"Форсайт-сессия для обучающихся 7-11 классов "Траектория смыслов. 4К"
методическая разработка по психологии

Сценарий "Форсайт-сессия для обучающихся 7-11 классов "Траектория смыслов. 4К"

Презентация к "Форсайт-сессия для обучающихся 7-11 классов "Траектория смыслов. 4К"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Сценарий форсайт-сессии

«Траектория смыслов. 4К»

для обучающихся 7-11 классов

Разработали:

Пьяных Ксения Михайловна, педагог-психолог

Тишко Анна Михайловна, педагог-психолог

д. Грановщина, 2023 г.

Форсайт-сессии для обучающихся 7-11 классов

Тема: «Развитие основных soft-компетенций»

Дата проведения: 30.10.2023 г.

Контингент: обучающиеся 7-11-х классов 

Форма проведения: групповое (5-15 человек)

Цель: формирование активной жизненной позиции и чувства ответственности за собственный выбор в личностном развитии.

Задачи: 

  • Совместными усилиями и с учётом факторов и современных трендов, влияющих на ситуацию, договориться о том, каким будет профессиональное будущее, визуализировать его «Картой будущего»;
  • Формирование мировоззрения обучающихся посредством познания через применение форсайт-игры;
  • Способствовать дальнейшему развитию 4К – компетенций, таких как:

- креативное мышление,

- коммуникации (навыки межличностного общения, эмоциональный интеллект),

- критическое мышление,

- кооперации (сотрудничество)

  • Развитие эрудиции, знаний терминологии;
  • Развитие сплоченности участников форсайт-игры.

Обеспечение мероприятия: 

  • Методическое –
  • деятельно-игровая технология, мозговой штурм,
  • информационно-коммуникативная технология,
  • проблемно-поисковый метод.
  • Дидактическое –
  • Демонстрационный материал (презентация),
  • Инвентарь, канцелярские принадлежности (ватман, ножницы, маркеры или фломастеры, стикеры и т.д.).

Структура форсайт-игры:

1. Вводная часть (Орг. момент – приветствие, информационно-просветительское сообщение)

2. Основная часть (Мозговой штурм, создание «Карты будущего»)

3. Заключительная часть (Рефлексия, подведение итогов)

Ход форсайт-сессии:

  1. Организационный момент:
  • приветствие участников,
  • информационно-просветительское сообщение (ведущий проговаривает цели, основные задачи игры, маршрут работы, основные желаемые результаты после окончания игры, объявляет регламент работы, устанавливает правила группового взаимодействия: активное участие всех обучающихся форсайт-сессии, озвучивание и принятие любых идей в группе).

  1. Основная часть:

Ведущий: - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем форсайт-игру. Кто-нибудь из вас уже принимал участие в подобном мероприятии? (ответы обучающихся). Предлагаем вам погрузиться в игровой рабочий процесс:

Показ презентации:

Слайд 2,3. Что такое «форсайт»? (ведущий рассказывает историю возникновения метода, дает определение форсайта) 

- Форсайт, от английского Foresight – «взгляд в будущее». Впервые этот метод появился более 30 лет назад и применялся для развития бизнеса, в научно-технической отрасли, сейчас он используется какинструмент, позволяющий учитывать изменения во всевозможных сферах.

Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц, которые участвуют в форсайте, договориться по поводу образа будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего.

Слайд 4,5. Далее ведущий разбирает с обучающимися терминологию форсайта: понятие тренда (смотри Презентацию), проводит небольшую дискуссию на тему, что им предстоит сделать. Участникам дается установка, что будущее не предопределено, его фундамент закладывается нашими настоящими действиями и решениями.

Ведущий: 

Тренд – то же, что тенденция; важное, заметное направление в развитии чего-либо.

Технология – это отдельное решение или пакет решений, значимый для развития, угасания или зарождения нового тренда.

Формат – тип отношений между людьми, технологии социального взаимодействия.

Угроза – процесс или событие на тренде, а также значимое следствие технологии, которое может негативное повлиять на различные сущности или явления на карте времени.

Карта будущего – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений.

I этап. «Мозговой штурм»: раскрытие понятия «компетенция»

Ведущий: - Ребята, а теперь поговорим с вами о таком понятии, как «компетенции». (см.слайд 7)

Раскрываем понятие «Hard-skills» («твердые навыки» – четкие, несгибаемые знания в определенном виде деятельности», это «профессиональные, технические навыки») и «Soft-skills» («мягкие навыки» - умение выстраивать рабочие процессы, оценивать свои возможности и работать в команде)

Слайд 9. Ведущий проговаривает про «Компетенции будущего» и приступает к мозговому штурму.

Ведущий: - А какими вы обладаете на данный момент компетенциями? Подумайте. Как их, по вашему мнению, необходимо развить, в том числе в рамках школы? Как школа вам поможет в развитии этих компетенций? Давайте это все зафиксируем (обучающие на стикерах фиксируют какими компетенциями необходимо обладать современному человеку для формирования успешного будущего)

По итогам мозгового штурма ведущие информируют о понятии 4К-компетенции (Слайд 10)

II этап. Ведущий: - Ребята, а теперь вам нужно подумать как бы вы улучшили образовательный процесс, процесс взаимодействия между учеником и учеником, учеником и учителем для того, чтобы компетенции будущего у вас развились. Придумайте тренды или события. (Детям предлагается придумать новые треныд или события (мероприятия), в которых они могли бы применить свои компетенции).

III этап. Визуализация «Карты будущего»: 

Ведущий: - Начертите карту своего успешного будущего по схеме.

Компетенции

4К (тренды)

(или больше)

События (действия) в образовательной организации?

 (форма проведения какого-либо события, мероприятия)                                                                                                                                                 

Мои внутренние ресурсы

(что от меня зависит? Что я могу сделать для этого?)

Внешние ресурсы (какими школьными ресурсами я могу воспользоваться? Что школа может для этого сделать?

Риски, угрозы

Рефлексия: на заключительном этапе группа при поддержке ведущих осмысляет форсайт-игру:

  • обозначает результаты: «Чего же мы все-таки достигли?»;
  • принимает решения в отношении выработанных на сессии стратегий;
  • дает оценку совместной работы во время сессии и делает выводы на будущее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Форсайт-сессия « Траектория смыслов. 4К»

Слайд 2

Форсайт , от английского Foresight – «взгляд в будущее». Форсайт технология помогает ответить на вопросы: чего хотим мы (реальные участники проекта), чего мы хотим достигнуть в будущем, над чем будем работать, к чему прилагать усилия. Впервые этот метод появился более 30 лет назад и применялся для развития бизнеса, в научно-технической отрасли, сейчас он используется как инструмент, позволяющий учитывать изменения во всевозможных сферах.

Слайд 3

Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц, которые участвуют в форсайте , договориться по поводу образа будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего.

Слайд 4

Терминология форсайт : Тренд – то же, что тенденция; важное, заметное направление в развитии чего-либо. Технология – это отдельное решение или пакет решений, значимый для развития, угасания или зарождения нового тренда. Формат – тип отношений между людьми, технологии социального взаимодействия. Угроза – процесс или событие на тренде, а также значимое следствие технологии, которое может негативное повлиять на различные сущности или явления на карте времени. Карта будущего – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений.

Слайд 5

ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЦИФРОВИЗАЦИЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ

Слайд 6

Какие компетенции необходимо в себе развивать, чтобы быть востребованным на рынке труда? Какими компетенциями должен обладать идеальный сотрудник будущего?

Слайд 7

Компетенции — это знания, умения, навыки, личные качества, которые требуются для выполнения определённых задач. Критерии оценки зависят от вида деятельности и должности сотрудника.

Слайд 8

« Hard - skills » («твердые навыки» – четкие, несгибаемые знания в определенном виде деятельности», это «профессиональные, технические навыки») « Soft - skills » («мягкие навыки» - умение выстраивать рабочие процессы, оценивать свои возможности и работать в команде)

Слайд 9

Компетенции будущего Социальные компетенции Интеллектуальные компетенции Волевые компетенции Предпринимательские компетенции Лидерские компетенции Цифровые компетенции

Слайд 11

Компетенции 4К (тренды) События (действия) в образовательной организации? (форма проведения какого-либо события, мероприятия) Мои внутренние ресурсы (что от меня зависит? Что я могу сделать для этого?) Внешние ресурсы (какими школьными ресурсами я могу воспользоваться? Что школа может для этого сделать? Риски, угрозы Создание «Карты будущего»:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геометрический смысл производной.

Материал можно использовать как тренажёр на уроках....

конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей" Поучительный смысл сказки.

В 5 классе на уроках по сказкам Г.Х.Андерсена размышляем об  истинной и ложной красоту, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения иск...

конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс "Геометрический смысл производной"

Конспект урока алгебры и начал анализа 11 класс с использованием метапредмета "задача" по теме "Геометрический смысл производной", рабочий лист ученика, презинтация к уроку...

Метепредметный урок. Тема: Вера. Смысл жизни. (Философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")

Конспект метапредметного урока по теме:  Вера. Смысл жизни. (философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")...

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения...

От постижения смысла слова к постижению смысла произведения. Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" ( 10 класс)

Показан ход вдумчивой, кропотливой работы учащихся со словом Достоевского, которая ведет к постижению смысла и философии романа. Ключевые слова : нищета, решимость, совесть, преступление, Воскресение....

Статья на тему: «Формирование жизненных смыслов и ценностных ориентиров обучающихся Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Воспитание – это комплексный многоаспектный процесс, в котором помимо системы образования участвуют семья, общество, государство. Более того, воспитание как педагогически организованный процесс ...