Психология суицидального поведения.
статья по психологии (11 класс)

Ахипова Татьяна Николаевна

В статье представлены материалы для педагогов школы, родителей подростков, помогающие разобраться в стуации возможного суицидального поведения ребенка. Обозначены факторы риска, на которые стоит обратить внимание в поведении ребенка и предупредить непоправимое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_suitsidalnogo_povedeniya.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

                       Психология суицидального поведения.

             Мы живем в огромной древней стране с удивительной героической историей. Но большинство нашего многонационального народа вспоминает об этом только во времена испытаний и бед. Вспоминает и сплачивается, забывая все разногласия и обиды, отстаивая целостность нашей Родины. Так происходит  и в настоящий момент, когда все народы дружно пошли, жертвуя жизнью, защищать своё гнездо, будущее своих детей. Тысячи добровольцев разных конфессий, традиций, обычаев нашей страны  отстаивают справедливость, борются за правду. Такие люди имеют собственную позицию и убеждения, они понимают важность исторического момента и  ориентируются в происходящих событиях. Эти убеждения  они впитали,  прежде всего, в  атмосфере семейных ценностей.  Таких людей много, но существуют люди с другими убеждениями или вовсе  не имеющие никаких убеждений - безвольные, ведомые, подверженные влияниям различных теорий или просто безразличные и существующие  как трава. Такой человек, попадающий в необычную, непривычную ситуацию  теряется, он, в силу своей психики  и интеллекта не видит дальнейшего пути, становится дезориентированным.

           Общая политическая, экономическая, экологическая ситуация во всем  мире, в настоящий исторический период,  тяжело влияет на психику человека, на его поведение. Люди сенситивные, которым свойственна впечатлительность, чувствительность  испытывают тревожность и чем длительнее такое состояние проявляется, тем   более  безысходной становится ситуация в жизни. Человек становится потерянным, что приводит к  суицидам. Суицид это биопсихосоциальный феномен - признают на сегодняшний момент, включающий биологические (генетические) факторы (родственники 1 степени родства в 4 раза чаще склонны к суициду; монозиготные близнецы в 20 раз чаще, дизиготные близнецы до 4 % риск суицидов); биохимические факторы- увеличение обратного захвата серотонина в лобных долях. Нейропсихологические тесты показывают, что импульсивный суицид - это дефицит в орбитальных зонах мозга (МРТ) ; планируемый суицид – дефицит дорзолатеральной прифронтальной зоны коры, так как эта зона мозга связана с формированием ригидности (застревают в негативном состоянии и не могут найти решения).

   Профилактика осуществляется на уровне биологических факторов, чтобы на ранней стадии предупредить беду. В группу риска входят подростки (незрелая психика, наркотики).

 Основоположник социологии французский  социолог Эмиль Дюркгейм (1858 г.) связывал суицид с состоянием общества . Состояние общества в США и других западных странах характеризуется как аномия -дезорганизация социальных норм и институтов. Это состояние западные страны транслируют на весь мир и позиционируют как норму. Мы видим как эти «страны – абьюзеры» пытаются внедрять  нормы ЛГБТ сообществ даже в международные спортивные соревнования. Осознать и противостоять  этому  может только человек со здоровой психикой и крепкими  убеждениями.

    Проблема суицида как феномена присуща человечеству всегда. Очень много писателей посвящали свои произведения этой теме. Ежегодно в мире совершают суициды более 1 млн человек, до 20 млн совершают попытку. Суицид занимает 1 место среди причин насильственной смерти и в 2 раза больше, чем убийств. Кто же совершает самоубийства?  20 % совершают психически больные люди, 65 %- в невротическом состоянии с аномалиями характера и 15 %- психически здоровые люди (условная норма).

    Нестабильная ситуация (конфликт) активирует у человека различные формы суицидального поведения (суицидальный фактор). Суицидальные факторы - те личностные особенности (индивидуально-психологическая характеристика человека), наличие которых предрасполагает к суицидальному решению проблемы в случае попадания человека в какой-то конфликт.

Суицидальные факторы :

 1) Сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам (это люди сенситивные- не толстокожие, не пробивные, очень ранимые, хрупкие).

2) Особенности когнитивной сферы, которая структурирована определенным образом (это люди, склонные к черно-белым оценкам – дихотомическое мышление (всё или ничего, плохо или хорошо), категоричность суждений (не могут находить оттенки, ньюансы отношений, ситуаций, эмоциональных проявлений). Для них существуют только две категории и эти категории всегда полярны (плохо-хорошо; уродлив-прекрасен).

3) Недостаточная развитость коммуникативных способностей и нейропсихологические данные об этом говорят (дефицитарность мозговых структур); снижен параметр словесной беглости (количество слов при тестировании); у них страдает коммуникативная компетентность. При социально-психологическом исследовании - хуже входят и поддерживают коммуникацию- не могут  попросить о помощи! А суицидальное поведение - это всегда крик о помощи, но очень специфический; пытаясь сообщить, не могут это сделать правильно, поэтому попадают в группу риска. У таких людей неадекватная самооценка, она может быть заниженной как при депрессии, у них ограниченный репертуар стратегий совладания со стрессом, недостаточность социальной поддержки, чувства юмора, возможности переосмыслить ситуацию, взглянуть на нее со всех сторон (стереоскопическое мышление). У них очень примитивные защитные механизмы (как только возникает стресс- актуализируется черно-белое мышление). Они трактуют стресс как что-то катастрофическое, что может их убить. Такие люди принимая решение и делают вывод, что лучше не ждать мучительной смерти, а уйти из жизни наиболее простым способом. Таким образом при столкновении со стрессом, человек , обладающий такого рода индивидуально-психологическими особенностями попадает в проигрышную позицию - находится в ситуации тупика. В культуре эта тема прописана и он опирается на те способы реагирования, которые были прописаны в литературе.

    Антисуицидальные факторы - эта система сдерживания. Психолог первое, что должен сделать - определить наличие антисуицидальных факторов задав вопрос: что сейчас этого человека держит в жизни (это самая главная работа психолога). Что удерживает – интенсивная эмоциональная привязанность к значимым людям, наличие родительских обязанностей, любовь (к делам, партнёру, родителям). Наличие обязанностей, осознание обязанностей (если меня не будет, то что-то пойдет не так ; выраженное чувство долга – обязательность). Один из самых сильных факторов – религиозные убеждения (самоубийство это грех, это просто не надо делать, это нужно отогнать из сознания).

   Представление о неиспользованных жизненных возможностях, умение видеть перспективу, понимать, что можно достичь чего-то другого, что бы в будущем удерживало, наличие творческих планов, когда есть шанс их реализовать, и, наконец, 2 критерия о которых, обычно умалчивают- боязнь, страх боли  и  эстетические соображения.

    Подростку необходимо помогать и когда он манипулирует самоповреждением, так как у него может развиться зависимость или формирование поведенческой схемы. Самоповреждение часто может использоваться для получения удовольствия, так как в процесс вовлекаются эндогенные опиаты. Чаще подросток прибегает к манипулированию, потому что не может конструктивно решить свои психологические проблемы. Любой объём помощи подростку окажется недостаточным, если не будет поддержки со стороны семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Психология суицидального поведения подростков"

Суицид – акт лишения себя жизни, при котором человек действует целенаправленно, преднамеренно, осознанно.Почти все люди в то или иное время думают о суициде. Саморазрушение является одним из многих жи...

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении в рамках работы педагога-психолога с родителями

Материалы для выступления на родительском собрании педагога-психрлога или социального педагога....

Превентивная деятельность на ранних этапах суицидального поведения обучающихся ( распознавание и применение превентивных мер в каждом этапе суицидального процесса)

Мы, взрослые говорим, что нам трудно, на нас давят экономические и политические проблемы. А легко ли сегодня в этом мире нашим детям? Чаще всего дети вовсе не жаждут смерти. Просто им изо всех сил хоч...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Многоуровневая модель суицидальной превенции. План программных мероприятий по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2019-2020 учебный год

В настоящее время проблема противоправного поведения в детской и подростковой среде остается актуальной и насущной. Сменяется вектор девиаций: от злоупотребления алкоголем к уходу от реальности в вирт...

Классный час с психологом для 8-11 классов "Суицидальное поведение подростков"

Данный классный час - один из элементов профилактической работы школьного психолога. Занятие составлено таким образом, чтобы максимально настроить обучающихся на откровенный разговор на важную тему, а...

Профилактика суицидального поведения и оказание экстренной психологической помощи при суицидальных попытках детьми и подростками

Профилактика суицидального поведения иоказание экстренной психологической помощипри суицидальных попыткахдетьми и подростками....