План-конспект занятия с подростками по теме «Буллингу - нет!»
план-конспект занятия по психологии (6, 7, 8, 9 класс)

Владимирова Ирина Михайловна

Представлены материалы для проведения занятия с подростками, направленного на формирование у подростков общих представлений о причинах, механизмах, видах буллинга и его негативных последствиях для всех участников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл travle_net.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия с подростками по теме «Буллингу - нет!»

Цель занятия: формирование у подростков общих представлений о причинах, механизмах, видах буллинга и его негативных последствиях для всех участников.

Адресат: подростки 13-15 лет.

Продолжительность: 2 часа (45, 45)

1. Информирование подростков о цели и задачах занятия

2. Упражнение "Ассоциации"

Подросткам предлагается записать ассоциации к слову "буллинг".

3.Упражнение-обсуждение "Мои представления о буллинге"

Подростки в устной форме делятся своими мнениями о содержании понятия "буллинг".

4. Упражнение "Выбери определение"

Подростки получают текст с несколькими определениями понятия "буллинг" и выбирают наиболее удачное, на их взгляд, а также обосновывают свой выбор.

5.Упражнение « Миф или реальность» .

Подросткам предлагается прослушайте факты о насилии и сказать, что является правдой.

  • Насилие имеет и положительные стороны (Нет)  
  • Использование нецензурных слов ребенком по отношению к другому является проявлением насилия (Да).  
  • Насилие - это когда видно следы на теле жертвы (Да).  
  • Бьют заслуженно (Нет).
  • В школе наиболее распространенное психологическое насилие  использование нецензурных слов одного ребенка по отношению к другому (Да).
  • Ребенок, который страдает от насилия должен молчать об этом (Нет).
  • Ребята склонны к проявлениям насилия больше, чем девушки (Да).  
  • Насилие карается законом РФ (Да).
  • Насилие - это признак мужества ребенка в школе (Нет).
  • Рассказывать о том, что над вами совершены насильственные действия -  признак слабости (Нет).  
  • Насилие - это преступление (Да).
  • Милиция должна вмешиваться в решение проблемы насилия (Да).  
  • Надо молчать когда страдаете от насилия, буллинга (Нет)
  • Издевательства,, бойкот, игнорирование - это насилие (Да)
  • Обидчиком, агрессором может быть только взрослый (Нет)
  • Буллинг - это длительный процесс сознательного, жестокого обращения со стороны ребенка или группы детей к другому человеку или детям (Да)  
  • Ребенок, который страдает от буллинга всегда в радостном настроении (Нет)  
  • Часто, ребенок, совершающий буллинг имеет преимущества над своей жертвой (старше, физически сильнее, у него выше авторитет в группе, классе) (Да)

6.Мини-лекция

Психолог знакомит подростков с понятием "буллинг", его причинами и последствиями для всех участников, структурой и видами, приводит примеры проявлений буллинга в детских коллективах, рассматривает психологические особенности агрессора и его жертвы, акцентирует различия явлений буллинга и конфликта.

Буллинг (от англ. слова bull - бык) - форма психологического насилия, представляющего многократное негативное психологическое давление на человека, в результате которого объект этого давления испытывает постоянный стресс.

Прямой буллинг включает в себя прямое физическое или психологическое насилие.

Формы прямого буллинга:

  • Вербальный буллинг (орудием служит речь: прозвища, обзывания)
  • Жесты и действия
  • Запугивание (интонации, резкие движения, слова)
  • Вымогательство (еды, денег, вещей, выполнение дел за агрессора)
  • Действия с имуществом (повреждение, воровство, прятанье вещей)

Скрытый буллинг представляет собой форму агрессии, выраженную косвенным образом.

Формы скрытого буллинга:

  • Игнорирование
  • Бойкот
  • Намеренное создание и распускание негативных слухов
  • Клевета
  • Исключение из отношений
  • Манипуляция

Вариантами буллинга также являются

  • Кибербуллинг - форма психологического насилия с применением интернет-технологий, включающая оскорбления угрозы, клевету, компромат и шантаж, с исползованием личных сообщений или общественного канала.
  • Троллинг - провокативное и подстрекательное общения, искусственное разжигание  ссор и споров, призыв к деструктивным действиям и стилю общения без должных адекватных причин. Троллинг не носит системного характера и представляет собой локальную проблему дискуссионной площадки.

Структура буллинга

Буллинг включает фиксированные типы участников - инициатор (агрессор), помощник, жертва, защитник жертвы, наблюдатель.

Последствия буллинга

Пострадавшие дети получают психологическую травму. Соматические нарушения: расстройствам сна, аппетита, разнообразные боли, аллергические реакции, беспричинное повышение температуры. Аффективные нарушения: снижение настроения, повышение тревожности, формирование страхов, снижение базового доверия к людям. Когнитивные нарушения: неустойчивость внимания, ослабление памяти, снижение познавательных возможностей. Поведенческим нарушения: агрессивное поведение в других коллективах, уходы из дома, отказ посещать школу, протестное и самоповреждающее поведение.

Буллинг - развращающий опыт для агрессоров. Они чаще других попадают в криминальные истории, формируют искажённое представление о разрешении конфликтов и социальном взаимодействии. В будущем у них меньше шансов на успешную самореализацию и на хорошие отношения в семье, с друзьями и коллегами.

Дети, непосредственно не участвующие в травле, переживают отрицательные эмоции: страх оказаться на месте жертвы, бессилие, негативное отношение к школе. Буллинг - травматичный опыт для свидетелей, они переживают мучительный внутренний конфликт, так как чувствуют, что происходящее - аморально, но в силу неопытности не могут  найти выход из ситуации. Их представление о себе как о хороших людях сильно страдает.

7. Упражнение-обсуждение "Мои встречи с буллингом"

Подросткам предлагается вспомнить и рассказать о ситуациях, в которых они сталкивались с явлениями буллинга. В ходе общего обсуждения фиксируется внимание участников на осознании своей роли и личного отношения к подобному явлению.

8. Упражнение "Мой вклад в буллинг"

Подросткам предлагается оценить свой личный вклад в болезнь под названием “травля”. Один балл означает “я никогда в этом не участвую”, два балла - “иногда присоединяюсь, но потом жалею”, три балла - “травил, травлю и буду травить; это же здорово и интересно”.  Следует общее обсуждение.

9. Упражнение "Личность "буллера"

Подросткам предлагается обсудить, какие индивидуальные особенности отличают человека, склонного к активному буллингу.

10. Упражнение "Почему так происходит?"

Подросткам предлагается разбиться на три группы. Первая группа ("Стрела") получает задание написать причины, побуждающие обидчика так себя вести. Вторая группа ("Мишень") пытается выявить причины, по которым дети становятся легкими мишенями для обидчиков. Группа  "Наблюдателей" ("Глаз") составляет список причин, по которым наблюдатели не вмешиваются в процесс буллинга.

Подведение итогов занятия

Завершение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

План-конспект тренировочного занятия по плаванию на тему:«Закрепление техники плавания способом баттерфляй (дельфин)»

Группа: группа начальной подготовки 2 года обучения(НП-2Тип занятия: Обучающий. Цель: Закрепление знаний, навыков и умений плыть способом баттерфляй (дельфин)...

План-конспект открытого занятия по боксу на тему "Ответные и контратакующие комбинации"

План-конспект открытого занятия по боксу в группе УТ-2 на тему "Ответные и контратакующие комбинации"...

План - конспект открытого занятия Воробьёвой Е.М. Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик"

Карта занятия Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик" Цель занятия:Создание условий для ...