Методическая разработка Интегрированное занятие
методическая разработка по психологии

Деордиева Инна Александровна

Методическая разработка Групповое коррекционное занятие для дететй с умеренной УО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_rukavichka_deda_moroza.doc446 КБ

Предварительный просмотр:

КГБОУ «Железногорская школа-интернат»

Групповое тематическое интегрированное занятие с обучающимися 2 «А» класса

«Рукавичка деда Мороза»

Деордиева Инна Александровна  - педагог – психолог

Трофимова Ольга Викторовна – учитель-логопед

2020 год

Пояснительная записка

Занятие проведено с учащимися 2 «А» класса с умеренной умственной отсталостью и ТМНР в рамках преемственности в работе специалистов и педагогов школы в серии интегрированных занятий «Калейдоскоп идей».

К современному занятию в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  предъявляется множество требований.  Одним из главных считается то, чтобы осуществлялось использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним, развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой.

А что может помочь в решении данной  задачи лучше, чем игра.  Ведь это обусловлено и  природой детей,  и  их возрастными особенностями.

Дети любят играть. Только меняются формы игр. Сейчас огромную популярность приобретают развивающие квесты. И это неудивительно.  

Во-первых, это современно.

Во-вторых, каждый ребенок в такой игре может проявить активность благодаря ее  необычному формату.

В – третьих, данная технология универсальна. С помощью квеста  можно решать разные задачи: проверить полученные ранее знания или провести контроль их усвоения,  объяснить новый материал и систематизировать прошедший.

Начинается занятие с появления игрушки Деда Мороза с письмом «мы отправимся  в путешествие с Дедом Морозом и будем ему  помогать»: создана благоприятная эмоциональная обстановка при помощи сюрпризного момента. Положительный эмоциональный фон был на протяжении всего занятия, дети с интересом включились в поисковую деятельность, выполняли задания в ожидании новых впечатлений. Каждое новое задание приносило много положительных эмоций, детям была создана ситуация успеха, каждый ребенок смог себя проявить.

Далее следует  этап актуализации знаний и постановки проблемы. Дедушка Мороз потерял свои подарки и просит детей помочь ему.  И далее ставится задача «нам нужно выполнить задания, чтобы найти подарки».

После этого начинаются поиски писем и выполнение заданий.   Во время выполнения заданий  оказываем индивидуальную помощь детям.   Дети приступают к решению заданий. Каждое из них является логическим  продолжением следующего. И в конце приводит к нужному результату.  Дети помогают Дедушке Морозу, играют с ним и выполняют задания, учатся работать в команде. В ходе интегрированного занятия дети узнали новые слова по теме «Одежда», «Новый год», благодаря упражнению «Разложи одежду», активизировали словарный запас.

Провели упражнения для тренировки органов артикуляции (артикуляционная гимнастика, речевые упражнения).

При нахождении парной игрушки развивали наблюдательность, тонкость зрительного восприятия, умение подбирать парную картинку по смыслу.

Использование в ходе занятия физминутки помогло изменить деятельность детей, ослабить наступающее утомление и затем снова переключить ребенка на продолжение занятия. Так же в упражнениях был сделан акцент на координацию речи с движением, повышение речевой и эмоциональной активности учащихся.

Конечным итогом становится обсуждение получившихся результатов,  обмен мнениями, игровая ситуация и получение подарков.

Данное занятие может быть использовано учителями, специалистами, работающими с детьми с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.

Цель:

- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира детей с умеренной умственной отсталостью и ТМНР через игровые упражнения.

Задачи:

Образовательные:

- самостоятельно выполнять задания по отработанному алгоритму;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принятие оценки деятельности;

- работать в паре;

 -понимать двухступенчатые инструкции к заданиям;

Коррекционные:

-расширять и активизировать словарный запас по теме «Одежда», «Новый год»;

-развивать физиологическое и речевое дыхание;

-  развивать общую, мелкую моторику;

-развивать фонематический слух и ритмико-интонационную сторону речи;

-создавать условия для повышения речевой и эмоциональной активности учащихся;

-учить выполнять движения в соответствии с речью педагога;

- развивать наблюдательность;

- учить находить одинаковые предметы.

Воспитательные:

-учить обращаться за помощью;

- учить оказывать посильную помощь одноклассникам;

- развивать умение работать в команде;

- создание ситуации успеха для каждого ребенка.  

 Форма и место проведения занятия: групповое занятие, кабинет 2 «А» класса.

Материалы и оборудование: конверты с письмами, плакат с изображением Деда Мороза, фигурка Деда Мороза, предметные картинки по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы», иллюстративный материал (шкаф, иголка, швейные машинки), снежинки из бумаги, набор парных елочных игрушек, рукавичка Деда Мороза для аппликации, телефон.  

Ход занятия

I Основная часть  

Входит педагог с игрушкой Деда Мороза и письмом. Педагог читает письмо.

Письмо 1. Здравствуйте, ребята,  я Дед Мороз и пишу вам письмо с просьбой о помощи. Я потерял свои подарки и не могу без них обойтись. Поможете мне их найти?

Тогда ищите письма от меня, выполняйте задания и мои подарки найдутся.

Дети вместе с педагогом ищут в классе письма.

II Основная часть

Дети находят письмо в игровой комнате. Педагог читает письмо.

Письмо 2. Ребята, что ставят и украшают на Новый год? А чем елочку украшают? Мои игрушки перепутались, помогите мне их собрать парами.

Игра «Найди пару». 

Дети складывают игрушки парами: красные рукавички, синие рукавички, синие коньки, серебряные коньки.

Совместно с педагогом дети рассматривают игрушки, называют их, указывая на цвет.

Педагог предлагает прожить искать письма от деда Мороза. Дети двигаются по классу. Дети находят письмо на подоконнике в классе, педагог читает: ребята, в письме дедушка Мороз просит поиграть с ним.

Письмо 3. Ребята,  я очень люблю играть, поиграете вместе со мной?

Педагог берет игрушку Деда Мороза, проговаривает пальчиковую гимнастику. Дети совместно с педагогом выполняют движения.

Пальчиковая гимнастика.

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Гладят Деда Мороза по бороде.

Что в подарок нам принес?

Пожимают плечами, протягивают руки.

Громкие хлопушки?

Хлопки в ладоши.

Пряники игрушки.

Круговые движения кистями рук (фонарики).

Дед Мороз благодарит ребят за игру.

Дети продолжают поиски писем. Находят письмо на полке шкафа, педагог читает.

Письмо 4. Педагог: Ой, ребята, посмотрите, что это? Достает конверт с рукавичками.

Ребята, чьи это рукавички?

Дети предлагают свои варианты.

Ребята, давайте искать хозяина рукавичек, а искать мы будем на волшебном паровозе.

Музыкальная игра «Паровозик Чух-чух-чух…». [Беряева Л.Б., 2015, с. 23]

Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Он бежит, качается,
Охает, старается…
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.
Стоп! Остановка Хлопотушкино (дети хлопают)

Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Он бежит, качается,
Охает, старается…
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.
Стоп! Остановка Попрыгайкино (дети прыгают)
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Источник teksty-pesenok.ru
Он бежит, качается,
Охает, старается…
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.
Стоп! Остановка Танцевалкино (дети свободно танцуют)
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Он бежит, качается,
Охает, старается…
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.
Стоп! Остановка Кричалкино (можно что-то прокричать)
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Он бежит, качается,
Охает, старается…
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.

На одной из станций останавливаются у плаката Деда Мороза.

Педагог вместе с детьми рассматривает одежду нарисованного Деда Мороза и проводит аналогию с игрушечным Дедом Морозом. Дети называют то, что изображено на картинке, ощупывают  предметы одежды на фигурке Деда Мороза.

- Как появляется одежда? – Её шьют.

- Чем шьют одежду? – Иголкой.

Демонстрация картинки с изображением иголки. Рассматривание большой швейной иголки.

- Давайте и мы сошьём одежду Иголочками-язычками.

Артикуляционные упражнения для языка:

  • «Иголочка».
  • «Шитьё на разных швейных машинках»

-А ещё одежду шьют на швейных машинках. Посмотрите, какие бывают швейные машинки: ручные  и электрические. (демонстрация плаката)

Сначала будем шить на ручной машинке: «Т-т-т-т-т-т-т-т», «Т-т-т-т-т-т-т-т», «Т-т-т-т-т-т-т».

Теперь на электрической: «Д-д-д-д-д-д», «Д-д-д-д-д-д», «Д-д-д-д-д-д».

Упражнение для жевательно-артикуляционных мышц «Стучит швейная машинка». Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба», «бы-бы-бы-бы-бы», «па-ба-па-ба-па-ба-па-ба», «пы-бы-пы-бы-пы-бы». [Чернякова В.Н, 2009, с. 14]

Упражнение с картинками «Разложи одежду».

- Посмотрите, сколько  одежды и обуви мы сшили (рассматривание и называние предметов одежды и обуви, изображённых на небольших картинках)

- Всё ли здесь подойдёт для зимы? (дети отбирают зимнюю одежду, обувь и головные уборы).

- Разложите одежду в шкаф. (Дети раскладывают на верхнюю и нижнюю полку нарисованного шкафа головные уборы и обувь, на плечики «вешают» верхнюю одежду).  [Беряева Л.Б, 2007, с. 55]

Физкультминутка.

А вот один мальчик Коля никогда не клал свою одежду на место. Покажем и расскажем об этом вместе.

Коля, Коля, Николай, за собою убирай!

идут по кругу друг за другом

У тебя ленивы руки

хлопают в ладоши

Под столом ремень и брюки,

Приседают, показывают руками

Не в шкафу рубаха,

(«рисуют» руками  четырехугольник

Николай – неряха.

грозят пальчиком и качают головой

Упражнение «Без чего?». Дети вместе с педагогом рассматривают плакат и стараются понять, чего не хватает у деда Мороза. Не хватает рукавичек. Педагоги предлагают украсить рукавички, которые нашли раньше.

Выполнение аппликации «Рукавички для деда Мороза»: скатывание шариков из фольги, приклеивая их на рукавичку. Дети приклеивают украшенные рукавички Дедушке Морозу.

Дед Мороз благодарит детей и находит свои подарки.

Дыхательное упражнение «Сдуй снежинки с подарков». Звучит  веселая музыка, дети сдувают снежинки с коробочки с подарками.  После игры Дед Мороз дарит детям подарки и прощается.

      III Заключительная часть

Подведение итогов занятия. Рефлексия. Формирование навыка самоанализа. Вместе с педагогом дети вспоминают все этапы занятия-квеста.

Педагог задает вопросы детям: 

П: ребята, кто к вам сегодня приходил?

Д: Дед Мороз!

П:что случилось у Дедушки Мороза?

Д: он потерял подарки.

П: как вы помогли дедушке найти подарки?

Д: играли.

П: игрушки складывали по парам?

Д: да!

П: играли и танцевали с дедушкой?

Д: да!

П: на паровозике катались?

Д: да!

П: рукавичку украшали?

Д: да!

П:Дедешка Мороз подарил вам подарки?

Д: да!

П: вы выполняли задания вместе, помогали друг другу, выручали. И, конечно, вы были внимательными, старались вспоминать, сравнивать. Спасибо, ребята!

Используемая литература

  1. Авторская программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков; СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.- 480с.
  2. Авторская программа коррекционных курсов учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряева; СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2015.-54с.
  3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я ребёнок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007
  4. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год, 88 страниц
  5. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированных занятий педагога-психолога и учителя- логопеда

Задачи работы педагога-психологаЗадачи работы учителя-логопедаОрганизационно-методическая работа...

Учебно-методическая разработка интегрированного занятия по информатике и английскому языку на тему: "Вашингтон - столица США".

УМК открытого занятия включает введение, диагностику ЗУНов, проект урока, конспект урока, самоонализ, приложения....

Методическая разработка интегрированного занятия "Овечка"

Методическая разработка интегрированного занятия "Овечка"...

Методическая разработка интегрированного занятия «Изготовление кашпо с вязаными цветами»

Интеграция -  необходимое условие современного учебного процесса.  Проблема интеграции обучения и воспитания важна и современна как для теории, так и для практики.Нами, педагогами допо...

Настоящий полицейский - инспектор ГИБДД (методическая разработка интегрированного занятия)

Методическая разработка интегрированного занятия в форме дискуссии. Содержание дискуссии помимо профориентационной составляющей интегрирует в себе вопросы, связанные с ПДД и обществознанием (рассматри...

Методическая разработка интегрированного занятия

Методическая разработка интегрированного занятия «Расчет стоимости сорбентов на осуществление очистки нефтяных загрязнений с помощью  программы MS Excel» по дисциплине «Информат...