Характеристики оценки «Я-образа» у учащихся 5-9 классов
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Двирная Ольга Владимировна

У школьников, начиная с 5 класса, возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. Зачастую подросток не знает показателей оценки своего «Я-образа», а ищет готовые образы для самоидентификации в иллюзорном мире, создаваемом средствами массовой информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристики оценки «Я-образа» у учащихся 5-9 классов

 

      У школьников, начиная с 5 класса, возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. Зачастую подросток не знает показателей оценки своего «Я-образа», а ищет готовые образы для самоидентификации в иллюзорном мире, создаваемом средствами массовой информации.

Проблема оценки и самовыражения «Я-образа» у учащихся 5-9 классов связана с психологическими особенностями подросткового возраста и получила название "подросткового комплекса". Вот его проявления:

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности
  • крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.

Через какие показатели (чувства) подросток может внутренне оценить уровень становления «Я-образа»?

Социально-педагогические особенности личности подростка

  • Стремление к самостоятельности
  • Необходимость в действии, движении
  • Частые перемены в интересах и настроении
  • Дискомфорт из-за быстрых психических и физиологических перемен
  • Снижение авторитета взрослого

Лично выбранная деятельность, творческая самореализация, внешний вид подростка, его окружение, интересы подростка - всё это служит способами его самовыражения, которое так необходимо в этот период развития человека. Проявляется повышенный эгоцентризм, ввиду чего подросток ищет всевозможные способы демонстрации собственных способностей, возможностей, собственного неповторимого Я. Стремление объективировать себя, воплотить, выразить себя в жизни, в социальной действительности, является одним из самых сильных устремлений, потребностей личности.

       

Основные         вопросы         подростка по раскрытию своего «Я-образа»:

Показатели (чувства) оценки «Я-образа»:

Кто я?

«Чувство собственной значимости» 

Доволен ли я собой?

«Чувство внутренней гармонии»

Какое призвание у меня?   

«Чувство деятельности» 

       

В течение нескольких лет я проводила мониторинг становления «Я-образа» учащихся с 5 по 9 классы. В результате наблюдений и результатов исследований образовалось четкое деление показателей «Я-образа» на три уровня: высокий, средний, низкий уровень. Результаты наблюдений обобщила в таблицу «Показатели оценки «Я-образа» у учащихся с 5 по 9 классы». 

Показатели (чувства) оценки «Я-образа»:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий

уровень

«Чувство собственной значимости»

Позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, уважительное отношение к себе как к личности и индивидуальности

Старается быть позитивным в своем самовосприятии, задумывается о способах самовыражения.

Осознание своей физической слабости вызывает порой замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм, низкий уровень самопринятия и самоуважения.

«Чувство внутренней гармонии»

Ощущение внутренней гармонии и стабильности. Осознание своей физической силы, здоровья. Способность анализировать ситуацию и определять себя в этой ситуации

Ощущение: критического отношения к себе и другим: «Доволен собой, но всегда» Средний коммуникативный контроль.

Ощущение внутреннего дискомфорта, беспомощности. Склонность к депрессиям, унынию, горестным размышлениям о себе «Я неудачник».

«Чувство деятельности»

Активно и заинтересованно познает мир. Осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности. Четкое представление о своей будущей профессии. Личностная рефлексия. Способность взять на себя ответственность за свои поступки, решения

Полного осознанного самоопределения по отношению к ценности «образования» в сознании не произошло. Осуществляет выбор профессии, скорее, под чьим-то влиянием, а не самостоятельно.

Учащийся избегает ситуаций, которые требуют от него приложения каких-либо усилий при освоении новых видов учебной деятельности. Испытывает затруднения в выборе профессии.

Список литературы:

  1. Бернс, Р. Развитие Я – концепции и воспитание / Р.Бернс. М.: Прогресс,    1986.- 357  

  1. Психология подростка от11 до 18 лет. Методики и тесты/ под ред. А.А.  Реана. – М.: АСТ; Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; Владимир: ВКТ, 2008.- 124.

2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка воспитанности учащихся 9-11 классов.

Анкета для учащихся 9-11 классов. С помощью данной анкеты сожно оценить уровень воспитанности учащихся....

Оценка нравственной воспитанности учащихся 5-8 классов.

Методики оценки нравственной воспитанности учашихся 5-8 класов: Диагностика нравственной самооценки, диагностика этики поведения, диагностика отношения к жизненным ценностям, диагностика нравственной ...

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ №1

Занятиям физической культурой в школе сейчас уделяется большое внимание. Пример тому – введение третьего урока физкультуры во всех классах с 1-го по 11-ый....

Презентация по биологии для учащихся 7-го класса на тему: "Общая характеристика царства Грибы"

Презентация по биологии для учащихся 7-го класса на тему: "Общая характеристика царства Грибы"...

Презентация "Роль речевых характеристик в создании образов комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Эта работа носит иследовательский характер . Она поможет повторить образы комедии "Горе от ума""...

Результаты исследования по «оценке здорового образа жизни учащихся школы».

определение уровня активности  участия детей в оздоровительных и спортивных мероприятий школы, обследование учащихся  с целью определения  у учащихся уровня сформированности...

Конспект урока в 6 классе «Подготовка к домашнему сочинению. Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тема: «Подготовка к домашнему сочинению. Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».Класс: 6....