | Полного осознанного самоопределения по отношению к ценности «образования» в сознании не произошло. Осуществляет выбор профессии, скорее, под чьим-то влиянием, а не самостоятельно. | Учащийся избегает ситуаций, которые требуют от него приложения каких-либо усилий при освоении новых видов учебной деятельности. Испытывает затруднения в выборе профессии. |
Список литературы:
- Бернс, Р. Развитие Я – концепции и воспитание / Р.Бернс. М.: Прогресс, 1986.- 357
- Психология подростка от11 до 18 лет. Методики и тесты/ под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ; Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; Владимир: ВКТ, 2008.- 124.
2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка воспитанности учащихся 9-11 классов.
Анкета для учащихся 9-11 классов. С помощью данной анкеты сожно оценить уровень воспитанности учащихся....
Оценка нравственной воспитанности учащихся 5-8 классов.
Методики оценки нравственной воспитанности учашихся 5-8 класов: Диагностика нравственной самооценки, диагностика этики поведения, диагностика отношения к жизненным ценностям, диагностика нравственной ...
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ №1
Занятиям физической культурой в школе сейчас уделяется большое внимание. Пример тому – введение третьего урока физкультуры во всех классах с 1-го по 11-ый....
Презентация по биологии для учащихся 7-го класса на тему: "Общая характеристика царства Грибы"
Презентация по биологии для учащихся 7-го класса на тему: "Общая характеристика царства Грибы"...
Презентация "Роль речевых характеристик в создании образов комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Эта работа носит иследовательский характер . Она поможет повторить образы комедии "Горе от ума""...
Результаты исследования по «оценке здорового образа жизни учащихся школы».
определение уровня активности участия детей в оздоровительных и спортивных мероприятий школы, обследование учащихся с целью определения у учащихся уровня сформированности...
Конспект урока в 6 классе «Подготовка к домашнему сочинению. Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Тема: «Подготовка к домашнему сочинению. Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».Класс: 6....