Проект "Кабинет психолога"
учебно-методический материал по психологии (8, 9, 10, 11 класс)

Доценко Арина Евгеньевна

Цели:

  • содействие и помощь в формировании позитивной личностной идентичности несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • коррекция негативной личностной идентичности несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению.

Задачи:

  1. Организация индивидуальной и групповой профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению.
  2. Формирование позитивного образа «Я» подростков: расширение их сферы самосознания и повышение уровня уверенности в своих возможностях.
  3. Повышение уровня социально-психологической компетентности подростков.
  4. Развитие эффективных стратегий совладающего поведения, обучение адаптивным стратегиям решения проблем и саморегуляции.

 

Главное направление реализации проекта:


Проект включает в себя проведение мероприятий по развитию позитивной личностной идентичности несовершеннолетних и коррекции негативной идентичности, по обучению их социально-психологическим навыкам и оказанию помощи в создании жизненной стратегии и временной перспективы.

Программа реализуется средствами социально-психологического тренинга, профилактических бесед (разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за совершенные правонарушения, за нарушение прав и интересов ребёнка, переориентация на ведение здорового образа жизни, предоставление информации о возможностях досуговой и профессиональной деятельности и т.д.), техник когнитивно-поведенческой терапии, психодрамы и арт-терапии. Выбор данных методов обусловлен спецификой исследуемого возраста и задачами самой программы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kabinet_psihologa.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №86

Петроградского района Санкт-Петербурга

197101 Санкт-Петербург, улица Мира дом 4 Литер А

Тел.(факс) 246-01-02, 246 – 01-04

http://sch86.spb.ru,  e-mail: school86@list.ru

Принята на заседании                                                 «Утверждаю»

педагогического совета                                                «__» ________ 202__г.

«__» __________202__г.                                                

Протокол №_____                                                        Приказ №_____

                                                                        _______________________

                                                                        Директор ГБОУ СОШ №86

                                                                        Петроградского района

Санкт-Петербурга

         С.С. Лукашкин

Проект

«Кабинет психолога»

по психологической коррекции личностной идентичности несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению

Координатор проекта:

педагог-психолог

Доценко Арина Евгеньевна

Возрастная категория участников проекта: 14-17 лет

Срок реализации проекта: 1 год

                                                       

Санкт-Петербург

2022 г.

Актуальность проекта:

Проблема идентичности – одна из ключевых проблем в междисциплинарном дискурсе социально-гуманитарных наук. Личностная идентичность определяет жизненную позицию человека, в том числе и позицию в процессе обучения и воспитания. В связи с этим, особую значимость приобретает исследование механизмов её формирования в подростковом возрасте, когда под воздействием различных факторов (природных, социальных и личностных) высок риск формирования негативной личностной идентичности.

Подростковый возраст считается ключевым периодом в развитии личности, поскольку в этом возрасте происходит формирование самосознания, изменение Я-концепции (А. Буземан, Ш. Бюлер, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Э. Эриксон и др.), повышение эмоциональности, проявляющееся в изменчивости настроения, повышении тревожности и агрессивности (И.В. Дубровина, Ю.В. Клепач, А.М. Прихожан и др.).

В результате развития личности подросток сталкивается с двумя основными задачами:

во-первых, это стремление и желание достичь автономии и независимости от родителей. Возникающие расхождения между нормами группы, к которой принадлежит подросток, и нормами взрослых создаёт важнейшую потребность подростка в самостоятельности, независимости и личностной автономии. При этом в подростковом возрасте важна не столько сама возможность отвечать за всё, что происходит в жизни, сколько признание взрослыми (родителями, учителями, знакомыми) этой возможности и приравнивание подростка со взрослыми с точки зрения прав. В то же время они продолжают ждать с их стороны помощи, защиты, указаний и т.д.

В реакции эмансипации можно выделить две тенденции:

  • явная эмансипация характеризуется непослушанием, грубостью, патологическим упрямством, игнорированием мнений и распоряжений взрослых, существующих порядков и традиций, алкоголизм, наркомания, правонарушения.
  • скрытая эмансипация проявляется в бродяжничестве, половой свободе, создании неформальных групп;

во-вторых, это формирование идентичности – гармоничное соединение различных элементов данной личности. По мнению Э. Эриксона, в данной задаче заключается основное препятствие, которое должен преодолеть подросток для успешного перехода во взрослую жизнь.

Достижение идентичности является статусом, рассматриваемым как наиболее желаемый и зрелый, оказывающий глубокое влияние на социальные ожидания, образ «Я» и реакцию личности на стресс. У подростков, достигших такого статуса, наблюдаются наиболее уравновешенные чувства к своим родителям и семье (поиск независимости менее перегружен эмоциями, чем у подростков, находящихся в кризисе идентичности – «поиск самих себя»).

Неустойчивость психологических регуляторов поведения и отсутствие представлений о социальных нормах и возможных конструктивных способах разрешения конфликтов с окружающими компенсируется формированием негативной позиции, что, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.

Девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (К.А. Абульханова-Славская, Э. Дюркгейм, Ю.А. Клейберг и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (М. Дойч, Р. Краусс, Дж. Мид и др.). Как правило, девиантное поведение в подростковом возрасте носит компенсаторный характер. В первую очередь это касается химических зависимостей (наркотики и психотропные вещества), с помощью которых подростки пытаются восполнить недостаток общения и внимания со стороны родных, близких и  сверстников.

Негативная идентичность в подростковом возрасте находит своё выражение в избегании близких взаимоотношений, что в конченом итоге приводит к самоизоляции. У подростка формируется неадекватное представление о своём «Я», отсутствуют чёткие временные рамки, что препятствует построению планов на будущее. При отсутствии психокоррекционного воздействия и наличии антисоциальных групп, а также нездоровых отношений в семье, выступающих в качестве катализатора дальнейшего развития отклоняющегося поведения, негативная идентичность закрепляется. В связи с этим важно вовремя трансформировать негативную позицию в позитивную личностную идентичность, когда подросток будет отождествлять себя с конкретной группой и развивать в себе качества, соответствующие её требованиям. Психокоррекционное воздействие способствует более позитивному формированию самоотношения, интеграции «Я образа», повышает рефлексивную способность.

Новизна проекта:

Новизна проекта заключается в комплексной работе с подростком, направленной на формирование четырех сфер в жизни и деятельности подростка: психологический аспект, сфера досуга, здоровый образ жизни, правовой аспект.

Целевая аудитория проекта:

Проект адресован подросткам от 14 до 18 лет, склонным к девиантному поведению, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, в том числе состоящим на учете в ОДН УМВД по Петроградскому району.

Нормативно-правовое обеспечение проекта:

1. Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 года. Действительна в отношении РФ как правопреемницы СССР).

2. Основы государственной молодежной политики на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N2403-р).

3. Закон Санкт-Петербурга от 26 июня 2013 N425-62 «О реализации государственной молодежной политики в Санкт-Петербурге».

4. Государственная программа Санкт-Петербурга «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 4 июня 2014 N452).

5. Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года, утвержденная 13 мая 2014 постановлением Правительства Санкт-Петербурга N355.

6. Федеральный закон от 24.06.1999 года ФЗ-№120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

7. Федеральный закон от 24.07.98 № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

8. Закон Санкт-Петербурга от 04.06.2007 № 230-42 «О профилактике правонарушений в СПб».

Цели и задачи проекта:

Цели:

  • содействие и помощь в формировании позитивной личностной идентичности несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • коррекция негативной личностной идентичности несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению.

Задачи:

  1. Организация индивидуальной и групповой профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению.
  2. Формирование позитивного образа «Я» подростков: расширение их сферы самосознания и повышение уровня уверенности в своих возможностях.
  3. Повышение уровня социально-психологической компетентности подростков.
  4. Развитие эффективных стратегий совладающего поведения, обучение адаптивным стратегиям решения проблем и саморегуляции.

Главное направление реализации проекта:

Проведение мероприятий по развитию позитивной личностной идентичности несовершеннолетних и коррекции негативной идентичности, по обучению их социально-психологическим навыкам и оказанию помощи в создании жизненной стратегии и временной перспективы. Программа реализуется средствами социально-психологического тренинга, профилактических бесед (разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за совершенные правонарушения, за нарушение прав и интересов ребёнка, переориентация на ведение здорового образа жизни, предоставление информации о возможностях досуговой и профессиональной деятельности и т.д.), техник когнитивно-поведенческой терапии, психодрамы и арт-терапии. Выбор данных методов обусловлен спецификой исследуемого возраста и задачами самой программы.

Примерные темы для бесед, групповых и индивидуальных занятий:

  1. Как выжить в «трудном возрасте».
  2. Кто я: характер и его акцентуации.
  3. Все мои радости и печали.
  4. Будущее начинается сегодня: для чего нужна цель в жизни?
  5. Низкая самооценка: что делать?
  6. Трудности в общении.
  7. Правонарушение и юридическая ответственность.
  8. Я чувствую тебя: эмоции и эмоциональный интеллект.
  9. Социальный интеллект: какие навыки помогают нам налаживать связи?
  10. Копинг-стратегии: что нужно знать о работе со стрессом?
  11. В ладу с собой: как выйти из сложной ситуации?

Методы и методики реализации проекта:

  1. Предварительная психодиагностика несовершеннолетних с помощью следующих методик:
  1. Тест-опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» (СПб., ВМедА, кафедра психиатрии, НИЛ-7, 1999).
  2. Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой).
  3. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) (Институт им. В.М. Бехтерева).
  4. Методика исследования личностной идентичности «Я о себе» (В.Б. Никишина, Е.А. Петраш).
  5. Методика исследования самоотношения (МИС) (С.Р. Пантелеев).
  6. «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС).
  7. Опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса.
  8. Фрустрационный вербальный тест (ФВТ) (Л.Н. Собчик)
  1. Индивидуально-консультативная работа с подростками.
  2. Психологическая коррекция личностной идентичности подростков предполагает: активное включение участников в совместную деятельность, выполнение индивидуальной работы, рефлексию, коллективное обсуждение успехов и достижений, трудностей и неудач участников, совместный поиск эффективных способов разрешения актуальных психологических проблем, гармонизацию эмоционального состояния, снятие тревоги и напряжения.
  • Кейсы с реальными проблемными ситуациями.
  • Беседы-дискуссии.
  • Использование медиаресурсов: демонстрация фильмов, видео-роликов, презентаций, аудиозаписей.
  • Наглядные и раздаточные материалы: копинг-карточки, метафорические ассоциативные карты, картинки и рисунки, настольные игры.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап (февраль-март 2021 г.).
  2. Организационно-деятельностный этап (март-декабрь 2021 г.).
  3. Подведение итогов по проекту (декабрь 2021 г.)

Календарный план мероприятий:

Название мероприятия

Месяц проведения

Ответственный

Беседа: «Подросток – кто это?»

февраль

Доценко А.Е.

Психологическая диагностика несовершеннолетних: выявление  склонности к различным формам девиантного поведения

февраль-март

Доценко А.Е.

Психологическая диагностика несовершеннолетних: диагностика личностной сферы

февраль-март

Доценко А.Е.

Психологическая диагностика несовершеннолетних: диагностика эмоциональной и поведенческой сферы

февраль-март

Доценко А.Е.

Психологическая диагностика несовершеннолетних: диагностика социальных навыков

февраль-март

Доценко А.Е.

Беседа: «Кто я: характер и его акцентуации»

март

Доценко А.Е.

Индивидуальное консультирование несовершеннолетних по вопросам подросткового возраста

февраль-декабрь

Доценко А.Е.

Групповое занятие с элементами арт-терапии: «Все мои радости и печали»

март

Доценко А.Е.

Социально-психологический тренинг: «Как научиться безусловно принимать себя»

март

Доценко А.Е.

Групповое занятие: «Низкая самооценка: что делать?»

март

Доценко А.Е.

Социально-психологический тренинг: «Трудности в общении»

апрель

Доценко А.Е.

Социально-психологический тренинг: «Я начинаю разговор: навыки эффективного общения»

апрель

Доценко А.Е.

Групповое занятие с демонстрацией презентации и элементов игротерапии: «Буллинг и кибербуллинг»

апрель

Доценко А.Е.

Социально-психологический тренинг: «Социальный интеллект: какие навыки помогают нам налаживать связи?»

апрель

Доценко А.Е.

Групповое занятие: «ЕГЭ без стресса: как бороться с тревогой до и во время экзаменов»

май

Доценко А.Е.

Беседа: «Доверься себе»

май

Доценко А.Е.

Групповое занятие с элементами психодрамы и арт-терапии: «Сила воли и характер»

май

Доценко А.Е.

Групповое занятие: «Ты меня уважаешь? – как противостоять давлению сверстников»

сентябрь

Доценко А.Е.

Групповое занятие: «Есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть? – выбор за тобой»

сентябрь

Доценко А.Е.

Социально-психологический тренинг: «Учимся говорить НЕТ!»

сентябрь

Доценко А.Е.

Социально-психологический тренинг: «Чего я хочу…»

октябрь

Доценко А.Е.

Групповое занятие: «Один Шаг во времени» с элементами фильмотерапии (худ. фильм «Чудо»)

октябрь

Доценко А.Е.

Групповое занятие с элементами арт-терапии:  «Мой жизненный путь»

октябрь

Доценко А.Е.

Групповое занятие с элементами психодрамы и арт-терапии: «В ладу с собой: как выйти из сложной ситуации?»

октябрь

Доценко А.Е.

Беседа: «Копинг-стратегии: что нужно знать о работе со стрессом?»

ноябрь

Доценко А.Е.

Социально-психологический тренинг: «Как повысить свою эффективность»

ноябрь

Доценко А.Е.

Дискуссия и ролевая игра: «Выход из сложной ситуации»

ноябрь

Доценко А.Е.

Повторная психодиагностика несовершеннолетних: динамика склонности к различным формам девиантного поведения

декабрь

Доценко А.Е.

Повторная психодиагностика несовершеннолетних: диагностика личностной сферы

декабрь

Доценко А.Е.

Повторная психодиагностика несовершеннолетних: диагностика эмоциональной и поведенческой сферы

декабрь

Доценко А.Е.

Повторная психодиагностика несовершеннолетних: диагностика социальных навыков

декабрь

Доценко А.Е.

Подведение итогов по проекту

декабрь

Доценко А.Е.

Результаты и показатели эффективности реализации проекта:

Количественные показатели.

  1. Участие в проекте не менее 50% от количества несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению и состоящих на профилактическом учёте.
  2. Выполнение плана мероприятий в полном объёме.
  3. Увеличение количества несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению и состоящих на профилактическом учёте, посещающих мероприятия профилактической направленности, вовлеченных в организованную досуговую деятельность на базе ГБОУ СОШ №86 (кружки, секции), успешно прошедших этапы психокоррекции негативной личностной идентичности и вставших на путь исправления (направленные в ОДН ходатайства).

Качественные показатели.

  1. создано пространство в ГБОУ СОШ №86 для психологически безопасного общения подростков;
  2. удовлетворенность несовершеннолетних своим пребыванием в ГБОУ СОШ №86;
  3. повышение социально-психологической адаптации несовершеннолетних: позитивное самоотношение и адекватная самооценка, приобретение умений и навыков конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов;
  4. приобретение навыков рефлексии.

Методы оценки результатов:

  1. Анкетирование и повторная психодиагностика молодежи в возрасте 14-18 лет.
  2. Мониторинг выполнения плана работ и ежемесячный отчет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология личности. Советы психолога.

Здесь даются различные советы каждому из нас, кто бы ты не был и кем бы ты не был. прислушайся к ним и может быть тебе станет легче жить....

Несколько строк о целительстве или «психолог - респондент, психолог – интервьюер»

Эта статья является одновременно и материалом для родителей, и для психологов. К первым обращено само содержание статьи (обсуждаются вопросы целительства, знахарства и самолечения). Ко вторым - технол...

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимодействие"

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный  в соавторстве со школьным педагогом - психологом  Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимод...

Учебно-методическая разработка интегрированного урока-конференции по английскому языку и психологии «Выдающиеся ученые Великобритании и России в области медицины и психологии»

Данная методическая разработка ставит целью развитие формирования целостного представления о выдающихся ученых России и Великобритании в рамках перекрестного года культуры...

Авторская педагогическая разработка "Характер решения олимпиадных задач по психологии, психологии в экономике"

Психология – особая наука, по ней нет единой общероссийской олимпиады. Поэтому психологи стараются принимать участие со своими ребятами в разных предлагаемых им конкурсах. Наша задача была разработана...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...