Развивающая программа «Развитие познавательной сферы» для обучающихся 1-4 класса
рабочая программа по психологии
Цель программы: содействие психическому и личностному развитию детей младшего школьного возраста; научить детей мыслить; сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности; развить мотивацию к обучению.
В соответствии с целью психологического сопровождения учащихся начальных классов, представлены следующие задачи:
1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая программа
«Развитие познавательной сферы»
для обучающихся
1-4 класс
г.Орел
Программа составлена на основе разработок занятий Холодовой О.А., Языкановой Т.Е., Локаловой Н.П., Утешевой Р.Х.
Пояснительная записка
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают не стабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах.
Традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.
Настоящая развивающая программа направлена на развитие познавательной сферы ребенка младшего школьного возраста: восприятия, памяти, внимания, мышления, также включены упражнения и игры на развитие мелкой моторики, учебной мотивации учащихся начальной школы.
Цель программы: содействие психическому и личностному развитию детей младшего школьного возраста; научить детей мыслить; сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности; развить мотивацию к обучению.
В соответствии с целью психологического сопровождения учащихся начальных классов, представлены следующие задачи:
1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
Этапы реализации программы:
- Диагностический: проведение обследования познавательной сферы учащегося, выявление проблем и особенностей развития.
- Коррекционный: проведение коррекционных занятий по разработанной программе.
- Оценки эффективности: включает в себя динамическое наблюдение за успехами ребенка в процессе работы, заключительное обследование познавательной сферы.
Принципы, на которых осуществляется программа:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 1 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Формы работы при реализации программы: фронтальная, групповая и индивидуальная. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.
Количество занятий – 33, продолжительностью по 40 – 45 минут.
Структура программы:
Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть.
I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи). Продолжительность вводной части – 5 минут.
II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Этапы основной части:
Развитие вербально-понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем самостоятельно выполняют задания в тетради.
Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза).
Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений. Продолжительность основной части урока – 30 минут.
III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия. Продолжительность заключительной части – 5 минут.
Результат:
К концу учебного года у обучающихся должны сформироваться следующие умения и навыки:
- чувство единства, умение действовать согласованно;
- готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
- целостная психолого-педагогическая культура;
- устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
- адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;
- нравственно-моральные качества;
- повыситься:
- уровень работоспособности;
- уровень развития памяти; внимания;
- мышления;
- восприятия;
- произвольной сферы;
- воображения;
- уровень познавательной активности.
- уметь:
- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
- работать самостоятельно в парах, в группах.
Содержание программы.
1.Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 1-х классов по развитию познавательных процессов.
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.
№ п / п | Задачи. | Содержание | Дата проведения |
1 | Знакомство. Пояснение целей и задач занятий. Установление контакта. | - Вводная беседа. - Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, развития слухового и зрительного восприятия, внимания. (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «бывает не бывает» - Рисование. Графический диктант. | |
2 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации Развитие навыков саморегуляции. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Веселый счет») - Графический диктант. Штриховка. | |
3 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Животные - растения», «Право - лево») - Графический диктант. Штриховка. | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Незнайки», «лево - право») - Графический диктант. Штриховка. | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зайки-барабанщики», «Саймон сказал») - Графический диктант. Штриховка. | |
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Лево - право», «Веселый счет») - Графический диктант. Штриховка. | |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. - Графический диктант. Штриховка. | |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки») - Графический диктант. Штриховка. | |
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») - Графический диктант. Штриховка. | |
10 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Веселый счет») - Графический диктант. Штриховка. | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Тень», «Будь внимателен») - Графический диктант. Штриховка. | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Веселый счет») - Графический диктант. Штриховка. | |
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет») - Графический диктант. Штриховка. | |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. - Графический диктант. Штриховка. | |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения») - Графический диктант. Штриховка. | |
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Саймон сказал») - Графический диктант. Штриховка. | |
17 | Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки») - Графический диктант. Штриховка. | |
18 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего») - Графический диктант. Штриховка. | |
19 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет») - Графический диктант. Штриховка. | |
20 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение») - Решение ребусов. - Графический диктант. Штриховка. | |
21 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен») - Графический диктант. Штриховка. | |
22 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») - Графический диктант. Штриховка. | |
23 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…») - Графический диктант. Штриховка. | |
24 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен») - Графический диктант. Штриховка. | |
25 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да - нет») - Графический диктант. Штриховка. | |
26 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет») - Графический диктант. Штриховка. | |
27 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. - Графический диктант. Штриховка. | |
28 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки») - Графический диктант. Штриховка. | |
29 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») - Графический диктант. Штриховка. | |
30 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал») - Графический диктант. Штриховка. | |
31 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен») - Графический диктант. Штриховка. | |
32 | Подведение итогов. Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления. | - Психогимнастика. - Психодиагностика. - Подведение итогов, планы на будущее |
Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 2-х классов по развитию познавательных процессов.
Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
№ п / п | Задачи. | Содержание | Дата проведения |
1 | Обсуждение планов на будущее. Постановка целей и задач на учебный год. | - Вводная беседа. - Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «бывает не бывает» - Рисование. | |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Да – нет») | |
3 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа») | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка») | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал» «Футбол») | |
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний») | |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. | |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй») | |
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») | |
10 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово») | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен») | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Я знаю пять ...», «Муха») | |
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Перекличка») | |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. | |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения») | |
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справ») | |
17 | Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки») | |
18 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего») | |
19 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет») | |
20 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Футбол») - Решение ребусов. | |
21 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен») | |
22 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») | |
23 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…») | |
24 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен») | |
25 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор») | |
26 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Футбол», «Да - нет») | |
27 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. | |
28 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки») | |
29 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») | |
30 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал») | |
31 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь внимателен») | |
32 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да-нет») | |
33 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Футбол», «Что будет, если...») | |
34 | Подведение итогов. Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления. | - Психогимнастика. - Психодиагностика. - Подведение итогов, планы на будущее |
Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 3-х классов по развитию познавательных процессов.
В З-м классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности. Одна из таких особенностей — смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объема самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.
№ п / п | Задачи. | Содержание | Дата проведения |
1 | Обсуждение планов на будущее. Постановка целей и задач на учебный год. | - Вводная беседа. - Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «Перекличка») - Рисование. | |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Хор») | |
3 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа», «Смена имен») | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка») | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал» «Закончи слово») | |
6 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний») | |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. | |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй») | |
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Превращение слов») | |
10 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово») | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен») | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Рыба, птица, зверь») | |
13 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Перечисли предметы на букву..») | |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Скульптор») - Решение ребусов. | |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения») | |
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справа») | |
17 | Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки») | |
18 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Футбол») | |
19 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Что изменилось», «Хор») | |
20 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение») - Решение ребусов. | |
21 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен») | |
22 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») | |
23 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…») | |
24 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеваки», «Будь внимателен») | |
25 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор») | |
26 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Разведчики», «Да - нет») | |
27 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. | |
28 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки») | |
29 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») | |
30 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Закончи слово», «Саймон сказал») | |
31 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь внимателен») | |
32 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да-нет») | |
33 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Перечисли предметы », «Хор») | |
34 | Подведение итогов. Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления. | - Психогимнастика. - Психодиагностика. - Подведение итогов, планы на будущее |
Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 4-х классов по развитию познавательных процессов.
Занятия в 4 классе продолжают развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание — к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивньие умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.
№ п / п | Задачи. | Содержание | Дата проведения |
1 | Постановка целей и задач на учебный год. | - Вводная беседа. - Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «Перекличка») - Рисование. | |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Хор») | |
3 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа», «Смена имен») | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка») | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал» «Закончи слово») | |
6 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний») | |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. | |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй») | |
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Превращение слов») | |
10 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово») | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен») | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Рыба, птица, зверь») | |
13 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Скульптор», «Перечисли предметы на букву..») | |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Футбол») - Решение ребусов. | |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Хор») | |
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справа») | |
17 | Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки») | |
18 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Я знаю…») | |
19 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Море волнуется», «Хор») | |
20 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение») - Решение ребусов. | |
21 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен») | |
22 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») | |
23 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…») | |
24 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеваки», «Будь внимателен») | |
25 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор») | |
26 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Разведчики», «Мы собирались в поход») | |
27 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение») - Решение ребусов. | |
28 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен») | |
29 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») | |
30 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…») | |
31 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеваки», «Будь внимателен») | |
32 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Мы собирались в поход») | |
33 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Разведчики», «Цепочка слов») | |
34 | Поведение итогов. | Интеллектуальный марафон. |
Учебно – методическое сопровождение.
- Рабочие тетради «Юным умникам и умницам» (О.Холодова) 1 - 4 класс, в 2-х частях. Москва. РОСТ-книга 2008 г.
- Рабочие тетради «Развитие интеллектуальных способностей» (Т. Языканова) 1 - 4 класс. Москва. Экзамен. 2008 г.
- Учебно-методическое пособие «Профессия – школьник» (Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В.)Москва «Генезис» 2007 г.
- Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 1 класс» (Глазунов Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г.
- Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 2 класс» (Глазунов Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г.
- Учебно-методическое пособие «Юным умникам и умницам» (О.Холодова) 1 - 4 класс. Москва. РОСТ-книга 2008 г.
- Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в школе. М. 2007 г.
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Методические рекомендации. М. 1998 г.
- Истратова О.Н. Эксакуто Т.В. Справочник психолога начальной школы.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.2007 г.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. М. 2002
- Самоукина Н.В Игры в школе и дома. М. Новая школа 1993 г.
- Ундзенкова А.В. Колтыгина Л.С. Графемика. Ек-бург Литур.2006 г.
- Утешева Р.Х. «Коррекционные занятия. Сборник коррекционных занятий для учащихся 1-4 классов. Орел, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной сферы учащихся 1 класса с использованием комплекта «Пертра»
Цель урока:- Развитие связанной речи,- развитие наблюдательности, зрительного восприятия;- установление закономерностей и анализ материала;- развитие моторики руки; - развитие содружественн...

Коррекционно-развивающая программа "Развитие познавательных процессов 5 класс", автор-составитель педагог-психолог Потапова Н. В.
Пояснительная записка, тематическое планирование, подробное описание занятий....

Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития двигательной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью.
В разработке индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития двигательной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью предложен материал для учителей физической культуры , котор...

Развивающая программа: «Развитие временной перспективы у учащихся старших классов»
Название профилактической программы: «Развитие временной перспективы у учащихся старших классов»»Возраст детей: 15 - 16 летОбъем группы: 12 -15 человекУсловие работы программы: часто...
Программа дополнительного образования по курсу «Развитие познавательной сферы обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью»
Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Структура его психики чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению м...

Рабочая программа по развитию познавательной сферы для 4 класса
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развив...

Коррекционно-развивающая программа "Развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы"
Программа направлена на формирование адекватного поведения, снижение конфликтности, развитие адаптивных возмождностей и волевых усилий у обучающихся сОВЗ....