Профилактика наркозависимости у детей школьного возраста
консультация по психологии

Разина Наталья Анатольевна

Профилактика зависимости от наркотиков среди школьников ведется главным образом в кругу семьи и через семью. 

Цель первичной профилактики – заложить приоритет здоровья в традиции семьи, сформировать активное противостояние потреблению ПАВ всеми членами семьи.

Первичная профилактика – это усиление и усовершенствование мотивации в развитии ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narkozavisimosti_u_detey_shkolnogo_vozrasta.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика наркозависимости у детей школьного возраста

Проблема потребления наркотических веществ несовершеннолетними с каждым годом возрастает. И, к сожалению, снижается возраст несовершеннолетних, потребляющих эти вещества.

Дети начальной школы отличаются от детей подростков большей внушаемостью, податливостью, своеобразным восприятием окружающего мира, желанием всему подражать, любознательностью. Именно в младшем школьном возрасте возможно формирование восприятия «престижности» употребления табака и алкоголя с осознанным желанием ощутить себя взрослым, встать на одну ступень с ранее недостижимым взрослым человеком, особенно если этот взрослый является членом семьи, учувствует в воспитании. К завершению обучения в начальных классах среди детей могут образовываться группы (чаще среди мальчиков), которые пытаются повысить свой статус через противостояние требованиям и мнению педагога. В этот период жизни они начинают интересоваться всем, что запрещают взрослые, в том числе табакокурением, алкоголем, наркотиками.

Младшему школьному возрасту присуще саморазрушающее поведение, когда особенно привлекательным кажется все то, что связано с риском. Особенно это касается мальчиков. Ребенок совершает необдуманные действия (переходит дорогу в неположенном месте, прыгает с заборов, бегает по стройкам, забирается на крыши домов). Если у ребенка не до конца сформирован инстинкт самосохранения, самоконтроля, стремление к риску может спровоцировать нестандартное поведение.

Предупреждение наркозависимости у детей школьного возраста, которое основано на объяснении негативных последствий действия этих веществ для организма, затрудненно, так как у детей этого возраста нет элементарных базисных знаний из области анатомии и физиологии человека. В связи с этим у них складывается неконкретное представление о допустимости их употребления. Поэтому необходимо ответственно подходить к ранней профилактике вредных привычек. Например, чтобы донести до ребенка вредность табакокурения на дыхательную систему человека, нужно в понятной и доступной форме показать, как работает эта система и как ее нужно беречь.

Главным направлением по профилактике является привитие здоровье сберегающего поведения, развитие эмоционально-волевой сферы, навыков уверенного и бесконфликтного поведения. Такая постановка вопроса создает основу для сохранения и поддержания здоровья в целом. А запугивание негативными последствиями от наличия вредных привычек постепенно перестает восприниматься детьми и вызывает неосознанный страх за здоровье родителей.

Работа с учениками начальной школы по предупреждению наркотических средств имеет свою специфику. С одной стороны - обучение в начальной школе (небольшая нагрузка, постоянно один учитель, тесная связь обучения и воспитания и т. п.), а с другой - психологическими особенностями детей данного возраста. В связи с этим следует учитывать следующие аспекты, определяющие особенности профилактической работы с учащимися:

1) Учитель и родители - непререкаемый авторитет для младших школьников. Поэтому воздействие на учащихся оказывает не только высказывания взрослых, но и их стиль поведения. Отрицательное мнение об употреблении табака, алкоголя, наркотических средств должно многократно повторяться, изображаться наглядно примерами из жизни, наблюдениями, обосновываться ссылками на авторитетные для ребенка источники и ни в коем случае не допускать демонстрации проявлений зависимого поведения у членной семьи и педагогов.

2) Обычно у детей окружающий мир воспринимается в противоположных категориях: «плохо - хорошо», «неправильно - правильно», «плохой человек - хороший человек», поэтому все связанное с вредными привычками должно в сознании ребенка относится к неприемлемому и противопоставляться всему доброму, светлому и полезному.

3) Образность мышления ребенка начальных классов дает возможность увидеть то, что говорят взрослые более ярко и фантастично.

4) Проводя беседу с детьми начальной школы, необходимо делать периодически паузы, давая представить самому ученику тот или иной образ.

5) Дети лучше усваивают информацию в игровой форме, поэтому нужно активно использовать методы, касающиеся профилактики употребления ПАВ, в форме игры.

6) Большая, чем у старшеклассников, связь младших школьников с родителями определяет возможности использования этого пути для формирования негативного отношения к употреблению ПАВ.

7) У учащихся младших классов почти отсутствует ощущение определенной "разорванности" картины мира, к которому приводит свойственная основной и старшей школе предметная разобщенность. Поэтому взрослым необходимо связать информацию о вредных привычках, со всем, что воспринимается ребенком в негативном контексте.

Для решения проблем, которые неизбежно возникают с возрастом, нужно:

• Научиться понимать и принимать идеи окружающих людей. Это формирование собственной мысли, умение планировать свои дальнейшие действия, которые не пойдут в ущерб другим, умение разрешать конфликты, находить компромисс.

 • Научиться большей самостоятельности. Фактически, это умение найти себе занятие по душе, развивать самостоятельность, делать свои дела самому и обращаться к старшим только в случае крайней необходимости.

• Учиться и еще раз учиться. Сама суть образовательного процесса – это получение базы умений и знаний, которыми нужно уметь пользоваться и правильно интерпретировать в современной жизни.

• Брать на себя ответственность за свое поведение, предвидеть последствия, выполнять обязанности по дому, в классе (помогать делать уборку, мелкий ремонт, готовить еду, покупать продукты по дороге домой, помогать соседям, ухаживать за младшими детьми, пр.).

 • Ребенок должен научиться пользоваться средствами социальной инфраструктуры (уметь распоряжаться деньгами, самому ездить в транспорте, работать с бытовой техникой, понимать суть денег и в чем их основная ценность для человека).

• Всегда понимать суть опасности неправильного поведения, уметь обеспечивать собственную безопасность без ущерба другим, укреплять здоровье, вести здоровый образ жизни, вести себя осторожно, не провоцировать себя или других на негативное поведение.

Каждый человек изначально имеет предусмотренный природой антинаркотический барьер. Как правило, барьер – это набор защитных функций организма, которые обеспечивают реализацию программы безопасного здорового обитания.

Основные защитные факторы школьников, связанные с семьей и ее ценностями:

• Семья как оплот надежности, культуры и защиты ребенка от негативного воздействия извне;

• Родители должны принимать активное участие в жизни ребенка;

• Родители должны понимать проблемы детей и помогать их решать без ущерба самому ребенку;

• Четкие правила и стандарты поведения в семье, а также гибкая система поощрения без использования средств активного наказания.

В учебных заведениях есть свои средства защиты от наркологической зависимости:

• Увеличение качества обучения, формирование стойких практических средств связи ученика и школы, нагрузка в соответствии с возрастом и особенностями младших школьников;

• Ученики должны максимально быть охвачены и принимать активное участие в культурной жизни школы;

 • Учебное заведение должно активно поощрять успехи и активную деятельность учащихся;

• Представители учебного заведения должны выполнять законы РФ, касающихся ПАВ;

• Формирование резко отрицательного и нетерпимого отношения к употреблению ПАВ;

• Отстранение и осуждение всех людей, которые уже употребляют ПАВ.

 

10 хороших причин сказать наркотикам нет

  1. Наркотики не дают человеку мыслить самому за себя.
  2. Наркотики толкают на кражи и преступления.
  3. Наркотики дают фальшивое представление о счастье.
  4. Наркотики приводят к несчастным случаям.
  5. Наркотики уничтожают дружбу.
  6. Наркотики разрушают семью
  7. Наркотики являются препятствием к духовному развитию.
  8. Наркотики являются источником многих заболеваний
  9. Наркотики делают человека слабым и безвольным.
  10. Наркотики приводят к уродству детей.

Здоровый образ жизни

  1. Спорт.
  2. Питание.
  3. Гигиена.
  4. Закаливание.
  5. Позитивное мышление.
  6. Отказ от вредных привычек.
  7. Правильный режим труда и отдыха.

Школьники – это особенная группа людей, склонная к возрастным рискам.

Профилактика зависимости от наркотиков среди школьников ведется главным образом в кругу семьи и через семью. Профилактические меры направлены на максимальную сохранность здоровой семьи, ее развитие с приоритетом интересов ребенка, снижение потребления ПАВ родителями, недопущение потребления ПАВ детьми. Семейная профилактика направлена на всю семью одновременно, что позволяет получить максимальный результат. В силу своего возраста, младший школьник не может противостоять конфликтам внутри семьи. Основной упор и максимальное внимание нужно обращать на самых близких ребенку людей (ближних родственников).

Всемирная организация здравоохранения предложила трехуровневую профилактическую работу.

Цель первичной профилактики – заложить приоритет здоровья в традиции семьи, сформировать активное противостояние потреблению ПАВ всеми членами семьи.

Первичная профилактика включает в себя все мероприятия, направленные на формирование ЗОЖ, охватывает всю популяцию и должна носить систематический характер. В школьном возрастном периоде профилактика направлена на заблаговременное обнаружение и блокирование факторов риска, связанных с алкоголизмом, употреблением наркотиков и других ПАВ в первую очередь в семье.

Первичная профилактика – это усиление и усовершенствование мотивации в развитии ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Божович Л. И. Проблема формирования личности. – М., Воронеж. 1995.
  2. Барановский, Н. А. Концепция антинаркотической политики: сущность и основные направления / Николай Барановский // Юстиция Беларуси. — 2017. —№ 8. — С. 20—24. УДК 351.761.3(476)
  3. Гусева Н. А. Профилактика наркозависимости у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/78/215/3929.php (Просмотрено 27.03 2017).
  4. Зарецкий В.В. Концептуализация профилактики – шаг к системной деятельности //Профилактика зависимостей. – 2018. - №1. – С.43-67
  5. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. – М.: 1973. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Приложение к приказу Министерства образования России // Вестник образования. 2000. № 8.
  6. Полезные привычки. Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя/ под ред. О. Л. Романовой. – М., 1998.
  7. Хажилина, И. И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии: / - М.: Изд-во Института Психотерапии., 2017. - 290 с.
  8. Формирование здорового образа жизни и профилактика социально обусловленных заболеваний: Сборник методических материалов для специалистов дошкольных образовательных учреждений и начальной общеобразовательной школы. — Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2009.— 140 с.
  9. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Профилактика зависимости от табака, алкоголя, наркотиков у детей школьного возраста Негативные факторы и здоровье несовместимы"

Классный час по профилактике зависимости от табака, алкоголя, наркотиков у детей школьного возраста. Негативные факторы и здоровье несовместимы...

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Здоровье человека является основополагающим условием социального и экономического развития общества, и в тоже время это самая главная ценность любого государства. Человек должен осознать, что он ...

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Здоровье человека является основополагающим условием социального и экономического развития общества, и в тоже время это самая главная ценность любого государства.Человек должен осознать, что он сам в ...

Профилактика сколиоза у детей школьного возраста.

АннотацияОдна из актуальных проблем в мировой практике - это сколиоз или искривление позвоночника.Сколиоз - тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночника, сопровождающееся поражением внутренних орг...

Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек у детей школьного возраста

Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек у детей школьного возраста...