План-конспект занятия с подростками по теме «Как справиться с буллингом?»
план-конспект занятия по психологии (6, 7, 8, 9 класс)

Владимирова Ирина Михайловна

Представлен план-конспект занятия, направленного на формирование у подростков представлений о направлениях организации помощи и мерах профилактики буллинга в детском коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_spravitsya_s_bullingom.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия с подростками по теме «Как справиться с буллингом?»

Цель занятия: формирование у подростков представлений о направлениях организации помощи и мерах профилактики буллинга в детском коллективе

Адресат: подростки 13-15 лет.

Продолжительность: 2 часа (45, 45)

1. Информирование подростков о цели и задачах занятия

2. Разминка "Лист бумаги"

Подросткам предлагается смять, а затем расправить лист бумаги. В ходе обсуждения фиксируется внимание на том, что обидеть человека легко, а вернуть доверие очень сложно.

3. Упражнение-обсуждение "Белая ворона"

Психолог предлагает подросткам вспомнить сказку "Гадкий утенок" Г.Х.Андерсена, а также ситуации из своей жизни, когда их поведение, взгляды кардинально отличались от мнения большинства, коллектива, класса. При обсуждении акцентируются переживания, которые испытывает человек, когда он оказывается в изоляции, когда его отвергает группа, а также на тех шагах, которые помогают справиться с подобными ситуациями.

4. Упражнение-обсуждение "Вред буллинга"

Подросткам нужно поделиться своим мнением о том, какой вред причиняют ситуации буллинга его участникам  и коллективу в целом.

5. Анкетирование

Для рефлексии событий буллинга и своего отношения к ним подросткам предлагается индивидуально ответить на вопросы анкеты.

Анкета, направленная на выявление «буллинга».

1. Испытывали ли ты  по отношению к себе проявление буллинга?

А) никогда не испытывал по отношению к себе проявление буллинга;

Б) иногда, со стороны старшеклассников или сверстников;

В) со стороны учителей.

2. В какой форме испытывал по отношению к себе проявление буллинга?

А) вербальной (насмешки, клички, обзывания);

Б) поведенческой (сплетни, изоляция, отказ играть, бойкот);

 В) физической (шлепки, подзатыльники, удары).

3. Приходилось ли тебе самому выступать в роли «агрессора» по отношению к другому?» А) «да, к сверстникам»;

Б) никогда не выступали в роли «агрессора»;

В) «я был только наблюдателем, сам не обижал»;

Г) выступал в роли «агрессора» по отношению к учителям.

4. Рассказывал  ли ты о ситуациях буллинга?

А) никому не рассказывали;

Б) делились проблемами с друзьями;

Г) рассказывали родителям.

Следует обсуждение (по желанию).

6. Мини-лекция

Психолог знакомит подростков с основными принципами конструктивного поведения в ситуациях буллинга.

Формирование у подростков конструктивного поведения в ситуациях буллинга предполагает то, что они  должны уметь и быть готовы:

  • рассказать о случае буллинга родителям, либо взрослым, которым они доверяют;
  • вести себя уверенно, быть настойчивым и задиристым (хотя бы внешне);
  • искать друзей среди сверстников и одноклассников;
  • избегать ситуаций, в которых возможен буллинг;
  • если требуется, методично и последовательно заниматься восстановлением самооценки с помощью специалиста;
  • не мечтать отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие;
  • учиться использовать юмор как самое мощное оружие против вербальной агрессии.

7. Упражнение "Расстаемся с гневом"

Инструкция психолога: "Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3–4 раза,  закройте глаза. Вообразите, что вы оказались на небольшой выставке. На ней представлены фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вас разозлили, обидели или поступили с вами несправедливо. Походите по выставке, рассмотрите портреты. Остановитесь у любого из них. Вспомните конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Мысленно представьте самого себя в этой ситуации.… Представьте, что вы выражаете свои чувства человеку, на которого разгневаны. Не сдерживайтесь, говорите ему все, что хотите. Если вы закончили упражнение, кивните головой. Вдохните глубоко 3–4 раза и откройте глаза».

Следует общее обсуждение.

8. Упражнение "Любовь и злость"

Инструкция: "Представьте, что вы разговариваете с человеком, на кого рассердились. Скажите этому человеку, за что конкретно вы на него рассердились. Поговорите с ним про себя, так, чтобы никто не мог услышать. А теперь скажите человеку, с которым вы разговаривали, что вам в нем нравится, причем как можно конкретнее."

Следует обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы себя чувствуете, когда не говорите другому человеку о том, что рассердились на него? Как себя чувствуете, когда сообщаете об этом?
  • Можете ли остаться спокойным, если кто-нибудь скажет, что рассердился на вас?
  • Есть ли такие люди, на которых вы никогда не сердитесь?
  • Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на вас?
  • Почему так важно точно говорить, что именно рассердило?
  • Когда гнев проходит быстрее - когда замалчивается или когда о нем рассказываешь?

9. Упражнение "Помоги справиться"

В малых группах подросткам предлагается проанализировать предложенную ситуацию и помочь жертве найти пути защиты и безопасного поведения.

Ситуация 1. Она как всегда сидела за партой, хотя все ее сверстники суетились и шумели во время перерыва. Светлана наблюдала ежедневно одну и ту же картину: девочки весело смеются, шутят и кокетливо посматривают на ребят. Конечно, ведь они не носят этих уродливых очков и брекетов на зубах. Из-за них она терпела столько издевательств и насмешек от одноклассников. Только дома она могла насладиться любовью и теплом, которое дарили ей родители. Пустой класс. За партой одиноко сидит Светлана. К ней подходят две одноклассницы. Начинают насмехаться над девочкой: забирают очки, бросают на пол тетради и книги, топчут их. Девочка начинает плакать. И вдруг ... СТОП!

Ситуация 2. Каждое утро Максима начиналось с того, что он слышал очередную ссору отца и матери. Так произошло и в этот раз. Проспав, он быстро оделся и выбежал на улицу. Завтракать не хотелось, и ни мама, ни папа не заметят, что его уже нет. Он привык. Ведь давно его в семье не замечали. В школу тоже не хотелось идти. Ведь там старшие ребята снова начнут издеваться над ним: цеплять на спину обидные прозвища, давать пинки, ставить подножки. Было очень тяжело, ведь пожаловаться было некому ... Школа. Прозвенел звонок на перемену. С расстроенным лицом Максим вышел из класса. В это время к нему подошли трое старшеклассников. Начали издеваться, насмехаться. Один из них похлопал Максима по спине, прицепив листок с надписью «Ударь меня». Парень не знал об этом. Максима больно толкнули и он упал. Было очень больно. На глаза навернулись слезы. И вдруг ... СТОП!

Ситуация 3. Когда-то Саша жил в счастливой и полноценной семье. Но после развода родителей мать была постоянно занята. А он так хотел внимания и тепла. Ведь он также тяжело переживал развод родителей, хотя и не показывал этого. Из-за этого он стал плохо учиться. Часто конфликтовал с учителями и детьми. Этот день в школе не был исключением. После урока он подрался с одноклассником, нагрубил учительнице, которая сделала ему замечание, и как всегда пришел на уроки не подготовленным. Одноклассники Саши невзлюбили и часто смеялись над ним, не принимали в общую компанию. Но он не высказывал своей боли из-за этого. На самом деле ему было страшно...Школа. Уроки давно закончились. Все разошлись. Саше не хотелось идти домой. Саша одевает свою куртку. В это время к нему подходят двое старшеклассников, предлагают сигарету. Саша, сначала колеблется, но потом соглашается пойти с ними закурить. Уходя из гардероба, старшеклассники начинают требовать у парня деньги. Саша объясняет, что у него нет денег. Ребят это возмущает, и они начинают его бить. И вдруг ... СТОП!

Следует общее обсуждение. Вопросы для обсуждения:

1. Были ли трудности при выполнении задания? Если да, то в чем именно?

2. Какие эмоции  вы испытывали к детям, которые оказались в сложных ситуациях?

10. Упражнение "Свод правил"

Подросткам предлагается сформулировать правила поведения в коллективе, которые, по их мнению будут препятствовать возникновению ситуаций буллинга. Например:

  • У нас не выясняют отношения с кулаками.
  • Не оскорбляют друг друга.
  • Не смотрят равнодушно, когда двое дерутся. Их разнимают.
  • Не смеются над чужими недостатками.
  • Не портят чужие вещи.....

Подведение итогов

Завершение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

План-конспект тренировочного занятия по плаванию на тему:«Закрепление техники плавания способом баттерфляй (дельфин)»

Группа: группа начальной подготовки 2 года обучения(НП-2Тип занятия: Обучающий. Цель: Закрепление знаний, навыков и умений плыть способом баттерфляй (дельфин)...

План-конспект открытого занятия по боксу на тему "Ответные и контратакующие комбинации"

План-конспект открытого занятия по боксу в группе УТ-2 на тему "Ответные и контратакующие комбинации"...

План - конспект открытого занятия Воробьёвой Е.М. Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик"

Карта занятия Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик" Цель занятия:Создание условий для ...