Программа коррекционного курса «Веселое развитие» 5 класс
рабочая программа по психологии (5 класс)

Сыч Наталья Владимировна

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (для учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)), ориентирована на оказание помощи и поддержки учащимся,  имеющим трудности в формировании познавательной сферы. Данная программа способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в учебно-игровой деятельности и направлена на развитие познавательных процессов у детей  с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsionnogo_kursa_veseloe_razvitie.docx49.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

ПРОГРАММА

коррекционного курса «Веселое развитие»

обучающихся 5е класса с задержкой психического развития

 (индивидуальное обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья

(для обучающихся с задержкой психического развития)

количество часов: 35 ч.

  Составитель: Сыч Наталья Владимировна
педагог-психолог МБОУ гимназии г. Советский

2019 – 2020 учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (5 класс) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, рабочей тетради: Развитие интеллекта 5-6 класс. Нерадо А.В.. Школа рационального чтения, 2003.

 

Нормативно-правовая база для разработки программы

Нормативно-правовой и документальной основой рабочей программы являются:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ МОН РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

- Письмо МОН РФ от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

- Постановление главного государственного санитарного врача рф n 26 от 10 июля 2015 г. Об утверждении санпин 2.4.2.3286-15 "санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

- Письмо МОН РФ №27/901-6 от 27.03.2000 "О психолого–медико–педагогическом консилиуме (ПППк) образовательного учреждения";

- Постановление № 543-п от 13 декабря 2013 года "Об организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре";

- Приказ МБОУ гимназии г.Советский от 24.04.2015г. №134 "О внедрении инклюзивного образования и создании специальных условий для получения общего образования детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ гимназии г. Советский";

- Приказ МБОУ гимназии г. Советский от 07.04.2016г. №111 "Об организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в МБОУ гимназии г. Советский";

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с задержкой психического развития

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей задержка психического развития возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС.

Учащихся с задержкой психического развития отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.

Цель и задачи коррекционного курса

 Цель программы: развитие и коррекция познавательных процессов у учащихся 5 класса с ЗПР.

Задачи программы:

Обучающие:

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- углубление и расширение  знаний учащихся  исходя из интересов и специфики их способностей.

Развивающие:

- формирование  и развитие логического мышления;

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- развитие речи и словарного запаса учащихся;

- развитие быстроты реакции;

- развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).

Воспитательные:

- формирование положительной мотивации к учению;

- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам.

  1. Характеристика коррекционного курса

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (для учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)), ориентирована на оказание помощи и поддержки учащимся,  имеющим трудности в формировании познавательной сферы. Данная программа способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в учебно-игровой деятельности и направлена на развитие познавательных процессов у детей  с задержкой психического развития.

Структура программы коррекционного курса включает в себя следующие разделы:

- Входящая диагностика (3 часа);

- Развитие познавательных процессов (27 часов);

- Итоговая диагностика (2 часа);

- Резерв (2 часа).

Развитие коммуникативных и познавательных способностей у детей по программе «Веселое развитие» осуществляется через индивидуальные или групповые занятия, которые  проходят в форме игровой деятельности, беседы. Также на занятиях используются мультимедийные презентации развивающей направленности. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

 Все задания в разделе «Развитие познавательных процессов» условно можно разбить на несколько направлений:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной      координации, умения копировать образец;

- задания на развитие  мышления;

- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.

Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, на каждом занятии развиваются в комплексе.

Занятия данного раздела имеют определённую структуру, которая включает:

- вводную часть,

- основную,

- заключительную.

Задача вводной части направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

«Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы).

 Задача основной части –  развитие познавательных процессов. Продолжительность основной части – 20 минут.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании учащихся. В конце каждого занятия предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник зеленым цветом. Если сомневается в правильности решения – красным. При оценивании занятия психологом: задание выполнено верно – прямоугольник также закрашивается зеленым, если допущена ошибка – красным. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или психолог объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Продолжительность заключительной части – 5 минут.

Содержание рабочей программы коррекционного курса «Веселое развитие» определяют следующие принципы:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи. Этот принцип является основополагающим, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
  2. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить первоклассников с проблемами в обучении умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
  3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:

- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;

- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;

- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

         4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

5. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

6. Деятельностный принцип. Занятия способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной  таблице.

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

  1. Место коррекционного курса в учебном плане

Программа рассчитана на детей 5 класса, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования, разработанным на основании специальных (коррекционных) программ (ЗПР). Согласно индивидуальному учебному плану  реализация рабочей программы коррекционного курса рассчитана на 35 часов с периодичностью занятий один раз в неделю. Время занятий составляет 25-30 мин.

 

  1. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса

Содержанием коррекционного курса «Веселое развитие» является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). А так же формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, то есть таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может. Важно развитие и формирование психологических новообразований младшего школьного возрастам плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами — восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации.

Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, - научить обучающихся не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность.

При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий.

Основным направлением в развитии памяти учащегося является формирование у него опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков.

Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций.

При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.

Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания детей с ЗПР, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

В силу возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся с ЗПР им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий

  1. Планируемые результаты коррекционного курса  и

оценка их эффективности

Результатами коррекционно-развивающих занятий по программе «Веселое развитие» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Учащиеся должны знать / уметь:

 - логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- сравнивать предметы, понятия;

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнять задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;

- находить несколько способов решения задач.

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов необходимо проводить комплексную входящую и итоговую диагностику, результаты которой заносятся в «Карту индивидуального развития ребенка».

Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком  и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.

Сроки

Вид

 диагностики

Задачи

Содержание

Формы

Сентябрь

Входящая

Определение уровня сформированности познавательных процессов.

- Тест интеллектуального развития Д. Векслера;

- Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена;

- методика «10 слов»;

- методика исследования пространственно-временных представлений (Семаго);

 -методика «Существенные признаки»,

- методика «Исключение лишнего»,

- тест Тулуз-Пьерона,

- методика по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор.

Тестирование

Май

Итоговая

Определение уровня сформированности познавательных процессов.

- Тест интеллектуального развития Д. Векслера;

- Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена;

- методика «10 слов»;

- методика исследования пространственно-временных представлений (Семаго);

 -методика «Существенные признаки»,

- методика «Исключение лишнего»,

- тест Тулуз-Пьерона,

- методика по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор.

Тестирование

  1. Содержание коррекционного курса

Раздел 1. Диагностика

Занятие 1.  Диагностика интеллектуального развития. Определение актуального уровня развития.

Занятие 2. Диагностика уровня развития памяти и внимания. Определение особенностей развития аттентивно-мнестических процессов.

Занятие 3. Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений. Определение уровня развития мыслительных операций и пространственно-временных представлений.

        

Раздел 2. Развитие познавательных процессов.

Занятие 4. Вводное занятие. Знакомство. Установление правил поведения на занятии.

Занятие 5. «Карлики-великаны». Развитие устойчивости и произвольности внимания, развитие слуховой памяти.

Занятие 6. «Все наоборот». Развитие концентрации внимание, развитие зрительной памяти, развитие мелкой моторики рук.

Занятие 7. Учимся обобщать и находить закономерности. Развитие вербального мышления (обобщение), опосредованной памяти, связной речи, пополнение словарного запаса. Развитие личностной сферы.

Занятие 8. Учимся думать логично. Развитие вербально-логического мышления (умения устанавливать связи между понятиями), устойчивости внимания,  зрительно-моторной координации, личностной сферы.

Занятие 9. «Кто лучше нарисует». Развитие концентрации внимания, развитие наблюдательности, развитие мелкой моторики рук.

Занятие 10. «Я луна, а ты звезда». Развитие логического мышления, быстроты реакции, личностной сферы.

Занятие 11. Логический порядок. Развитие способности к классификации, абстрагированию, концентрации внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, личностной сферы.

Занятие 12. Лабиринты мышления. Развитие внимания, памяти, мышления, личностной сферы.

Занятие 13. Шифровка. Развитие слуховой памяти, развитие концентрации внимания, развитие зрительного внимания.

Занятие 14. Учимся находить противоположности. Развитие понятийного мышления, пространственных представлений, зрительной памяти, личностной сферы.

Занятие 15. Развиваем наглядно-образное мышление. Развитие наглядно-образного мышления, умения анализировать,  зрительно-моторной координации, личностной сферы.

Занятие 16. «Хлоп-топ». Развитие скорости внимания, развитие помехоустойчивости внимания.

Занятие 17. Развиваем умение решать нестандартные задачи. Развитие мыслительных операций анализа, обобщения. Развитие внимания, наблюдательности,  зрительно-моторной координации, личностной сферы.

Занятие 18. Академия логических задач. Развитие мыслительных операций анализа, обобщения. Развитие внимания, наблюдательности,  зрительно-моторной координации, личностной сферы.

Занятие 19. Перепутанный рассказ. Развитие внимания, словесно-логического мышления и связной речи. Развитие личностной сферы.

Занятие 20. Составление слов. Развитие вербальной беглости и гибкости, способности составлять слова, используя ограниченный набор букв. Развитие личностной сферы.

Занятие 21. Зашифрованное слово. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие личностной сферы.

Занятие 22. "Мышление - это успех!" Развитие образного мышления, пространственного восприятия и мелкой моторики руки, личностной сферы.

Занятие 23. Путешествие в Вообразилию. Развитие воображения, креативного мышления. Развитие личностной сферы.

Занятие 24. «Письмо жителей Солнечного города». Развитие мнемических способностей.

Занятие 25. Воображение, фантазия, творчество. Развитие воображения, общих свойств творческого мышления (беглости и гибкости). Развитие личностной сферы.

Занятие 26. «Знайкина олимпиада». Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации.

Занятие 27. «Поможем Незнайке». Развитие произвольного внимания и поведения.

Занятие 28. «Кодирование» слов с помощью цифр. Развитие концентрации и переключаемости внимания. Развитие личностной сферы.

Занятие 29. Словесное творчество. Развитие воображения и вербальной оригинальности. Развитие личностной сферы.

Занятие 30. Так же как... Развитие вербальной беглости.

Раздел 3. Итоговая диагностика.

Занятие 31.  Диагностика интеллектуального развития. Определение актуального уровня развития.

Занятие 32. Диагностика уровня развития памяти и внимания. Определение особенностей развития аттентивно-мнестических процессов.

Занятие 33. Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений. Определение уровня развития мыслительных операций и пространственно-временных представлений.

Раздел 4. Резерв.

Занятие 34.  Резервный урок.

Занятие 35.  Резервный урок.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающегося

       Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.

Раздел

Тема

Основные виды деятельности

Дата

По плану

По факту

1.

Входящая диагностика

Диагностика интеллектуального развития.

Психологическая диагностика, тестирование, практические задания

2.

Диагностика уровня развития памяти и внимания.

Психологическая диагностика, тестирование, практические задания

3.

Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений.

Психологическая диагностика, тестирование, практические задания

4.

Развитие познавательных процессов.

Вводное занятие. Установление правил поведения на занятии.

5.

«Карлики – великаны».

Упражнения, направленные на развитие устойчивости и произвольности внимания, развитие слуховой памяти.

6.

«Все наоборот»

Упражнения, направленные на развитие концентрации внимание, развитие зрительной памяти, развитие мелкой моторики рук.

7.

Учимся обобщать и находить закономерности.

Упражнения, направленные на развитие вербального мышления (обобщение), опосредованной памяти, связной речи, пополнение словарного запаса. Развитие личностной сферы.

8.

Учимся думать логично.

Упражнения, направленные на развитие вербально-логического мышления (умения устанавливать связи между понятиями), устойчивости внимания,  зрительно-моторной координации, личностной сферы.

9.

«Кто лучше нарисует»

Упражнения, направленные на развитие концентрации внимания, развитие наблюдательности, развитие мелкой моторики рук

10.

«Я луна, а ты звезда».

Упражнения, направленные на развитие логического мышления, быстроты реакции, личностной сферы.

11.

Логический порядок.

Упражнения, направленные на развитие способности к классификации, абстрагированию, концентрации внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, личностной сферы.

12.

Лабиринты мышления.

Упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, личностной сферы.

13.

Шифровка

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти, развитие концентрации внимания, развитие зрительного внимания

14.

Учимся находить противоположности.

Упражнения, направленные на развитие понятийного мышления, пространственных представлений, зрительной памяти, личностной сферы

15.

Развиваем наглядно-образное мышление.

Упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления, умения анализировать,  зрительно-моторной координации, личностной сферы.

16.

«Хлоп – топ»

Упражнения, направленные на развитие скорости внимания, развитие помехоустойчивости внимания.

17.

Развиваем умение решать нестандартные задачи.

Упражнения, направленные на развитие мыслительных операций анализа, обобщения.

18.

Академия логических задач.

Упражнения, направленные на развитие мыслительных операций анализа, обобщения.

19.

Перепутанный рассказ.

Упражнения, направленные на развитие внимания, словесно-логического мышления и связной речи. Развитие личностной сферы

20.

Составление слов.

Упражнения, направленные на развитие вербальной беглости и гибкости, способности составлять слова, используя ограниченный набор букв. Развитие личностной сферы.

21.

Зашифрованное слово.

Упражнения, направленные на развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

22.

"Мышление - это успех!"

Упражнения, направленные на развитие образного мышления, пространственного восприятия и мелкой моторики руки, личностной сферы

23.

Путешествие в Вообразилию.

Упражнения, направленные на развитие воображения, креативного мышления.

24.

«Письмо жителей Солнечного города»

Упражнения, направленные на развитие мнемических способностей.

25.

Воображение, фантазия, творчество.

Упражнения, направленные на развитие воображения, общих свойств творческого мышления (беглости и гибкости)

26.

«Знайкина олимпиада»

Упражнения, направленные на развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации.

27.

«Поможем Незнайке»

Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания и поведения.

28.

«Кодирование» слов с помощью цифр

Упражнения, направленные на развитие концентрации и переключаемости внимания.

29.

Словесное творчество.

Упражнения, направленные на развитие воображения и вербальной оригинальности.

30.

Так же как…

Упражнения, направленные на развитие вербальной беглости.

31

Итоговая диагностика.

Резерв.

Диагностика интеллектуального развития.

Психологическая диагностика, тестирование, практические задания

32

Диагностика уровня развития памяти и внимания.

Психологическая диагностика, тестирование, практические задания

33

Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений.

Психологическая диагностика, тестирование, практические задания

34.

Резерв.

Резервный урок.

35.

Резервный урок.

8. Система условий реализации коррекционного курса

 

Материально-техническое обеспечение:

1. Канцелярские товары (тетрадь, ручка, простой карандаш, набор цветных карандашей, пальчиковые и акварельные краски).

2. Специализированные методические материалы и наглядные пособия.

3. Диагностический инструментарий.

4. Раздаточный материал.

6. Мультимедийные презентации.

7. Мультимедийное оборудование (персональный компьютер).

Учебно-методическое обеспечение:

1. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Для детей 7-10 лет. Методическое руководство. – СПб, ГП «ИМАТОН», 1999.

2. Зак А. З. Совершенствование познавательных умений у детей 5-12 лет. – М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.

3. Крупенчук О. И. Рисуем по клеточкам. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.

4. Коноваленко С. В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. – М.: Эксмо, 2000.

5. Нерадо А.В. Рабочая тетрадь: Развитие интеллекта 5-6 класс. Школа рационального чтения, 2003.

6. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2007.

7. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс. ФГОС. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» 0 класс

     Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для 0 класса (вариант 2) составлена на основе  адаптированной  основной  образовате...

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для 1(доп.) класса, АООП, 2 вариант

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для об...

Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 2 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (2 класс) разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального...

Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (3 класс) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особ...

Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 4 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (4 класс) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особ...

Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 1 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (1 класс) разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...