Примерный план мероприятий педагога-психолога в школе
методическая разработка по психологии

Двирная Ольга Владимировна

Перспективный план работы психолога в школе разрабатывается в начале каждого учебного года.  В методической разработке предлагаю формы  проведения мероптиятий по всем направлениям работы педагога-психолога в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_pedagoga-psihologa_v_shkole.docx41.6 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный план мероприятий педагога-психолога в школе

Направление

Цель, задачи

Виды работ

Формы проведения

Потребитель социальных

услуг (ПСУ)

Психологическое просвещение

Психологическое   просвещение

Цель: усовершенствовать систему просветительской работы с родителями, педагогами, учащимися

Задачи с родителями: знакомить с основными
закономерностями и условиями благоприятного психического развития
ребенка с ОВЗ;

формирование устойчивой мотивации в использовании психологических знаний в школе; профилактика психологических отклонений.

  Информирование, ответы на вопросы

Психологическое   просвещение родителей

Родители

Психологические беседы на родительском собрании

2-4 класс, тема: «Психологические особенности младших школьников с ОВЗ»

1, 5 класс, тема: «Психологические причины школьной дезадаптации учащихся с ОВЗ»

7 класс, тема: «Подростковый кризис и его особенности»

8 класс, тема: «Подростковая сексуальность: грамотное полоролевое воспитание в семье».

9, 11 класс, тема: «Профессиональное самоопределение учащихся»

9, 11 класс, тема: «Психологический настрой выпускника: как избежать стресса»

4 класс, тема: «Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы»

Размещение тематической информации на web-сайте

Распространение памяток на темы: «Как помочь ребенку в трудной ситуации»,  памятка по профилактике суицидов, «Ребёнок не хочет учиться. Что делать?». «Переходим в 5 класс», памятка по основам компьютерной безопасности, «Роль родителей при подготовке детей к экзаменам»

Родительская азбука «Советы психолога - родителям детей с ОВЗ» (по запросу в течение года)

Задачи: устранение дефицита психологических знаний, необходимых для организации оптимального педагогического взаимодействия с детьми с ОВЗ разных возрастов; пропаганда достижений психологической науки; консультирование и просвещение педагогов в контексте психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка к школе

Информирование,  практический показ

Психологическое   просвещение педагогов

Педагоги

(учителя, воспитателя)

Участие в работе методического объединения Службы сопровождения (выступления с тематическими докладами на заседаниях согласно плану работы на учебный год)
Выступления на родительских собраниях (по запросам классных руководителей)
Выступления на педагогических советах школы, семинарах, совещаниях (по запросу) Темы:  Организация "ситуации успеха" на уроке и во внеурочной деятельности»,  «Мотивация учения школьников и факторы ее развития»,  «Психологический климат школы (класса) как фактор развития личности».

Участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ППк)

Распространение памяток на темы: «Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью», «Профилактика подросткового суицида», «Как помочь ученикам в процессе подготовки  к ЕГЭ», «Создание психологического комфорта на уроке»

Задачи: расширение кругозора школьников в области психологии; предоставление возможности приобретения новых знаний в области межличностных отношений и самопознания

Информирование

Психологическое   просвещение учащихся

 

Учащиеся

Беседы с учащимися, проводимые по запросам классных руководителей, педагогов и родителей;

Круглый стол "Куда пойти учиться?"

Оформление информационного стенда

по теме: «Экзаменационная пора»

9, 11 класс, классный час по теме

 «Пути достижения успеха на экзамене»

Разработка психологических листков и буклетов по темам: «Готовимся к экзаменам», «Разрешение  конфликтов без  насилия», «Безопасность в интернете»,  «Научись управлять своим временем!».

Психологическое профилактика

Цель: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного достижения человеком относительно устойчивых отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Задачи: выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите, оказание первой экстренной помощи;

обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;

изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении; формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости.

Работа по адаптации учащихся к жизни

Психологическая профилактика учащихся

Оформление информационного стенда, где можно получить психологическую поддержку и медицинскую помощь 

Выявление признаков социально-психологической дезадаптации среди учащихся (в течение года)

Исследование эмоционально-личностных особенностей учащихся 1,5 классов 

Определение уровня тревожности учащихся 4 классов

Выявление самооценки, уровня тревожности, признаков субдепрессии у учащихся выпускных классов

Групповая и индивидуальная работа с обучающимися с выявленными признаками социально-психологической дезадаптации, субдепрессии, высокой тревожности (согласно тематическому плану; по запросу)

Проведение тематических классных часов:

 «Как научиться жить без ссор» - 1-4 классы;

 «Я – уникальная личность» - 5-6 классы;

 «Мир глазами агрессивного человека» - 7-8 классы;

Анкетирование по программе «Мой выбор»

Тренинг «Формирование позитивных жизненных установок» - 9-11 классы

Для активизации потребности подростка в самовоспитании организовать пространство, в котором учащихся вовлекаются в самообучение с помощью интерактивной игры в форме Веб-квест:

 «Как современному молодому поколению достичь успехов в жизни» - 7-8 классы, "Как молодому человеку определить свое профессиональное предназначение" - 9-11 классы.

 «Как подростку научиться не бояться общения со сверстниками - 5-6 классы;

«Как уберечь себя от вреда наркотиков» - 7-8 классы.

Учащиеся

Цель: создание психологических условий, максимально благоприятных для психического и личностного развития учащихся с ОВЗ.

Задачи:

выработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи детям в адаптационный период;

обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей; способствование улучшению форм общения педагогов с учащимися, родителей с детьми и, наконец, учащихся между собой; профилактика 

школьных трудностей при переходе при переходе на новые ступени в системе образования

Рекомендации, практическая работа

Психологическая   профилактика   педагогов

Педагоги

(учителя, воспитателя)

Выработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи детям в адаптационный период;

Информационный час «Профилактика суицида» для классных руководителей.

Лекция «Повышение стрессоустойчивости в сложных ситуациях»

Семинар «Конструктивные способы разрешения конфликтов»

Проведение мастер-классы по взаимодействию с детьми с ОВЗ

«Как быть, когда не знаешь как себя вести»

 «Как научить ребенка понимать и принимать другого, как значимого и ценного»

«Что делать, когда «слово» на них не действует»

Профилактика эмоциональных срывов и перегрузок

 (консультации в течение года) 

Веб-квест для педагогов «Как дальше работать, когда нет сил и эмоций уже нет»

Психологическая профилактика родителей

 

Родители

 

Посещение семей на дому обучающихся, имеющих проблему в семье, изучение семейных отношений (в течение года)

Выработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи детям в адаптационный период (в течение года)

Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома»

Родительский тренинг «Профилактика нарушений эмоциональной сферы младшего подростка»

Оформление информационного стенда, где можно получить психологическую поддержку и медицинскую помощь

Психологическая диагностика

Цель: усовершенствовать мониторинг оценки уровня психологического здоровья у обучающихся.

Задачи: выявление причин возникновения проблем в жизнедеятельности;

определение сильных сторон личности, ее ресурсного потенциала, резервных возможностей, которые могут быть задействованы в ходе коррекционной работы;

выявление характерологических особенностей и акцентуаций характера обучающихся

Наблюдение, тестирование, анализ, обработка

Психологическая диагностика учащихся

 

Учащиеся

Сентябрь: проводится первичная диагностика интеллектуальных и личностных особенностей учащихся с ОВЗ, находящихся на индивидуальном сопровождении педагога-психолога, прогнозируются их возможности к обучению по определенным программам.

Октябрь, апрель: определение положения ученика в классном коллективе, взаимоотношения с ним путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования.

Ноябрь: исследование уровня сформированности нравственного воспитания, уровня индивидуального стиля здорового образа жизни учащихся.

Ноябрь: исследование уровня адаптация учащихся в школе (1, 5 классы). Определение уровня тревожности учащихся 4 классов

Сентябрь-октябрь, март-апрель: мониторинг становления «Я -образа» учащихся с 1 по 9 класс.

Оценка эффективности коррекционных воздействий

Январь: промежуточная диагностика

Май: итоговая диагностика интеллектуальных и личностных особенностей учащихся.

Цель: 

Задачи:  

Психологическая диагностика педагогов

Педагоги

(учителя, воспитателя)

Анализ психологической подсистемы взаимодействия

учитель-ученик на уроке (по Б.С.Тетенькину)

 «Оценка нервно-психического напряжения», «Трудности в работе».

 «Стилевые особенности поведения педагогов в общении с

обучающимися на уроке»

"Способы реагирования в конфликте".

 «Уровень комфортности в коллективе»

Цель: диагностика типа

семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье

Психологическая диагностика родителей

Родители

Сентябрь: анализ потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке (анкета)

Выявление эмоциональной атмосферы в семье (анкеты)

Определение модели воспитания, используемой родителями: «Стили и методы воспитания ребенка в семье», «Определение степени проявления заботы родителей по отношению к ребенку».

Диагностика Детско-Родительских отношений ("Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Опросник родительского отношения (ОРО))

(по запросу, в течение года)

Психологическая коррекция

Цель: проведение коррекционно-развивающей работы по заключению ПМПК

Задачи: разработать и реализовать программы психологических занятий коррекционно-развивающей направленности: на преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы, нарушений в поведении, трудностей в социальной адаптации, в самоопределении

Психологическая коррекция учащихся

Учащиеся

Август: подготовка программ групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся с ОВЗ

Сентябрь-май: реализация программ коррекционно-развивающих занятий для учащихся с ОВЗ.

Примерная тематика программ:

1-4 класс: «Воспринимаю, анализирую, действую!» (развитию психомоторики и сенсорных процессов)

«Учусь решать проблемную ситуацию» (коррекция недостатков познавательной деятельности)

1, 5 класс: «Успешная адаптация» (формирование положительного отношения к школе)

5-7 класс: «Искусство самовыражения» (формирование активной жизненной позиции подростков)

7-9 класс: «Мой внутренний мир» (формирование позитивной Я-концепции подростков) 

9-11 класс: «Я и мои ценности» (формирование у старшеклассников субъектной позиции в осознании своей жизни, жизненных ценностей)

Психологическое консультирование

Цель: разработать систему консультативной помощи подросткам, родителям, педагогам  в решении их проблем.

Задачи с учащимися: оказание помощи в определении образовательного маршрута, при подготовке  к итоговой аттестации, в общении со сверстниками,

в стрессовых ситуациях.

Задачи с педагогами:

 по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

Задачи с родителями: предупреждение стрессовых ситуаций

 повышение психолого-педагогической и профориентационной компетентности родителей.

Психологическое консультирование учащихся

Индивидуальная беседа с учеником в форме «дискуссионного диалога»

Консультации для учащихся по проблемам психологической подготовки к ЕГЭ (по запросу)

Темы: «Профиль обучения и проблема профессионального выбора», «Как построить личный профессиональный план».

Беседы с учащимися, имеющими проблемы в обучении и поведении

Психологическое консультирование педагогов

Консультирование по индивидуальным запросам

Консультации групповые:

«Сохранение эмоционального здоровья педагогов, работающих с детьми с ОВЗ: приемы, методы, технологии»

«Проблема самовыражения личности (подростка) через ее объективацию»

«Психологические причины трудностей в усвоении детьми материала по отдельным учебным предметам»

Рекомендации   для педагогов, работающих с детьми ОВЗ (в течение

года, по запросу)

Психологическое консультирование родителей

Консультации групповые:

«Особенности детей с ОВЗ и перспективы их развития»

Круглый стол «Участие семьи в воспитании и обучении

ребенка школьного возраста с особыми образовательными потребностями»

«Поддержка ребенка во время экзамена»

Индивидуальные консультации для родителей детей, направленных на ПМПК (в течение года). Индивидуальные консультации по итогам тестирования на уровень тревожности (4 класс)

Социально-психологическая реабилитация

Цель: выявить и снизить последствия психотравмирующего переживания у учащихся, их родителей

Задачи: стабилизация психологического состояния, снятие невротической симптоматики,

гармонизация детско-родительских отношений, приобретение навыков использования активных поведенческих стратегий при переживании-преодолении жизненных трудностей 

Активные методы социально-психологической работы

Социально-психологическая реабилитация учащихся

 

Учащиеся

  • учащиеся 4, 9, 11 класса с высоким уровнем тревожности
  • дети – инвалиды
  • учащиеся, пострадавшие от жестокого обращения
  • аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение подростков

Диагностика уровня тревожности, депрессии  

Беседа с детьми

Индивидуальные и групповые арт-терапевтические занятия

Консультирование в рамках КПТ (когнитивно-поведенческой терапии) 

Применение различных коррекционных программ

  • учащиеся 1, 5 класс, с низкий адаптацией к обучению в школе

Программа психологических занятий с учащимися «Успешная адаптация» (формирование положительного отношения к школе)

Телефонное консультирование

Социально-психологическая реабилитация родителей

Родители

Информационная поддержка

Программа обучения «Арт-терапевтические занятия в группах родителей» (по запросу)

Программа включает три основных блока:

1) диагностический 

2) просветительский, лекционный;

Лекции: «Этапы формирования личности и жизненные кризисы», «Психологические защиты», «Психосоматические заболевания как результат социальной дезадаптации», «Стили родительского воспитания. Личность родителей»,

3) практический (занятия для родителей и детей).

Телефонное консультирование

Социально-психологический

патронат

Цель: оказать адресную социально-психологическую поддержку и помощь семье, детям с ОВЗ в решении социально-психологических проблем

Задачи: преодоление стрессового состояния семьи (в первую очередь угнетенного, часто депрессивного состояния матери); достичь максимально возможного адекватного осознания проблемы

Информирование, активные методы обучения

  • семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние
  • семьям, имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения

Психологическое просвещение семьи

Индивидуальное консультирование в рамках КПТ

Семейное консультирование: (методы: психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ).

Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери (обучение родителей коррекционно-развивающим технологиям)

Психологический тренинг семейного сотрудничества 

Срочная психологическая

помощь по телефону

Цель: оказать экстренную психологическую помощь и поддержку учащимся, педагогам, родителям в случае критических, кризисных состояний, конфликтных ситуаций

Задачи: психологическая поддержка клиента, восстановления контроля над травмирующей ситуацией

Выслушивание, беседа

Психологическое консультирование «по телефону доверия»:

консультирование клиента в ходе профессионально построенной беседы (профессиональная психологическая помощь);

  1. информирование клиента;
  2. применение профессиональных приёмов клиент-центрированной психотерапии;
  3. ведение необходимой документации.

Ожидаемые результаты:

  • усовершенствование системы просветительской работы с родителями, педагогами, учащимися с ОВЗ:

          -   повышение педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ;

          -   повышение педагогической компетенции педагогов при работе с детьми с ОВЗ;

          -   присвоение школьниками психологических знаний и навыков, которые помогали бы им успешно учиться и

              развиваться в различных сферах школьной жизни

  • формирование системы мониторинга психологического здоровья у учащихся 1-11 классов;
  • формирование системы психологической помощи и поддержки учащимся с ОВЗ, педагогам, родителям в случае критических, кризисных состояний, конфликтных ситуаций;
  • разработка и реализация программ психологических занятий коррекционно-развивающей направленности: на преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы, нарушений в поведении, трудностей в социальной адаптации, в самоопределении.

Мероприятия по повышению эффективности и качества психологических услуг в социальной сфере по направлениям деятельности:

  • В целях психологического просвещения, профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у учащихся подросткового возраста в психическом состоянии, общении, развитии и обучении - проводить интерактивные беседы, тренинги, ролевые и деловые игры, семинары-практикумы и круглые столы, направленные на:
  • адаптацию к образовательному процессу и развитию когнитивной сферы личности учащихся подросткового возраста;
  • развитие уровня самосознания, профилактику противоправного поведения у подростков;
  • формирование навыков саморегуляции, профилактику суицидального поведения и стресса;
  • профилактику вредных привычек и пропаганду здорового образа жизни;
  • формирование благоприятной психологической атмосферы,
  • формирование коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы педагога-психолога школы и ДОУ на 2012-13уч.г

План работы педагога-психолга сельской школы, в школе и дошкольной группе....

План работы педагога психолога школы

Примерный план годового планирования педагога-психолога по всем направлениям деятельности....

Вариант примерного годового плана работы педагога-психолога

Предлагаю вашему вниманию ещё один вариант годового плана работы педагога-психолога МБОУ. Рассчитан на ставку. Учтен ФГОС в 1-4 классах...

План работы педагога-психолога школы

Примерный план педагога-психолога среднего и старшего звена...

Годовой план работы педагога-психолога коррекционной школы VIII вида Тищенко Т.М. 2017-2018 учебный год в соответствии с ФГОС

Обучение в МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот» направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через кор...

Примерный план работы педагога-психолога образовательного учреждения на 1 ставку

Примерный план работы на год для педагога-психолога, место работы -  средняя общеобразовательная школа....