Модель образовательного пространства для продуктивного педагогического сотрудничества
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Двирная Ольга Владимировна

Образовательное пространство - "существующее в социуме "место", где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации. Также возможно и внутренне формируемое, индивидуальное образовательное пространство, становление которого происходит в опыте каждого".[

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель образовательного пространства для продуктивного педагогического сотрудничества        

Образовательное пространство - "существующее в социуме "место", где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации. Также возможно и внутренне формируемое, индивидуальное образовательное пространство, становление которого происходит в опыте каждого".[1]

Образовательное пространство - «совокупность условий, обстоятельств, окружающей индивида обстановки, обеспечивающих реально или могущих обеспечить потенциально присвоение им социокультурного опыта и на этой основе - развитие его личности» [2]

Проблема: организация образовательного пространства для продуктивного педагогического сотрудничества ("педагог-педагог", "педагог-обучающиеся", "педагог-родители")

Цель -  создание образовательного пространства для продуктивного педагогического сотрудничества (создание таких ситуаций, которые блокируют возможность действовать репродуктивно и обеспечивают поиск новых способов действия и взаимодействия)

Модель образовательного пространства для продуктивного педагогического сотрудничества

Механизмом активизации такого пространства служит  "событие" между участниками образовательного процесса ("педагог-педагог", "педагог-обучающийся""педагог-родитель") в которых ключевым моментом служит их совместная деятельность. 

Компоненты структуры образовательного пространства для продуктивного педагогического сотрудничества:

Ядро пространства-системы  + Группа инициаторов + Субъекты взаимодействия (педагоги, обучающиеся, родители) + Психологический контакт   

Ядро этого пространства-системы образуют идеи и практика массового сотрудничества: открытости, пиринге, доступе и умении делиться, и глобальном характере деятельности.

Слово «открытость» ассоциируется с честностью, прозрачностью, свободой, гибкостью, экспансивностью, вовлечённостью и доступом.  Сотрудничество, публикация информации, пиринговое рецензирование и обмен доконкурентной информацией ... становятся средствами достижения успеха. [ 3]
Организующим ядром выступает образовательное учреждение,  профессиональное педагогическое сообщество.

В центре находится группа  инициаторов ( организованная по формальному признаку группа талантливых профессионалов) создания пространства-системы, с  мотивацией ( Заряженность на "отдачу").

Все субъекты такого пространства – равноправные строители пространства.

Внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие.
Основные характеристики взаимодействия: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.

Принципы  организации и функционарования образовательного пространства для продуктивного педагогического сотрудничества:

  • гуманизма и демократизации в общении
  • проблемной направленности обучения 
  • свободы выбора («Сообщите, пожалуйста, мне, когда вы будете готовы к сотрудничеству со мной») [11]
  • уважительного отношения к личности
  • открытость позиции. Готовность и умение открыто высказывать свою позицию (свои интересы, цели, чувства и желания) [11]
  • совместной деятельности и общения ("СО" - согласия, сопряжения, сопереживания, сопричастности, содеянности...; "ВЗАИМО" - взаимоподдержка, взаимопонимание,  взаимопомощь, взаимодоверие, взаимоуважение...)
  • целенаправленности
  • конструктивности. Готовность и умение искать решение, которое удовлетворило бы обе стороны. [11]
  • творческого характера развития
  • принцип диалогичности и сотрудничества
  • культуросообразности
  • принцип воспитывающей рефлексии (создание условий для рефлексии субъектами (коллегами, обучающимися, родителями) произошедших с ними изменений)

Критерии эффективности организации и функционарования образовательного пространства для продуктивного педагогического сотрудничества:

- личностное самосовершенствование участников взаимодействия;

 объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;[4]

понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач...; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;[4]

проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;[4]

осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;[4]

-  способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания [4]

В ходе совместной работы, педагогическом сотрудничестве решаются проблемные учебные задачи.

Что оказывает влияние на организацию продуктивного педагогического сотрудничества с коллегами (обучающимися, родителями)?
Факторы оказывающие влияние на сотрудничество: личная совместимость субъектов,  рабочий процесс (удовлетворенность действиями друг друга) , поддержание контакта, новые события,  "нарастание процесса глобализации общества, разобщение отдельных его представителей и универсализация прав и свобод человека", особенности темперамента, совместный договор, опыт работы, пространственные расположения, власть, убеждение, дружеские отношения и др.

Правильная  организация сотрудничества - на равных, партнерскихотношениях субъектов. 

Контакт -  это условие и следствие продуктивного взаимодействия его субъектов, повышающее эффективность этого процесса и его результата. [4] Внутренним условием возникновения контакта между взаимодействующими сторонами является проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатийность и толерантность. Внешним проявлением контакта является поведение взаимодействующих субъектов. [4] 

Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию договориться о совместных действиях. Активные совместные дела педагогов между собой, педагогов и учащихся, педагогов и родителей, в свою очередь, позволяют лучше узнать друг друга, способствуют усилению их влияния друг на друга.

Общечеловеческие ценности  –  это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. [6]

Понимание общечеловеческих ценностей (смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство, творчество, добра, красоты, истины и веры…

Осознание смысла  жизни в системе координат общечеловеческих ценностей -  в созидании, служении людям, в увеличении в жизни добра…

Используемая литература:

[1] НОВЫЕ ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕЗАУРУС
[2] Развитие субъектности школьника в условиях гуманизированного образовательного пространства
[3 ]ВИКИНОМИКА    Как массовое сотрудничество изменяет всё

[4] ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

[5] Педагогическая психология
[6] 
Общечеловеческие ценности

[7] ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

[8] Алексеев Н. Г., Газман О. С., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: Часть I. М., 1995.

[9] Моделирование как метод познания

[10] Составляем ментальные карты в интернете
[11] 
СОТРУДНИЧЕСТВО ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
[12] 
Моделирование образовательных систем в контексте ценностной ориентации социокультурного пространства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»

Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...

ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Выступление на VI Всероссийской научно-практической педагогической конференции с международным участием "Этнокультурное образование: опыт и перспективы"....

Построение модели здоровьесберегающего образовательного пространства в общеобразовательном учреждении как условие повышения качества образования

Опыт работы по теме "Построение модели здоровьесберегающего образовательного пространства в общеобразовательном учреждении как условие повышения качества образования", нкопленный за 3 года работы с по...

«Роль учителя в расширении образовательного пространства через музейно-педагогическое проектирование»

ВВЕДЕНИЕ           В настоящее время в образовательной политике всё больший вес приобретает культурологическое направление. Движение к открытому общес...

Разработка модели организации единого образовательного пространства для одаренных детей с общей одаренностью.

Ускорение - позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития....

Проектирование педагогическими работниками образовательного пространства как элемент педагогического мастерства

Сегодня перед системой профессионального образования ставятся разноплановые задачи, выдвигаются новые требования к формам и методам организации образовательного процесса, связанные с участием в движен...